Какое художественное средство основанное на переносе свойств одного явления

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Предлагаемый мною материал будет полезен при подготовке учащихся к экзаменам по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо ученики знают лексические и синтаксические средства выразительности языка. Особое внимание следует уделять выполнению заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках русского языка. Надеюсь, что они пригодятся, как учителям, так и детям.
Изобразительно- выразительные средства языка на примере художественных текстов XIX века
Проверочная работа
Вариант I
I.Соотнесите тропы и их определения.
1.Метафора | А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности. |
2. Метонимия | Б.Непомерное преуменьшение размера,силы, значения и т.д. |
3.Перифраз (перифраза) | В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений. |
4. Ирония | Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
5. Литота | Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка. |
II. Какой троп использован?
1. В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;
3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал…
5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
А. ирония;В. синекдоха;
Б. олицетворение; Г. метонимия.
III.Определите вид эпитета:
А. постоянный; В. эмоциональный
Б. изобразительный; Г. метафорический
1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Пушкин)
2.Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)
3.Дубовый листок оторвался от веткиродимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)
4. Роняет лес багряный свор убор. (А.С. Пушкин)
1.Эпифора | А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально – смысловой значимости |
2.Антитеза | Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3.Эллипсис | В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) |
4.Градация | Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5.Параллелизм | Д. Усиление выразительной речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
V.Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?
1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…
3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…
4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительной речи?
Где стол был яств, там гроб стоит…
5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж барону время умереть.
А. анафора; Г. инверсия;
Б. антитеза; Д. градация.
В. умолчание;
VI.Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Ключи
I.1. В, 2.А, 3.Г, 4.Д, 5.Б.
II.1.Б, 2.Г, 3.А, 4.Г, 5.В.
III.1.Г,2.А, 3.В, 4.Б.
IV.1.В,2.Д, 3.Б, 4.А, 5.Г
V. 1.Г, 2.А, 3.Д, 4.Б, 5.В.
VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.
Вариант II
I.Соотнесите тропы и их определения.
1.Синекдоха | А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
2. Аллегория | Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
3. Сравнение | В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола | Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. |
5.Олицетворение | Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого – либо предмета, явления. |
II. Какой троп использован?
1. С. Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?
Изба – старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
2. Б. Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М. Исаковским для передачи лирического переживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.
4. В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
5. Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающего образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А.синекдоха; Г. развернутая метафора;
Б. метафора; Д. сравнение
В. метонимия
III.Закончите фразу
«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1.предмет сравнения;
2.образ сравнения;
3. ……..»
1.Анафора | А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа |
2.Оксюморон | Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок |
3.Инверсия | В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4.Парцелляция | Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое |
5.Риторический вопрос | Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы |
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
V.Какой синтаксический прием
1. использовал М. Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2. использовал А. Блок для изображения лирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня…
3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А. Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
А. оксюморон; Г. градация
Б. парцелляция; Д. эллипсис
В. эпифора;
VI.Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М. Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.
Ключи
I.1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.
II.1. Г, 2. Д, 3. В, 4. А, 5. Б.
III. Признак сходства.
IV.1. В, 2. Г, 3. Б, 4. Д, 5. А.
V. 1. Б, 2. В, 3. Д, 4. А, 5. Г.
VI. Анафора, метафора, параллелизм.
Источник
Задание № 313
Назовите художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству («омытые бледностью лица женщин»).
«Тихий Дон» М.А. Шолохов
Красноармейцы толпой валили вдоль улицы, разбивались на группы, заходили во дворы. Трое свернули в воротца к Аникушке, пятеро, из них один конный, остались около астаховского куреня, а остальные пятеро направились вдоль плетня к Мелеховым. Впереди шел невысокий пожилой красноармеец, бритый, с приплюснутым, широконоздрым носом, сам весь ловкий, подбористый, с маху видать – старый фронтовик. Он первый вошел на мелеховский баз и, остановившись около крыльца, с минуту, угнув голову, глядел, как гремит на привязи желтый кобель, задыхаясь и захлебываясь лаем; потом снял с плеча винтовку. Выстрел сорвал с крыши белый дымок инея. Григорий, поправляя ворот душившей его рубахи, увидел в окно, как в снегу, пятня его кровью, катается собака, в предсмертной яростной муке грызет простреленный бок и железную цепь. Оглянувшись, Григорий увидел омытые бледностью лица женщин, беспамятные глаза матери. Он без шапки шагнул в сенцы.
– Оставь! – чужим голосом крикнул вслед отец.
Григорий распахнул дверь. На порог, звеня, упала порожняя гильза. В калитку входили отставшие красноармейцы.
– За что убил собаку? Помешала? – спросил Григорий, став на пороге.
Широкие ноздри красноармейца хватнули воздуха, углы тонких, выбритых досиня губ сползли вниз. Он оглянулся, перекинул винтовку на руку:
– А тебе что? Жалко? А мне вот и на тебя патрон жалко потратить. Хочешь? Становись!
