Какое из свойств способствует культурной стабильности

Какое из свойств способствует культурной стабильности thumbnail

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема № 4: «Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В.И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск

2007
1. Тема: Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества

2. Значение темы:тема должна вооружить студентов пониманием в чем культурология сходна с другими гуманитарными предметами, а что их разделяет.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:такие понятия как культура и общество, социальная и культурная антропология.

должен уметь:выделять главную функцию культуры, передачу накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, понимать, что эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данный период времени.

должен иметь представления:о множестве подразделений антропологии, которые сформировались в ходе исторического поиска лучших методик и концепций для изучения и объяснения феноменов взаимодействия людей и культур.

должен иметь навыки: отбора соответствующего материала, владеть сравнительным методом и уметь увязывать изучаемый материал с современностью.

4. План изучения темы:

Исходный контроль знаний (тесты)

опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

– заслушивание рефератов – 20 мин.

4.3. Итоговый контроль знаний:

– решение проблемных задач – 20 мин.

– подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.

Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.

Основные понятия:динамика, реформы, прогресс, регресс, эволюция, революция, преемственность, традиции, обычаи, новации, синкретизм, эклектика, готика, ваганты, куртуазная литература, литургическая драма, смальта, Реформация, инквизиция, папство, университеты, соластика, мистика, феодализм.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

1. В интеллектуальной жизни Средневековья главенствующее положение принадлежало:

а) теологии

б) атеизму

в) христианству

2. Укажите черты, характерные для культуры западноевропейского средневековья:

а) сохранение языческих праздников

б) зарождение рыцарских романов

в) угасание устной народной культуры

г) появление в литературе светской тематики

д) преобладание церковной литературы

3. Воплощение всего отвратительного в рыцарской литературе:

а) мужик

б) варвар

в) иноземец

4. Укажите значение влияния исламской культуры на европейскую:

а) передача накопленных знаний античности

б) распространение духовной культуры

в) распространение религии

5. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?

а) постепенные и взрывные процессы

б) процессы распада и структурирования

в) волнообразные процессы

г) циклические процессы

д) все перечисленные

6. П. Сорокин выдвигает теорию “волнообразной динамики культур”. В чем она состоит?

а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а “накатываются”, “как волны”;

б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;

в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;

7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?

а) эволюционная модель

б) волновая модель

в) циклическая модель

8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?

а) прогрессивность

б) регрессивность

в) консервативность

9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?

а) замкнутость

б) толерантность

в) элитарность

10. Религиозная система Византии:

а) католическое христианство

б) православное христианство

в) буддизм

г) ислам

д) протестантизм

1. Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность: культура европейского Возрождения, культура декабризма в России нач. XIX в., ваша собственная культура?

Читайте также:  Какие лечебные свойства листьев брусники

2. В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.

Адаптивными мы назовем такие модели культуры, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспосабливаться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и, в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.

Задание:

Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказываниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.

Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.

Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.

Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь…личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены.

С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и воспроизведения.

Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.

История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее.

Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, – людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить.

Человек превратился в сверхчеловека…Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится…Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.

Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «искусство») преображает природу («темноту», «хаос», «стихии»). Интересные результаты дал бы анализ метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «ограничивать», «управлять»), использовавшихся для описания операции, которую культура призвана совершать над природой.

Дух…борется с темными силами материальной природы и покоряет их себе.

Ключевые слова Адаптивная модель Деструктивная модель Нейтральная модель
    +
   
    +

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:

1. Личность и культура

2. Культурная среда и развитие культуры

3. Преемственность: сущность, характер, формы.

4. Тираны и развитие культуры

5. Творцы и развитие культуры

6. Традиции и новаторство в преемственности

7. Культурные реформы. Направленность, формы и значение реформ

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.

2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.

3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.

.

Дополнительная:

1. Морфология культуры: структура и динамика. М., 2000.

Читайте также:  Какое из свойств географической оболочки обусловлено

2. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.

3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.. 1999.

4. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1998.

Учебно-методическая:

1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.

3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.

4. Культурология. М.: Знание, 2003.

5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.

6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 587 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, кото­рая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется “считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта”. Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Каждый вид человеческой деятельности содержит специфические куль­турные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.

