Какое из свойств обусловлено ее полярностью

Какое из свойств обусловлено ее полярностью thumbnail

РАЗДЕЛ 1.

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

ТЕМА 2.

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ КЛЕТОК. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА: ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

1. Основные вопросы теории

Молекулярный уровень организации живого

Это самый низкий уровень организации живого, представленный отдельными молекулами органических и неорганических веществ, входящих в состав клеток организма. Жизнь можно представить как организационную иерархию вещества. В живых существах элементы образуют очень сложные органические молекулы, из которых в свою очередь состоят клетки, а из тех – целый организм. Жизнедеятельность всех живых систем проявляется во взаимодействии молекул различных химических веществ.

Элементный состав клетки

В составе живой природы обнаружено более 80 химических элементов, 27 из них выполняют определенные функции.

27

макроэлементы

микроэлементы

ультрамикроэлементы

99 %

10-3 %

10-6 %

98% – биогенные: О, С, Н, N

K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl, S, P.

B, Mn, Zn, Cu, Co, F, I, Br, Mo.

U, Au, Be, Hg, Se, Ra, Cs.

Некоторые организмы – интенсивные накопители определенных элементов: бактерии способны накапливать марганец, морские водоросли – йод, ряска – радий, моллюски и ракообразные – медь, позвоночные – железо.

Каждый из химических элементов выполняет важную функцию в клетке.

Элемент

Биологическая роль

О, Н

входят в состав воды.

С, О, Н, N

входят в состав белков, липидов, нуклеиновых кислот, полисахаридов.

K, Na, Cl

обеспечивают проведение нервного импульса.

Ca

компонент костей, зубов, необходим для мышечного

сокращения, компонент свертывания крови, посредник в механизме действия гормонов.

Mg

структурный компонент хлорофилла, поддерживает

работу рибосом и митохондрий.

Fe

структурный компонент гемоглобина, миоглобина.

S

входит в состав серосодержащих аминокислот, белков.

P

входит в состав нуклеиновых кислот, костной ткани.

B

необходим некоторым растениям.

Mn, Zn, Cu

активаторы ферментов, влияют на процессы тканевого дыхания.

Zn

входит в состав инсулина.

Cu

входит в состав окислительных ферментов, переносит кислород в тканях моллюсков.

Co

входит в состав витамина В12.

F

входит в состав эмали зубов.

I

входит в состав тироксина.

Химические вещества клетки

неорганические

органические

вода – 7585%;

минеральные соли – 11,5%.

белки – 10 – 20%;

углеводы – 0,2 – 2%;

липиды – 1 – 5%;

нуклеиновые кислоты – 1 – 2%.

Уникальное строение воды, её свойства и роль в живой природе

Строение и свойства воды

Биологические функции воды

1. Малые размеры молекул воды, молекула воды нелинейна.

1. Вода – среда для протекания биохимических реакций в клетках.

2. Вода – донор электронов, источник ионов водорода и свободного кислорода при фотосинтезе.

3. Вода необходима для гидролиза макромолекул до мономеров, например, в пищеварении.

4. Вода обусловливает рН среды, что определяется концентрацией Н+ и ОН-.

2. Полярность, молекула воды – диполь.

5. Вода – универсальный растворитель для полярных веществ. По растворимости в воде все вещества подразделяют на гидрофильные (водорастворимые) и гидрофобные (нерастворимые).

6. Вода – среда для транспорта веществ.

3. Способность образовывать водородные связи, подвижность молекул воды.

… –  водородная связь.

7. Вода обладает высокой теплопроводностью и большой теплоемкостью, выполняет функцию терморегуляции в живых организмах (т.к. для разрыва водородных связей нужно много Е).

8. При замерзании вода расширяется (т.к. образуется много водородных связей), лед легче воды, плавает на её поверхности, самая «тяжелая вода» при t +40, что спасает жизнь водным обитателям зимой.

4. Силы межмолекулярного сцепления не позволяют воде сжиматься.

9. Вода служит для поддержания формы организмов (гидростатический скелет, тургорное давление).

10. Вода – смазывающее вещество в биологических системах (синовиальная жидкость, плевральная жидкость, слизь).

Минеральные соли, их значение

Минеральные соли находятся в клетке либо в диссоциированном на ионы, либо в твердом состоянии.

