Какими свойствами обладают твердые тела 3 класс

Твердые тела обладают рядом специфических признаков и свойств. Они определяются различными параметрами и характерными чертами. В основе изучения этих свойств лежит познавательный процесс всего окружающего нас мира. Это входит в фундаментальные основы физики. Исследование сегодня проводятся не только на макроуровне, но и постигаются признаки привычных нам твердых тел, из которых состоит практически все вокруг.
Рисунок 1. Основные свойства твердых тел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типы твердых тел
Все твердые тела делятся на два основных типа:
- аморфные тела;
- тела с кристаллической структурой.
Твердые тела состоят из многообразия бесконечных молекулярных связей. Без использования различных твердых тел, которые обладают отличными друг от друга специфическими свойствами невозможно сегодня представить себе развитие науки и техники. В настоящее время металлы и другие диэлектрики активно используются в электротехники, электронике различного уровня.
В основе такого оборудования лежат полупроводники, которые обладают уникальными свойствами, позволяющими совершать научно-технический прогресс ускоренными темпами. Это и различные магниты, сверхпроводники, иные новые материалы с полезными характеристиками. Поэтому изучение физики твердого тела напрямую связано с дальнейшим развитием науки и технологий.
Взаимодействие частиц порождают появление особенных свойств у твердых тел с кристаллической структурой внутреннего строения. Коллективные свойства электронов могут определять степень электропроводности различных твердых тел. Характер коллективного колебания атомов при взаимодействии определенной температурой позволяет говорить о способности к теплоемкости. Оно возникает в том случае, когда тела могут поглощать тепло в определенных пределах. Одни твердые тела более предрасположены к поглощению тепла и нагреваются сильнее, другие – нет.
В кристаллах внутренняя структура вещества предполагает наличие кристаллической решетки. В таких твердых телах молекулы или атомы выстраиваются совершенно определенным и упорядоченным образом в пространстве. Кристаллы имеют плоские грани, а также строгую периодичность расположения узлов и элементов всей конструкции. По-иному устроены твердые тела аморфного типа. Они состоят из большого и беспорядочного скопления атомов.
Кристаллические тела обладают свойствами анизотропности, что предполагает зависимость физических свойств от направления внутри кристалла. Все металлы имеют кристаллическую структуру, поэтому именно их человечество сегодня использует в качестве основного материала для строительства. Однако металлы в обычном своем состоянии не обнаруживают свойств анизотропности.
Есть случаи, когда одно и то же вещество может находиться в аморфном и кристаллическом состоянии.
Свойства аморфных тел
Аморфные твердые тела имеют признаки изотропности. Иными словами, физические свойства таких тел будут иметь одинаковые показатели по всем направления изучения. К таким телам часто относят стекло, смолу, леденцы. При определенном уровне внешних силовых воздействиях такие твердые тела преобразуются в иное состояние или приобретают иные признаки. К основным свойствам аморфных тел относят:
- упругость;
- текучесть.
Упругость при этом подобно основным параметрам всех твердых тел, а текучесть имеет признаки жидкости. Такие тела при кратковременном силовом физическом воздействии ведут себя как твердые тела, обладая упругостью. Однако при более сильных и активных воздействиях могут расколоться на части. Если взаимодействия происходят интенсивно и на протяжении большого количества времени, тогда твердые тела подвержены текучести.
Рисунок 2. Особые свойства твердых тел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Молекулы и атомы аморфных тел, как и в жидкостях имеют определенное время колебаний около положения равновесия. Время такого положения в отличие жидкости не такое большое, поэтому их по внутренним свойствам приближают к кристаллическим. Атомы не перестраиваются из одного положения в другое постоянно и надолго. Состояние равновесия атомов сохраняется практически без изменений. Аморфные тела при низких температурах полностью соответствуют свойствам твердых тел. Если температура стремится к повышению, связи на молекулярном уровне также изменяются. Эти тела приближенно напоминают свойства жидкостей.
Аморфные тела занимают промежуточное положение между кристаллическими твердыми телами и жидкостями. Их атомы или молекулы располагаются в относительном порядке. Если происходит понимание свойств указанных веществ, то можно создавать такие материалы, которые будут соответствовать определенным характеристикам и свойствам.