В современной социологии выделяют два уровня культуры:

• ее социальную оболочку, составленную из традиций и привычек, вырастающих из быта, из повседневной жизни, систему гласных и негласных, осознанных и неосознанных норм, обрядов, правил, ритуальных процедур, порожденных сложившимися социальными отношениями. Изменения в этой сфере следуют за изменениями в социальной сфере – новый социальный порядок рождает новую социальную оболочку, новые ценностные нормы и правила;

• сферу культурного моделирования – консервативную, обладающую стойкой генетической памятью.

Двухслойная модель культуры повторяет универсальную модель любой развивающейся системы, всегда эволюционирующей под влиянием двух групп факторов – внутренних, генетически обусловленных, и внешних – воздействия среды. Генетические факторы, обеспечивающие самоидентичность и устойчивость системы во времени, – это уровень культурного моделирования. Эти факторы консервативны и слабо связаны со средой, но испытывают с ее стороны давление. Причем диапазон влияния среды на генетические факторы может располагаться между полюсом благоприятствования реализации генетических задатков и возможностей – до их деформации, приводящей к гибели системы. Под средой системы «культура» можно понимать реалии общего уровня. Любая культура есть подсистема культуры более общего характера.

Различают культуры:

По охвату территории:

1. цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породив­шим в определенные периоды своего развития своеобразные куль­турные русла, или парадигмы, развития многих этнических и национальных культур);

2. региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обще­ствам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);

3. национальные (относящиеся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития);

4. групповые (относящиеся к определенным социальным стра­там и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);

5. семейные (относящиеся к разным типам семьи).

По характеру ценностей:

1. материальная

2. духовная

По способу создания ценностей:

1. массовая

2. элитарная

3. народная

По соотношению с доминирующей культурой:

1. субкультура

2. контркультура

По содержанию:

1. религиозная

2. профессиональная,

3. национальная…

Все эти культуры имеют не только классификационный отте­нок, но и характер реального существования, сложного иерархи­ческого и горизонтального взаимодействия. Они приводят к взаи­мопроникновению, сосуществованию или к разнообразным дра­мам отторжения на всех уровнях: от межсемейного (Монтекки и Капулетти) до межнационального и цивилизационного (американизация).

Субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет совокупность культурных образ­цов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплек­сы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Читайте также:  Какие полезные свойства спаржи

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существо­вании таких систем комплексов, как “культура предприятия”, “культура школы”, “культура управления”. Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как “армейская жизнь”, “богема”, “жизнь в коммуналке”, отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.

Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определя­ются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.

Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоя­тельств субкультура может культивировать образцы поведения, проти­воположные доминирующей культуре. Тер­мин “контркультура” приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

СВОЙСТВА КУЛЬТУР

У всех культур есть общие свойства, независимо от того, в какое время и в каком регионе возникает культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества.

Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабиль­ность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологиче­ский комфорт.

Следующей парой свойств является толерантность и интолерантность. Толерантность оз­начает терпимость; она признает право на существование других культур.

Следующие два противоположных свойства культуры — от­крытость и замкнутость. Открытостью называется готовность дан­ной культуры к контакту с другими культурами.

Сложную проблему представляет собой соотношение та­ких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демокра­тическая культура рассчитана на самые широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами в расчете на восприятие любым, даже специально неподготовленным.

Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создают­ся, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культур­ных знаний и навыков, которые не приходят сами собой.

Последние три свойства культуры — прогрессивность, регрессивность и консервативность. Это разные качества культуры, означающие ориентацию на разные системы ценностей. Названные категории харак­теризуют в основном культуру общества, а не отдельной лично­сти, хотя есть и исключения.

Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться, то есть находить или вырабатывать новые культур­ные ценности. Противоположным свойством культуры является регрессив­ность, которая означает стремление перенести в настоящее и бу­дущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых цен­ностей, если они отличаются от традиционных. Регрессивная культура ценна тем, что она бережет и охраняет устоявшиеся, традиционные ценности; ей не грозит ут­рата исторической памяти. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессив­ности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скепти­чески относится к новым ценностям и склонен скорее идти про­торенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность консерватизма состоит в активном стремлении сохранить суще­ствующую культуру в неприкосновенности.

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник