Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»

Тест 1. Неверным является утверждение: Русский язык – это…

a) национальный язык Российской Федерации;+

b) государственный язык Российской Федерации;

c) язык межнационального общения;

d) язык международного общения.

Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:

a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.+

b) Язык – это система искусственных знаков.

c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

d) Общество не может жить, не пользуясь языком.

Тест 3. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…

a) которая состоит из множества элементов;

b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков; +

c) элементы которой образуют единство, одно целое;

d) элементы которой находятся в связи друг с другом.

Тест 4. Неверным является утверждение: Литературный язык – это

a) разновидность общенародного языка

b) высшая форма национального языка

c) язык, который используют только писатели+

d) язык, обслуживающий разные области человеческой жизни и деятельности

Тест 5. Не относится к свойствам литературного языка

a) полифункциональность

b) наличие системы стилей

c) наличие как устной, так и письменной формы

d) отсутствие нормы, обязательной для всех +

Тест 6. В ситуации, когда идет агитация за какого-нибудь кандидата, ведущей функцией языка является:

a) когнитивная;

b) аккумулятивная;

c) коммуникативная;

d) волюнтативная. +

Тест 7. При чтении стихов любимого поэта ведущей функцией языка является:

a) коммуникативная;

b) эстетическая; +

c) волюнтативная;

d) когнитивная.

Тест 8. Фраза: В зале не было свободных местов – соответствует

a) литературному языку;

b) просторечию; +

c) жаргону;

d) диалекту.

Тест 9. Фраза: День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам (С. Писахов) – иллюстрирует форму существования языка

a) жаргон;

b) диалект; +

c) просторечие;

d) литературный язык.

Тест 10. Фраза: Сижу в резервейшн и сквозь решетчатые виндау смотрю на блевый скай – относится к

a) жаргонам; +

b) диалектам;

c) просторечию;

d) литературному языку.

Тест 11. Латинскому выражению alma mater (альма матер) – соответствует значение

a) старинное традиционное название высшей школы; +

b) старинный музыкальный инструмент;

c) медицинский термин (название болезни);

d) женщина с изысканными манерами.

Тест 10. Верным является ударение в слове

a) втридОрога

b) донЕльзя +

c) Отчасти

d) втридЁшева

Тест 11. Невер ным является ударение в слове

a) опОшлить

b) опОшление +

c) намЕрение

d) крАшение

Тест 12. Неверным является ударение в слове

a) предвосхИтить

b) предначЕртать +

c) предназнАчить

d) предчУвствовать

Тест 13. Неверным является ударение в слове

a) прОлил

b) прОчат

c) пУдрил

d) пЫлится +

Тест 14. Неверным является ударение в слове

a) присовокУпить +

b) пристрелИть

c) причастИть

d) притупИть

Тест 15. Неверным является ударение в слове

a) пЕренятый

b) пЕрежитый

c) пЕресланный +

d) пЕреданный

ТЕСТЫ по теме «Орфоэпические нормы русского языка»

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Орфоэпические нормы – это нормы

a) произношения; +

b) построения словосочетаний и предложений;

c) употребления многозначных слов;

d) образования грамматических форм.

ТЕСТЫ

Тест 1. Неверно утверждение: Лексические нормы – это

a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;

b) правила употребления терминов и иноязычных слов;

c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах; +

d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 2. Паронимы – это

a) слова, противоположные по значению;

b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;

c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость. +

Тест 3. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как

a) омонимия;

b) полисемия; +

c) плеоназм;

d) синонимия.

Тест 4. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию – является

a) нарушение лексической сочетаемости слов;

b) употребление слова в несвойственном ему значении; +

c) смешение паронимов;

d) неправильный выбор синонимичного слова.

Тест 5. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью – является

a) смешение паронимов;

b) употребление слова без учета семантики;

c) плеоназм; +

d) полисемия.

Тест 6. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:

a) закадычный друг, щекотливый вопрос;

b) играть роль, иметь значение;

c) оказать помощь, утолить жажду;

d) неминуемая встреча, скоропостижная победа. +

Тест 7. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление

a) омонимия; +

b) полисемия;

c) синонимия;

d) паронимия.

Тест 8. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:

a) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.

b) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры.

c) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.

d) Этот памятный сувенир привезен из Москвы. +

Тест 9. Не являются синонимами слова:

a) свойство – качество;

b) нововведение – новация;

c) изморозь– изморось; +

d) проигрыш – поражение.

