Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности
В широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприятии креативность проявляется как непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памяти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью; в воображении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереотипов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможности понять внутренний мир и индивидуальность человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.
Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности, добившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечаются высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям присущи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.
Анализ многогранных проявлений креативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалисты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодействуют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, привычных, одинаково значимых для многих людей.
Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдается у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребления. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как игрушку. Часто посторонние способы применения предметов являются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети видят мир многовариантным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринимают его в соответствии со своими знаниями, категориальной принадлежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий потенциал полностью не реализуется.
Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — являются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятельностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.
К концу дошкольного возраста подавляющее большинство детей показывают высокий уровень развития у них наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и результатами творческой деятельности.
Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.
Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихомиров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет собой «технику подавления творческого мышления». В большинстве
современных семей родители стремятся дать детям хорошее образование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чувство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребенка в школе и залог его будущих успехов в жизни.
В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, которая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыслительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения занимает недостаточное место.
На это есть и объективные причины. Во-первых, количество знаний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирования ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креативности предполагает формирование умений отходить от заданных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.
В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентирование их поведения и деятельности также преобладает по сравнению с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллектуально одаренных личностей, которые могут стать квалифицированными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.
Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к этому — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже сегодня в современной школе многое делается для этого. Появляются разные типы образовательных учреждений, широко используются различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные методы обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креативности.
Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педагогической деятельности, характерные для традиционного обучения, не соответствуют требованиям современного общества к развитию креативности учащихся, и их преодоление является актуальной задачей профессиональной подготовки учителя.
Контрольные вопросы
1.Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображение и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.
2.Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?
3.Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?
4.Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно
их охарактеризовать?
5.Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с
адаптацией в социальных группах?
6.Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете
предложить?
Тестовые задания
1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…
A. Непроизвольным.
Б. Фантастическим.
B. Творческим.
Г. Пассивным.
2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…
A. Предвосхищение будущего.
Б. Греза.
B. Фантастическое воображение.
Г. Мечта.
3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях?
A. Агглютинация.
Б. Синтез.
B. Гиперболизация.
Г. Типизация.
4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности?
A. Эрудированность.
Б. Эмоциональность.
B. Оригинальность.
Г. Логичность.
Глава 17
Речь
Источник
1 Предметом
психологии является:
А.
Поведение
Б.
Душа.
В. Психика.*
Г.
Сознание.
2.
Выбирите правильное определение психики:
А.
Внутреннее переживание.
Б.
Отражательная деятельность мозга.
В.
Душевная субстанция.
Г. Субъективный
образ объективного мира.*
3.
Понятие интериоризация означает:
А.
Углубление человека в себя.
Б. Перенос
материального в план отражения.*
В.
Душевная субстанция.
Г.
Особое свойство личности.
4.
Метод исследования – это:
А. Способ познания
предмета.*
Б.
Сборник узаконенных правил.
Б.
Конкретная методика.
Г.
Набор тестов.
5.
Экспериментальный метод в психологии:
А.
Не допустим.
Б.
Используется как вспомогательный.
В.
Отменяет все другие.
Г. Является
основным.*
6.
Современная психология существует
как …
А.
Свободное описание субъективных явлений
Б.
Вера в духовность человека.
В.
Набор приемов психологических
воздействий.
Г. Объективная
наука со своей методологией.*
7.
Психология – это
Наука о душе
Наука о психике
Наука о закономерностях возникновения,
развития и проявления психики
и сознания человека*
Наука о сознании
8.
Психика это –
Свойство головного мозга, обеспечивающее
человеку и животным способность
отражать воздействия предметов
и явлений реального мира *
Чувства и мысли человека
Внешние проявления психической
деятельности
Внутренние проявления психической
деятельности
9.
Изучением психики животных занимается
–
Социальная психология
Зоопсихология *
Общая психология
Медицинская психология
10.
В мир психических явлений
входят
Психические процессы и психические
состояния
Психические свойства и психические
процессы
Социально-психологические процессы
и явления
Все
перечисленные явления *
11.
Основные методы психологии –
Тесты, интервью, эксперимент
Наблюдение, эксперимент *
Наблюдение, опрос, тест
Беседа, самонаблюдение
12. Метод эксперимента
предполагает
активное вмешательство
исследователя *
правильный
ответ отсутствует
опосредованное
изучение поведения
нейтральное
отношение к деятельности
испытуемого
13. Наблюдение бывает
а) научное,
б) включенное
в) житейское, научное, включенное, не
включённое *
г) закрытое, открытое
14.Способность организма реагировать
на абиотические раздражители
называется:
А. Обмен
веществ.
Б. Раздражимость.
В. Тропизмы.
Г. Чувствительность.*
15. Психическое
отражение на стадии элементарной
сенсорной психики имеет форму
:
А. Раздражимости.