– Но-но, брось, Александр! – подходя и смеясь, проговорил рослый рыжебровый красноармеец. – Здравствуйте, хозяин! Красных видали?
Принимайте на квартиру. Это он вашу собачку убил? Напрасно!.. Товарищи, проходите.
Последним вошел Григорий. Красноармейцы весело здоровались, снимали подсумки, кожаные японские патронташи, на кровать в кучу валили шинели, ватные теплушки, шапки. И сразу весь курень наполнился ядовито-пахучим спиртовым духом солдатчины, неделимым запахом людского пота, табака, дешевого мыла, ружейного масла – запахом дальних путин.
Тот, которого звали Александром, сел за стол, закурил папиросу и, словно продолжая начатый с Григорием разговор, спросил:
– Ты в белых был?
– Да…
– Вот… Я сразу вижу сову по полету, а тебя по соплям. Беленький! Офицер, а? Золотые погоны?
Дым он столбом выбрасывал из ноздрей, сверлил стоявшего у притолоки Григория холодными, безулыбчивыми глазами и все постукивал снизу папиросу прокуренным выпуклым ногтем.
– Офицер ведь? Признавайся! Я по выражению вижу: сам, чай, германскую сломал.
– Был офицером, – Григорий насильственно улыбнулся и, поймав сбоку на себе испуганный, молящий взгляд Натальи, нахмурился, подрожал бровью. Ему стало досадно за свою улыбку.
Показать ответ
Комментарий:
Метафора – переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причем можно использовать и сходство, и контраст.
“Горел костёр рябины красной” – рябина по степени яркости уподобляется пламени костра.
Ответ: метафора
Улучши свой результат с курсами ЕГЭ/ОГЭ/ВПР на egevpare.ru
Предложи свой вариант решения в комментариях ????????
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 7409135
более месяца назад
Просмотров : 8
Ответов : 1
Лучший ответ:
это метафора
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Как называется изречение, выражающее в лаконичной форме законченную и обобщённую мысль: «Не в силе Бог, но в правде»?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 6
Ответов : 1
Назовите способ создания образа героя, основанный на описании его внешности: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона…»
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 3
Ответов : 1
Укажите, в каком варианте ответа все предлоги производные: А. идти (на)встречу с одноклассниками Б. шел (на)встречу маме В. (в)течение суток Г. (в)течении реки В, Г Б, В Б, Г А, Г
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 3
Ответов : 0
Какая масса гидроксида кальция потребуется на взаимодействие с 196 граммами серной кислоты
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов : 0
При сплавлении оксида кремния(IV) c карбонатом натрия образуется силикат натрия Na2SiO2 и углекислый газ. Какую массу(кг) силиката натрия можно получить при сплавлении оксида кремния (IV) c 64,2 кг карбоната натрия, массовая доля примесей в котором составляет 5%?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 3
Ответов : 0
Источник
Литературный троп – это… Что такое тропы в литературе, какими они бывают? Определение и объяснение простыми словами. Аллегория, метафора, метонимия и синекдоха, эпитет, гипербола и литота, олицетворение, ирония и сарказм, эвфемизм и дисфемизм, каламбур, перифраз. Примеры из русской литературы.
Кадр из фильма «Сталкер»
Троп – это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.
Примеры литературных тропов
Его грыз червь сомнения (метафора)
Солнце весело улыбалось (олицетворение)
Седой туман (эпитет)
Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος – оборот, поворот.
Литературные тропы – это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.
Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.
Виды тропов и их примеры. Таблица
Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха – частные случаи одного и того же либо разные явления).
Литературный троп | Пример |
Аллегория – это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов – метафора человеческого одиночества) |
Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин) Она была – живой костер из снега и вина (А.А. Блок) Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский) |
Метонимия – это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного. | Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов) |
Синекдоха – это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский) |
Эпитет – это художественное определение, образное и эмоциональное. | Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин) Крылатые качели (Ю. Энтин) |
Гипербола – это художественное преувеличение. | Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их – не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) |
Литота – это художественное преуменьшение, умаление. | Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) |
Олицетворение – это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. | O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв) Море – смеялось. (М. Горький) |
Ирония – это использование слова в противоположном значении. | Просто обожаю работать в выходные! Ну спасибо, удружил! |
Сарказм – это злая ирония, издевательская насмешка. | Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров) |
Эвфемизм – это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом. | Женщина легкого поведения (проститутка) Припудрить носик (сходить в туалет) |
Дисфемизм – это замена слова или выражения вульгарным синонимом. | Отбросить коньки (умереть) Дать в репу (ударить по голове) Бухать (пить алкоголь) |
Каламбур – это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию. | Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский) |
Перифраз – это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам. | голубая планета (Земля) |
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.Арсений Тарковский, 1967
Источник