Какими свойствами обладают ферменты как белки

Какими свойствами обладают ферменты как белки thumbnail

В каждой живой клетке происходит множество химических реакций. Ферменты (энзимы) – белки с особыми и крайне важными функциями. Их называют биокатализаторами. Основная функция белков-ферментов в организме заключается в ускорении биохимических реакций. Исходные реагенты, взаимодействие которых катализируется этими молекулами, именуются субстратами, а конечные соединения – продуктами.

В природе белки-ферменты работают только в живых системах. Но в современной биотехнологии, клинической диагностике, фармацевтике и медицине применяются очищенные энзимы или их комплексы, а также дополнительные компоненты, необходимые для работы системы и визуализации данных для исследователя.

белок фермент

Биологическое значение и свойства ферментов

Без этих молекул живой организм не смог бы функционировать. Все процессы жизнедеятельности слажено работают благодаря энзимам. Главная функция белков-ферментов в организме – регулирование обмена веществ. Без них невозможен нормальный метаболизм. Регуляция активности молекул происходит под действием активаторов (индукторов) или ингибиторов. Контроль действует на разных уровнях синтеза белков. Он также «работает» в отношении уже готовой молекулы.

Основное свойства белков-ферментов – специфичность к определенному субстрату. И, соответственно, способность катализировать только одну или реже ряд реакций. Обычно подобные процессы обратимы. За выполнение обоих функций ответственен один фермент. Но это еще не все.

функция белков ферментов в организме

Роль белков-ферментов существенна. Без них не протекают биохимические реакции. За счет действия ферментов появляется возможность реагентам преодолеть активационный барьер без существенных затрат энергии. В организме нет возможности нагреть температуру более 100 °С или использовать агрессивные компоненты наподобие химической лаборатории. Белок-фермент соединяется с субстратом. В связанном состоянии происходит модификация с последующим освобождением последнего. Именно так действуют все катализаторы, применяемые в химическом синтезе.

Какие уровни организации молекулы белка-фермента?

Обычно эти молекулы имеют третичную (глобула) или четвертичную (несколько соединенных глобул) белковую структуру. Сначала они синтезируются в линейном виде. А потом сворачиваются в требуемую структуру. Для обеспечения активности биокатализатору необходимо определенное строение.

белки ферменты

Ферменты, как и другие белки, разрушаются при нагреве, экстремальных значениях pH, агрессивных химических соединений.

Дополнительные свойства ферментов

Среди них выделяют следующие особенности компонентов:

  1. Стереоспецифичность – образование только одного продукта.
  2. Региоселективность – разрыв химической связи или модификация группы только в одном положении.
  3. Хемоселективность – катализ только одной реакции.

Особенности работы

Уровень специфичности ферментов варьируется. Но любой энзим всегда активен в отношении конкретного субстрата или группы соединений, аналогичных по структуре. Небелковые катализаторы не обладают таким свойством. Специфичность измеряется константой связывания (моль/л), которая может достигать 10−10 моль/л. Работа активного фермента стремительна. Одна молекула катализирует тысячи-миллионы операций в секунду. Степень ускорения биохимических реакций существенно (в 1000-100000 раз) выше, чем у обычных катализаторов.

Действие ферментов построено на нескольких механизмах. Наиболее простое взаимодействие происходит с одной молекулой субстрата с последующим образованием продукта. Большинство энзимов способны связывать 2-3 разные молекулы, вступающие в реакцию. Например, перенос группы или атома от одного соединения к другому или двойное замещение по принципу «пинг-понг». В данных реакциях обычно соединяется один субстрат, а второй связывается посредством функциональной группы с ферментом.

Изучение механизма действия фермента происходит с помощью методов:

  1. Определения промежуточных и конечных продуктов.
  2. Изучения геометрии структуры и функциональных групп, связываемых с субстратом и обеспечивающих высокую скорость реакции.
  3. Мутации генов фермента и определения изменения в его синтезе и активности.

роль белков ферментов

Активный и связывающий центр

Молекула субстрата значительно меньше по размеру, чем белок-фермент. Поэтому связывание происходит за счет небольшого числа функциональных групп биокатализатора. Они формируют активный центр, состоящий из определенного набора аминокислот. В сложных белках в структуре присутствует простетическая группа небелковой природы, которая также может входить в состав активного центра.

