Какими свойствами обладают деньги экономика 9 класс

Какими свойствами обладают деньги экономика 9 класс thumbnail

Деньги, невзирая на разнообразие всех их форм и функций, представляют собой единый инструмент, при помощи которого реализуются экономические отношения в обществе. Но для того чтобы деньги могли выступать в качестве реального экономического инструмента, к ним выдвигается целый ряд требований, который, по сути, зависит от уровня развития социально-экономических отношений в обществе и, чем он выше, тем более сложные требования выдвигаются к деньгам, что в конечном итоге создаёт предпосылку для их эволюции. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, деньги должны обладать целым рядом специфических свойств. На текущий момент наиболее актуальны такие свойства денег:

  • приемлемость;
  • стабильность стоимости;
  • экономичность;
  • продолжительность использования;
  • однородность;
  • делимость;
  • портативность.

Приемлемость

Осознав потребность в деньгах, общество должно было решить, какой предмет следует использовать в этом качестве. Конечно же, на первых порах такое решение принимается не путём референдума или принятием (утверждением) соответствующего нормативного документа государством — оно вытекает из практики: люди начинают применять определённый предмет в качестве денег, и этот предмет de facto становится эквивалентом стоимости, т.е. приобретает функцию денег. В разные времена и в разных местах во всем мире для этого использовались различные предметы. Как деньги использовался скот (например, коровы, овцы, верблюды); такие ходовые товары, как сигареты, рыболовные крючки, какао-бобы; предметы, ценившиеся за свою красоту (бриллианты, раковины каури), а также причудливые вещицы типа зубов кабана и т.п.

Приемлемость какого-либо предмета в качестве денег — это первая предпосылка для его использования в данной функции. В этом отношении наше решение о том, что мы хотели бы использовать как деньги, не имеет никакого значения. Если нельзя убедить большинство людей принимать данный предмет, то он не сможет выполнять свое предназначение.

Большинство предметов, использовавшихся как ранние формы денег, имели внутреннюю ценность, определявшуюся либо возможностью их применения в других целях, либо спросом на них вследствие их редкости. Так, например, некоторые виды раковин каури, использовавшихся как деньги, имели внутреннюю ценность не потому, что их можно было с какой-то целью употребить, а потому, что людям просто хотелось иметь их для себя.

Как только люди привыкают к самой мысли об использовании денег, они обычно готовы применять предметы, имеющие только меновую стоимость, зависящую исключительно от веры в то, что предмет и дальше будет приниматься обществом в целом. Однако даже в современном обществе прибегают к использованию в качестве денег ценных товаров, если нарушается хрупкое равновесие экономической системы или что-то мешает её слаженной работе. Например, в Европе сразу после второй мировой войны многие, утратив веру в «бумажные деньги», отказывались их принимать. Вскоре в качестве субститутов денег (среди прочих предметов) начали выступать сигареты, нейлоновые чулки и шоколад. Эти товары стали деньгами.

Стабильность стоимости

Стабильность стоимости – это базовое свойство денег, которое позволяет определённому предмету выполнять функции денег. Стабильность стоимости избранной формы денег является важным фактором их приемлемости. Любая форма денег, если она обесценивается, не может эффективно выполнять функцию средства платежа и накопления стоимости. Ожидаемая потеря покупательной стоимости денег, например, может отпугнуть тех, кто захотел бы накопить фонды, и они либо примут решение потратить деньги сразу после их получения, либо решат инвестировать их каким-либо иным способом.

Стабильность денег, обладающих только меновой стоимостью, в значительной мере зависит от доверия общества к постоянству их покупательной способности. Если это доверие подорвано, то стоимость денег может быть разрушена инфляцией. Деньги, имеющие внутреннюю ценность, защищены от крайних воздействий инфляции, однако они подвержены влиянию колебаний спроса и предложения на тот товар, который лежит в их основе. В случае падения цены на этот товар снизится и покупательная способность денег.

Количество предлагаемых денег определённой формы имеет большое значение для стабильности их стоимости. Для того чтобы какой-то род предметов функционировал как деньги, эти предметы должны быть достаточно редкими, однако не настолько, чтобы ощущалась их нехватка в обращении, которая не позволяла бы осуществлять «хозяйственный оборот». Вот почему мы не можем использовать в качестве денег листья деревьев: было бы слишком легко увеличить денежную массу, просто срывая их с деревьев.

