Какими свойствами отличается деятельность

Какими свойствами отличается деятельность thumbnail

план

1. Потребность в качестве источника активности

2. Общие свойства деятельности

3. Структура деятельности

4. Виды деятельности и формы их выполнения

5. Психологические средства деятельности: знания, умения, навыки

Потребность в качестве источника активности

Важнейшей характеристикой психики является ее активность, необходимая для поддержания жизненно важных связей организма с окружающим. Во взаимодействии организма и среды возникают исходные причины активности – потребности.

Потребность – это состояние нужды, выражающее зависимость организма от конкретных условий существования, и является источником его активности.

Потребность фиксирует связь психики с окружающим миром, это – не только внутреннее состояние, но и необходимость в чем-то вне организма. Человеческие потребности существенно отличаются от животных.

У животных их естественная организация предопределяет определенное неизменное круг предметов, которые являются объектом потребностей. Например, врожденная потребность бобра – строить запруды – определяет и определенные предметы, которые могут ее удовлетворять (порода дерева, форма ствола, его близость к воде). Если фиксированный в необходимости материал отсутствует, то бобр не способен его чем-то заменить. В эксперименте на берегу реки, где жили бобры, были составлены готовы стволы деревьев, но животные вели себя так, будто не замечали их, строя плотины как всегда. Изменить свою естественную программу и воспользоваться готовым материалом животные неспособны.

По-другому происходит у человека. Потребности формируются в воспитании, способы их удовлетворения определяются обществом и совершенствуются, а у их постоянно расширяется. Так, потребность в пище – биологическая, но чтобы питаться, человек покупает продукты, готовит их определенным образом, ест с соблюдением культурных норм.

У животных все потребности биологически обусловленные и передаются по наследству. Человек отмечается различными по происхождению и характеру предмета потребностями.

По происхождению выделяют потребности:

а) природные, отражающие зависимость от условий, необходимых для жизни (еда, сон, тепло)

б) культурные, фиксирующие зависимость человека от продуктов культуры, как материальных, так и духовных (общение, образование, одежда).

По характеру предмета потребности бывают:

а) материальными – в материальных предметах (пища, одежда, жилье)

б) духовными – в продуктах духовной культуры (читать книгу, слушать музыку).

Удовлетворение потребностей возможно лишь с помощью окружающих предметов, человек оценивает с точки зрения их важности для удовлетворения потребности – их значимости. Например, жажду может удовлетворить и огурец, но лучше всего – вода, и имеет важнейшее значение в этом случае.

Значимость предмета – это воплощение в нем потребностей человека. Иногда человек может ошибаться и предоставлять значимость предметам, которые на самом деле ее нет. Так, ребенок на уроке хорошо запоминает яркие рисунки, но не объяснение и выводы к ним, которые более важны для обучения. Таким образом, реальное значение предмета для удовлетворения потребностей не всегда совпадает с его значимостью.

Итак, человеческие потребности качественно своеобразные и существенно отличаются от животных, порождая особую форму активности человека – деятельность.

Общие свойства деятельности

Деятельность – это форма реальной связи человека с миром, природой, обществом, а также важнейшее условие формирования сознания и личности.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.

Понятие деятельности является узким за понятия активности, оно свойственно только человеку. Зато активность присуща и животным. Не будь какая активность человека является одновременно и деятельностью. Чтобы четко различать эти понятия, необходимо ориентироваться на общие свойства деятельности. К ним относятся следующие особенности.

1) Целеустремленность (наличие цели), отличает деятельность от других форм активности человека, например, импульсивного поведения, управляемой непосредственно эмоциями и потребностями.

2) Содержание деятельности определяется целью, а не потребностью, которая ее порождает. Например, рабочий работает у станка том, что стремится удовлетворить потребность в пище. Но само по себе управление станком не обуздывает голод, оно направлено на изготовление детали, которая является целью деятельности. Таким образом, цель (то, на что направлена деятельность) и мотив (для чего эта деятельность) разграничиваются. В случаях, когда деятельность самоценна, представляет для человека значимость самим своим исполнением, цель и мотив совпадают. Например, в игре и творчества.

3) Предметность – заключается в том, что деятельность направлена на предмет, в ее процессе превращается в результат деятельности. Способы достижения целей определяются объективными свойствами вещей. Бумага режут ножницами, а хлеб ножом. Одинаковая цель – расчленение предметов – достигается различными способами, в зависимости от особенностей предметов.

4) усвидомлюванисть, что проявляется как понимание человеком связи между целью и удовлетворением своих потребностей. Человек производит детали, которые сама не может потреблять, но получая за свою работу зарплату, удовлетворяет все свои потребности.

