Какими свойствами обладают газы 7 класс

Какими свойствами обладают газы 7 класс thumbnail

Тема: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов.

Цели урока: познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснить их с точки зрения молекулярного строения вещества;Образовательные: формировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения свойств твердых тел, жидкостей и газов. Развивающие: формировать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности и работы с учебником, развивать умения выделять главное, сравнивать и анализировать; развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу. Воспитательные: способствовать привитию умственного труда, формировать познавательный интерес к предмету, формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту, умение излагать свою точку зрения. Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие учителя. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих.Запись домашнего задания.

2. Актуализация знаний (блиц-опрос)

  1. Из чего состоят все тела?

  2. Что называют молекулами?

  3. Из чего состоят молекулы?

  4. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

  5. Почему при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются?

  6. Что вы можете сказать о величине промежутков между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?

  7. Какое явление называют диффузией?

  8. Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью?

  9. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

  10. Что вы можете сказать о силах взаимодействия между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?

Теперь подведем итог: что мы знаем о строении вещества?

3. Этап постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

На какие три группы можно разделить следующие вещества: вода, камень, воздух, олово, спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, алюминий, молоко, азот (данные вещества даны при комнатной температуре).

Выразделили вещества поих агрегатным состояниям: твердое, жидкое и газообразное. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, растительное масло – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. Давайте попробуем разобраться, почему в различных состояниях вещества обладают разными свойствами.

Тема нашего сегодняшнего урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о свойствах твёрдых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

4. Этап получения новых знаний

Чтобы систематизировать знания о строении вещества, свойствах тел в разных агрегатных состояниях, заполним таблицу:

Газ

Жидкость

Твердое тело

Основные свойства

  1. Не имеет формы

  2. Не сохраняет объем

  3. Сжимаем

  1. Не имеет формы

  2. Сохраняет объём

  3. Не сжимаема

  4. Текуча

  1. Сохраняет форму

  2. Сохраняет объем

  3. Не сжимаемо

Расположение молекул

На большом расстоянии друг от друга, хаотично

Плотно упакованы, т.е. на небольшом расстоянии друг от друга

Упорядоченно, образуя кристаллическую решётку

Характер движения молекул

Движутся свободно по всему объему

Колеблются на месте, перескакивая с места на место

Колеблются на месте, около одного положения равновесия

Взаимодействие молекул

Слабое

Сильное

Очень сильное

  • Какие свойства твёрдых тел вам известны? Сохраняют форму и объём (продемонстрировать на опытах: сжать или растянуть любое твёрдое тело).

  • Какие свойства жидкостей вы знаете? Сохраняют объём, но легко меняют свою форму (опыты: перелить воду в сосуды разной формы).

  • Какие свойства газов вам известны? Не сохраняют форму и объём (продемонстрировать на опытах: сжать воздух в воздушном шарике).

Свойства твердых тел.

  • В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

Рассмотрим несколько твердых тел.

  • Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)

  • Попробуем изменить их форму: сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)

  • Можем мы определить объем твердых тел? Определим объем параллелепипеда.

Вывод: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода на доске и в таблице).

Свойства жидкостей.

  • Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. (Учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурки, для определения объема)

  • Что происходит с формой жидкости? (она меняется)

  • Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

  • Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. (Запись вывода на доске и в таблице). Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

Свойства газов.

  • Выясним, какими свойствами обладают газы. Опыт с резиновым шариком:перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.

Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.

  • Что можем сказать о свойствах газов?

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в таблице)

  • Как же можно объяснить эти свойства? Ведь вода, лед, водяной пар – это состояния одного и того же вещества, а значит, молекулы не отличаются друг от друга. Следовательно, нам надо выяснить, как эти молекулы расположены и как они движутся.

Газы. Так как газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются, то следует предположить, что расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Это доказывает и диффузия, которая в газах происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.

Жидкости. Жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно. Это можно объяснить только тем, что при любом сближении молекул между ними возникает отталкивание, т.к. молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”.

