Какими свойствами отличается память человека

Какими свойствами отличается память человека thumbnail

Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности. Определение. Связь памяти и психических процессов. Искажения памяти. Законы памяти.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с “0” до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих когнитивные процессы человека. С предыдущими публикациями Вы сможете познакомиться по ссылкам.

Статья «Внимание в психологии это, определение?»

Статья «Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия.»

Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений.»

Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»

Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»

Блок 1. Память человека. Что это такое?

Память как явление характерно для всех биологических существ. Так молекулы ДНК представляют собой огромные массивы информации и являются «кладовыми» памяти. Признаки наследуются от клетки к клетке, благодаря чему возникает преемственность поколений и продолжение биологической жизни. Психологический феномен памяти характерен для человека в том числе. Собственно, можно сказать метафорически, человек как личность – это его память.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. (В. В. Нуркова).

Скачать книгу: «Общая психология. В 7 т.: учебник для высших учеб. заведений/ под ред. Б. С. Братуся. – Т. 3. Память/ В. В. Нуркова.»

Еще в мифах древней Греции Мнемозина – богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом древние греки придавали ведущее значение памяти, определяющей всю психическую деятельность человека. В отношении памяти существует большое количество спекуляций. Тем не менее в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей, психо- и нейро- наук данное явление психической сферы человека было изучено достаточно подробно. Тем не менее единой теории памяти не существует в мире. Различные гипотезы и доказательства сосуществуют друг с другом, в чем-то противоречат, но тем не менее накоплен значительный эмпирический материал.

Блок 2. Память человека. Связь с психическими процессами.

2.1. Память и эмоциональные переживания.

Существует прямая связь между эмоциями и памятью. События, положительно окрашенные, воспоминаются лучше, когда человек находится в хорошем настроении и наоборот, печальные и грустные события легче воспоминаются, когда человек пребывает в соответствующем настроении. Этот феномен получил название – «конгруэнтность настроения». Качество запоминания при этом существенно может варьировать, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации может вообще не запомнить детали и даже крупные сцены событий, он в этот момент «потрясен». В то же время какой-то один параметр окажется настолько важным, что «поглотит» внимание человека и качество воспроизведения этой информации будет весьма высоким. Личность может забывать структуру и содержание травмирующих событий с одной стороны и при этом хорошо помнить свои эмоции, связанные с этим событием. Эмоции в таких ситуациях являются «красным флажком», не позволяя человеку вспоминать детали, при этом являясь символом, кодом, предопределяющим будущее поведение человека.

События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.

2.2. Память, мотивы, ценности.

Существует прямая связь между памятью и мотивами человека. Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия.

Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.

Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.

Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен. Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить. Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности. В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Клиент не заинтересован в работе с Вами. Как преодолеть возражение? Переговоры с закупщиками сетей?!”

Блок 3. Память человека. Виды.

3.1. Произвольная и непроизвольная память.

Различают произвольную и непроизвольную память.

1. Произвольная память.

Предполагает наличие цели по запоминанию информации. Запоминание происходит под контролем сознания. Так человека запоминает стихи, формулы, ответы для экзамена и многое другое. Одного желания недостаточно, чтобы запомнить информацию. Качество запоминания зависит от глубины переработки информации, степени погруженности в изучаемый объект.

2. Непроизвольная память.

Интересно, что запоминание происходит как бы вне сознательного контроля. У личности нет установки запомнить материал. При этом происходит запоминание. Это связано с тем, что какая-то информация «прилипает» к той цели, которая определяет текущее поведение. Эта информация сопутствует, «связывается узелками» с деятельностью, направленной на получение целевого ресурса. Информация вне целенаправленной деятельности, т.е. не сопровождающая ее, обычно не запоминается.

3.2. Эксплицитная и имплицитная память.

Различают также эксплицитную память и имплицитную.

1. Эксплицитная память.

Предполагает воспроизведение информации волевым усилием субъекта по необходимости.

2. Имплицитная память.