5) Опосредованность означает, что деятельность осуществляется с помощью определенных средств и способов. Средства деятельности делятся на внешние (инструменты, техника) и внутренние (знания, умения, навыки).

6) Социальность – выполнение деятельности опирается на результаты труда других людей, выполняется для их блага, ее результаты потребляют другие люди. Так, чтобы быть способного к деятельности, человек должен усвоить средства и способы, которые существуют в обществе и выработанные предшествующими поколениями.

Источник

Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения». Деятельность – это не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (мзделил, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым указывается на наличие трех основных типов деятельности – не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной. Во-вторых, деятельность – это такое отношение, которое регулируется осознаваемой цепью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи Преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4.. Системность деятельности. Деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, -так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Структура деятельности Нужда — Потребность — Мотив -> Цель -* Действие -¦ Результат ‘*•* Оценка

Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некоторыми способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некоторые детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Date: 2015-07-01; view: 2107; Нарушение авторских прав

Источник

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМ. С.Ю. вИТТЕ                                                          
дисциплина   психология профессиональной
деятельности

РЕФЕРАТ

Основные психологические 
свойства деятельности

 

Москва

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение. Понятие и виды деятельности
человека ___________________

3

2. Основные общепсихологические
свойства деятельности ______________

4

3. Мотивационная теория 
А.Маслоу _________________________________

6

4. Психика и деятельность _________________________________________

7

5. Заключение ____________________________________________________

11

6. Список литературы _____________________________________________

13

    1. Введение. Понятие и виды деятельности человека

Понятие деятельность употребляется 
в науке (в физиологии) и соотносительно
не с субъектом, а с органом (сердечная,
дыхательная деятельность). В этом
последнем смысле всякий психический 
процесс есть деятельность, а именно
деятельность мозга.

О деятельности в другом
смысле говорят применительно уже 
не к органу (в данном случае – 
мозгу), а к человеку как субъекту
деятельности. Здесь надо различать 
процесс и деятельность. Всякая деятельность
есть вместе с тем и процесс 
или включает в себя процессы, но
не всякий процесс выступает как 
деятельность человека. Под деятельностью 
мы будем здесь разуметь такой 
процесс, посредством которого реализуется 
то или иное отношение человека к 
окружающему его миру, другим людям,
к задачам, которые ставит перед 
ним жизнь. Так, мышление рассматривается 
как деятельность, когда учитываются 
мотивы человека, его отношение к 
задачам, которые он, мысля, разрешает,
когда, словом, выступает личностный
(а это прежде всего значит мотивационный)
план мыслительной деятельности. Мышление
выступает в процессуальном плане, когда
изучают процессуальный состав мыслительной
деятельности – те процессы анализа, синтеза,
обобщения, посредством которых разрешаются
мыслительные задачи. Реальный процесс
мышления, как он бывает дан в действительности,
представляет собой и деятельность (человек
мыслит, а не просто ему мыслится), и процесс
или деятельность, включающую в себя совокупность
процессов (абстракцию, обобщение и т.д.).

Как деятельность, выражающая
или осуществляющая отношение человека
к окружающему, мышление, точно так 
же как восприятие и т.д., выступает 
уже в качестве деятельности познавательной,
эстетической – вообще теоретической,
а не просто психической. Психической 
она является только по своему процессуальному 
и мотивационному составу, а не по
задачам, которые она как деятельность
разрешает.

Виды человеческой деятельности
определяются по характеру основного
“продукта”, который создается 
в результате деятельности и является
ее целью. С этой точки зрения можно 
различать практическую (специально
трудовую) и теоретическую (специально
познавательную) деятельности. Они 
образуют, собственно, единую деятельность
человека, поскольку теоретическая 
выделяется в особую деятельность из
первоначально единой практической
лишь на определенном уровне, и продукты
ее в конечном счете опять-таки включаются
в практическую деятельность, поднимая
последнюю на все более высокий уровень.
Это и есть деятельность человека в собственном
смысле слова.

2. Основные общепсихологические
свойства деятельности

Категория деятельность наряду
с другими основополагающими 
психологическими понятиями, такими как 
«сознание», «личность», «общение» 
и т.д., имеет статус общенаучных 
понятий и даже междисциплинарных 
категорий. Деятельность – предмет изучения
многих наук: философии, социологии, физиологии,
инженерных дисциплин, психологии.

Деятельность – это форма активного
отношения субъекта к действительности,
направленная на достижение сознательно
поставленных целей и связанная с созданием
общественно значимых ценностей или освоением
социального опыта.

