Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности

В широком смысле способность к творчеству обозначается тер­мином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способ­ность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприя­тии креативность проявляется как непредвзятость, умение освобо­диться от фиксированной установки, активно реагировать на непо­средственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памя­ти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к не­шаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению раз­нообразных связей между объектами и их свойствами, к обобще­нию явлений, не связанных между собой очевидной связью; в вооб­ражении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме пережива­ний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возни­кающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереоти­пов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможно­сти понять внутренний мир и индивидуальность человека; конст­руктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.

Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявив­ших способности к различным видам творческой деятельности, до­бившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечают­ся высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям прису­щи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом вос­принимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.

Анализ многогранных проявлений креативности в самых раз­ных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущ­ность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности чело­века, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готов­ности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалис­ты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше сред­него уровня развития креативности. Связи, которые они устанавли­вают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодейству­ют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, при­вычных, одинаково значимых для многих людей.

Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдает­ся у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребле­ния. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как иг­рушку. Часто посторонние способы применения предметов явля­ются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экс­периментированию с предметами. Дети видят мир многовариант­ным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринима­ют его в соответствии со своими знаниями, категориальной принад­лежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий по­тенциал полностью не реализуется.

Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — яв­ляются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятель­ностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.

Читайте также:  Какие свойства имеют графы

К концу дошкольного возраста подавляющее большинство де­тей показывают высокий уровень развития у них наивной креа­тивности, которая проявляется как естественное поведение ре­бенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и резуль­татами творческой деятельности.

Реализация творческого потенциала связана с развитием куль­турной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, спо­собного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отно­шений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.

Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихо­миров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет со­бой «технику подавления творческого мышления». В большинстве

современных семей родители стремятся дать детям хорошее обра­зование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чув­ство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой твор­ческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребен­ка в школе и залог его будущих успехов в жизни.

В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, кото­рая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учите­лей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыс­лительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения зани­мает недостаточное место.

На это есть и объективные причины. Во-первых, количество зна­ний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирова­ния ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креа­тивности предполагает формирование умений отходить от задан­ных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.

В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентиро­вание их поведения и деятельности также преобладает по сравне­нию с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллекту­ально одаренных личностей, которые могут стать квалифицирован­ными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.

Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к это­му — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже се­годня в современной школе многое делается для этого. Появляют­ся разные типы образовательных учреждений, широко используют­ся различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные ме­тоды обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креа­тивности.

Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педа­гогической деятельности, характерные для традиционного обуче­ния, не соответствуют требованиям современного общества к раз­витию креативности учащихся, и их преодоление является актуаль­ной задачей профессиональной подготовки учителя.

Контрольные вопросы

1.Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображе­ние и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

Читайте также:  Какое из понятий не является свойством алгоритма цикличность массовость

2.Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?

3.Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

4.Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно
их охарактеризовать?

5.Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с
адаптацией в социальных группах?

6.Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете
предложить?

Тестовые задания

1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…

A. Непроизвольным.

Б. Фантастическим.

B. Творческим.

Г. Пассивным.

2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение будущего.

Б. Греза.

B. Фантастическое воображение.

Г. Мечта.

3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях?

A. Агглютинация.

Б. Синтез.

B. Гиперболизация.

Г. Типизация.

4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности?

A. Эрудированность.

Б. Эмоциональность.

B. Оригинальность.

Г. Логичность.

Глава 17

Речь

Источник

1 Предметом 
психологии является:

А.
Поведение

Б.
Душа.

В. Психика.*

Г.
Сознание.

2.
Выбирите правильное определение психики:

А.
Внутреннее переживание.

Б.
Отражательная деятельность мозга.

В.
Душевная субстанция.

Г. Субъективный
образ объективного мира.*

3.
Понятие интериоризация означает:

А.
Углубление человека в себя.

Б. Перенос 
материального в план отражения.*

В.
Душевная субстанция.

Г.
Особое свойство личности.

4.
Метод исследования – это:

А. Способ познания
предмета.*

Б.
Сборник узаконенных правил.