Твердые тела.Твердые тела сохраняют форму и объем. Это значит, что молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекул. Молекулы расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку, при этом они совершают колебания около определенной точки.

5. Этап обобщения и закрепления нового материала

  • Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?

  • Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?

  • Могут ли быть в газообразном состоянии при комнатной температуре: ртуть, железо?

  • В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние вещества?

  • В комнате, где находится нафталин, всегда чувствуется его запах. Объясните, в каком состоянии пребывает нафталин?

6. Заключительный этап

  1. Что мы узнали о свойствах тел в различных агрегатных состояниях?

  2. Как можно объяснить эти свойства, учитывая молекулярное строение вещества?

7. Рефлексия

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  • Что не понравилось?

  • А теперь выставим оценки.

Читайте также:  Какая структура мозга обнаруживает важные эмоциогенные свойства

Домашнее задание:§25, 27 изучить, стр 121, 123 отв. на воп., таблицу выучить

Задания для исследовательской работы.

Задание 1: «Исследование свойств газов»

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?

  2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?

  3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?

Задание 2: «Исследование свойств жидкостей»

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы,медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?

  2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

  3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?

  4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Задание 3: «Исследование свойств твердых тел»

Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Имеют ли твердые тела свою форму?

  2. Сохраняют ли они свой объём?

  3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?

Источник

1

2 ответа:

4

0

Газы обладают, в общем-то, многими из тех свойств, которыми обладают другие тела (конечно, у них нет таких свойств твердых тел, как твердость). Например, среди свойств газов – давление, температура, объем, удельная и мольная теплоемкость, молярный объем, плотность, температура перехода в жидкое состояние, теплопроводность, скорость звука при данных температуре и давлении, степень отклонения от идеального поведения (например, параметры уравнения Ван-дер-Ваальса), магнитная восприимчивость, молярная энтальпия и энтропия, приведенный термодинамический потенциал, показатель преломления света при разных длинах волн и так далее. Есть у большинства газов, кроме физических, также химические свойства.

3

0

Я бы сказала, что главное свойство газа, которое отличает его от твердого тела и жидкости – это способность газа полностью заполнять тот объем в котором находится. Например стакан воды может быть наполовину полон, а стакан газа оказывается полным всегда.

Зато в отличии от твердого тела газы не имеют постоянной формы и постоянного объема, а принимают ту форму, которую имеет сосуд в котором газ находится, в этом заметно сходство со свойствами жидкости.

Газы могут сжиматься, могут нагреваться и охлаждаться, имеют некую плотность и следовательно массу. Есть и многие другие физические свойства газов, но основные я уже перечислила.

Читайте также

В настоящее время борная кислота по-прежнему широко применяется в медицине. Она входит в состав противогрибковых и антисептических препаратов. Водный раствор борной кислоты (1 – 4%) применяется при лечении экзем и дерматитов. В лечении лишайных заболеваний тоже используют борную кислоту.

Борная и борно-цинковая мазь применяются при сухости и трещинах кожи.

В порошке борную кислоту используют, как присыпку, для лечения грибковых заболеваниях кожи и ногтей.

Спиртовой раствор борной кислоты применяют для лечения отитов.

С добавлением борной кислоты изготавливают лосьоны для жирной кожи лица.

Также широко борная кислота используется садоводами, как удобрение для растений.

Калорийность бразильского ореха составляет 656 ккал.

И много его не едят. Можно получить большую передозировку селена.

В одном бразильском орехе содержится суточная норма селена на одного взрослого человека.

Так что, похудеть на нем, наверное, можно, просто из-за того, что его нельзя есть много.

Бразильский орех полезен при заболевании щитовидной железы, либо у людей, у которых с ней в силу каких-то профессиональных особенностей эта болезнь может возникнуть.

Проблемы с щитовидной железой возникают не только из-за нехватки йода, но и из-за нехватки селена.