Следует выделить отдельную группу энзимов. У них в состав молекулы входит кофермент, постоянно связывающийся с молекулой и освобождающийся от нее. Полностью сформированный белок-фермент называется холоферментом, а при удалении кофактора – апоферментом. В качестве коферментов часто выступают витамины, металлы, производные азотистых оснований (НАД – никотинамидадениндинуклеотид, ФАД – флавинадениндинуклеотид, ФМН – флавинмононуклеотид).

свойства белков ферментов

Связывающий центр обеспечивает специфичность сродства к субстрату. За счет него формируется устойчивый субстратно-ферментный комплекс. Структура глобулы построена так, чтобы иметь на поверхности нишу (щель или впадину) определенного размера, обеспечивающего связывание субстрата. Располагается эта зона обычно недалеко от активного центра. У отдельных ферментов есть участки для соединения с кофакторами или ионами металлов.

Заключение

Белок-фермент играет важную роль в организме. Подобные вещества катализируют химические реакции, отвечают за процесс обмена веществ – метаболизм. В любой живой клетке постоянно происходит сотни биохимических процессов, включающих восстановительные реакции, расщепление и синтез соединений. Постоянно происходит окисление веществ с большим выделением энергии. Она в свою очередь тратится на формирование углеводов, белков, жиров и их комплексов. Продукты расщепления являются структурными элементами для синтеза необходимых органических соединений.

Источник

В каждой клетке организме постоянно происходят сотни различных биохимических процессов. Все они сопровождаются распадом и окислением питательных веществ, поступающих извне.

Процессы сложные, многосоставные, и об их особенностях можно рассказывать долго. Но все они протекают быстро благодаря катализаторам биохимических реакций, которыми являются белки-ферменты.

Что они собой представляют? Какова их роль, свойства, функции? Об этом сейчас речь и пойдет.

Определение

Итак, белок-фермент – это совокупность сложных молекул белка и рибосом либо их целые комплексы. Именно они ускоряют все происходящие в живых системах химические реакции. Происходит это, разумеется, определенным образом.

Каждый фермент «свернут» в определенную структуру. И он ускоряет конкретную, соответствующую его характеристикам реакцию. Кстати, в таком «тандеме» реагенты именуют субстратами. А получившиеся в результате реакции вещества – продуктами.

Читайте также:  Какие опыты о свойстве воздуха

Ферменты по отношению к субстратам весьма специфичны. Аденозинтрифосфатазы, например, катализируют исключительно отщепление остатков фосфорной кислоты от аденозинтрифосфорной. Другой пример – киназа фосфорилазы. Она, в свою очередь, переносит к субстрату остатки только фосфорной кислоты.

ферменты расщепляющие белки жиры

Регуляция активности

Белки-ферменты могут действовать по-разному. Их активность регулируется двумя типами веществ:

  • Активаторы. Вследствие их воздействия активность повышается. При ассоциации с ДНК эти вещества усиливают транскрипцию определенного гена. Яркий пример – Gal8. Он активирует гены, которые ответственны за усвоение дрожжами галактозы.
  • Ингибиторы. Они, как можно предположить, активность понижают, задерживая течение физико-химических и физиологических процессов. В качестве примера можно привести гидрохинон. Это ароматическое органическое соединение является ингибитором окисления бензальдегида.

К слову, синтезируются белки-ферменты на рибосомах. Эти органеллы производят их из аминокислот, основываясь на генетическую информацию.

аминокислоты белки ферменты

Состав

Есть еще множество вопросов, касающихся белков-ферментов, расщепляющие различные вещества, поступающие в организм. Почему, например, их молекулы больше, чем у субстратов? И каким вообще образом аминокислоты, которые сами не могут ускорять химические реакции, создают мощнейшие каталитические системы, соединяясь в специфические последовательности?

Но зато медицине многое известно об их составе. Каждый фермент представляет собой соединение собственно белковых частей и связанные с ними активные центры. В их молекулах принято отличать активный А-центр – это место в пространственной структуре, с которым контактирует субстрат S. Также есть белковая часть – ее именуют либо апоэнзимом, либо апоферментом.

Можно еще объяснить иначе. Ферменты образованы из полипептидов – это такие вещества, которые состоят из остатков аминокислот. А те, в свою очередь, являются органическими соединениями, содержащие в себя как аминные, так и карбоксильные группы.

Специфика воздействия

Состоящие из остатков аминокислот белки-ферменты обеспечивают одну либо несколько однотипных реакций (каждый).