На денежную массу может также влиять деятельность фальшивомонетчиков. Если можно изготавливать фальшивые деньги, которые нельзя отличить от подлинных, то они будут обращаться как настоящие деньги и в этом смысле практически превратятся в настоящие деньги. Если масса фальшивых денег достигает достаточно больших размеров, то это увеличивает денежную массу, что приводит к обесценению денег.

По мере развития потребности в накоплении стоимости и платежных отношений общество вынуждено было отказаться от всех денежных форм с нестабильной стоимостью и признать деньгами лишь золото, которое в то время имело стабильную стоимость. Страны, которые ввели золотые деньги, достигли в XIX в. огромных экономических успехов.

Однако по мере развития экономики и формирования мирового рынка стабильность стоимости золота оказалась недостаточной для обеспечения указанного свойства денег. Колебания спроса и предложения на золото вызывали существенные изменения стоимости полноценных денег. Это стало одной из причин перехода к неполноценным кредитным деньгам, стабильность стоимости которых можно поддерживать на нужном уровне усилиями государства и межгосударственных органов. Главным механизмом решения этой задачи стало управление денежно-кредитной политикой, которая реализуется Центральным банком страны, как правило, в тесной кооперации с действиями парламента. Таким образом, в наше время поддержание стабильности стоимости денег стало одной из ключевых задач современных государств.

Экономичность

Важным свойством денег является их экономичность, которая позволяет обществу минимизировать затраты на изготовление денег и обеспечить ими потребности оборота. Пока деньги были полноценными, решить эту задачу было невозможно, так как снижение расходов на обеспечение оборота деньгами имело объективную границу, которая определялась внутренней стоимостью металла, из которого они изготавливались. Данное обстоятельство послужило толчком к проведению демонетизации золота и возникновению неполноценных денег. Но даже после этого требование к экономичности денег остаётся актуальным. Изготовление банкнот и неполноценных монет требует довольно значительных расходов со стороны государства, в связи с чем наличные в обороте постепенно заменяются безналичными (депозитными) деньгами. Но обеспечение оборота такими деньгами требует тоже определённых расходов (на ведение счетов, осуществление платежей, организацию межбанковских расчётов и т.п.). Для сокращения этих расходов движение депозитных денег стали осуществлять средствами электронных технологий.

Несмотря на интенсивное расширение сферы использования депозитных (в т.ч. электронных) денег, ни одна из стран не может совсем отказаться от наличности.

Продолжительность использования

Важным способом обеспечения экономичности наличности является долгосрочность её использования, которую можно считать ещё одним свойством денег. Этим свойством обладали полноценные деньги, а сейчас – наличные. Говорить об этом свойстве для депозитных (электронных) денег нет оснований, т.к. они не изнашиваются в процессе оборота.

Читайте также:  Каким свойством обладают объекты

Чтобы обеспечить долгосрочное использование денег, их изготавливают из сверхпрочной, износостойкой бумаги, а некоторые денежные единицы (особенно мелкого номинала) изготавливают не только из бумаги, но и из металла (в виде монет).

Важнейшим требованием к бумажным деньгам является износоустойчивость, т.е. их сопротивление излому и разрыву. Бумажные деньги в обращении многократно сгибаются (складываются) и разгибаются. Поэтому образцы бумаги, используемые для изготовления денег, должны выдерживать (не разрываться) несколько тысяч двойных перегибов (обычные печатные бумаги выдерживают до двадцати двойных перегибов). Высокая прочность должна быть и на разрыв. Кроме этих важнейших показателей износоустойчивость бумаги характеризуется также и сопротивлением надрыву кромки. Для обеспечения высокого качества и прочности печатного рисунка денежная бумага должна обладать необходимой степенью белизны, непрозрачности, гладкости, светопрочности (не должна изменять своего цвета (белизны) и снижать механическую прочность под воздействием света, солнечных лучей). Стойкость к «старению» наибольшая у бумаг, изготовленных из волокон льна и хлопка. Красочный слой на бумаге должен хорошо закрепляться и быть достаточно прочным на истирание.