Б.
Конкретная методика.

Г.
Набор тестов.

5.
Экспериментальный метод в психологии:

А.
Не допустим.

Б.
Используется как вспомогательный.

В.
Отменяет все другие.

Г. Является
основным.*

6.
Современная психология существует 
как …

А.
Свободное описание субъективных явлений

Б.
Вера в духовность человека.

В.
Набор приемов психологических 
воздействий.

Г. Объективная 
наука со своей методологией.*

7.
Психология – это

   
Наука о душе

   
Наука о психике

   
Наука о закономерностях возникновения, 
развития и проявления психики 
и сознания человека*

  
Наука о сознании

8.
Психика это –

   
Свойство головного мозга, обеспечивающее 
человеку и животным способность 
отражать воздействия предметов 
и явлений реального мира *

  
Чувства и мысли человека

   
Внешние проявления психической 
деятельности

   
Внутренние проявления психической 
деятельности

9.
Изучением психики животных занимается 

   
Социальная психология

   
Зоопсихология *

   
Общая психология

   
Медицинская психология

10.
В мир психических явлений 
входят 

  
Психические процессы и психические 
состояния

  
Психические свойства и психические 
процессы

  
Социально-психологические процессы 
и явления

   Все 
перечисленные явления *

11.
Основные методы психологии –

     
Тесты, интервью, эксперимент

     
Наблюдение, эксперимент *

     
Наблюдение, опрос, тест

     
Беседа, самонаблюдение

12.  Метод эксперимента 
предполагает 

        активное вмешательство 
исследователя *

        правильный 
ответ отсутствует

      опосредованное 
изучение поведения

      нейтральное 
отношение к деятельности                                                                                    
испытуемого

13.  Наблюдение бывает                                

 а) научное,

б) включенное

в) житейское, научное, включенное, не
включённое *

 г) закрытое, открытое

      
14.Способность организма реагировать 
на абиотические раздражители 
называется:

А.   Обмен
веществ.

Б.    Раздражимость.

В.  Тропизмы.

Г. Чувствительность.*

15. Психическое 
отражение на стадии элементарной 
сенсорной психики имеет форму 
:

А. Раздражимости.

Б. Элементарных ощущений*

В. Отражения 
вещей.

Г. Возбудимости.

16. Основной формой индивидуального приспособления
животных к среде обитания является…

Навык.*

 Инстинкт.

Безусловный рефлекс. 
Решение задач.

  17.
Какая наука изучает общее и различное
в психике животных и человека?

Общая психология. 
. Зоопсихология.*

Сравнительная психология. 
Биология.

18 Специфика человеческой психики
полностью обусловлена…

A. Врожденными
механизмами. 
Б. Высшим духовным разумом.

B. Единством
биологического и социального.* 
Г. Особенностями конкретного
общества.

19. Социогенные
психические процессы и образования… 
А.
Заложены генетически.

Б. Полностью обеспечены развитием 
мозга.

 В. Мешают нормальной человеческой
жизни.

Г. Имеют общественную
природу.*

20. . Какое из перечисленных понятий
является самым широким?

A. Личность. 
Б.       Человек.*

B. Индивид. 
Г.      Субъект.

21. Направленность личности — это…

A. Система
устремлений.* 
Б. Особая способность.

B. Врожденное
предрасположение. 
Г. Качество ума.

22. Человеческой потребностью называется…

A. Объективная нужда. 
Б. Острое
переживание.

B. Система целей.

Г. Состояние, отвечающее
нужде.*

23. Какое понятие синонимично мотиву?

A. Желание. 
Б. Побудитель.*

B. Планируемая
цель. 
Г. Внешний стимул.

24. Термин «иерархия потребностей»
означает…

A. Многообразие.

Б. Интенсивное развитие.

B. Соподчинение*.

Г. Рядоположенность.

