Какое главное свойство почвы 3 класс

Какое главное свойство почвы 3 класс thumbnail

Цели:

  • Образовательные:

    • формировать представления о почве, ее составе и
      свойствах.
  • Развивающие:

    • выявлять причинно-следственные связи между
      живой и неживой природой, делать выводы на основе
      проведенных опытов, развивать познавательный
      интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность,
      любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные:

    • прививать интерес к учебному предмету;
    • воспитывать организованность;
    • прививать навыки природоохранной деятельности
      и бережного обращения с почвой как объектом
      живой/неживой природы;
    • воспитывать интерес к самостоятельной
      экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы,
прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло
лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка,
сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений,
карточки с планом описания полезного
ископаемого, презентация «Почва».

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов “Окружающий
мир” Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во
«Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь
№ 1 к учебнику “Окружающий мир”, 3 класс,
изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные
разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во
«ВАКО»

ХОД УРОКА

Приложение 1, слайд 2

1. Организационный момент

– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы
делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Приложение 1, слайд 3

– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую
тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают
образец полезного ископаемого и карточку с
планом описания. Три ученика рассказывают о
полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по
плану (Приложение 3)

План:

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

Приложение 1, слайд 4

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля –
название нашей планеты, на которой мы живем)

– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение
слова – земля? (Земля –  суша, как
противоположность водному и воздушному
пространству)

Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в
понимании страна, государство, какая-нибудь
большая территория.)

Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните  сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно
многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется
– почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что
такое почва, из чего она состоит, можно ли её
отнести к живой или неживой природе. Какое
значение имеет почва для всего живого на нашей
планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы,
агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители,
цветоводы)

– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы
детей)
Приложение 1
, слайд  8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была
покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и
ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений
и животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой
природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы
участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Приложение 1, слайд 11

– Давайте найдём ответы на эти вопросы в
учебнике и прочитаем с.68.

Фронтальный опрос:

– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний
плодородный слой земли, на котором растут
растения.)

– Сможете ли вы назвать признак того, что на
данном участке местности  есть слой почвы? (Там
растут растения)

– Что такое перегной? (Отмершие растения и
животные, самый плодородный слой земли.)

– Чем отличается почва от горной породы? (Только
почва обладает плодородием.)

Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать
плоды», производить богатую растительность,
давать обильный урожай. Это главное свойство
почвы.

– Почему же почва плодородна? 
(Наверное, в ней содержится как раз то, что
необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1
, слайд 13

5. Практическая работа

– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит
в состав почвы? 
– Сегодня на уроке мы будем
учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из
чего состоит, выявлять свойства)

– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование
почвы”

Приложение 1, слайд 14

– Представьте, что вы работаете в учебной
лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны,
аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта
получила лист, куда будет записывать результаты
наблюдений.

Лист наблюдений (Приложение 2)

1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …

                                                
 почва 
  

5. Свойство …

– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем
ли мы определить состав почвы, просто
внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав
почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах.
Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый,
чёрный)

Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев,
палочки, траву)

– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец
почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа
наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17

Опыт 1.

– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух)

Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока
оставьте его.

Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее
немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была
в почве)

– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество,
необходимое для жизни растений)

Приложение 1, слайд 21

Опыт 3.

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в
стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества
растворились, а некоторые нет. На поверхности
воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)

– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне
видны песчинки, глина)

– Какой вывод можно сделать? (В состав
почвы входит песок и глина)

Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает
доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23

Опыт 4.

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и
чувствуется неприятный запах).

– Это сгорает перегной – органическая масса,
получаемая из остатков растений и животных. Его
еще называют гумус. Именно он придает почве
темный цвет и от его количества зависит
плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое
круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы
– перегной. Из него под действием микробов
образуются соли. Их используют растения.
Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и
под действием микробов, то есть очень маленьких
живых существ, разрушаются растительные и
животные останки превращая их в перегной. 
Учёные установили, что на одном квадратном метре
почвы находится 50 кг микробов. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые  растения. Но поглотить соли растения
могут только с водой. Какое свойство воды здесь
мы вспомним? (Вода – растворитель).  А
растениями питаются новые животные. Вот так
вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы
– в растения, из растений – в тела животных, и с
останками растений и животных – снова в почву.
Учёные говорят: происходит круговорот веществ в
природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы
входят микробы).

Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28

Физминутка (под музыку – Приложение
5
)

(Дети представляют и изображают, что
происходило с растением)

Приложение 1, слайд 29

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена
    растений.
  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно,
    оно сжималось, чтобы согреться.
  3. Весной солнышко согрело землю.
  4. Семя отогрелось (распрямиться)
  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
  6. И оно начало расти (подняли руки)
  7. Появились корешки у семени (потопали ножками)
  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали
    руками)
  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать
    высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими
    листочками (машем руками)
  10. Появлялись всё новые и новые листочки.
  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили
    ладошки)
  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим
    цветам (повернулись, улыбнулись)
  13. Стал радоваться жизни, трепетать на ветру,
    радовать людей.
  14. Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
  15.  Но вот наступила осень.
  16.  На месте цветка образовались семена
  17. Растение сбросило их в почву.
  18. Теперь они будут ждать новой весны.

Вариант 2

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они
произрастают в нашей местности – вы хлопаете в
ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб,
эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён,
персик, яблоня, груша, лиана.)

– Докажем, что в почве есть минеральные соли.

Опыт 5.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась
почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый
налет)

– Подумайте, что растворилось в воде и осталось
на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества,
необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных
горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые
необходимы растениям для развития и роста.
Образуются они благодаря перегною под действием,
микробов, которые живут в почве. Соли
растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 
30
Вывод: в состав почвы входят глина,
песок, воздух, вода, остатки растений, перегной,
соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 
31

6. Сообщение о Докучаеве

Приложение 1,
слайд  32

– Науку о почвах  почвоведение  создал
русский ученый  почвовед Василий Васильевич
Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что
каждой природной зоне соответствует свой вид
почв. Он составил первые почвенные карты России,
создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а
без почвы – нет)

– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.
Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся.
Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут
жить на Земле и люди.)

7.  Закрепление. Кроссворд (Приложение 4)

1. Сгнившие остатки растений и животных,
повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся
хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и
развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из
остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из
перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой
земли)

– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы
учащихся с опорой на составленные листы
наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается
под воздействием живых организмов, в основном
растений. Почва играет особую роль в жизни нашей
планеты – и является переходным звеном от
неживого к живому. Почва и растения – единство,
созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, 
заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими
полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Приложение 1,
слайд  34

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

Приложение 1,
слайд  35. Список электронных ресурсов.

Источник

Конспект открытого урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва.Состав почвы и её свойство».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г.Ростова-на-Дону,Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально.

С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;

 активизировать познавательную деятельность обучающихся ;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к  ученику, применяя разноуровневые задания.

По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому цель нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.

Задачи :

Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.

Систематизировать информацию по теме данного проекта,  использовать ее для проектирования урока и применять  в дальнейшей педагогической деятельности;

Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.

Предмет: окружающий мир

Класс :3

Название темы: Почва. Состав почвы и её свойство.

Цель:  познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.

Задачи:

Изучить состав почвы  и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок – опыт.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение состава почвы, видов почв , умение  различать почвы , называя отличительные признаки.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний,  УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и  раздаточный материал: на партах – лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

Цели: дать представление о том, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. (слайд 1).

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

( рассматривать землю.)

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

(слайд 2).

2.Повторение изученного.

– Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте отгадаем загадку.

(слайд 3).

– Правильно земля, (слайд 4).

-А как ее еще можно назвать?

(почва)

– Вспомим, что такое почва?.

(Верхний тонкий слой земли). (слайд 5)

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

-Посмотрите это все почва (слайд 6,7)

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде) (слайд 8,9)

Опыт 1.

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). ( слайд 10).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

(слайд 11).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы – перегной. А основное свойство почвы- это плодородие.

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

(слайд 12,13).

-Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

Опыт 2.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

(нет)

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных? (слайд 14).

( песок)

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

(глина)

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

( светлый )

-Почему?

(песок светлее)

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

(слайд 15).

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны (слайд 16).

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

(пользу)

-Правильно, а какую?

(делают дырки)

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.

Опыт 3 .

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

(идут пузырки)

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

(воздух) ( слайд 17).

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород , значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

Физминутка:

-Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),

раз прогнулся (прогибаются назад),

два нанулся (нагибаются вперед),

хлопнул, топнул улыбнулся.

Опыт 4.

-А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?

(бумага мокрая) (слайд 18).

Опыт 5.

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

(через вату)

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

(не стало воды)

-Что с ней произошло?

(испарилась).

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

(белая пыльца)

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

(слайд 19, 20, 21).

Опыт 6.

-А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?

(появляется запах) ( слайд 22).

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть перегной).

-Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

Физминутка:

– Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),

Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),

Ветерок все тише – тише, деревцо все выше – выше (руки опускают вниз и присаживаются).

4.Закрепление изученного.

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( слайд 23).

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

5.Итог урока.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

Кроссворд:

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)
 

П

о

ч

в

а

         

е

с

о

к

         

е

р

е

г

н

о

й

   

л

о

д

о

р

о

д

и

е

-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв. (слайд 24,25,26).

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. (слайд 27).

-Урок окончен, спасибо. До свидания.

Источник