Однородность

Однородность денег является свойством, которое требуется от всех форм денег, но не все формы её обеспечивают. Особенно остро вопрос однородности решался, когда носителем денег выступали обычные товары (скот, меха, драгоценности и т.п.), поскольку каждый экземпляр таких денег существенно отличался от других. Этот недостаток натуральных денег был ослаблен переходом к золотым деньгам. Золотые монеты стали однородными, взаимозаменяемыми. Количественно одинаковая сумма их во всех случаях представляла одинаковую ценность. Однако однородность и золотых денег могла нарушаться, если рядом с золотой монетой в обороте была серебряная, или золотые монеты имели неодинаковые доли примесей неблагородных металлов, или имели разную степень изношенности.

Когда в обращении находятся деньги разного качества, каждый, естественно, постарается удержать как можно больше денег «хорошего качества» и освободиться от денег «низкого качества». Например, если бы некоторые монеты были сделаны из золота, а другие — из сплава, то каждый старался бы тратить монеты только из сплава металлов и сохранять золотые монеты. Продавцы, конечно, постарались бы не принимать платежи в монетах из сплава, и все это потому, что внутренняя стоимость золотой монеты была бы выше, чем монеты из сплава.

Во внутренней стоимости неоднородных форм денег всегда будут сохраняться различия. Томас Грешем, английский министр финансов во времена Королевы Елизаветы I, первым обратил внимание на трудности использования денег с неоднородным качеством и выразил свою мысль в изречении, получившим название «закон Грэшема», который гласит: «Плохие деньги вытесняют из обращения хорошие».

С переходом к неполноценным деньгам проблема их однородности не была снята полностью, хотя на поверхности все такие деньги выглядят одинаковыми. На самом деле отдельные виды денег оказываются неоднородными через разную степень доверия к их эмитентам, а, следовательно — разной степени их надёжности. Если доверие к центральному банку выше, чем к коммерческим, то экономические агенты будут отдавать предпочтение наличным перед депозитными деньгами как более надёжным.

Надёжность депозитных денег тоже не одинакова, поскольку каждый банк имеет свой уровень ликвидности и финансовой стабильности. Особенно остро эта неоднородность проявлялась в условиях экономического и финансового кризиса, который периодически переживает наша страна.

Делимость

Деньги должны обладать и таким свойством, как делимость. Для совершения покупок с использованием «мелочи» неудобно применять крупные неделимые денежные единицы. Проблема с применением в качестве денег многих предметов с внутренней стоимостью заключалась в том, что в результате их деления на более мелкие части стоимость отдельных частей нередко оказывалась значительно меньше, чем их стоимость в составе единого целого. Существует теория, что в эпоху Железного века в качестве денег использовались насадки топоров. Частично ценность таких денег определялась их возможным использованием как инструментов; но если их делили на более мелкие части, это полезное свойство, естественно, пропадало. Точно так же трудно разделить на части и живой скот.

Для осуществления платежей быстро, без дополнительных расходов, деньги должны легко делиться на любые части. При таком делении можно легко заплатить любую сумму, получить сдачу и тому подобное. Чтобы обеспечить такое свойство, изготавливаются деньги разных номиналов — от малых до больших, а денежная единица ещё делится на несколько одинаковых частей, как правило, на 100. На этом основании выпускаются разменные монеты разных номиналов, что даёт возможность при расчётах разделить денежную единицу на любые части.

Портативность

Ещё одним свойством денег является их портативность. Они должны быть такими, чтобы их было легко носить, удобно ими пользоваться в повседневной жизни. С каждой новой формой, которую приобретали деньги в процессе исторического развития, их портативность росла. Высокую портативность имеют современные наличные деньги — банкноты и разменная монета. Однако на этом не закончился процесс усовершенствования портативности денег. Чековая книжка, которая обеспечивает движение депозитных денег, значительно портативнее, чем наличные. А пластиковые карты, которые используются для перевода денег по каналам электронной связи, еще портативнее, чем чековые книжки.