Молекулы солей в водном растворе распадаются на катионы и анионы. Их значение:

  1. Разность между количеством катионов и анионов на поверхности и внутри клетки обеспечивает возникновение потенциала действия, что лежит в основе возникновения нервного и мышечного возбуждения.
  2. Разностью концентрации ионов по разные стороны мембраны обусловлен активный перенос веществ через мембрану.
  3. От концентрации солей внутри клетки зависят буферные свойства клетки.

Буферные свойства клетки

фосфатная буферная система

бикарбонатная буферная система

анионы фосфорной кислоты

(Н2РО4- , НРО42-)

анионы угольной кислоты

(НСО3-)

рН внутриклеточной среды

на уровне 6,9

рН внеклеточной среды

на уровне 7,4

  1. Участвуют в активации ферментов, создании осмотического давления в клетке, в процессах мышечного сокращения, свертывании крови и др.

Таким образом, функция минеральных солей в клетке состоит в поддержании постоянства внутренней среды и в обеспечении процессов жизнедеятельности.

В твердом состоянии минеральные соли Са3 (РО4)2 (фосфат кальция) входят в состав межклеточного вещества костной ткани, в раковины моллюсков, обеспечивая прочность этих образований.

2. Тесты с выбором одного правильного ответа

1. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

а) калий;

б) фосфор;

в) кальций;

г) цинк.

2. У детей развивается рахит при недостатке:

а) марганца и железа;

б) кальция и фосфора;

в) меди и цинка;

г) серы и азота.

3. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:

а) изменением концентраций ионов натрия и калия внутри и вне клетки;

б) разрывом водородных связей между молекулами воды;

в) изменением концентрации водородных ионов;

г) теплопроводностью воды.

4. Основу реакционного центра хлорофилла составляет атом:

а) Na;

б) K;

в) Mg;

г) Cl.

5. К биогенным элементам относятся:

а) C, P, O, N;

б) Ca, Cl, N, O;

в) C, H, O, N;

г) H, O, C, Na.

6. При замерзании воды расстояние между её молекулами:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

7. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность;

б) теплоемкость;

в) способность растворять неполярные соединения;

г) способность растворять полярные соединения.

8. Какие химические связи возникают между атомами в молекуле воды?

а) ковалентно-неполярные;

б) ковалентно-полярные;

в) ионные;

г) водородные.

9. Поверхностное натяжение воды обусловлено:

а) ковалентными связями;

б) ионными связями;

в) водородными связями.

10. При испарении воды с поверхности тела расстояние между её молекулами:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется.

11. Какое свойство воды делает её хорошим растворителем в биологических системах?

а) высокая теплоемкость;

б) медленный нагрев и остывание;

в) высокая теплопроводность;

г) полярность молекул.

12. Твердость кости придают:

а) аминокислоты;

б) липиды и углеводы;

в) глюкоза и гликоген;

г) минеральные соли.

13. Почему в магазинах продают соль, обогащенную йодом?

а) йод влияет на изменение состава крови;

б) йод нормализует деятельность щитовидной железы;

в) йод предупреждает заболевание туберкулезом;

г) йод способствует образованию витамина D.

14. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофобными;

б) гидроидными;

в) гидрогенными;

г) гидрофильными.

15. К органическим веществам клетки относятся:

Читайте также:  С какими свойствами цитоплазмы и вакуоли

а) белки и липиды;

б) минеральные соли и углеводы;

в) вода и нуклеиновые кислоты:

г) все правильно.

3. Заполните пропуски

(заполните пропуски в предложениях, используя слова,

выделенные курсивом)

В молекуле воды (1…) атом кислорода (2…) связан с (3…) атомами водорода. Молекула воды (4…), т.к. кислород электроотрицательнее водорода. Между атомом кислорода одной молекулы и атомом (5…) другой молекулы воды образуется (6…).

Полярностью молекул воды обеспечивается ее способность (7…) другие полярные соединения. А наличием множества слабых водородных связей обеспечиваются такие её свойства, как высокая (8…) и (9…). Максимальную плотность вода имеет при температуре (10…). Поэтому лед (11…) воды и плавает на её поверхности. По отношению к воде все вещества клетки делятся на (12…) и (13…). К гидрофильным веществам относятся (14…), (15…), а к гидрофобным – (16…).