Предполагает невозможность воспроизведения информации субъектом волевым усилием по необходимости, но существует возможность воспроизведения информации при использовании косвенных методов. Фактически вся информация в мозге человека оказывается сохраненной, которая когда-либо в течении жизни была воспринята. При этом возможен эффект предшествования, предполагающий влияние имплицитной памяти на последующее запоминание новой информации.

3.3. Ретроспективная  и проспективная память.

1. Ретроспективная память.

Представляет собой память на прошлые события.

2. Проспективная память.

Это память на будущие события, которые необходимо совершить, фактически это память намерения. Проспективная память обладает большим значением для переговорщика, поскольку фиксация целевых результатов и способность удерживать их в памяти зачастую становятся основной проблемой. Стороны порой договариваются о том, что вообще не соответствовало изначальному намерению.

Историческая справка.

У. Пенфилд опубликовал свою монографию «Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга» (Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. Second edition. Jasper, H., and Penfield, W. Little, Brown and Co., 1954.). Будучи нейрофизиологом, нейрохирургом, он осуществлял во время нейрохирургических операций по удалению эпилептоидных очагов ввод в мозг пациентов электродов. Производилась электрическая стимуляция различных участков мозга. Пациенты были в сознании. При стимуляции височной доли мозга пациенты говорили о том, что они вспоминали ярко, живо сцены из жизни, в основном из детства. Тогда как в обычном состоянии, без стимуляции такие воспоминания были для них не доступны.

Заказать услугу”Переговоры – Переписка”

Блок 4. Память человека. Искажения.

Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.

Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.

Скачать книгу Элизабет Лофтус. Кэтрин Кетчем. «Свидетель защиты. Шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. «Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. Кэтрин Кетчем. «Миф об утраченных воспоминаниях.»

Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:

1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания. Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера. Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.

На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.

Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.

Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.

2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».

3. Субъект путает последовательность фрагментов события.

4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин. Выводятся «притянутые за уши» следствия. Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», – указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.

5. Субъект забывает или искажает источник событий.

6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.

7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.

Блок 5. Память человека. Законы.

Одним из первых исследователей памяти был Герман Эббингауз. (Ebbinghaus, H. (1885). Memory: A contribution to experimental psychology. New York: Dover).

Он выделил два феномена памяти: запоминание и воспроизведение. Эббингауз запоминал около 2000 бессмысленных слогов, состоящих из согласной – гласной – согласной на своем родном немецком языке путем повторений. Каждый раз регистрировал количество повторений и собственную способность вспомнить материал через определенные промежутки времени. На основании полученных результатов были сформулированы законы памяти:

1. Закон общего времени.

Данный закон отражает зависимость между временем, потраченным на запоминание и эффективностью запоминания.

2. Закон накопления и распределения повторений.

Данный закон предполагает существование зависимости между количеством повторений, распределенных во времени.

3. Закон позиционного «краевого» эффекта.

Подразумевает ухудшение запоминания ряда слогов, которые находятся справа от предыдущих, начиная с центра строки и улучшение запоминания крайних правых слогов. Возникает прогрессивное торможение. Сначала, предыдущие информационные элементы блокируют запоминание последующих информационных элементов, а затем последующие элементы блокируют предыдущие. Возникает регрессивное торможение. В результате запоминается более эффективно тот материал, который находится вначале ряда и в конце.

Помимо этого, другими исследователями был обнаружен эффект, согласно которому запоминание информационных элементов, отличающихся от стандартного набора элементов в ряду происходит лучше. То, что выделяется, запоминается эффективнее. Это называется эффект новизны.

На сегодня, пожалуй, это все! Продолжение следует в следующей статье!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

Пишите свои комментарии, дополняйте статью или высказывайтесь по написанному! Ставьте лайки, по факту это заменитель слов благодарности автору за его время, энергию и труд поделиться с Вами знаниями!

Будет здорово, если Вы подпишитесь на мой канал и первыми узнаете все самое интересное из мира переговоров и психологии!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до новых встреч!

Источник

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Какими свойствами отличается память человека

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

Какими свойствами отличается память человека

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Какими свойствами отличается память человека

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

Подтипы наглядно-образного типа памяти

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Статья по теме: Как развить память

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Какими свойствами отличается память человека

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Вам также может быть интересно:

Источник