Источник

Открытый урок по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги»

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру.Оборудование урока: презентация; проектор; компьютер
Материалы к уроку: Тексты Конституции РФ 1993 года, дополнительный материалПлан урока 1. Актуализация знаний. Шуточные вопросы. Повторение.

2.История денег
  3.Функции денег
4.Денежная масса
5.Государственный бюджет

Шуточные вопросы:

  1. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) сто долларов;

б) сто евро;

в) сто друзей;

г) сто лет одиночества.

2. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) страдали монетки; б)горевали рублики;

в) плакали денежки; г) повесились банкноты.

3. Чем должен обладать денежный знак?

а) гордостью;

б) достоинством;

в) самоуверенностью;

г) мужеством.

4. Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) презренный металл;

б) ненавистная бумага;

в) жалкий пластик;

г) ужасная наличка.

5. Что делает с рублём копейка?

а)стережёт;

б) бережёт;

в) питает;

г) воспитывает.

6. Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) лимон;

б) капуста;

в) зелень;

г) ботва.

  1. Как говорят о больших деньгах?

а) куры не клюют;

б) мыши не грызут; в) волки не дерут; г) глаза не смотрят.

  1. Какие знаки надеется увидеть на должных банкнотах каждый кассир?

а) водяные;

Читайте также:  Какое свойство материала называют долговечностью

б) воздушные;

в) магические;

г) астрономические.

9. Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) домашние;

б) ручные;

в) карманные;

г) декоративные.

  1. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а)на черный день;

б) на полярную ночь;

в) на високосный год;

г) на золотой век

Кто не знает знаменитых строк из «Скупого рыцаря» А.С.Пушкина.
Счастливый день! Могу сегодня я
В шестой сундук (сундук еще не полный)
Горсть золота накопленного всыпать
Немного кажется, но понемногу
Сокровища растут…..
В мировой литературе есть сотни и других произведений, воспевающих и проклинающих силу денег. Жадный человек часто становится жертвой собственной болезни. Его жадность сопровождается накопительством. Он собирает свои денежки в кучку и прячет ее подальше от людей. Тратит самую малость. Он живет, чтобы только копить. Вот такова нравственная сторона денег. Нас же интересуют вопросы, позволяющие определить экономическую сущность денег, их роль в экономике. И как вы уже догадались, тема нашего урока «Деньги. Функции денег.»

Но для начала повторим, что мы уже изучали.

  1. К какой из основных сфер относятся деньги?

  2. К какому фактору производства относятся деньги?

  3. Что такое цена?

  4. Какие типы экономических систем вам известны?

5. Какие формы собственности существуют? 

Прежде чем узнать о роли денег в экономике и их функциях побеседуем о истории возникновения денег. Деньги существовали не всегда. Какие товары выполняли роль денег? Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.

И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Какой металл стали использовать раньше других? Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Поэтому любой регион, обладающий запасами золота и серебра, обретал экономическую и политическую силу. Так было с Лидией.  Ее Царь Крёз прославился своим богатством. Сохранилась даже поговорка «Богат как Крёз». Именно там были обнаружены первые монеты. 

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

В России чеканить деньги из золота и серебра начали при великом князе Владимире Святом . Медные деньги стали чеканить при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20,48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег. А как вы думаете, для кого в большей степени использование медных денег было очень затруднительным? Возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В России первые бумажные деньги появились при Екатерине 2.
А вы слышали когда – нибудь выражение «Деньги не пахнут»?

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”. В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

Монета имеет установленные законом  весовое содержание и форму. Первые монеты были небольшими слитками металла неопределенной формы, поэтому при обращении таких металлических денег необходимо было проверять вес и пробу. Сегодня вес металла в монете и его проба удостоверяются государственным штемпелем.
А вы знаете, как называется наука, которая изучает монеты?

Наука нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Подержите в руках монету. Представьте себя нумизматами. На что вы должны обратить внимание?
На каждой монете имеются определенное изображение и надпись – легенда, содержащая название города, государства, год чеканки, наименование монеты. У монеты различаются лицевая сторона (аверс), оборотная сторона (реверс) и обрез (гурт).
А как вы думаете есть наука, изучающая бумажные деньги?
Бонистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю вышедших из денежного обращения бумажных денег.