(Глюкоза, один, водорода, двумя, водородная связь, ковалентно, теплоемкость, полярна, теплопроводность, растворять, +40С, соли, легче, гидрофобные, гидрофильные, жиры.)

4. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их

(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)

1. Вода – одно из самых распространенных органических веществ на Земле. 2. В клетках костной ткани до 20% воды, а в клетках мозга до 85%. 3. Свойства воды определяются структурой её молекул. 4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения. 5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.

Источник

Тесты с выбором одного правильного ответа по теме:

Химический состав клетки 9-10 класс биология

1. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

а) калий;

б) фосфор;

в) кальций;

г) цинк.

2. У детей развивается рахит при недостатке:

а) марганца и железа;

б) кальция и фосфора;

в) меди и цинка;

г) серы и азота.

3. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:

а) изменением концентраций ионов натрия и калия внутри и вне клетки;

б) разрывом водородных связей между молекулами воды;

в) изменением концентрации водородных ионов;

г) теплопроводностью воды.

4. Основу реакционного центра хлорофилла составляет атом:

а) Na;

б) K;

в) Mg;

г) Cl.

5. К биогенным элементам относятся:

а) C, P, O, N;

б) Ca, Cl, N, O;

в) C, H, O, N;

г) H, O, C, Na.

6. При замерзании воды расстояние между её молекулами:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

7. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность;

б) теплоемкость;

в) способность растворять неполярные соединения;

г) способность растворять полярные соединения.

8. Какие химические связи возникают между атомами в молекуле воды?

а) ковалентно-неполярные;

б) ковалентно-полярные;

в) ионные;

г) водородные.

9. Поверхностное натяжение воды обусловлено:

а) ковалентными связями;

б) ионными связями;

в) водородными связями.

10. При испарении воды с поверхности тела расстояние между её молекулами:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется.

11. Какое свойство воды делает её хорошим растворителем в биологических системах?

а) высокая теплоемкость;

б) медленный нагрев и остывание;

в) высокая теплопроводность;

г) полярность молекул.

12. Твердость кости придают:

а) аминокислоты;

б) липиды и углеводы;

в) глюкоза и гликоген;

г) минеральные соли.

13. Почему в магазинах продают соль, обогащенную йодом?

а) йод влияет на изменение состава крови;

б) йод нормализует деятельность щитовидной железы;

в) йод предупреждает заболевание туберкулезом;

г) йод способствует образованию витамина D.

14. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофобными;

б) гидроидными;

в) гидрогенными;

г) гидрофильными.

15. К органическим веществам клетки относятся:

а) белки и липиды;

б) минеральные соли и углеводы;

в) вода и нуклеиновые кислоты:

г) все правильно.

3. Заполните пропуски

(заполните пропуски в предложениях, используя слова,

выделенные курсивом)

В молекуле воды (1…) атом кислорода (2…) связан с (3…) атомами водорода. Молекула воды (4…), т. к. кислород электроотрицательнее водорода. Между атомом кислорода одной молекулы и атомом (5…) другой молекулы воды образуется (6…).

Полярностью молекул воды обеспечивается ее способность (7…) другие полярные соединения. А наличием множества слабых водородных связей обеспечиваются такие её свойства, как высокая (8…) и (9…). Максимальную плотность вода имеет при температуре (10…). Поэтому лед (11…) воды и плавает на её поверхности. По отношению к воде все вещества клетки делятся на (12…) и (13…). К гидрофильным веществам относятся (14…), (15…), а к гидрофобным – (16…).

(Глюкоза, один, водорода, двумя, водородная связь, ковалентно, теплоемкость, полярна, теплопроводность, растворять, +40С, соли, легче, гидрофобные, гидрофильные, жиры.)

4. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их

(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)

1. Вода – одно из самых распространенных органических веществ на Земле. 2. В клетках костной ткани до 20% воды, а в клетках мозга до 85%. 3. Свойства воды определяются структурой её молекул. 4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения. 5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.