К примеру, жиры внутри клеток и в пищеварительном тракте расщепляются липазой. Это водорастворимый фермент, не действующий на белки и полисахариды. В то же время вещество, расщепляющее гликоген или крахмал, не оказывает никакого эффекта на жиры.

Интересно, что каждый молекула фермента осуществляет от нескольких тысяч до миллионов действий в минуту. В ходе этих процессов белок не расходуется вообще. Наоборот, он образует симбиоз с реагирующими веществами, ускоряя их превращения. После окончания он выходит из реакции в неизменном виде.

ферменты расщепляющие белки жиры

Свойства

Их тоже надо рассмотреть, изучая роль белков-ферментов. Вообще, свойства этих веществ можно выделить в такой список:

  • Способность путем высаливания осаждаться из растворов.
  • Амфотерность.
  • Электрофоретическая подвижность.
  • Способность к кристаллизации.
  • Высокая специфичность действия.
  • Зависимость реакции от рН-среды, активаторов, ингибиторов и температуры.

Последние качества обусловлены регулируемой активностью ферментов. Благодаря этой специфике удается изменять скорость превращения веществ вы зависимости от условий среды, в которых они находятся.

Интересно, что у некоторых белков-ферментов, расщепляющих жиры, углеводы и прочие элементы, есть стереохимическая специфичность. Так называется их способность катализировать превращение лишь одного стереоизомера субстрата. К примеру, фумароза способна расщепить исключительно транс-изомер-фумаровую кислоту. Взаимодействовать с cis-изомером она уже не будет.

ферменты выполняют функцию белков

Зависимость от температуры

Она довольно весомая. С повышением температуры на каждые десять градусов скорость ферментативной реакции увеличивается примерно в два-три раза.

Но, если сравнивать с минеральными катализаторами, то закономерность эта дает о себе знать только в конкретном температурном интервале, который может варьироваться от 0°C до 37-40 °C.

Когда же фермент начинает работать на максимуме? Наибольшая активность проявляется тогда, когда и температура достигает предела в 40 °C. Если она поднимется еще выше, то начнется денатурация.

Ферменты, подчиняющиеся данной закономерности, принято называть термолабильностью. Это – ключевое качество, отличающие белки от минеральных катализаторов.

Но есть среди ферментов термостабильные соединения, на которые высокие температуры негативно не воздействуют. Более того, некоторые из них их выдерживают, и даже под их влиянием проявлять максимальную активность. К таковым относится миокиназа мышц. Она сохранит активность даже в том случае, если температура достигнет 100 °C.

При 0 °C ферментативная реакция практически прекращается. Но это ингибирование обратимо. При нормальном температурном режиме активность вещества восстановится. Это доказывают ферменты, которые были выделены из туши мамонтов, годами находившихся в условиях ледникового периода. При создании нормальной температуры они проявляли хорошую активность.

А некоторые ферменты и при низкой температуре ее демонстрируют. Например, амилаза картофеля. При -4 °C она действует в разы более активно, чем при плюсовых показателях. Кстати, этим обусловлен сладковатый вкус слегка замерзшей картошки.

роль белков ферментов

Классификация

Рассказывая об особенностях и функциях белков-ферментов, нужно отметить, что на данный момент известно более 2000 их видов. Но количество постоянно увеличивается.

Условно ферменты делятся на 6 групп. В качестве критерия классификации выступает характер реакций, который они вызывают.

Также стоит упомянуть, что процесс синтеза или расщепления какого-либо вещества в клетке обычно делится на ряд химических операций. Каждая из них выполняется отдельным белком-ферментом. Группы таких элементов составляют некий биохимический конвейер.

По сути, каждый фермент – это своеобразная молекулярная машина. Благодаря определенному расположению аминокислот и пространственной структуре своих компонентов, он имеет способность узнавать «свой» субстрат среди остальных. Поэтому присоединение выполняется мгновенно, что и обуславливает скорость химических реакций.

фермент расщепляющий белок

Обратные связи

Всем вышеперечисленным не ограничиваются свойства белков-ферментов. Не был отмечен вниманием еще один немаловажный нюанс.

Дело в том, что в белковых молекулах многих ферментов имеются участки, способные узнавать еще и конечный продукт – тот, который, так сказать, «сходит» с полиферментного биохимического конвейера.

Читайте также:  Какие свойства русской лексики использует поэт григорьев для создания комического эффекта

Плохо, если его слишком много. Потому что в таком случае активность начального фермента начинает тормозиться. Ничем не лучше, если конечного продукта мало. Потому что тогда фермент активируется.