Лечебные свойства черного древесного гриба МУЭР:

  • помогает в работе кишечник
  • нормализует кислотность желудка
  • очищение организма от шлаков и токсинов
  • улучшает кровь, очищают, препятствуют образованию тромбов
  • в Китае и Японии (откуда он происходит и где имеет наибольшую популярность) считается, что обладает свойствами, подобными аспирину
  • растворяет камни в почках и желчном пузыре
  • снижает холестерин
  • способствует похудению (за счет вывода шлаков и токсинов, чистке крови и улучшения работы желудочно-кишечного тракта)
  • являются природным антиоксидантом
  • действуют как легкий антибиотик, оказывая противовоспалительное воздействие

Содержат :

  • никотиновую кислоту – благотворное влияение на окислительно-восстановительные процессы.
  • значительное количество белка.
  • витамины С и группы В, микроэлементы.
  • железа, кальция и фосфора в этих грибах в два раза больше, чем в мясе. И при этом они лишены жира и малокалорийны.
  • противоопухолевые вещества.

Китайская медицина особенно рекомендует употреблять эти грибы пожилым и людям, страдающим анемией, артериальной гипертензией, диабетом и ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Предупреждают и даже лечат дисбактериоз, гастрит, энтероколит и стойкую диарею (оказывают вяжущее действие), нормализуют водный обмен в организме, замедляя при этом процесс старения.

Гриб Муэр содержит много клетчатки и хитозана, именно они и чистят кишечник от скопления вредных для организма веществ.

Препятствует тромбообразованию, разжижает кровь, препятствуя инсультам и инфарктам.

Способен увеличиваться впятеро из сухого состояния, впитывая воду. Это делает гриб замечательным свойством, помогающем при отравлениях.

Похож на активированный уголь.

ОДНАКО:

Беременным и кормящим женщинам, а также пытающимся зачать ребенка, злоупотреблять не следует

В народе не зря всегда говорят: лук от семи недуг. То, что в нём есть полезные вещества это однозначно. Это кладезь витамина С.

Его часто используют при астме и бронхитах. Помимо витамина С в нём много полезных элементов.Но его чрезмерное употребление нежелательно, так есть противопоказания.

Очень многие любят луковый суп, он не только вкусный, но и очень полезный.

Ещё могу привести пример своей мамы, она каждый день съедала головку свежего лука. Сколько лет, сказать не могу, но не менее 15 лет это точно! Мелко нарезала его и, обычно в обед, с чем нибудь кушала. У мамы было низкое давление и кто то ей посоветовал употреблять именно свежий лук. Это было для неё нормой. Добавлю ещё и тот факт, что дожила мама до 88 лет. Конечно, у неё были проблемы со здоровьем, но они были так скажем, старческие, а не хронические.

Или , помнится, у брата в детстве были фурункулы, лекарства не помогали, зато отличный эффект был от лука, его чистили, разрезали пополам и запекали на сковороде до момента когда он почти подгорал(был темным) и в теплом виде прикладывали к фурункулам.

Очумельцы применяют не только сам лук, но и луковую шелуху. Например, для ополаскивания волос во избежание появления перхоти.

Насчёт чеснока… это тоже полезный продукт. Но после термической обработки все полезные свойства исчезают. А в чистом виде, не каждый может его употреблять. Знаю, что чеснок показан при повышенном артериальном давлении. Его заслуга во время вирусных инфекций максимальна. Когда наши дети посещали детский сад, то во избежание массового заболевания, в группе нарезали чеснок и раскладывали на тарелочках. Эффект от той манипуляции невозможно было не заметить.

Это синтетический материал,а производят его перерабатывая нефтепродукты

Источник

Класс:7

Тема урока: Агрегатное состояние вещества. Газы

Цель урока:

1)

  • повторить понятия – атом, молекула, диффузия и основные положения МКТ;

  • изучить строение газов, характер движения молекул;

  • научить, используя основные положения МКТ, объяснять свойства газообразного состояния вещества;

  • выяснить роль газов в жизни человека и их практическое применение;

Читайте также:  Какое оборудование используют для изменения химических свойств продукта

2)

  • формировать умение использовать физические термины;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими;

  • выдвигать гипотезы, обосновывать их и проверять достоверность;

  • развивать логическое мышление и речь;

3)

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

  • развивать чувство взаимоуважения и взаимопомощи в процессе совместной работы;

  • показать связь науки с жизнью.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы : фронтальный и групповой эксперимент; работа в группах, в парах; частично-поисковый (эвристический) метод; прием интерактивного обучения – метод группового исследования; создание игровой ситуации – «Пресс-конференция», ИКТ.