Б. Элементарных ощущений*
В. Отражения
вещей.
Г. Возбудимости.
16. Основной формой индивидуального приспособления
животных к среде обитания является…
Навык.*
Инстинкт.
Безусловный рефлекс.
Решение задач.
17.
Какая наука изучает общее и различное
в психике животных и человека?
Общая психология.
. Зоопсихология.*
Сравнительная психология.
Биология.
18 Специфика человеческой психики
полностью обусловлена…
A. Врожденными
механизмами.
Б. Высшим духовным разумом.
B. Единством
биологического и социального.*
Г. Особенностями конкретного
общества.
19. Социогенные
психические процессы и образования…
А.
Заложены генетически.
Б. Полностью обеспечены развитием
мозга.
В. Мешают нормальной человеческой
жизни.
Г. Имеют общественную
природу.*
20. . Какое из перечисленных понятий
является самым широким?
A. Личность.
Б. Человек.*
B. Индивид.
Г. Субъект.
21. Направленность личности — это…
A. Система
устремлений.*
Б. Особая способность.
B. Врожденное
предрасположение.
Г. Качество ума.
22. Человеческой потребностью называется…
A. Объективная нужда.
Б. Острое
переживание.
B. Система целей.
Г. Состояние, отвечающее
нужде.*
23. Какое понятие синонимично мотиву?
A. Желание.
Б. Побудитель.*
B. Планируемая
цель.
Г. Внешний стимул.
24. Термин «иерархия потребностей»
означает…
A. Многообразие.
Б. Интенсивное развитие.
B. Соподчинение*.
Г. Рядоположенность.
25. В личности выделяется прежде
всего ее
а) общественная сущность *
б) биологическая сущность
в) физиологическая сущность
г) потребности
26. Психологическая структура
личности включает в себя
а) индивидуально-психологическую
сторону
б) социально-психологическую
сторону
в) мировоззренческую
сторону
г) все выше перечисленные
стороны *
27. Индивид –
Категория, указывающая
на принадлежность к человеческому
роду
Это подчеркивание
единичности
Акцентирует в
человеке биологическое
Все ответы верные *
28. Основные психологические
теории личности
Психоанализ
Теория научения
Гуманистическая
теория
Правильного ответа
нет *
29. Кто из перечисленных
отечественных психологов занимался
теорией личности?
Н.Н.Подъяков
А.Н. Леонтьев
*
Рыбалко
Е.Ф
Кон И.С.
30. В структуру личности
по Лазурскому А.Ф. входит
Экзогенная и эндогенная
психика *
Экзогенная
психика
Эндогенная
психика
Темперамент
и характер
31. Выберите одно из правильных
определений деятельности:
А. Всякая психическая активность.
Б. Поведение.
В. Набор операций.
Г. Целенаправленная активность.*
32. Действие побуждается …
А. Желанием действовать.
Б. Потребностью.
В. Мотивом деятельности.*
Г. Своей целью.
33. Как соотносятся понятия навыка
и умения?
А. Они синонимичны.
Б. Умение формируется
позже навыка.*
В. Это не связанные понятия.
Г. Навык сложнее умения.
34.. Как соотнесены в деятельности
мотив и цель?
А. Всегда совподают.
Б. Мотив – это простая сумма
целей.
В. Возможен сдвиг мотива
на цель.*
Г. Цель важнее мотива.
35. Деятельность – это
а) форма активности *
б) отдельные действия или
движения
в) инстинкт
г) операции
36. Основные виды деятельности
а) общение и
игра
б) общение и
труд
в) игра, учение, труд *
г) спорт
37. Мотив – это
а) испытываемая
личностью нужда в чем-либо
б) осознанные, осмысленные
и прочувствованные потребности
*
в) цель к
деятельности
г) субъективные эмоциональные
переживания
38. Общение включает в
себя
а) коммуникативную
сторону
б) интерактивную
и перцептивную сторону
в) коммуникативную,
интерактивную и перцептивную сторону*
г) мимику
и жесты
39. Невербальное – это
общение с помощью
а) кинесики, такесики,
визуальности, проксемики*
б) речи
в) жестов, мимики,
пантомимики
г) паралингвистики
40 Экспрессивная функция
общения
а) передача
информации
б) регламентация
поведения
в) взаимопонимание переживаний
и эмоциональных состояний*
г) контроль
41 . Применительно
к отражению какого явления
допустим научный термин «Ощущение»?
А. Радость.
Б. Усталость.
В. Тепло.*
Г.Скорость.
42. Чувствительность
измеряется..
А. Порогами.*
Б. По субъективным
шкалам.
В. Ощущениями.
Г. С помощью
закона Фехнера.
43. Восприятие
– это..
А. Сумма
ощущений.