Пластичность и хрупкость
Существуют такие материалы, которые испытывают пластичные деформации при относительно небольшом воздействии внешних факторов. Свойства пластичности характерны для аморфных твердых тел. Если тело способно разрушаться при небольших деформациях, тогда стоит говорить о твердых телах со свойствами хрупкости. Это специфическое физическое свойство имеет более важное значение на практике, чем упругость и пластичность.
В качестве наиболее хрупких материалов можно привести в пример изделия из фарфора. Все знают, что посуда может разбиваться на куски во время падения с высоты. Мрамор, чугун и янтарь также можно причислить к материалам, которые обладают довольно большой степенью хрупкости. Остальные металлы обычно не предполагают наличия таких свойств и выдерживают серьезные нагрузки до момент деформации или разрушения.
Специалисты неохотно делят твердые тела на пластичные и упругие, поскольку это деление носит условный характер. Это означает, что один и тот же материал способен приобретать те или иные свойства исходя из внешних факторов. Один материал может обладать свойствами упругости и пластичности в зависимости от возникающих напряжений.
Также у различных материалов есть собственный предел прочности. Он возникает в момент, когда напряжение в материале значительно превышает предел упругости. В этом случае, подверженный нагрузкам предмет не принимает исходных размеров и остается в деформированном виде.
При увеличении нагрузки на твердое тело процесс деформации происходит с новой силой и быстрее. При достижении максимума в определенной точке происходит разрыв материала. Напряжение в этот отрезок времен достигает предельного максимального значения. Деталь растягивается без увеличения внешней нагрузки до полного или частичного разрушения. Подобная величина будет зависеть от определенного материала и качества его обработки.
Источник
Цели:
1.Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов.
2.Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
3.Развивать творческие способности.
4.Развивать мышление, память, речь.
5.Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
6.Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев “Окружающий мир” 3 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное:компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока
Деятельность учителя
№ слайда
Предполагаемая деятельность учеников
I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари улыбку»
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг – другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца. – Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока. – И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
слайд 1
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На время наш класс станет лабораторией, а мы – лаборантами. – Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) – Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3. Выполнять все задания.
слайд 2 слайд 3
Лаборатория – учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант – сотрудник лаборатории. Проговаривают правила
III. Исследовательская работа.
– Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана. – Что в первом стакане? – Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? – Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают? Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть – твёрдыми телами (на доске запись твёрдые тела. – Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории.
слайд 4
– Деревянный кубик – Твердый Предположение
– Что находится во втором стакане? – Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске.(на доске запись жидкости . Значит вода– это жидкость. – Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать – жидкостью?
слайд 5
– вода – жидкая Чай, кофе, молоко и т.д.
А что вы видите в третьем стакане? – В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте.Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. Встаньте. – Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? – Можно ли воздух назвать твёрдым телом? – Можно ли воздух назвать жидкостью? – Тогда что это? Узнайте это, прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске. (на доске появляется запись газы ) – Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы? – Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке?
слайд 6
-воздух Ветер нет нет – Тема нашего урока: «Твердые вещества, жидкости, газы»
IV. Постановка проблемной ситуации.
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы? Давайте поведём исследование и это выясним.
Предположения детей.
V. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. – Возьмите кубик, попробуйте изменить его форму? А придать форму круга?– Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя.Твердые тела ↓ не изменяют форму
слайд 7
Дети выполняют задание учителя. – нет, он не сжимается Изменить форму нельзя
б) Жидкость – Можно ли изменить форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и выясним, кто же прав? – У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в пробирку. Что заметили? Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя.Жидкость – изменяет форму
слайд 8
Дети высказывают свои предположения. – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.
в) Газ.Надуйте шарик. (2-3 ученика надувают разные по форме шарики) – Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? – Какую форму приобрёл газ в шарике? – А какую форму имеет воздух в стакане? –Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной водой.) Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске. Газ имеет свойство заполнять всё пространство.газ↓Заполняет всё пространство
слайд 9
– Весь шарик. – Форму шарика. – Форму стакана. – Газ не имеет постоянной формы. Запах Предположение детей
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов? Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац. (стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и последнее предложениеФизминутка «Снежинка»
слайд 10
– Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Он заполняет собой всю комнату.