Собственно говоря, таким образом множество биохимических процессов и происходит. Это – обратные связи, обеспечивающие саморегуляцию. Если задуматься и провести параллель, то такие же принципы прослеживаются в работе современной технике. В природных механизмах, в живых клетках, все аналогично.

ферменты расщепляющие белки

Сходство с минеральными катализаторами

Что же, исходя из вышесказанного, можно понять, какую функцию выполняют белки-ферменты. Теперь нужно немного поговорить об их сходствах с минеральными катализаторами. Можно выделить такой перечень:

  • Ферменты проявляют свое действие в крайне небольших концентрациях. Амилаза способна ускорить гидролиз крахмала, будучи разведенной в пропорциях 1:1000000.
  • В ходе катализируемой белком реакции он сам не расходуется, покидая ее в неизменном виде (это уже упоминалось ранее).
  • Ферменты не смещают химическое равновесие. Эти вещества могут ускорить как обратную, так и прямую реакцию. Направленность определит концентрация исходных субстратов, а также конечных продуктов.
  • Ферменты не способны инициировать реакцию. Они только влияют на скорость химических превращений.
  • Они уменьшают уровень энергии активации. Ферменты могут обеспечить течение реакции, обойдя так называемый энергетический барьер.

Последний факт особенно интересен. Такая особенность обусловлена тем, что фермент в ходе своей реакции начинает взаимодействовать с субстратом, образуя промежуточное соединение – фермент-субстратный комплекс.

Что же происходит? Конформация субстрата меняется, ковалентные связи напрягаются, а потому энергии, необходимой для разрыва, требуется меньше.

Как можно видеть, казалось бы сложный процесс на самом деле можно очень просто объяснить, если вникнуть в подробности.

Источник

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

Форма урока: комбинированный.

Учебно-воспитательные задачи урока:

  • Образовательные:

– сформировать у учащихся знания о разнообразных функциях белка
(многофункциональность), роли белков в формировании признаков организма, о
ферментах, их специфичности и механизме действия, ферментативном характере
всех реакций в клетке;

  • Развивающие:
  • – развитие навыка систематизации понятий;
    – развитие навыков системного мышления при анализе строения и функций
    ферментов;
    – познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого
    количества терминов;
    – развитие навыка учащихся по планированию работы и организации рабочего
    места;
    – развитие практических умений и навыков при выполнении лабораторной
    работы.

  • Воспитательные:
  • – показать необходимость знаний о роли ферментах для здоровья человека и
    в практике физической культуры и спорта.

    Оборудование:

    Демонстрационное оборудование: Таблица № 12 с изображением разных
    уровней организации белковых молекул, отрезок гибкого провода длиной 1 м.,
    металлический стержень длиной 30 см., таблица № 15 с изображением фермента
    рибонуклеазы, магнитные модели строения ферментов, лекарственные препараты
    содержащие различные ферменты (мизим, панзинор).

    Лабораторное оборудование: (на каждый стол)

    Штатив с пятью пробирками с натуральными объектами (вареный и сырой
    картофель, вареное и сырое мясо), склянки с 3% раствором пероксида водорода,
    песок, ступка и пестик. Инструкция по выполнению лабораторной работы.

    Межпредметные связи.

    Внутрипредметные связи – Ферменты. (Пищеварение, 9 класс)

    Межпредметные связи – Химия, 10 класс. Белки. Нуклеиновые кислоты.
    Ферменты. Химия, 9 класс. Скорость химических реакций.

    Эпиграф урока:

    “Проблема природы жизни – это проблема первичной организации материи в
    живых объектах.”
    Акад. В.А.Энгельгардт

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разнообразными функциями белков в
    живых организмах. Рассмотрим как изменяются свойства белков в связи с изменением
    их структуры. Решение данных вопросов будем решать теоретически (на лекции), так
    и практически (на лабораторной работе).

    2. Повторение ранее изученного материала.

    Устный опрос.

    1. Какие органические вещества входят в состав клетки?
    2. Из каких простых органических соединений состоят белки?
    3. Что такое пептиды?
    4. Какова первичная структура белка? Каков характер связей в ней?
    5. Как образуется вторичная, третичная и четвертичная структура белка?
      Каков характер связей в них?
    6. Какие функции белков вам известны?