Б. Отражение предмета в целом.*
В. Реализация
наблюдения.
Г. Адекватное
понимание.
44. Какое
из перечисленных свойств не
относится к восприятию?
А. Предметность.
Б. Обобщенность.
В. Разумность.*
Г. Константность
45.. Как называется внимание, объектом
которого является внутренний мир человека?
A. Непроизвольным.
Б. Вынужденным.
B. Внешним.
Г. Внутренним.*
46.. Количество объектов или элементов,
которые могут быть восприняты с одинаковой
степенью ясности и отчетливости, это
–
Концентрация
внимания
Избирательность
внимания
Распределение
внимания
Объем внимания*
47.. Степень сосредоточения сознания
на объекте это…
A. Концентрация внимания.*
Б. Объем внимания.
B. Устойчивость внимания.
Г. Внимательность.
48. Переключаемость внимания проявляется
как…
A. Непроизвольные колебания внимания.
Б. Намеренный перенос внимания с
одного объекта на другой.*
В. Неспособность сосредоточения на объекте.
Г. Отвлечения внимания
49. Связь между различными объектами
действительности и ее отражение в сознании
называется…
A. Запоминанием.
Б. Повторением.
B. Ассоциацией.*
Г. Представлением.
50. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения
сохраненного
в
памяти материала по сравнению с первоначально
заученным, это…
A. Сохранение
Б. Реминисценция.*
B. Консолидация.
Г. Временная
связь.
51. Закономерность, согласно которой человек
дольше помнит о незаконченной работе,
была установлена…
A. А.А.
Смирновым.
Б. Г. Эббингаузом.
B. Б.В. Зейгарник.*
Г. А. Миллером.
52. Запоминание,
которое осуществляется без специальной
цели запомнить, называется…
A. Непосредственным.
Б. Кратковременным.
B. Оперативным.
Г. Непроизвольным.*
53. Форма мышления,
отражающая существенные свойства
объектов, это…
A. Анализ.
Б. Понятие.*
B. Абстракция.
Г. Синтез.
54. Цель, данная в определенных условиях,
это…
A. Задача*.
Б. Препятствие.
B. Гипотеза.
Г. Образ.
55. Вычленение
признака в объекте и отвлечение от остальных
называется-
A. Сравнением.
Б. Изучением.
B. Конкретизацией.
Г. Абстрагированием.*
56. Мышление, которое осуществляется
без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения
решения, называют…
A. Рациональным.
Б. Интуитивным.*
B. Творческим.
Г. Репродуктивным
57. Воображение,
которое не стимулирует человека к активным
действиям, называют…
A. Непроизвольным.
Б.
Фантастическим.
B. Творческим.
Г. Пассивным.*
58. В случае, если человек не верит в реальность
воплощения образа воображения, то это…
A. Предвосхищение
будущего.
Б.
Греза.
B. Фантастическое воображение.*
Г.
Мечта.
59. Как называется
соединений частей или свойств
реально существующих объектов
в необычных сочетаниях?
А.Агглютинация.*
Б. Синтез.
В. Гиперболизация.
Г.Типизация.
60. Какое из
перечисленных свойств характеризует
креативность личности?
А. Эрудированность
Б. Эмоциональность.
В. Оригинальность.*
Г. Логичность.
61. Выберите
одно из правильных пониманий
речи:
A. Вторая
сигнальная система.
Б. Мышление вслух.
B. Набор условных рефлексов на слова.
Г. Орудийное
использование языка.*
62.. Какая из названных функций не относится
к речи?
A. Средство
мышления.*
Б. Передача опыта.
B. Реализация общения.
Г.
Обозначение предмета.
63. Что
из перечисленного является компонентом
содержания речи?
A. Понятие.
Б. Значение слова.*
B. Предложение.
Г. Мысль.
64. Смысл
слова — это…
A. Скрытое
содержание.
Б. Субъективное значение.*
B. Суть данного слова.
Г. Сумма всех значений.
65. Что
является основной качественной характеристикой
эмоций?
A. Сила.
Б. Устойчивость.
B. Модальность*.
Г. Активность.
66. Как
называется одновременное проявление
двух противоположных эмоций?
A. Амбивалентность.*
Б. Чувственный тон.
B. Чувство.
Г.Интенсивность
67. Сильные,
стойкие, длительные эмоции, порождающие
активность в достижении цели, это…
A. Высшие чувства.
Б.
Настроения.
B. Аффекты.
Г. Страсти.*
68. Относительно длительные эмоции, проявляющиеся
как единство переживания и поведения,
представляют собой…
A. Эмоциональный
процесс.
Б. Эмоциональное
состояние.*
B. Эмоциональное
свойство личности.
Г. Эмоциональную устойчивость.
69. .Интерорецептивные ощущения
отражают
Источник