Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию
Тест 12. Восприятие
1. Восприятие часто принято называть:
а) осязанием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) наблюдательностью.
2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении восприятия характерно для исследований:
а) П.И. Зинченко;
б) А.А. Смирнова;
в) А.В. Запорожца;
г) С.Л. Рубинштейна.
3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:
а) когнитивной;
б) отечественной;
в) гештальтпсихологии;
г) сознания.
4. Автором концепции бессознательных умозаключений является:
а) М. Вертгеймер;
б) В. Кёлер;
в) Г. Гельмгольц;
г) Дж. Гибсон.
5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:
а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;
б) при его опосредованном взаимодействии с этим объектом;
в) при отсутствии воспринимаемого предмета;
г) при отсутствие взаимодействия.
6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:
а) первичны;
б) вторичны;
в) третичны;
г) безразличны.
7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:
а) психофизиологических обобщений;
б) ассоциативного сдвига;
в) перцепции;
г) апперцепции.
8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, – это:
а) апперцепция;
б) перцептивная система;
в) перцептивные действия;
г) осязание.
9. Произвольное внимание:
а) опосредовано социально выработанными способами поведения;
б) есть продукт созревания организма;
в) имеет биологическое происхождение;
г) обладает пассивным характером.
10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) вид деятельности.
12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) целенаправленность характера деятельности субъекта.
13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:
а) апперцепция;
б) иллюзии;
в) наблюдательность;
г) осязание.
14. Субсенсорное восприятие – это одно из проявлений:
а) бессознательного;
б) сознательного;
в) надсознательного;
г) сверх-Я.
15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:
а) монокулярного;
б) астрономического;
в) стереоскопического;
г) бинокулярного.
16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
а) агнозией;
б) галлюцинацией;
в) иллюзией;
г) бредом.
17. Иллюзии восприятия не обусловлены:
а) особенностями строения глаза;
б) спецификой процессов кодирования и декодирования информации;
в) эффектом иррадиации;
г) темпераментом воспринимающего.
18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
а) Шарпантье;
б) Аристотеля;
в) Гоббса;
г) Уоллеса.
19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
а) транспозиции;
б) фигуры и фона;
в) прегнантности;
г) константности.
20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
а) иллюзиями восприятия;
б) галлюцинациями;
в) фантазиями;
г) грезами.
21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
а) локализованы во внешнем пространстве;
б) не имеют соответствующего им внешнего объекта;
в) не проецируются вовне;
г) могут возникать у здоровых людей.
22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
а) инсайтом;
б) перцепцией;
в) апперцепцией;
г) сенсибельностью.
23. Термин «апперцепция» предложил:
а) В. Вундт;
б) У. Джемс;
в) Г. Лейбниц;
г) Г. Фехнер.
24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
а) иллюзия;
б) константность;
в) целостность;
г) предметность.
25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
а) константностью;
б) осмысленностью;
в) избирательностью;
г) целостностью.
26. Константность восприятия – это свойство:
а) врожденное;
б) приобретенное;
в) генетически обусловленное;
г) частное.
27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
а) целостность;
б) предметность;
в) константность;
г) структурность.
28. Концентрация внимания предопределяется:
а) функционированием доминанты;
б) периферической настройкой;
в) понижением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия;
г) полом субъекта.
29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразование сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа, – это:
а) апперцепция;
б) иллюзии;
в) перцептивная система;
г) перцептивные действия.
30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:
а) новизны;
б) сложности;
в) силы;
г) однообразности.
31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:
а) от потребностей;
б) от интересов;
в) от ожиданий;
г) от задатков.
32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:
а) иллюзии;
б) перцептивные действия;
в) наблюдательность;
г) осязание.
33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:
а) замыкания;
б) близости;
в) прегнантности;
г) константности.
34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:
а) транспозиции;
б) прегнантности;
в) константности;
г) психофизиологических обобщений.
35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он:
а) привычнее;
б) проще;
в) интенсивнее;
г) меньше.
36. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:
а) более продолжительное;
б) быстро прошедшее;
в) обычное, без изменений;
г) малозначимое.
37. Основной закон восприятия времени «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее» сформулировал:
а) В. Вундт;
б) У. Джемс;
в) Г. Фехнер;
г) П. Фресс.
38. Способ исследования слуховых восприятий при разновременном восприятии сигнала каждым ухом в отдельности называется методом:
а) гомеостатическим;
б) вынужденного выбора;
в) «да – нет»;
г) дихотомической стимуляции.
39. Способ исследования восприятия времени при выполнении испытуемым какого-либо задания с заранее заданным сроком завершения принято называть методом:
а) равных интервалов;
б) поправок;
в) продуцирования;
г) воспроизведения.
40. Термин «социальная перцепция» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел(а):
а) Г.М. Андреева;
б) Дж. Брунер;
в) А.А. Бодалев;
г) В. Вундт.
41. То, что каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности, характерно для такого способа интерпретации личности по внешности, как:
а) аналитический;
б) эмоциональный;
в) перцептивно-ассоциативный;
г) социально-ассоциативный.
42. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним называется:
а) эмпатией;
б) идентификацией;
в) социально-психологической рефлексией;
г) стереотипизацией.
43. Время, насыщенное положительными переживаниями воспринимается как:
а) медленно протекающее;
б) быстро протекающее;
в) обычное, без изменений;
г) малозначимое.
44. Время, насыщенное отрицательные переживаниями воспринимается как:
а) более продолжительное;
б) быстро протекающее;
в) обычное, без изменений;
г) малозначимое.
45. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит от…
а) характера и разнообразия заполняющих его переживаний;
б) характера выполняемой в это время деятельности;
в) пола;
г) нет правильного ответа
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
а) потребностей;
б) ожиданий;
в) интересов;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
47. Образы восприятия…
а) объективны;
б) субъективны;
в) субъективны и объективны;
г) все ответы неверны.
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
а) модальность;
б) константность;
в) осмысленность;
г) предметность.
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
а) модальность;
б) константность;
в) избирательность;
г) предметность.
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
а) модальность;
б) предметность;
в) константность;
г) избирательность.
51. Восприятие человека зависит от следующих групп факторов…
а) особенностей субъекта;
б) особенностей объекта и субъекта;
в) особенностей объекта и контекста;
г) особенностей объекта, субъекта и контекста.
52. Характеристики объекта как целого позволяет отражать такое свойство восприятия как…
а) константность;
б) целостность;
в) структурность;
г) осмысленность.
53. Возможность описать словами образ объекта обеспечивается таким свойством восприятия как…
а) целостность;
б) избирательность;
в) структурность;
г) осмысленность.
54. Восприятие является…
а) психологическим свойством;
б) психическим процессом;
в) психическим образованием;
г) психическим состоянием.
55. Перцептивные процессы…
а) можно формировать и изменять в любой степени;
б) не поддаются никаким изменениям;
в) в определенной степени можно изменить в процессе обучения;
г) все ответы неверны.
56. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Какое свойство восприятия при этом проявляется?
а) Целостность.
б) Предметность.
в) Структурность.
г) Константность.
д) Осмысленность.
57. Лицо знакомого человека воспринимается относительно постоянным независимо от ракурса рассмотрения, освещения, наличия косметики. Какое свойство восприятия проявляется в этом случае?
а) предметность;
б) обобщенность (категориальность);
в) константность;
г) избирательность.
58. Восприятие – это…
а) сумма ощущений;
б) отражение предмета в целом;
в) реализация наблюдения;
г) адекватное понимание.
59. Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию?
а) предметность;
б) обобщенность (категориальность);
в) разумность;
г) константность.
60. Способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы отражает такое свойство восприятия как…
а) константность;
б) обобщенность (категориальность);
в) избирательность;
г) целостность.
61. Целостность восприятия…
а) представляет собой комбинирование ощущений в сложные комплексы;
б) изначально присуща сенсорным образам;
в) представляет собой обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета;
г) означает, что предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
62. Объективация образа восприятия становится возможным благодаря такому свойству перцептивного образа как…
а) избирательность;
б) осмысленность;
в) структурность;
г) целостность;
д) осмысленность.
63. Способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения, называется… восприятия.
а) предметностью;
б) осмысленностью;
в) структурностью;
г) целостностью;
д) осмысленностью.
64. Образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно достраивается до некоторой завершенной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. О каким свойстве восприятия идет речь?
а) предметность;
б) обобщенность (категориальность);
в) структурность;
г) целостность;
д) осмысленность.
65. Восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет обозначается человеком словом-понятием, относится к определенному классу. Какое из свойств восприятия обеспечивает данную способность?
а) предметность;
б) осмысленность;
в) структурность;
г) целостность;
д) категориальность.
66. Наибольший вклад в разработку проблем восприятия внес…
а) М. Вертгеймер;
б) З. Фрейд;
в) Дж. Уотсон;
г) Ж. Пиаже.
67. Факторы, влияющие на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил…
а) Макс Вертгеймер;
б) Кристиан фон Эренфельс;
в) Курт Коффка;
г) Вольфганг Кёлер.
68. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
69. Данное свойство восприятия проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
70. Элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
71. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения. О каком факторе, влияющем на организацию зрительных ощущений в образы, идет речь?
а) фактор сходства элементов друг с другом;
б) фактор близости друг к другу элементов зрительного поля;
в) фактор «естественного продолжения»;
г) фактор замкнутости.
72. Изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке) – это …
а) аккомодация;
б) конвергенция;
в) адаптация;
г) взаимодействие ощущений.
73. Сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов – это…
а) аккомодация;
б) конвергенция;
в) адаптация;
г) взаимодействие ощущений.
74. Эффект кажущегося движения, возникающий тогда, когда два стационарных огонька загораются последовательно – это…
а) фи-феномен;
б) аутокинетический эффект;
в) иллюзия Мюллера-Лайера;
г) галлюцинация.
