Какое из качественных свойств характеризует традиционное общество

Какое из качественных свойств характеризует традиционное общество thumbnail

Традиционное аграрное общество – это… 8 класс. Какое общество традиционное? Переход от традиционного общества к обществу индустриальному – промышленная революция. Признаки и черты традиционного общества, характеристика. В какие века оно существовало? Традиционное общество – таблица.

Anews.com
около 1 года назад

Фото Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Что такое традиционное общество? Характеристика

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

Традиционное общество – это общество, которое регулируется традицией и обычаями, то есть опытом прошлых поколений. Для таких обществ характерны жесткая сословная иерархия и низкая социальная мобильность, религиозная культура, традиционная экономическая система (натуральное хозяйство, ручной труд, общая собственность на землю и капитал).

Традиционное общество стремится сохранить свои устои и меняется постепенно – его эволюция обычно происходит на протяжении нескольких поколений.

Синонимы к термину «традиционное общество» – доиндустриальное общество, аграрное общество. Аграрным обычно называют общество, где более 50% населения заняты в сельском хозяйстве. Не любое традиционное общество является аграрным – бывают, к примеру, традиционные общества охотников-собирателей.

Какое из качественных свойств характеризует традиционное обществоКрестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия

Примеры традиционных обществ

Традиционное общество пришло на смену первобытному в результате неолитической революции. Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.

Так, на Руси существовало деление на сословия: крестьян, боярство, дворянство, духовенство, переход из сословия в сословие был затруднен. Крестьянин занимался сельским хозяйством и традиционными промыслами, как и его предки. Продукцию он производил не на продажу – для рынка – а для собственного потребления (натуральное хозяйство). Преобладала религиозная культура. Власть принадлежала монархам – князьям, а в дальнейшем царям.

Какое из качественных свойств характеризует традиционное обществоВладимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.

Какое общество – традиционное? Признаки и черты

Экономика традиционного общества:

Главный фактор производства – земля.

Основная сфера производства – сельское хозяйство.

Основной производимый продукт – пища.

Производство основано на ручном труде.

Господствует натуральное хозяйство.

Социальная сфера:

Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.

Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.

Политическая сфера:

Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству.

Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна.

Духовная сфера:

Господствуют традиционные религиозные ценности.

Коллективизм преобладает над индивидуализмом.

Какое из качественных свойств характеризует традиционное обществоРисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция

Переход от традиционного общества к индустриальному происходит в рамках промышленной революции – замене ручного труда машинным.

Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.

Промышленная революция вызвала повышение производительности труда, быстрый прирост населения, урбанизацию – рост городов. Большинство населения теперь было занято в промышленном производстве. Главным средством производства стала не земля, а капитал. На смену традиционным религиозным ценностями пришли ценности индивидуального успеха.

Какое из качественных свойств характеризует традиционное обществоПаровая машина. Гравюра XVIII века

Промышленная революция совершилась не одномоментно и не уничтожила традиционное общество полностью – в некоторых странах и регионах этот переход продолжается до сих пор.

Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.

Традиционное и индустриальное общество – сравнительная таблица различий

Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.

Критерии сравнения

Традиционное общество

Индустриальное общество

Экономика

  1. Главный фактор производства – земля

    Основная сфера – сельское хозяйство

    Основной продукт – пища

    Производство основано на ручном труде

    Господствует натуральное хозяйство

  1. Главный фактор производства – капитал

    Основная сфера – промышленность.

    Основной продукт – промышленные изделия

    Производство основано на механическом труде

    Господствует товарное хозяйство

Социальная сфера

Низкая социальная мобильность.

Закрытые социальные структуры – сословия

Социальная мобильность повышается.

Подвижные социальные структуры – классы

Политика

Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления

Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии

Духовная сфера

Религиозные ценности, коллективизм

Ценности прогресса, индивидуального успеха

Какое из качественных свойств характеризует традиционное обществоВладимир Маковский. «На бульваре». 1877 г. На картине изображена жена-крестьянка, приехавшая к мужу-рабочему из деревни

Источник

Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.

Типы общества:

  1. Традиционное общество
  2. Индустриальное общество
  3. Постиндустриальное общество

1. Традиционное общество

Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии.
  2. Преобладание сельского хозяйства.
  3. Сословный строй.
  4. Низкая социальная мобильность.
  5. Преобладание ценностей коллективизма.
  6. Влияние церкви на общественную жизнь.
  7. Патриархальная семья.

Признаки

  • Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
  • Очень низкие темпы развития.
  • Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
  • Полное поглощение личности коллективом.
  • Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.

2. Индустриальное общество

Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.

Характерные черты индустриального общества

  1. Преимущественное развитие промышленности.
  2. Серийное машинное производство и автоматизация..
  3. Превращение науки в общественный институт.
  4. Рождение массовой культуры.
  5. Классовый строй.
  6. Предоставление прав и свобод людям.
  7. Формирование гражданского общества.

Признаки

  • Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
  • Базовой структурой общества становится экономика.
  • Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
  • Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
  • Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
  • Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.

3. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

Характерные черты постиндустриального общества

  1. Развитие сферы услуг.
  2. Единицей товара становится информация (знания).
  3. Развитие информационных технологий.
  4. Профессиональное деление общества.
  5. Широкое использование компьютерных технологий.
  6. Глобализация экономики.
  7. Осуществление научно-технической революции.
  8. Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки

  • Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
  • Главный фактор развития этого общества — теоретические знания или информация.
  • Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
  • Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
  • Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.
По степени открытости
  • Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
  • Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
По наличию письменности
  • Дописьменные
  • Письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
По степени социального расслоения:
  • Простые — догосударственные образования (нет руководителей и подчинённых)
  • Сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Источник

Тест по обществознанию Личность и общество для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 10 заданий, в части В — 3 задания.

1 вариант

Часть А

A1. Система социально значимых качеств человека:

1) индивид
2) индивидуальность
3) гражданин
4) личность

А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:

1) адаптация
2) индивидуализация
3) интеграция
4) дезинтеграция

А3. Верны ли суждения о социализации: а) к агентам пер­вичной социализации относят формальное окружение человека; б) процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:

1) указ
2) право
3) закон
4) обычай

А5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:

1) резкого скачка в развитии общества
2) эволюции
3) революции
4) глобальной проблемы развития общества

А6. Верны ли суждения о глобализации: а) глобализация проявляется во всех сферах жизни общества; б) глобализация приводит к изоляции государств Европы от осталь­ного мира?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А7. Индустриальное общество характеризует:

1) развитие крупного машиностроения
2) накопление знаний
3) преобладание сферы услуг над производством товаров
4) натуральное хозяйство

А8. Верны ли суждения об обществе: а) общество — часть мира, отличающаяся от природы; б) общество имеет сложную структуру?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения об информационной револю­ции: а) информационная революция в ХХ в. завершилась; б) примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей Интернетом?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A10. Верны ли суждения об экологических проблемах: а) экологические проблемы всегда связаны с политиче­скими реформами; б) развитие техники и технологии не может влиять на экологическую ситуацию в стране?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая сфера». Ука­жите термин, не связанный с этим понятием.

1) производство
2) торговля
3) религия
4) обмен
5) потребление

В2. Какие из приведенных примеров соответствуют постиндустриальному обществу?

1) преобладание сельскохозяйственного производства
2) преобладание сферы услуг над производством товаров
3) высокая роль творческого потенциала людей
4) рост численности городского населения
5) промышленный переворот
6) главный фактор производства — информационные технологии

В3. Установите соответствие между терминами и опреде­лениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) индивид
2) индивиду­альность
3) личность
А) человек как носитель определенных свойств, качеств, которые общество признает важными
Б) отдельный представитель человече­ства
В) признаки, свойственные конкрет­ному человеку

2 вариант

Часть А

A1. Характеристика человека в обществе:

1) индивид
2) индивидуальность
3) гражданин
4) личность

А2. Фаза становления личности, во время которой чело­век усваивает образцы повеления группы:

1) адаптация
2) индивидуализация
3) интеграция
4) дезинтеграция

А3. Верны ли суждения о мировоззрении: а) разнообра­зие мировоззрений обогащает общество; б) мировоззре­ние — это одновременно продукт и выражение духовной личности?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?

1) взгляды философов
2) накопленные обществом знания
3) составленные государством законы
4) проживание основной массы населения в деревне

А5. Традиция праздновать Новый гол как социальная норма имеет форму:

1) дозволения
2) предписания
3) запрета
4) закона

А6. Верны ли суждения о реформе: а) реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей; б) чаще всего реформы проводят верхи общества?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А7. В политическую сферу жизни общества входит:

1) производство
2) религия
3) нация
4) власть

А8. Верны ли суждения о социализации: а) семья со­ставляет формальное окружение человека; б) к агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения об обществе: а) объединение лю­дей в общество не зависит от чьего-то желания; б) обще­ство состоит из больших и малых групп?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A10. Верны ли суждения о глобальных проблемах: а) ре­шение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества; б) глобальной проблемой человече­ства является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга»?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) искусство
2) архитектура
3) религия
4) нравственность
5) закон
6) наука

В2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?

1) господство общинных принципов
2) важная роль религии и армии
3) государственный контроль над технологическими изменениями
4) урбанизация
5) научно-техническая революция
6) натуральное хозяйство

В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) эволюция
2) революция
3) реформа
А) радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания
Б) преобразование, изменение, пе­реустройство какой-либо стороны общественной жизни (экономи­ки), порядков (институтов, учре­ждений)
В) процессы изменения (преиму­щественно необратимые) в приро­де и обществе

Ответы на тест по обществознанию Личность и общество для 8 класса
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-3
А4-4
А5-2
А6-1
А7-3
А8-3
А9-2
А10-4
В1-3
В2-236
В3. 1Б 2В 3А
2 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-4
А5-1
А6-2
А7-4
А8-4
А9-3
А10-3
В1-5
В2-126
В3. 1В 2А 3Б

Источник

Предварительный просмотр:

Тема Общество

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2. Человек воздействует на природу:

1) благоприятно

2) его влияние не имеет последствий

3) и – благоприятно, и не благоприятно

4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье

2) отношения между работником и работодателем

3) отношения между природой и обществом

4) связи между социальными группами и внутри них

А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1) экономического развития страны

2) политического развития страны

3) духовности общества

4) развития межнациональных отношений

А5. Верны ли следующие суждения?