Оборудование: маленькая пластиковая бутылка, емкость стеклянная большая, фен, шары воздушные, нитки, мячик резиновый, лошадка резиновая, ластик, металлический шарик, набор для сбора моделей атомов, апельсин, микрофон для «Пресс-конференции» ,экран, проектор, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: текст теста, лист самооценивания, конспект ученика, карточки с заданиями для работы трех групп, карточки с заданиями для работы двух пар, карточки с вопросами для игры «Пресс-конференция», набор вопросов для «журналиста».

Подготовка к уроку:

1)на доске повесить эпиграф урока;

2) на каждой парту раздать : тест, конспект ученика, лист самооценивания;

3)на столе учителя:

  • карточки для работы 3-х групп и оборудование;

  • карточки для работы в парах и оборудование;

  • вопросы к «Пресс-конференции»;

  • апельсин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

(универсальные учебные действия)

1.Оргмомент

Время – 2 мин.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слушают учителя, настраиваются на работу

Словесные

Волевая саморегуляция, планирование учебного сотрудничества

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе

Время – 5 мин.

Зачитывает эпиграф, мотивируя учащихся к учебному действию, и обращает внимание на последовательность процесса получения новых знаний (связь предыдущей темы со следующей);

рассказывает правила выполнения теста;

правила взаимопроверки теста;

подводит итоги этапа

Слушают и читают на экране эпиграф,

отвечают на вопросы теста;

осуществляют взаимопроверку и оценивают результат

Индивидуальная работа (выполнение теста), ИКТ

Умение структурировать знания, коммуникативные, регулятивные контроля

3.Объявление темы

Время – 2 мин.

Создает проблемную ситуацию и подводит учащихся к формулировке темы, совместно с учащимися формулирует цель урока, совместно с учениками планирует ход урока

Формулируют тему,

помогают формулировать цель и план урока

Коллективная работа, ИКТ

Целеполагание , планирование,

выбор эффективного способа достижения поставленной цели

4. Изучение новой темы

Время – 15 мин.

Демонстрирует презентацию;

задает вопросы;

проводит эксперимент ;

делит на группы, раздает задания и оборудование группам, консультирует, помогает;

подводит итоги этапа урока;

выставляет баллы

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют таблицу, работают в группах, представляют результат работы;

заполняют лист самооценивания

Фронтальный эксперимент,

работа в группах, групповой исследование

Умение осознанно строить речевые высказывания, выражать свои мысли, анализировать и делать выводы,

Поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества со сверстниками

5.Физминутка

Время – 2 мин.

Демонстрирует электронную физминутку для глаз

Выполняют рекомендованные упражнения

ИКТ

6.Обобщение, систематизация, закрепление

Время – 15 мин.

Раздает задания для работы в парах;

рассказывает правила и организовывает проведение «Пресс-конференции»;

Работают в парах, выполняют полученные задания, готовятся к «Пресс-конференции»,

слушают отчеты пар, помогают, дополняют;

участвуют в «Пресс-конференции»

Работа в парах,

создание игровой ситуации

Планирование учебного сотрудничества, умение структурировать знания, логические умения- анализ и синтез, умение выражать свои мысли

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Время – 4 мин.

Выставляет оценки;

сообщает домашнее задание;

организовывает рефлексию психоэмоционального состояния учеников, трудностей и успехов учебной деятельности

Подсчитывают баллы;

выбирают домашнее задание из предложенных с учетом индивидуальных возможностей;

формулируют возникшие в ходе урока затруднения, оценивают свою работу на уроке и важность полученных знаний

ИКТ

Оценка качества своей деятельности

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте!

Я рада видеть вас на уроке физики. Надеюсь, что он принесет вам положительные эмоции, новые знания и желание дальше изучать физику .