75. Эффект восприятия, заключающийся в том, что неподвижная светящаяся точка кажется движущейся, называется…
а) фи-феноменом;
б) аутокинетическим эффектом;
в) иллюзией Мюллера-Лайера;
г) галлюцинацией.
76. Неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств – это…
а) галлюцинация;
б) идея;
в) образ;
г) иллюзия.
77. Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками и состоящая в том, что отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками – это…
а) оптическая иррадиация;
б) иллюзия А. Шарпантье;
в) иллюзия Мюллера-Лайера;
г) иллюзия Геринга.
78. Иллюзия тяжести или ____________ представляет собой искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.
а) оптическая иррадиация;
б) иллюзия А. Шарпантье;
в) иллюзия Мюллера-Лайера;
г) иллюзия Геринга.
79. В иллюзии веера или _________________ параллельные линии, пересекающиеся другими линиями, кажутся изогнутыми и расходящимися (или сближающимися) в середине.
а) оптической иррадиации;
б) иллюзии А. Шарпантье;
в) иллюзии Мюллера-Лайера;
г) иллюзии Геринга.
Источник
Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.
Содержание
- Физиологический механизм восприятия
- Свойства восприятия
- Принципы восприятия
- Факторы восприятия
- Эффекты восприятия
- Классификация видов восприятия
- Нарушения восприятия
- Иллюзии восприятия
- Галлюцинации
- Эйдетизм как вид галлюцинаций
Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.
Физиологический механизм восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
1. Образуемые в пределах одного анализатора;
2. Межанализаторные.
Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.
Свойства восприятия
1. Предметность восприятия
Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.
2. Целостность восприятия
Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.
Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность восприятия
Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета.
Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания.
Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.
4. Константность восприятия
Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.
5. Апперцепция
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.
Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.
6. Осмысленность восприятия
Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных.
Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.
7. Активность (избирательность) восприятия
Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).
Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников.
Принципы восприятия
Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии.
1. Принцип близости
Элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.
2. Принцип непрерывности
Существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. На рисунке мы видим не просто отдельные точки, а две пересекающиеся линии.
3. Принцип сходства
Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы.
4. Принцип замыкания
Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.
5. Принцип простоты (закон содержательности, принцип хорошей формы, закон прегнантности)
Мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или объединение простейших форм. На рисунке мы видим три разные простые фигуры, а не одну сложную.
Прегнантный гештальт означает, что в любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно.
6. Фигура-фон
Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен.
Факторы восприятия
Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.
а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер раздражителя;
— контрастность раздражителя;
— движение раздражителя;
— узнаваемость раздражителя.
б) Внутренние факторы:
— установка человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.
Эффекты восприятия
Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:
Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них человеку свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е. эффект предполагает, что у других людей те же качества, что и у воспринимающего человека.
Эффект ореола — это формирование специфической установки на человека через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.
Эффект первичности и новизны – это тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).
Эффект физиогномической редукции — это свойство людей делать выводы о характере и психологических характеристиках человека, исходя из черт его внешности.
Классификация видов восприятия
1)Разделение по модальности:
— зрительное восприятие;
— слуховое восприятие;
— тактильное восприятие;
— вкусовое восприятие;
— обонятельное восприятие.
Возможны сочетания различных видов восприятия.
2) Разделение по объекту восприятия:
— восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления);
— восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий);
— восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов);
— восприятие скорости;
— восприятие направления;
— восприятие произведения искусства;
— восприятие основных явлений жизни человека.
3) Разделение по цели:
— преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей);
— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель).
4) Разделение по участию других психологических образований:
— эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами);
— рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) .
Нарушения восприятия
1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза
Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.
б) Иллюзия Понцо
Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.
в) Иллюзия Аристотеля
Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.
г) Иллюзия Цельнера
Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера — Лайера
Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа
Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.
Галлюцинации
2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.
Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Эйдетизм как вид галлюцинаций
Эйдетизм, или, проще говоря, фотографическая память — это особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринимаемого ранее предмета или явления. В этот образ могут входить насыщенные образы и по другим модальностям восприятия (слух, вкус и др.).
Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение анализатора.
Эйдетизм означает, что человек сохранят в памяти детали образа после прекращения восприятия. В том или ином виде и степени, эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается редко. Чаще всего фотографической памятью обладают дети, во взрослом возрасте она встречается редко. Развить фотографическую память в первозданном виде невозможно, но с помощью упражнений можно улучшить зрительную память, запоминание информации, ее воспроизведение.
Советую прочитать книгу Александра Романовича Лурии, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти». Несмотря на свой очень маленький объем, что удачно отмечается в названии, она весьма интересно написана. Книга затрагивает вопросы памяти, синестезии, эйдотехники.
В некоторые классификации галлюцинаций включают эйдетизм как подвид. Это связано с тем, что люди с эйдетизмом воспринимают объекты в их отсутствие, что так же является составляющей галлюцинаций. С этой точки зрения, определение фотографической памяти может выглядеть так:
Эйдетизм – это расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
В конце лекции рекомендую изучить два видеоролика по темам, связанным с ощущениями и восприятием.
Источник