25.  В личности выделяется прежде
всего ее                                              

  а) общественная сущность *

  б) биологическая сущность

  в) физиологическая сущность

  г) потребности

26.  Психологическая структура 
личности включает в себя                    

 а) индивидуально-психологическую 
сторону

 б) социально-психологическую 
сторону

 в) мировоззренческую 
сторону

 г) все выше перечисленные 
стороны *

27. Индивид –

    Категория, указывающая 
на принадлежность к человеческому 
роду

    Это подчеркивание 
единичности

    Акцентирует в 
человеке биологическое

    Все ответы верные *

28. Основные  психологические 
теории личности

      Психоанализ

      Теория научения

      Гуманистическая 
теория

      Правильного ответа 
нет *

29.  Кто из перечисленных 
отечественных психологов занимался 
теорией личности?

       Н.Н.Подъяков

       А.Н. Леонтьев
*

      Рыбалко 
Е.Ф

      Кон И.С.

30. В структуру личности 
по Лазурскому А.Ф. входит

     Экзогенная и эндогенная 
психика *

     Экзогенная 
психика

     Эндогенная 
психика

     Темперамент 
и характер

31. Выберите одно из правильных 
определений деятельности:

А. Всякая психическая активность.

Б. Поведение.

В. Набор операций.

Г. Целенаправленная активность.*

32. Действие побуждается …

Читайте также:  Какие свойства относятся к технологическим свойствам металлов

А. Желанием действовать.

Б. Потребностью.

В. Мотивом деятельности.*

Г. Своей целью.

33. Как соотносятся понятия навыка 
и умения?

А. Они синонимичны.

Б. Умение формируется 
позже навыка.*

В. Это не связанные понятия.

Г. Навык сложнее умения.

34.. Как соотнесены в деятельности 
мотив и цель?

А. Всегда совподают.

Б. Мотив – это простая сумма 
целей.

В. Возможен сдвиг мотива
на цель.*

Г. Цель важнее мотива.

35.  Деятельность – это         

а) форма активности *

б) отдельные действия или 
движения

в) инстинкт

г) операции

36. Основные виды деятельности          

    а) общение и 
игра

    б) общение и 
труд

    в) игра, учение, труд *

   г) спорт

37. Мотив – это                                       

     а) испытываемая 
личностью нужда в чем-либо

     б) осознанные, осмысленные 
и прочувствованные потребности 
*                                                                      

     в) цель к 
деятельности

    г) субъективные эмоциональные
переживания

38. Общение включает в 
себя                

     а) коммуникативную 
сторону

     б) интерактивную 
и перцептивную сторону

     в) коммуникативную, 
интерактивную и перцептивную сторону*

     г) мимику 
и жесты

39. Невербальное – это 
общение      с помощью     

     а) кинесики, такесики,
визуальности, проксемики*                                                          

     б) речи

     в) жестов, мимики,
пантомимики  

     г) паралингвистики

40  Экспрессивная функция 
общения  

    а) передача 
информации

   б) регламентация 
поведения

   в) взаимопонимание переживаний 
и эмоциональных состояний*

    г) контроль

41 . Применительно 
к отражению какого явления 
допустим научный термин «Ощущение»?

А. Радость.

Б. Усталость.

В. Тепло.*

Г.Скорость.

42. Чувствительность 
измеряется..

А. Порогами.*

Б. По субъективным
шкалам.

В. Ощущениями.

Г. С помощью 
закона Фехнера.

43. Восприятие 
– это..

А. Сумма 
ощущений.

Б. Отражение предмета в целом.*

В. Реализация
наблюдения.

Г. Адекватное
понимание.

44. Какое 
из перечисленных свойств не 
относится к восприятию?

А. Предметность.

Б. Обобщенность.

В. Разумность.*

Г. Константность

45.. Как называется внимание, объектом
которого является внутренний мир человека?

A. Непроизвольным. 
Б. Вынужденным.

B. Внешним.

Г. Внутренним.*

46.. Количество объектов или элементов,
которые могут быть восприняты с одинаковой
степенью ясности и отчетливости, это

    Концентрация 
внимания

    Избирательность 
внимания

    Распределение 
внимания

    Объем внимания* 

47.. Степень сосредоточения сознания 
на объекте это…

A. Концентрация внимания.*  
Б. Объем внимания.

B. Устойчивость внимания.  
Г. Внимательность.

48. Переключаемость внимания проявляется 
как…

A. Непроизвольные колебания внимания.

Б. Намеренный перенос внимания с 
одного объекта на другой.*

В. Неспособность сосредоточения на объекте. 
Г. Отвлечения внимания

49. Связь между различными объектами 
действительности и ее отражение в сознании
называется…

A. Запоминанием. 
Б. Повторением.

B. Ассоциацией.*

Г. Представлением.

50. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения 
сохраненного 
в
памяти материала по сравнению с первоначально
заученным, это…

A. Сохранение

Б. Реминисценция.*

B. Консолидация.

Г. Временная 
связь.

51. Закономерность, согласно которой человек
дольше помнит о незаконченной работе,
была установлена…

A. А.А.
Смирновым. 
Б. Г. Эббингаузом.

B. Б.В. Зейгарник.* 
Г. А. Миллером.

52.  Запоминание,
которое осуществляется без специальной
цели запомнить, называется…

A. Непосредственным. 
Б. Кратковременным.

B. Оперативным.

Г. Непроизвольным.*

53. Форма мышления,
отражающая существенные свойства 
объектов, это…

A. Анализ. 
Б. Понятие.*

B. Абстракция. 
Г. Синтез.

54. Цель, данная в определенных условиях,
это…

A. Задача*.

Б. Препятствие.

B. Гипотеза. 
Г. Образ.

55. Вычленение
признака в объекте и отвлечение от остальных
называется-

A. Сравнением. 
Б. Изучением.

B. Конкретизацией. 
Г. Абстрагированием.*

56. Мышление, которое осуществляется
без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения
решения, называют…

A. Рациональным. 
Б. Интуитивным.*

B. Творческим.

Г. Репродуктивным

57. Воображение,
которое не стимулирует человека к активным
действиям, называют…

A. Непроизвольным. 
Б.
Фантастическим.

B. Творческим. 
Г. Пассивным.*

58. В случае, если человек не верит в реальность
воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение
будущего. 
Б.
Греза.

B. Фантастическое воображение.* 
Г.
Мечта.

59. Как называется 
соединений частей или свойств 
реально существующих объектов 
в необычных сочетаниях?

А.Агглютинация.*

Б. Синтез.

В. Гиперболизация.

Г.Типизация.

60. Какое из 
перечисленных свойств характеризует 
креативность личности?

А. Эрудированность

Б. Эмоциональность.

В. Оригинальность.*

Г. Логичность.

61. Выберите 
одно из правильных пониманий 
речи:

A. Вторая
сигнальная система. 
Б. Мышление вслух.

B. Набор условных рефлексов на слова. 
Г. Орудийное
использование языка.*

62.. Какая из названных функций не относится
к речи?

A. Средство
мышления.* 
Б. Передача опыта.

B. Реализация общения. 
Г.
Обозначение предмета.

63. Что
из перечисленного является компонентом
содержания речи?

A. Понятие.

Б. Значение слова.*

B. Предложение. 
Г. Мысль.

64. Смысл
слова — это…

A. Скрытое
содержание.

Б. Субъективное значение.*

B. Суть данного слова. 
Г. Сумма всех значений.

65. Что
является основной качественной характеристикой
эмоций?

A. Сила.

Б. Устойчивость.

B. Модальность*. 
Г. Активность.

66. Как
называется одновременное проявление
двух противоположных эмоций?

A. Амбивалентность.* 
Б. Чувственный тон.

B. Чувство.

Г.Интенсивность

67. Сильные,
стойкие, длительные эмоции, порождающие
активность в достижении цели, это…

A. Высшие чувства. 
Б.
Настроения.

B. Аффекты. 
Г. Страсти.*

68. Относительно длительные эмоции, проявляющиеся
как единство переживания и поведения,
представляют собой…

A. Эмоциональный
процесс. 
Б. Эмоциональное
состояние.*

B. Эмоциональное
свойство личности. 
Г. Эмоциональную устойчивость.

69. .Интерорецептивные ощущения 
отражают                                             

Источник