VI. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1. Откройте все тетради на с.50 задание 1. – Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедините . Сравните. Поставьте «+», если задание выполнено, верно. – Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?
Слайд 11
Самопроверка по образцу учителя Жидкость не имеет формы.
2 опыт – Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём исследование.
Высказывания детей
а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод?
– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются.
б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать – Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками)
– Нет, значит, жидкость не сжимается.
б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах) –Что происходит?
– Выполняют ученики. Газ сжимается.
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов? Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, стр. 49.
слайд 12
– Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.
VII. Физкультминутка «Бабочка».
VIII. Постановка проблемы.
– Посмотрите на схему. Что происходит с водой? ЛЁД——-– ВОДА——–– ПАР Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием?
слайд 13
Предположения детей.
IX. Открытие новых знаний.
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию. – Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 14-18
Превращение воды в лёд (твердое тело)Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию. – Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 19-23
Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.
X. Первичное закрепление знаний.
– Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом рассказать, используя изображения на экране. Вот послушайте:
Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.
слайд 24
XI. Итог урока. Рефлексия.
Работа в группах.
Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет
«– ».
А теперь посмотрите на доску, и проверти себя.
Твёрдые тела не сохраняют форму.
–
Жидкости не сохраняют форму.
+
Газ можно сжать.
+
Твёрдые тела не сжимаются.
+
Жидкости сжимаются.
–
Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает работу. Большое спасибо за помощь.
А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.
XII. Домашнее задание (творческое).
– Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
Поделиться…
Источник
- Главная
- Вопросы и ответы
- Какими свойствами обладают тв рдые …..
Какими свойствами обладают твёрдые тела?
3 года назад
+3
Прежде чем переходить к самим свойствам, я хотел бы подготовить вас к тому факту, что на Земле все относительно, и твердое тело может быть не таким уж и твердым, например, как кусок поролона. Да, всем хорошо известен данный искусственный материал: он довольно мягкий на ощупь, но все равно выступает в роли твердого тела. При изучении свойств твердых тел все выглядит точно так же.
Свойства твердых тел. Электропроводность
Хочется побольше рассказать о двух самых важных свойствах твердых тел: электропроводности и теплопроводности.
Электропроводностью называют свойство того или иного вещества проводить через себя ток.
Для каждого материала существует свой показатель проводимости тока, но всех их принято распределять по трем группам:
- проводники;
- полупроводники;
- диэлектрики.
Хорошими проводниками, которые можно использовать для человеческих нужд, являются металлы. В этой группе выделяют медь и алюминий. Большое количество свободных заряженных частиц в составе металлов позволяет им с легкостью переносить ток.
Диэлектрики наоборот не имеют заряженных частиц и блокируют проход тока через себя, поэтому в качестве изоляции используют резину, пластмассы и т.п.
Полупроводники сочетают в себе свойства вышеперечисленных групп. Материалы подобные кремнию могут проводить ток только в одну сторону или блокировать его. Без открытия этого свойства – человечество сегодня использовало бы деревянные счеты в качестве калькулятора.
Теплопроводность
Суть теплопроводности состоит в том же, что и электропроводности, только место электричества занимает тепловая энергия. И здесь на первом месте оказываются металлы.
Для хорошей проводимости необходимы плотные соединения атомов в структуре материала, а таким материалом как раз является металл. Он хорошо справляется, если необходимо передавать или рассеивать тепловую энергию, обладает прочностью и долговечностью.
Когда цель заключается в сбережении (удержании) тепла, то используют пористые материалы с низким уровнем проводимости: пенопласт, минеральная вата и подобные.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! ????
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
А также страховки, жд, экскурсии, автобусы, весь транспорт.
3 года назад
+3
Мне кажется, что большая часть всех тел в мире именно твердые. Возможно, такое мнение из-за узкого кругозора или потому что твердые тела объемные и видимые по-сравнению, например, с газом. Но, все же, они представляют интерес, и хочется узнать, что из себя представляют именно твердые тела и какими свойствами обладают.
Научный взгляд на понятие “твердого тела”
Все понимают, что стул, стол, кровать – всё это твердые тела, но что, если взглянуть с точки зрения науки? Это один из видов состояний, в которых могут перебывать вещества. Хочу напомнить, что всего их четыре:
- газ;
- жидкость;
- твердое тело;
- плазма.