Источник

О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии с.ш. № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Урок для учащихся 10-х классов с
углубленным изучением биологии

Какое из свойств обусловлено ее полярностью

Урок рассчитан на 80–90 мин. Тема урока
позволяет продемонстрировать ученикам
взаимосвязь таких предметов, как биология,
география, химия, физика. В скобках приведены
варианты ответов на вопросы, которые мне
хотелось бы получить от учащихся.

Цели: ознакомление учащихся с
данными о содержании воды в клетках различных
тканей и водном обмене у разных организмов, с
современными представлениями о структуре и
свойствах воды, ее биологическими функциями;
совершенствование навыков логического мышления.

Оборудование: физическая карта
Земли, пробирки, стаканы, капиллярные трубки;
поваренная соль, этиловый спирт, сахароза,
растительное масло, парафин, яичный белок,
желудочный сок, лед; справочники по физике и
химии.

Организационный момент

Учитель сообщает учащимся тему и цели
урока и порядок его проведения.

Проверка знаний учащихся по
теме «Элементный и химический (молекулярный)
состав клетки». Трое учащихся работают у доски,
остальные (по вариантам) работают по карточкам.

Работа у доски

1. На доске написан перечень элементов:
F, Zn, N, Ca, J, Cl, Na, H, Mn, Cu, P, C, K, Fe, O, Mg, Co, из которых нужно
выбрать органогенные (биогенные), макроэлементы,
микроэлементы. Указать процентное содержание их
в клетке.

(Ответ учащихся: а) органогенные: N,
H, C, O; б) макроэлементы: Са, Сl, Na, Mn, P, K, Fe, Mg; в)
микроэлементы: F, Zn, J, Cu, Co).

2. Дать характеристику органогенных
элементов. Объяснить, почему в ходе развития
жизни на Земле эти элементы оказались «удобными»
для химии жизни.

Читайте также:  Какая программа открывает свойства

3. Записать на доске сведения о
химическом (молекулярном) составе клетки с
указанием процентного содержания основных
классов веществ.

Работа по карточкам

Письменно ответьте на вопрос.

Вариант 1. Как влияет недостаток
какого-либо из необходимых элементов
(органогенного, макроэлемента, микроэлемента) на
жизнедеятельность клетки, организма? В чем это
может проявиться? Приведите примеры.

Вариант 2. Какой вывод можно
сделать из того, что клетки имеют сходный
элементный и химический (молекулярный) состав?

Вариант 3. Какое научное значение
имеют данные о сходстве и различиях элементного
состава (качественного и количественного) живой
и неживой природы?

Изучение нового материала

Содержание воды в клетках и
организмах

1. Прочтите стихотворные строки
Михаила Дудника и скажите, верны ли они с
биологической точки зрения. (Стихотворение
записано на доске.)

Говорят, что из восьмидесяти процентов
воды состоит человек,
Из воды, добавлю, родных его рек,
Из воды, добавлю, – дождей, что его напоили,
Из воды, добавлю, из древней воды, родников.
Из которых его деды и прадеды пили…

(Ответ учащихся. Стихотворные
строки верны, т.к. более чем на 2/3 человек состоит
из воды.)

2. Глядя на физическую карту, вспомните,
каково соотношение площадей суши и Мирового
океана на нашей планете.

(Ответ учащихся. Мировой океан, т.е.
вода, окружающая материки и острова, занимает
около 71% земной поверхности.)

Комментарий учителя. Вода не
только покрывает большую часть земной
поверхности, но и составляет большую часть всех
живых существ: микроорганизмов, растений,
животных, человека.

3. Велико ли значение воды в жизни
человека?

(Ответ учащихся. Человек пьет воду,
моется ею, использует в различных производствах,
в сельском хозяйстве. Сейчас многие страны мира
испытывают недостаток пресной воды, для ее
получения приходится строить специальные
заводы, очистные сооружения.)

Комментарий учителя. Вода, такое
привычное вещество, обладает совершенно
удивительными свойствами. Только благодаря этим
свойствам воды стала возможна жизнь на Земле. При
поиске жизни на других планетах один из
важнейших вопросов – есть ли там достаточное
количество воды. Уникальное значение воды для
биологических систем обусловлено даже просто
количественным содержанием ее в живых
организмах.

4. Приведите примеры содержания воды в
клетках разных организмов, их тканях и органах,
известные вам из курсов ботаники, зоологии,
анатомии и физиологии человека.