У вас на партах лежат 3 листа , в одном из них вы будете работать , во втором выставлять оценки, а 3-й лист- это тест.

Объяснить, как заполняется лист самооценивания.

СЛАЙД

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ

Начать наш урок я хочу со слов великого ученого Михайло Васильевича Ломоносова.

СЛАЙД

Один ученик зачитывает.

«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно также, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Поэтому сейчас мы с вами проверим , хорошо ли вы знаете начала вещей. Вам нужно будет ответить на вопросы теста . Правильный вариант ответа только один. Обводите букву, соответствующую правильному ответу, ручкой. Приступайте к выполнению теста.

Выполняют тест.

Закончили работу.

Обменяйтесь работой со своим соседом по парте и проверьте тест (кто сидит один – выполняет самопроверку). Правильные ответы – на экране.

СЛАЙД

За каждый правильный ответ поставьте один балл. Посчитайте общее количество баллов и впишите в лист самооценки.

Кто получил 4 балла –поднимите руку. Молодцы !!!! Хорошо подготовились к уроку.

3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ

Переходим к изучению новой темы. Изучать мы с вами сегодня будем «хаос, беспорядок», но жизнь на Земле без него была бы невозможна. Кто догадался, о каком состоянии вещества я говорю?

Правильно. Газ в переводе с греческого-«хаос, беспорядок».

СЛАЙД

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Тема урока : «Агрегатное состояние вещества : газы».

Цель урока:

  • изучить строение газов;

  • движение молекул газа;

  • свойства газов;

  • использование газов и их роль в жизни человека.

Наш сегодняшний урок будет небольшим научным исследованием, планом исследования – пункты цели, отчетом об исследовании – заполненная таблица.

Начнем с изучения строения газов.

Древние греки не случайно назвали газ хаосом , если бы мы имели возможность увидеть молекулы невооруженным глазом, то наблюдали бы сейчас такую картину вокруг себя.

СЛАЙД

? Посмотрите на экран, что можно сказать о расположении молекул в газах?

Отв: хаотично, не вплотную.

?Какое расстояние между молекулами по сравнению с самими молекулами?

Отв: Во много раз больше самих молекул.

?Есть ли взаимодействие между молекулами (притяжение, отталкивание)?

Отв : практически нет, только при соударениях.

? Какой характер движения молекул?

Отв: хаотичное, при нагревании скорость увеличивается, при охлаждении уменьшается.

Запишите эти выводы в таблицу .

Мы с вами живем на дне огромного воздушного океана под названием АТМОСФЕРА. Воздух окружает нас и мы не можем без него жить. Воздух кажется нам очень легким, но на самом деле он имеет немалый вес. Воздух давит на нас с огромной силой. Откуда же берется это давление.

СЛАЙД

Посмотрите на экран. Молекулы газов, находясь в непрерывном движении, ударяют по стенкам сосуда или тела. Вот из этих отдельных ударов и складывается давление газа.

? От чего зависит величина давления в газах?

Отв: чем сильнее и чаще удары, тем выше давление.

Запишите этот вывод в таблицу .

Для изучения следующего свойства, проведем такой эксперимент.

Я буду чистить апельсин, а вы, как только почувствуете запах, поднимайте руку. А потом повернитесь, посмотрите на товарищей сзади понаблюдайте, когда до них дойдет запах .

Читайте также:  Какие свойства характерны для песка не имеет запаха

?Какой процесс сейчас происходит?

Отв: распространение запаха.

?А с точки зрения физики, что это за явление?

Отв: Диффузия.

?Как можно изменить скорость диффузии? От чего она зависит?

Отв: от температуры, движения воздуха.

Включить фен и продемонстрировать увеличение скорости диффузии.

Запишите этот вывод в таблицу .

Для изучения следующих свойств мы разделимся на исследовательские группы.

Каждая группа получает инструкцию по выполнению работы. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, отвечайте на вопросы . Результат работы представляет командир группы.

Пока я раздаю инструкции и оборудование, вспомните правила работы в группах.