Так вот, твердые тела отличаются своей стабильной формой и тем, что у их атомов происходят совсем маленькие колебания, то есть, они почти неподвижны. Также различают разные виды твердых тел, такие как: аморфные и кристаллические.
Особенности твердых тел
Можно выделить ряд интересных фактов, связанных с данными телами. Например, при повышении температуры твердые вещества переходят в состояние жидкое или даже газообразное. Но когда я скажу название этого процесса, то все сразу станет ясно – это плавление. Впрочем, существует процесс перехода из газообразного обратно в твердое – сублимация. Если же из жидкого – кристаллизация. Стоит отметить, что существуют переходы и между твердыми состояниями, при которых происходит изменение внутренних структур тел.
Твердые тела и их свойства
Свойства делятся на три вида:
- механические;
- электромагнитные;
- термические.
Для механических характерно сохранение формы тела в покое и деформация при воздействии каких-либо внешних сил. Если деформация для определенного тела чересчур велика, то оно разрушается. Также к механическим относится проведение звука. Что касается электромагнитных, они могут проводить, плохо проводить или не проводить ток (собственно, диэлектрики и проводники). Перейду к тепловым свойствам. Самым важным является температура плавления. Когда температура меняется, происходит деформация тела, так как повышение температуры содействует расширению тела.
3 года назад
+5
Поскольку я заканчивал строительный факультет, а по специальности инженер, кому, как не мне, знать какими свойствами обладают твердые тела. Помню, как мучился с сопроматом, который сдал только на третий раз! Поэтому особое внимание хочу уделить механическим свойствам.
Что означает термин «твердое тело»
Прежде всего, это одна из четырех разновидностей агрегатного состояния вещества, для которого характерно в первую очередь постоянство формы. По сути, упорядоченность молекул — главный признак, что определяет тело как твердое — имеет определенный объем и его практически невозможно сжать. При этом наблюдается свойство выдерживать значительную нагрузку благодаря плотности. Наука классифицирует твердые тела следующим образом:
- аморфное тело — кристаллическая решетка слабо выражена;
- кристалл — у этих веществ наблюдается строго упорядоченная решетка;
- композитное тело — по сути, искусственное образование, где сочетаются жесткий «каркас» и кристаллический наполнитель.
Особый интерес вызывают так называемые жидкие кристаллы, что обладают одновременно свойствами твердого и жидкого тела. При этом, одно из главных свойств — неодинаковое прохождение света в веществе.
Деформация
В это понятие входит изменение объема либо формы, что сопровождается некоторыми изменениями на молекулярном уровне. Итак, существуют следующие виды:
- сжатие — сокращение расстояния между рядами молекул;
- растяжение — в этом случае расстояние увеличивается;
- кручение — ряды как бы проворачиваются относительно друг друга;
- сдвиг — при этом ряды молекул сдвигаются относительно друг друга, однако расстояние между рядами неизменно;
- изгиб — в этом случае одновременно наблюдается растяжение и сжатие рядов.
При этом, подобные нарушения структуры вызывают противодействие со стороны самого вещества — упругость. Это обусловлено электромагнитной связью, что возникает при взаимодействии молекул в решетке. Таким образом, эта сила задает форму вещества, а в случае деформации стремится вернуть молекулы в исходное положение. Главное правило взаимодействия сил заключается в их противоположной направленности относительно друг друга.
3 года назад
+4
Твердые вещества почти не сжимаются, то есть, сохраняют свою форму. Отличаются твердые тела своей пластичностью. Под нагрузкой такие тела либо раскалываются (стекло), либо восстанавливают свою форму (резина). Твердые вещества по-разному проводят тепло и ток. Например, металлы хорошие проводники, а графит – плохой. Все физические свойства твердых тел зависят от химической связи их молекулярной решетки.
Ваш ответ
Как написать хороший ответ?
Сравниваем цены с тысячи сайтов
Авиабилеты в
Сравните цены от крупнейших авиакомпаний и агентств
Отели в
Сравните цены от популярных систем бронирования
Страховка в
Предложения от всех страховщиков
Аренда авто в
Сравните цены от всех прокатчиков
Источник