Более общей категорией,
с помощью которой определяется
деятельность, выступает общепсихологическое 
понятие «отношения». Оно является
синтезом всей системы взаимодействий
человека с миром, включает рационалистические,
эмоциональные, межличностные и 
многие другие аспекты. Максимально общий
характер понятия «отношения», позволяя
преодолеть рационалистические традиции
в трактовке деятельности, одновременно
создает основу для охвата всех реальных
разновидностей деятельности, разных
их типов и даже классов.

Деятельность – это, однако,
не только одна из форм отношения; это
очень специфическая форма отношения,
имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение 
продуктивного типа, предполагающее
получение некоторого результата. Он может
быть представлен не только в форме какого-либо
продукта (изделия, ценности и др.), но и
в виде освоения человеком тех или иных
знаний, умений, других форм социального
опыта. Тем самым данное определение указывает
на наличие трех основных типов деятельности
– не только собственно трудовой, но также
и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность – это
такое отношение, которое регулируется
сознаваемой целью как идеальный образ
будущего результата. Цель выступает так
называемым систематизирующим фактором
деятельности, то есть главным критерием
определения ее содержания, структуры
и содержания. И в этом заключается важнейшее
отличие деятельности от иных форм активности
человека(скажем, от импульсивной, непроизвольной
активности). Содержание деятельности
определяется именно целью (изготовление
какого-либо продукта, получение каких-либо
знаний).

Деятельность – это целеустремленная
активность, реализующая потребности
субъекта.

Наряду с этими аспектами 
существуют и иные, также важнейшие 
общепсихологические свойства деятельности.

Предметность деятельности.
Объекты внешнего мира не непосредственно 
воздействуют на субъект, а лишь, будучи
преобразованы в процессе деятельности,
благодаря чему достигается большая 
адекватность их отражения в сознании.
Деятельность в свою очередь, направлена
на определенный «внешнеположенный» по
отношению к субъекту объект, который
выделяется им в качестве предмета своей
целенаправленной активности.

Субъектность деятельности.
Деятельность всегда социально обусловлена,
а значит, связана со значениями, зафиксированными
в схемах, орудиях действия, в понятиях
языка, социальных ролях и нормах. Свойства
субъектности деятельности выражается
в ее обусловленности всем прошлым опытом
человека, его потребностями, его целями
и мотивами, которые определяют направленность
и избирательность деятельности.

Адаптивность деятельности,
то есть способность к гибким перестройкам
и трансформациям при изменении 
условий ее реализации.

Системность деятельности.
Деятельность предстает не рядоположенной
суммой своих компонентов, а их организованной
целостностью. При этом особо важно то,
что у деятельности как целостности возникают
такие новые свойства, которых нет ни у
отдельных ее компонентов, ни у их простой
суммы, – так называемые системные качества
деятельности. Деятельность является
одной из наиболее сложных среди известных
в настоящее время систем.

3. Мотивационная теория
А. Маслоу

Одним из важнейших компонентов 
деятельности является мотивация.

Наиболее известной и 
разработанной теорией мотивации 
считается концепция иерархии мотивов 
А. Маслоу. Согласно этой концепции все
потребности личности можно разделить
на пять основных групп.

Физиологические потребности.
Они необходимы для выживания организма.
Это потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном
удовлетворении.

Потребность в безопасности
включает потребности в защите от физических
и психологических опасностей.

Потребности в социальных
связях (социальные потребности). Это потребности
в социальной присоединенности группе
и принадлежности к ней, в социальных контактах.

Потребности в уважении включают,
во-первых, потребности в уважении со стороны
других – признании ими личных достижений,
компетентности, личных качеств и достоинств;
и, во-вторых, потребность в самоуважении.

Потребности самоактуализации
– это потребности личности в реализации
своих потенциальных возможностей и способностей,
в росте собственной личности, в понимании,
осмыслении и развитии собственного Я.
А. Маслоу считает, что человек начинает
ощущать потребность в самоактуализации
только после того, как удовлетворит потребности
нижележащих уровней.

Пять групп потребностей
одновременно являются и пятью основными 
уровнями потребностей. Потребности 
каждого вышележащего уровня возникают 
только тогда, когда потребности 
нижележащих уровней удовлетворены.
Существует несколько основных закономерностей
этих групп потребностей. Так, высшие потребности
являются генетически более поздними.
Чем выше уровень потребностей, тем менее
они важны для выживания, тем дальше может
быть отодвинуто их удовлетворение и тем
легче на время от них освободится. Высшие
потребности субъективно воспринимаются
как менее насущные. Удовлетворение их
чаще имеет своим результатом осуществление
желаний и развитие личности, обогащает
внутренний мир.