СЛАЙД

Ученики работают в группах, учитель консультирует, при необходимости помогает. По окончании работы, командир группы представляет результат. Оценка группе: МАХ- 3 балла + 1 балл командиру.

1 группа

Проблема исследования: Форма газа

Оборудование : мячик резиновый , лошадка детская.

Вопросы:

1)Пусты ли внутри полученные вами предметы?

2)Если бы вы могли поменять местами воздух из этих предметов, изменилась бы форма тел?

3)Имеет ли воздух собственную форму?

Вывод: газ имеет / не имеет собственной формы

(нужное подчеркнуть).

Запишите вывод в таблицу.

СЛАЙД

2 группа

Проблема исследования: Сжимаемость газа

Оборудование: надутый воздушный шар, крепко завязанный нитью, ластик, металлический шарик.

Попробуйте сжать воздушный шар, затем ластик, затем металлический шарик. Сравните результаты.

1)Меняется ли при этом количество молекул, а расстояние между ними?

2) Какая физическая величина при этом меняется?

3) Объясните, почему можно сжать газ.

Сделайте вывод : газы легко сжимаемы/ трудно сжимаемы/ не сжимаемы

(подчеркнуть нужное).

СЛАЙД

Запишите вывод в таблицу.

3 группа

Проблема исследования: Можно ли надуть только половину шара

Оборудование: воздушный шар, посередине перевязанный нитью.

Надуйте шарик , завяжите ниткой.

1)Где находится воздух?

Развяжите нить ,которой шарик перевязан посередине.

2)Что произошло с воздухом?

3)Может ли газ занять только половину предоставленного объема?

Сделайте вывод:

Газ занимает часть предоставленного объема / весь предоставленный объем

(Подчеркните нужное)

СЛАЙД

Запишите вывод в таблицу.

Итак, мы изучили строение газа и его свойства. Где же на практике эти свойства газов нашли применение?

Еще раз перечисляются свойства газа и заслушиваются предположения учеников, где данное свойство применяется. Затем демонстрируется слайд.

СЛАЙД

5.ФИЗМИНУТКА

Демонстрация электронной физминутки для глаз.

СЛАЙД

6.ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Переходим к следующему этапу. Попробуем полученные знания применить при решении разных задач. Мне нужны два человека – «физики-экспериментаторы» и два человека – «физик и химик» для выполнения заданий в парах.

Выбрать две пары и объяснить задание. Оценка 2 балла

2 ученика

Физики-экспериментаторы

У вас имеется пустая пластиковая бутылка и емкость с водой.

Докажите, что в бутылке есть воздух.

Предложите 3 варианта.

Нужное оборудование выберите на столе.

(На столе среди прочих предметов есть фен, чтобы можно было нагреть бутылку – провести инструктаж по технике безопасности ).

2 ученика

Физик и химик

Молекула газа водорода состоит из двух атомов, молекула кислорода состоит из двух атомов, молекула газа метана состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода. Используя набор для сбора моделей атомов, соберите эти молекулы.

Что вам известно о кислороде и водороде?

Прочитайте информацию про газ метан и расскажите одноклассникам.

Метан в природе находится в трещинах угольных пластов. По оценке ученых в Донбассе запасы метана на угледобывающих предприятиях около 8 триллионов м. куб. При определенной концентрации взрывоопасен. В сжиженном виде используется как горючее.

Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет цвета и запаха , поэтому заметить утечку газа трудно. Газ благодаря диффузии быстро распространяется по комнате и может вызвать отравление или даже взорваться. Чтобы этого избежать, газ смешивают с веществами , обладающими резким и неприятным запахом, чтобы человек вовремя мог заметить утечку.

Остальные ученики готовятся к участию в игре «Пресс-конференция» . Сообщаются правила. Перед началом игры ученики читают вопросы, передавая их по кругу. Потом один из учеников – «журналист газеты» задает вопросы, а остальные отвечают.

Заслушиваются и обсуждаются результаты работы пар .Выставляются оценки за работу.

А сейчас журналист газеты «Наука Донбасса» проведет пресс-конференцию и задаст вопросы известным физикам. Правильно ответивший получает фишку (шарик).