    (При ответах учащиеся пользуются динамическим моделированием структур
    белка при помощи гибкого шнура
    ).

    1. Доказательно объясните первостепенное значение белков в клетках живых
      организмов, занимающих в живой природе первое место как по количеству, так и
      по значению.
    2. Работа с терминами.

    Дать определение опорным понятиям:

    Биополимеры –
    Белки –
    Аминокислоты –
    Водородные связи –
    Структуры белка –
    Денатурация белка –
    Ренатурация белка –
    Катализ –

    По итогам устного опроса оцениваются знания учащихся.

    Слово учителя:

    Мы познакомились с различными белками, разобрали их строение, структуры,
    свойства, функциональное значение для живых организмов. А как вы думаете,
    изменится ли функция белка при нарушении его структуры?

    Учащиеся совместно с учителем высказывают предположения, находят правильный
    ответ (Белки утратят свои функции при нарушении его структуры).

    На примере белков-ферментов мы сегодня рассмотрим как меняются свойства
    белковых молекул с изменением их структуры. Решение этого вопроса будем
    осуществлять при изучении нового материала с помощью практических опытов и
    наблюдений.

    3. Изучение нового материала в форме лекции. (На доске записан план
    лекции, новые понятия и термины урока. Во время изложения учителем лекции
    учащиеся в тетрадях записывают краткий конспект нового материала.
    )

    Новые понятия и термины урока:

    Фермент
    Активный центр фермента
    Апофермент
    Кофермент
    Специфичность ферментов
    Условия работы ферментов

    Лекция № 4.

    Тема: “Ферменты”

    План:

    1. Строение ферментов.
    2. Классификация ферментов.
    3. Свойства ферментов и их функции.
    4. Факторы, влияющие на активность ферментов.
    5. Механизм действия ферментов.
    6. Значение ферментов.
    Читайте также:  Какие полезные свойства у шпината

    Ферменты – это высокоспециализированные белки, которые ускоряют
    химические реакции в клетке, т.е. являются биологическими катализаторами.

    Строение ферментов.

    1. Простые (однокомпонентные, состоят из белка: амилаза, пепсин, трипсин)
    2. Сложные (двухкомпонентные, состоят из белковой части (апофермент)
      и небелковой части (кофермент – витамины или минеральные вещества).

    Каталитическую активность сложные ферменты проявляют только в присутствии
    коферментов. Каталитическую активность проявляет не вся молекула фермента, а
    только его незначительная часть называемая активным центром.

    Классификация ферментов.

    Классы ферментовКатализируемая реакцияПримеры ферментов
    1. ОксидоредуктазыПеренос атомов водорода или электронов от одного
    вещества к другому.
    Дегидрогеназа, оксидаза.
    2. ТрансферазыПеренос определенной группы атомов (метильной, ацильной,
    фосфатной или аминогруппы) от одного вещества к другому.
    Трансаминаза, киназа.
    3. ГидролазыРеакции гидролиза.Липаза, амилаза, протеаза.
    4. ЛиазыНегидролитическое присоединение к субстрату или
    отщепление от него группы атомов. При этом могут разрываться связи С-С,
    С-N, C-O, С-S.
    Декарбоксилаза, фумараза,  альдолаза.
    5. ИзомеразыВнутримолекулярная перестройкаИзомераза, мутаза.
    6. ЛигазыСоединение двух молекул в результате образования новых
    связей С-С, С-N, C-O, С-S, сопряженное с распадом АТФ.
    Синтеаза.

    Название фермента образуется от названия катализируемого вещества с
    добавлением окончания “аза” (фермент ускоряющий распад белков – протеаза, жиров
    – липаза, углеводов – амилаза).

    Свойства ферментов.

    1. Высокая каталитическая активность (углекислый газ из крови
    связывается с гемоглобином в карбогемоглобин со скоростью 10 молекул в секунду,
    а при ферменте карбоангидраза в 10 раз больше).

    2. Специфичность (избирательность) действия (один
    фермент катализирует одну реакцию).

    3. Регулируемость активности ферментов (внутренняя среда
    организма из-за действия ферментов всегда постоянна).

    Факторы влияющие на активность ферментов.

    1. Концентрация фермента и субстрата (чем выше концентрация
    исходных веществ, тем выше скорость реакции).