(Ответ учащихся. Вода составляет 80%
массы клетки в молодом организме человека или
животного и 60% – в клетках старого. В клетках
головного мозга ее 85%, а в клетках развивающегося
зародыша – 90%. Если человек теряет 20% воды, то
наступает смерть. Правда, не во всех клетках
человека содержание воды столь велико. Скажем, в
клетках эмали зубов ее только 10–15%. Много воды в
клетках мякоти сочных плодов и листьях растений,
но ее очень мало в клетках сухих семян или спорах
растений и микроорганизмов, поэтому они могут
храниться очень долго, пока опять не обводнятся в
условиях, способствующих их прорастанию.)

5. Чем определяются различия в
содержании воды в клетках?

(Ответ учащихся. Воды больше в тех
клетках, в которых обмен веществ протекает более
интенсивно.)

Поступление воды в организмы животных
и растений

Какие вы знаете способы получения воды
разными организмами?

(Ответ учащихся. Пути поступления
воды в организм очень разнообразны:

а) через поверхность тела – у
одноклеточных организмов, низших растений,
личинок некоторых насекомых, лягушек, рыб и
других водных организмов;
б) с пищей и питьем – у большинства животных;
в) есть животные, которые почти не пьют или пьют
крайне мало. Это оказывается возможным за счет:
метаболической воды, т.е. воды, образующейся в
организме при окислении, главным образом, жиров
(при окислении 1 г жира образуется 1,1 г воды);
экономного расходования воды, которое у одних
обеспечивается наличием водонепроницаемых
покровов, у других – высокой концентрацией мочи
(так, например, у верблюдов моча в 8 раз
концентрированнее плазмы); запасов воды
(например, у личинок);
г) растения поглощают воду из почвы с помощью
корневых волосков;
д) необычные способы получения воды имеют:
эпифиты – растения, поселяющиеся, главным
образом на стволах, ветвях других деревьев –
поглощают воду из воздуха; многие зонтичные
растения задерживают влагу в чашевидных
влагалищах листьев, откуда она постепенно
всасывается через эпидермис.

Строение молекулы и свойства воды

Многочисленные биологические функции,
выполняемые водой, обеспечиваются ее
уникальными свойствами, а уникальность свойств
воды определяется структурой ее молекулы.

1. Вспомните известные вам из курса
химии особенности строения молекулы воды.

(Ответ учащихся. В молекуле воды
(эмпирическая формула H2O) один атом
кислорода ковалентно связан с двумя водородными
атомами. Молекула имеет форму треугольника, в
одной из вершин которого находится атом
кислорода, а в двух других – по атому водорода.)

2. Каков характер ковалентной связи
между атомом кислорода и атомами водорода?

(Ответ учащихся. Связь между атомом
кислорода и атомами водорода полярная, т.к.
кислород притягивает электроны сильнее, чем
водород.)

Комментарий учителя.
Действительно, атом кислорода в силу своей
большей электроотрицательности притягивает
электроны сильнее, чем атомы водорода.
Следствием этого является полярность молекулы
воды. В целом молекула воды электронейтральна, но
электрический заряд внутри молекулы
распределяется неравномерно, и в области атомов
водорода преобладает положительный заряд, а в
области, где расположен кислород, –
отрицательный заряд (рис. 1). Поэтому такая
молекула является электрическим диполем.

Рис. 1. Молекула воды, в которой один
атом кислорода ковалентно связан с двумя
атотмами водорода. Молекула полярна

Отрицательно заряженный атом
кислорода одной молекулы воды притягивает
положительно заряженные атомы водорода двух
других молекул, поэтому молекулы воды
оказываются связанными друг с другом
водородными связями. С понятием водородной связи
вы уже знакомы (рис. 2).

Рис. 2. Водородные связи (линии) между
молекулами воды; атомы кислорода (белые кружки)
несут частичные отрицательные заряды, поэтому
они образуют водородные связи с атомами водорода
(черные кружки) других молекул, несущими
частичные положительные заряды

В жидкой воде эти слабые связи быстро
образуются и так же быстро разрушаются при
беспорядочных столкновениях молекул. Именно
благодаря способности молекул воды связываться
друг с другом при помощи водородных связей, вода
обладает рядом свойств, имеющих важное значение
для жизни.