Оценка : набравший больше всех шариков – 3 балла, затем 2, 1 балл .

Вопросы к игре «Пресс-конференция»

1.Почему мы не ощущаем ударов молекул воздуха?

2.Что имел в виду Ломоносов под началами вещей, буквами в эпиграфе?

3. Почему запах выпекающихся булочек распространяется по всему помещению?

4. Почему молекулы газа при соударения разлетаются, а не соединяются?

5.Как удалить вмятину с мяча для настольно тенниса?

6.Окружающий нас воздух давит на поверхность стола площадью 1 м.кв. с силой, равной весу груженого самосвала. Почему же стол выдерживает это давление?

7.Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свою форму и объем. В каком агрегатном состоянии находится Джин ? 8.Представьте, что вы – молекула и оказались внутри вещества. Как вы поймете, что это вещество – газ?

9.Атмосфера- смесь газов. Почему же атмосфера Земли не разлетается и не занимает весь предоставленный объем- Вселенную?

10. Как ,не выпуская воздух из воздушного шарика , сделать его объем меньше?

11. Почему при накачивании воздуха в шину велосипеда с каждым разом становится все труднее двигать ручку насоса?

Подведение итогов.

7.Подведение итогов урока

Итак, цели нашего урока выполнены, давайте подведем итог и выставим оценки.

Еще раз кратко перечисляются свойства газов.

Я бы хотела добавить бонусный балл самым активным участникам (1 балл).

Подсчитайте общий балл.

Кто получил за урок 12 -11-10 баллов , 9-8-7 баллов? Молодцы!!!

Остальные должны в следующий раз постараться.

Домашнее задание

Проинструктировать о правилах составления кроссворда и проведении домашнего эксперимента.

СЛАЙД

Рефлексия

1)Поднимите руку, кому на уроке было интересно? Трудно? Что оказалось трудным?

2)Кто узнал сегодня что-нибудь новое?

3)Кто доволен своей работой на уроке? Кто чувствует, что мог бы работать лучше?

4)Кому в жизни пригодятся полученные знания?

Спасибо за урок! До свидания!

СЛАЙД

ПРИЛОЖЕНИЯ

Лист самооценивания

Обводи кружечком набранные баллы

Фамилия, имя

1

Тест

0 1 2 3 4

2

Работа в группе

0 1 2 3 4

3

Выполнение задания или

Пресс-конференция

0 1 2 3

4

Бонусный балл учителя

0 1

Общая оценка за урок

Лист самооценивания

Обводи кружечком набранные баллы

Фамилия, имя

1

Тест

0 1 2 3 4

2

Работа в группе

0 1 2 3 4

3

Выполнение задания или

Пресс-конференция

0 1 2 3

4

Бонусный балл учителя

0 1

Общая оценка за урок

Тест (1 вариант)

1.Выберите одно верное утверждение:

А)только твердые тела и жидкости состоят из молекул;

Б)только жидкости состоят из молекул;

В)все тела состоят из молекул.

2.Между молекулами вещества:

А)существует взаимное притяжение и отталкивание;

Б)не существует ни притяжения, ни отталкивания;

В)существует только притяжение, а отталкивания нет.

3.Диффузия- это:

А)проникновение молекул одного вещества в молекулы другого вещества;

Б)проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого;

В)проникновение одного вещества в отверстия другого вещества.

4.Твердое, жидкое, газообразное- это

А)агрегатные состояния вещества;

Б)типы молекул;

В)виды взаимодействий.

Тест (2 вариант)

1.Выберите одно верное утверждение:

А)молекулы холодной воды больше, чем молекулы горячей воды;

Б)молекулы холодной воды меньше молекул горячей воды;

В)молекулы холодной и горячей воды одинаковы.

2.Скорость движения молекул в неподвижном воздухе

А)летом больше, чем зимой;

Б)зимой больше, чем летом;

В)одинакова и зимой и летом.

3.Явление диффузии доказывает, что

А)молекулы всех веществ одинаковы;

Б)молекулы всех веществ непрерывно движутся;

В)между молекулами