4. Психика и деятельность

Всякое действие человека
исходит из тех или иных мотивов
и направляется на определенную цель;
оно разрешает ту или иную задачу и выражает
определенное отношение человека к окружающему.
Оно вбирает в себя, таким образом, всю
работу сознания и всю полноту непосредственного
переживания. Каждое самое простое человеческое
действие – реальное физическое действие
человека – является неизбежно вместе
с тем и каким-то психологическим актом,
более или менее насыщенным переживанием,
выражающим отношение действующего к
другим людям, к окружающим. Стоит только
попытаться обособить переживание от
действия и всего того, что составляет
его внутреннее содержание, – мотивов
и целей, ради которых человек действует,
задач, которые его действия определяют,
отношения человека к обстоятельствам,
из которых рождаются его действия, –
чтобы переживание неизбежно исчезло
вовсе. Жизнью подлинных больших переживаний
живет только тот, кто занят непосредственно
не своими переживаниями, а реальными,
жизненно значимыми делами, – и обратно
– подлинные, сколько-нибудь значимые
в жизни человека деяния всегда исходят
из переживания. Когда специально ищут
переживание, находят пустоту. Но пусть
человек отдастся действию – глубокому,
жизненному – и переживания нахлынут
на него. Переживание рождается из поступков,
в которых завязываются и развязываются
отношения между людьми, – как и самые
поступки, особенно такие, которые становятся
существенными обстоятельствами в жизни
человека, рождаются из переживаний. Переживание
– и результат и предпосылка действия,
внешнего или внутреннего. Взаимопроникая
и питая друг друга, они образуют подлинное
единство, две друг в друга взаимопереходящие
стороны единого целого – жизни и деятельности
человека.

Формируясь в деятельности,
психика, сознание в деятельности, в 
поведении и проявляется. Деятельность
и сознание – не два в разные
стороны обращенных аспекта. Они 
образуют органическое целое – не
тожество, но единство. Движимый каким-нибудь
влечением, человек будет действовать
иначе, когда он осознает его, т.е. установит
объект, на который оно направлено, чем
действовал, пока он его не осознал. Сам
факт осознания своей деятельности изменяет
условия ее протекания, а тем самым ее
течение и характер; деятельность перестает
быть простой совокупностью ответных
реакций на внешние раздражители среды;
она по-иному регулируется; закономерности,
которым она подчиняется, выходят за пределы
одной лишь физиологии; объяснение деятельности
требует раскрытия и учета психологических
закономерностей.

С другой стороны, анализ человеческой
деятельности показывает, что самая
осознанность или неосознанность того
или иного действия зависит от отношений,
которые складываются в ходе самой деятельности.
В ходе деятельности действие осознается,
когда частичный результат, который им
достигается, превращается в прямую цель
субъекта, и перестает осознаваться, когда
цель переносится дальше и прежнее действие
превращается лишь в способ осуществления
другого действия, направляемого на более
общую цель: по мере того как более мелкие
частные задачи приобретают относительную
самостоятельность, действия, на них нацеленные,
осознаются; по мере того как они вбираются
в более обширные общие задачи, действия,
на них направленные, выключаются из сознания,
переходят в подсознательное.

Таким образом, сознание включается
и выключается в зависимости 
от отношений – между задачами и способами
их осуществления, – которые складываются
в самом процессе деятельности. Сознание
не является внешней силой, которая извне
управляет деятельностью человека. Будучи
предпосылкой деятельности, сознание
вместе с тем и ее результат. Сознание
и деятельность человека образуют подлинное
единство.

Сознательное действие – 
это не действие, которое сопровождается
сознанием, которое помимо своего объективного
обнаружения имеет еще субъективное выражение.
Сознательное действие отличается от
неосознанного в самом своем объективном
обнаружении: его структура иная и иное
его отношение к ситуации, в которой оно
совершается; оно иначе протекает. Определение
деятельности человека в отрыве от его
сознания так же невозможно, как определение
его сознания в отрыве от тех реальных
отношений, которые устанавливаются в
деятельности. Так же как явление сознания
не может быть однозначно определено вне
своего отношения к предмету, так и акт
поведения не может быть однозначно определен
вне своего отношения к сознанию. Одни
и те же движения могут означать различные
поступки, и различные движения – один
и тот же поступок. Внешняя сторона поведения
не определяет его однозначно, потому
что акт деятельности сам является единством
внешнего и внутреннего, а не только внешним
фактом, который лишь внешним образом
соотносится с сознанием.

Источник