Вопрос : Так какими же качествами должны обладать деньги?

Читайте также:  Какое свойство материала называют надежностью

Ответ : У денег должны быть такие качества, как:

стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);

портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);

долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);

однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);

делимость (деньги можно было разделить на части);

отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми;

ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности.

Упражнение 1
Расположите в порядке убывания ликвидности следующие предметы, учитывая где вы находитесь! Проверка упражнения – 2 минуты

Упражнение №2. Вопросик???
1) Кто обладает монопольным  правом печатать деньги, чеканить монет? И где об этом сказано?
2) Почему металлические деньги вытеснили более примитивные виды денег и почему все прочие металлы вытеснены благородными металлами?
3) У бриллиантов есть все свойства необходимые товару для того, чтобы выполнить в экономике роль денег. Они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же редкостью. Почему же они не стали деньгами?

Какие же конкретные функции (роли) выполняют деньги в экономических отношениях людей? Познакомимся с основными функциями.

«Функции денег»

 Средство обмена.

Деньги можно использовать при покупке и продаже товара и услуг. Следовательно, деньги, выполняя эту функцию, позволяют обществу избегать неудобного бартерного (натурального обмена) и выступают в качестве посредника в процессе обмена товарами.

Средство измерения.

Указанная функция связана со способностью денег измерять стоимость абсолютно всех товаров и услуг. Общество считает, удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей различных товаров и услуг. Подобно тому, как мы измеряем дистанции в километрах и сравниваем их, мы сопоставляем стоимость благ в денежном выражении.

Средство сбережения.

В этом качестве деньги являются способом перенесения нынешних покупок на будущее. Если вы сегодня заработали сто тысяч рублей, то можете отложить их до следующего месяца или года. Конечно, деньги – не единственное и самое лучшее средство сбережения. Земля, ценные бумаги, драгоценные камни, коллекции картин также могут служить средством сбережения. Однако все это трудно быстро превратить в случае необходимости в деньги. Люди предпочитают, чтобы в качестве средства сбережения использовались наличные деньги, так как в любой момент в будущем они смогут с легкостью обменять их на нужные товары и услуги.

Упражнение №3 .Назвать функцию. Объяснить. Привести пример.

Выполнить упражнение №4

Игра “Данетка”. (Да, нет) (физминутка)

1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)

3. Деньги может печать любой человек. (Нет)

4. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)

5. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)

5. Первичное закрепление изученного материала.

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача – определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Карточка №1

Единственное их занятие – торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов – купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

«Денежная масса». Деньги, обращающиеся в данной  стране  составляют денежную массу. Быстрее всех идут  в дело наличные деньги. Но их опасно хранить дома, к тому же они не приносят те проценты, которые банк платит по вкладам. В банках хранить выгоднее, чем дома – правда, что банки надежны, способны рассчитываться со своими клиентами в любое время и что не станут в один прекрасный день банкротами.

«Государственный бюджет» Деньги нужны и для составления государственного бюджета.
Свой бюджет имеет и семья. Как и в государстве, в семье принято считать, сколько денег зарабатывают ее члены за год и какие расходы им предстоят. Если семейное хозяйство ведется плохо, расходы быстро превышают доходы. Семья оказывается на пороге бедности и нищеты. То же и с государством. Если правительство не умеет соблюсти баланс между государственными доходами и расходами, бюджет не выполняется, а страна превращается в банкрота. В отчаянном положении оказываются миллионы людей. Такова цена ошибок и некомпетентности тех, кто стоит у власти. Как вы видите, ребята, бюджетная политика занимает в экономике ведущее место. Подведем итоги и скажем, что благополучие народа нашей страны всецело зависит от состояния экономики, от того,  как грамотно, рационально распределяется и расходуется правительством бюджет государства. Получается, деньги всему голова.

6. Решение проблемных вопросов . 

  1. Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости? 

Ответ учащихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось. 

  1. Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

  1. Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Рефлексия. 

Домашнее задание. Читать параграф 7, написать эссе.

7. Закрепление. Заполнение таблицы.

Источник