    2. Активная реакция среды (рН) (большинство ферментов проявляют
    максимальную активность при значении рН=7 (нейтральная). Некоторые активны
    только в кислой среде (пепсин рН=2), некоторые только в щелочной (липаза рН=9).
    При физических нагрузках в мышцах накапливается молочная кислота, способная
    закислять среду и снижать активность многих ферментов).

    3. Температура (Различные клеточные ферменты работают в своем
    диапазоне температур, где они проявляют наибольшую активность (средние
    температуры 37-40 С) При низких температурах активность ферментов замедляется,
    при высоких фермент(белок) разрушается (денатурация белка). При замораживании
    фермент сохраняет свою структуру и затем при размораживании восстанавливает свои
    свойства).

    4. Активаторы и ингибиторы (ионы металлов, низкомолекулярные вещества)
    активаторы повышают активность фермента (АТФ-аза миозина мышц
    активируется ионами Са ), ингибиторы снижают активность фермента, т.к.
    занимают место субстрата (конкурентные ингибиторы), или соединяются с неактивной
    частью и тем самым меняют химическую природу фермента (катализ нарушается)
    (неконкурентные ингибиторы – ионы тяжелых металлов – свинец, медь, ртуть, мышьяк
    и многие яды).

    Механизм действия ферментов.

    Взаимодействие субстрата и фермента происходит в несколько стадий:

    1. взаимодействие субстрата (S) с активным центром фермента (Ф) и
      образование фермент-субстратного комплекса,
    2. преобразование в фермент-субстратном комплексе с образованием нового
      продукта,
    3. отделение продукта реакции от активного центра фермента (сам фермент в
      ходе реакции не изменяется и вступает в другие реакции вновь).

    А + В = АВ (скорость медленная)

    субстрат новый продукт

    А + Ф = АФ + В = АВ + Ф (скорость быстрая)

    Модель взаимодействия фермента с субстратом.

    1. Модель Фишера “ключ к замку”. Субстрат и фермент комплиментарны
    (точно подходят друг к другу, как ключ к замку).

    Какими свойствами обладают ферменты как белки

    2. Модель Кошланда “перчатка-рука”. Субстрат и активный центр фермента
    становятся соответствующими друг другу (как перчатка, одетая на руку) только
    после того, как соединятся.

    Значение знаний о ферментах.

    В медицине В промышленностиВ спорте
    1. Многие заболевания в организме связаны с
    изменением активности ферментов или процессом их синтеза
    (ферментопатия):
    – замедленное физическое развитие,
    – нарушение обмена веществ,
    – психическая неполноценность.
    При изготовлении сыра, хлебопечении, пивоварения.
    При изготовлении антибиотиков, витаминов, …
    1. При мышечной деятельности может изменяться
    активность и биосинтез многих ферментов, что приводит к усилению или
    замедлению скорости метаболизма и процессов энергообразования.
    2. От активности фермента зависит физическая работоспособность,
    скорость восстановления, адаптация к физическим нагрузкам.
    3. Действие многих витаминов и других биологически активных веществ,
    которые применяются в практике спорта для восстановления организма и
    регуляции массы тела, связано с ферментами.

    4. Обобщение и закрепление знаний по новому материалу.

    1. Что такое ферменты?
    2. Какова роль ферментов в обмене веществ, диагностике функционального
      состояния организма?
    3. Как образуются названия ферментов?
    4. Как построены ферменты?
    5. Что такое кофермент и какова его роль? Какие знаете коферменты?
    6. Какова связь между ферментами и витаминами?
    7. Какую функцию выполняет активный центр фермента?
    8. Назовите основные свойства ферментов.
    9. В чем состоит специфичность действия ферментов?
    10. Раскройте механизм действия ферментов. Как фермент
    11. взаимодействует с субстратом?
    12. Как влияют отдельные факторы среды на активность фермента?
    13. Что такое активаторы и ингибиторы ферментов? Приведите примеры их
      действия на отдельные ферменты.
    14. Какие знаете классы ферментов?
    15. Как влияют физические нагрузки на активность т свойства ферментов?

    5. Выполнение лабораторной работы № 3 по теме “Каталитическая
    активность ферментов в живых тканях”.

    Проведение работы по инструкции. (Приложение)

    Учащиеся оформляют в лабораторных тетрадях отчет об итогах

    лабораторной работы. Сдача лабораторных тетрадей на проверку.

    6. Домашнее задание.

    Общая биология: Учеб. Для 10–11 класс общеобразоват. О-28 / Д.К.Беляев,
    П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др. М.: Просвещение, 2005.

    Источник