Задания группам учащихся

Класс делится на пять групп, каждая из
которых, используя заранее приготовленное
оборудование, работает по инструктивной
карточке, содержащей задание.

Задание 1-й группе

Вам предложен ряд веществ: поваренная
соль, этиловый спирт, сахароза, растительное
масло, парафин. Попытайтесь последовательно
растворить эти вещества в воде. Какие из
предложенных веществ растворяются в воде, а
какие нет? Попытайтесь объяснить, почему одни
вещества в воде растворяться могут, а другие не
могут. С каким свойством воды вы при этом
познакомились?

Задание 2-й группе

В пробирку с белыми хлопьями
нерастворимого яичного белка, нагретую на
водяной бане до 37 °С, добавьте желудочный сок.
Что вы наблюдаете? Какая реакция произошла и
благодаря какому ферменту желудочного сока? С
каким свойством воды вы познакомились?

Читайте также:  Внимание обладает какими свойствами

Задание 3-й группе

Опустите кусочки льда в стакан с водой.
Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о
плотности воды и льда? Конкретные сведения о
плотности воды и льда можно получить из
«Справочника по элементарной физике» (Енохович).
С какими особенностями воды вы познакомились?

Задание 4-й группе

Вам известно, что вода закипает и
переходит в парообразное состояние при
температуре 100 °С. Используя «Справочник по
элементарной физике», сравните температуру
кипения воды с температурой кипения других
жидкостей. Попытайтесь объяснить полученные
результаты.

Задание 5-й группе

Попытайтесь налить воду в стакан «с
верхом». Почему это возможно? В стакан с водой
медленно опустите стеклянную трубку малого
диаметра. Что вы наблюдаете? Объясните
результаты опыта. С каким свойством воды вы
познакомились?

Отчет 1-й группы

В воде из предложенных веществ
растворяются: поваренная соль, этиловый спирт,
сахароза (тростниковый сахар). Не растворяются:
растительное масло и парафин. Из полученных
результатов можно сделать вывод, что вещества с
ионной химической связью (поваренная соль), а
также неионные соединения (сахара, спирты), в
молекулах которых, наверное, присутствуют
заряженные (полярные) группы, в воде
растворяются. Вода является одним из наиболее
универсальных растворителей: практически все
вещества растворяются в ней, хотя бы в следовых
количествах.

Комментарий учителя. Если энергия
притяжения между молекулами воды и молекулами
какого-либо вещества больше, чем энергия
притяжения между молекулами воды, то вещество
растворяется. Растворимые в воде вещества
называются гидрофильными (соли, щелочи, кислоты и
др.). Неполярные (не несущие заряда) соединения в
воде практически не растворяются. Их называют
гидрофобными (жиры, жироподобные вещества,
каучук и др.).

Отчет 2-й группы

Нерастворимые хлопья яичного белка
под действием пепсина желудочного сока
растворяются. Имеет место реакция
ферментативного гидролиза (расщепления) белков
на аминокислоты с присоединением молекулы воды
при разрыве каждой пептидной связи. Подобные
реакции протекают в желудочно-кишечном тракте
человека и животных:

Таким образом, вода может вступать в
химические реакции, т.е. является реагентом.

Комментарий учителя. Вода способна
вступать в реакции гидролиза, т.е. реакции, при
которых к свободным валентностям различных
молекул присоединяются группы ОН– или Н+
воды. В результате образуются новые вещества с
новыми свойствами.

Отчет 3-й группы

Кусочки льда не тонут в воде. Это
происходит благодаря тому, что плотность льда
меньше плотности жидкой воды. По справочнику мы
определили, что плотность воды равна 1 г/см3,
а плотность льда равна 0,92 г/см3. Таким
образом, лед легче воды и может плавать на ее
поверхности.

Комментарий учителя.
Действительно, плотность воды и поведение вблизи
точки замерзания у этого вещества особые.
Максимальной плотностью вода обладает при
температуре +4 °С, а плотность воды в твердом
состоянии оказывается меньшей, чем в жидком.