А. «Исторически общество первично, а государство – вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1) верно А

2) верно Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) политической сфере

4) социальной сфере

А7. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1) революционный характер перемен

2) скачкообразность

3) насильственные методы

4) постепенность

А9. К числу глобальных проблем не относится:

1) угроза ядерной войны

2) распространение наркомании

3) дефицит природных ресурсов

4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

1) гонкой вооружения

2) соперничеством СССР и США

3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете

4) загрязнением окружающей среды

А11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:

1) эволюции человека как гармонично развитой личности

2) улучшении нравов

3) развитии науки и разума

4) росте идеалов истины и справедливости

А13. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

1) любая последовательность событий

2) живая память общества, народа, социальной группы

3) прошлое, давно минувшее

4) сущностная динамика общественного развития

А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?

А. Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация – сущее; культура в большей мере – должное (долг быть человеком).

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие – для природы .

1) верно А

2) верно Б

3) верно только А

4)верно только Б

А16. Вопросы власти, государства решаются в:

1) экономической сфере

2) духовной сфере

3) социальной сфере

4) политической сфере

А17. Понятие «развитие », «взаимодействие элементов» характеризует общество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

2) строительство египетских пирамид

3) распад империи Карла Великого

4) объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

1) были благоприятны для занятия земледелием

2) позволяли тщательно обрабатывать землю

3) требовали крайнего напряжения сил

4) слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения? Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1) производства, распределения, потребления и духовной сферы

2) экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1) стремление к прогрессу

2) «непрерывность», плавность исторического процесса

3) высокая социальная мобильность

4) стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1) личность подчинилась обществу

2) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3) усилилось внешне экономическое принуждение

4) возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А26. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А29. Автором культурологического подхода в изучении истории был

1) А. Камю

2) Д. Белл

3) О. Шпенглер

4) Г. Плеханов

А30. А. Тойнби сформулировал закон:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

4) «вызов – ответ»

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв ИЛИ цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1 Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«……………. среда – это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

В2 Какому понятию соответствует следующее определение?

«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация»,

В3 Цивилизация – это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой

г. Особое состояние общества с правами и свободами

1) верно А Б

2) верно Б Г

3) верно А Г

4) верно А Б В Г

В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ___________(1). Главными институтами общества являются __________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе _________(3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) частный бизнес

Б) государство

В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия

Д) общественные потребности

Е) эволюция

Ж) совместная деятельность

В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

В7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ………. сфера жизни общества».

Ответ: ……………………

В8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры:

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Материальное производство – это создание вещей, а ………… производство – создание идей.

Ответ:_________________

В10. Из ниже приведенного списка выберите признаки индустриального общества.

1) Основа производства – земля, сельскохозяйственный труд

2) Развитие крупной машинной промышленности

3) Преобладание ручного труда

4) Основа производства – знания, информация

5) Широкое применение машинной техники

6) Неграмотность большинства населения

7) Основной вид экспорта – средства производства

8) Основной вид экспорта – сырье

9) Основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии и т.д.)

10) Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование

11) Непрерывное образование граждан

12) Решается задача преодоления неграмотности населения

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?

1) Истощение плодородного слоя почвы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5) Кризис финансовой системы

6) Проблемы войны и мира

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

В12. Вставьте пропущенное слово: «Промышленной революцией называется замена …………… труда машинным, мануфактуры фабрикой».

Ответ: _______________

В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.

1) Возникновение государства

2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) Изменение климата на планете

4) Формирование наций

5) Способность человека к чувственному познанию

6) Традиции и обычаи

7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ. При выполнении заданий необходимо уметь:

1) перечислять признаки какого-либо явления, объекта одного класса;

2) раскрывать понимание какого-либо теоретического положения на конкретном примере;

3) решить задание-задачу, содержащую условие в виде ситуации или высказывания на основе предписаний (вопросов) к ней;

4) проанализировать фрагмент текста на основе заданий к нему;

5) написать краткое сочинение – эссе научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение темы, выделив проблему и аргументировав ее на основе оперирования понятиями обществоведческого курса, знания фактов общественной жизни, использования личного опыта и обоснования своей позиции.

С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

С3. Назовите три исторических типа общества, По каким признакам они выделены?

С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация не редко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций …

Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу…

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм……

Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности и желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации…

Маловероятно чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание. особенно сейчас. когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. А.Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации … сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я – гражданин мира».  (Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». (Ж. Вольфром)

3) «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты – значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

ОТВЕТЫ: Уровень А

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

4

11

3

21

3

2