Отчет 4-й группы

Из данных, приведенных в справочнике,
следует, что температура кипения воды одна из
самых высоких среди жидкостей. Например,
температура кипения этилового спирта 78 °С,
эфира 34,5 °С. Мы думаем, что высокая температура
кипения воды объясняется способностью ее
молекул образовывать друг с другом водородные
связи. Для того, чтобы заставить молекулы воды
двигаться со скоростью, достаточной для разрыва
водородных связей, требуется затратить много
тепловой энергии. Кстати, температуры на
поверхности Земли редко достигают точки кипения
воды.

Комментарий учителя. Вы верно
назвали причину относительно высокой
температуры кипения воды. Закипая, вода
испаряется, т.е. переходит в газообразное
состояние. На испарение также расходуется много
тепла. Эта энергия тратится на разрыв водородных
связей.

Отчет 5-й группы

Нам удалось налить воду в стакан «с
верхом». Поверхность воды как бы покрыта
«кожицей», так как молекулы воды, находящиеся на
поверхности, удерживаются за счет водородных
связей, возникающих между ними и молекулами,
находящимися внутри. Таким образом, вода
обладает большим поверхностным натяжением.
По тонкой стеклянной трубке вода поднялась на
высоту, превышающую ее уровень в стакане с водой.
Думаем, что она удерживается на этой высоте из-за
притяжения молекул воды стенками стеклянной
трубки. Итак, молекулы воды способны «слипаться»
между собой и с другими веществами.

Комментарий учителя. Способность
молекул воды «слипаться» друг с другом благодаря
водородным связям получила название когезии. А
способность воды «слипаться» с другими
веществами называется адгезией. Именно адгезией
объясняются капиллярные свойства воды – ее
способность подниматься по тонкой стеклянной
трубке, что вы и наблюдали в опыте.
Выполняя эти несложные опыты и другие задания, мы
познакомились с основными физическими
свойствами воды, которые объясняются малыми
размерами и полярностью ее молекул, т.е.
особенностями молекулярного строения. Теперь,
исходя из свойств воды, дадим характеристики ее
биологических функций.

Биологические функции воды

1. Исходя из физических свойств воды,
опираясь на знания строения и функционирования
растительных и животных организмов, пользуясь
текстом учебников (Рувинский А.О. и др. Общая
биология и Захаров В.Б. и др. Биология:
общие закономерности), заполните таблицу.

Свойства воды

Биологические
функции воды

1. Способность
растворять в себе вещества

а) вступает в
реакции гидролиза
б) источник водорода в процессе фотосинтеза
(фотолиз воды)
в) в цикле Кребса вода тратится на окисление
углерода

2. Вода как
реагент

а)
биохимические реакции протекают в водных
растворах
б) среда для транспорта различных веществ
в) обеспечение осмоса, тургора, движения устьиц

3. Большая
теплота испарения

а) среда
обитания для клеток и организмов
б) основа внутриклеточных жидкостей
в) охлаждение тела животных и растений

4. Плотность и
поведение воды вблизи точки замерзания

а) защита,
среды обитания водных организмов от
перемерзания
б) перемещение питательных веществ в водоемах

5. Большое
поверхностное натяжение, когезия и адгезия

а) определение
физических свойств клетки
б) передвижение воды вверх по стеблям растений
в) удержание на поверхности мелких организмов
г) подъем влаги по почвенным порам

Закрепление знаний

Предлагаю вам решить следующие
биологические задачи.

Какое из свойств обусловлено ее полярностью1. В ясный весенний день температура
воздуха +10 °С, относительная влажность 80%.
Будут ли ночью заморозки?

(Ответ учащихся. Заморозков,
вероятнее всего не будет, т.к. влажность воздуха
высока. Вода обладает высокой теплоемкостью, т.е.
на ее нагрев нужно затратить много тепла, поэтому
она будет играть ночью роль «грелки» или
обогревателя.)

2. Если растереть в ступке таблетку
фенолфталеина и добавить несколько сухих гранул
щелочи, то между этими веществами реакции не
происходит. Что надо сделать, чтобы реакция
происходила?

(Ответ учащихся. Нужно вещества
растворить в воде, тогда молекулы фенолфталеина
и ионы щелочи получат возможность свободно
двигаться и их реакционная способность
возрастет.)

Домашнее задание. Выучить
теоретический материал по учебникам Рувинского
и Захарова, привести все записи в тетрадях в
порядок.

Фото М. Кабанова

Источник