Тест 10. Соответствует слову паритет значение

a) равные отношения, одинаковое положение; +

b) процесс заключения пари;

c) преимущество одной из сторон в споре;

d) доверительный разговор с глазу на глаз.

Тест 11. Не соответствует слову императив значение

a) повелительное наклонение глагола;

b) безусловное нравственное веление;

c) закон, повеление;

d) почетный титул полководца в республиканском Риме. +

Тест 12. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм

a) брать под пушку;

b) брать под обстрел; +

c) брать под карандаш;

d) брать под своё крылышко.

Тест 13. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание

a) втирать очки; +

b) протирать очки;

c) надевать очки;

d) снимать очки.

Тест 14. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда

a) хотят сказать о чем-то надежном;

b) говорят о таком качестве, как крепкий;

c) говорят о постоянно нависшей опасности; +

d) говорят о чем-то надоевшем.

Тест 15.Значение « крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильнымижеланиями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм

a) буриданов осёл +

b) валаамова ослица

c) панургово стадо

d) двуликий Янус

ТЕСТЫ

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с

a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; +

b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

c) правилами построения предложения;

d) соблюдением норм согласования и управления.

Тест 2. Нет нарушения морфологической нормы в предложении:

a) Свободных местов, к сожалению, нет.

b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты. +

c) Мы ехали около полторы сутки.

d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.

1. Тест 3. Не имеют вариантных форм множественного числа

a) шофёры – шофера; +

b) крейсеры – крейсера;

c) корректоры – корректора;

d) инспекторы – инспектора.

Тест 4. Верным при объяснении ошибки в предложении: У партизанов не было иного выхода – является рассуждение:

a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов (ср. берегов, казаков и т.д.).

b) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.). +

c) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).

d) Существительное партизанв родительном падеже множественного числа имеет вариантное окончание – ов и нулевое окончание.

Тест 5. В предложении: …всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная – пропущен предлог

a) благодаря;

b) согласно;

c) вопреки; +

d) навстречу.

Тест 6. Допущена морфологическая ошибка в предложении:

a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

b) Врач удалил болезненную мозоль.

c) Лицо женщины было скрыто густой вуа­лью.

d) Крыша была добротно покрыта толью. +

Тест 7. Не являются разными по значению словами:

a) тона – тоны;

b) образа – образы;

c) хлеба – хлебы;

d) кузовы – кузова. +

Тест 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:

a) апельсинов;

b) башкиров; +

c) граммов;

d) зулусов.

Тест 9. Род слова определен верно:

a) коммюнике – существительное среднего рода; +

b) салями – существительное мужского рода;

c) пенальти – существительное среднего рода;

d) кольраби – существительное мужского рода.

Тест 10. Являются разными по значению словами:

a) инспектора – инспекторы;

b) ветра – ветры;

c) ордена – ордены; +

d) офицера – офицеры.

Тест 11. Устаревшей является форма слова:

a) бацилл; +

b) микроб;

c) санаторий;

d) фильм.

Тест 12. Вариантными являются формы:

a) плацкарта – плацкарт;

b) компонента – компонент;

c) арабеска – арабеск;

d) клавиш – клавиша. +

Тест 13. Литературной является форма глагола во фразе:

a) Он не мог сам выползть из ямы.

b) Выпрягешь коня и домой.

c) Вырежь эти фигурки. +

d) Выручь меня в последний раз.

Тест 14. Является неверной грамматическая форма слова:

a) нет чулок;

b) нет сапог;

c) нет яблоков; +

d) нет тапок.

Тест 15. Допущена грамматическая ошибка в предложении:

a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. +

b) Прошло всего полторы недели.

c) Не хватает полутора суток для завершения работы.

d) Недостает около полутораста книг по специальности.

ТЕСТЫ

Тест 1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание. +

Тест 2. Нарушены правила управления в словосочетании:

a) адресовать письмо другу;

b) уплатить за доставку;

c) уверенность в успехе;

d) у нас в городе поставили памятник Пушкина. +

Тест 3. Причиной ошибки при употреблении деепричастного оборота во фразе: Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа – является

a) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом.

b) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами. +

c) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, не совпадают во временном плане.

d) Основное действие выражено безличным глаголом, при котором невозможно употребление деепричастного оборота.

Тест 4. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда – является

a) неправильное управление;

b) неправильное употребление однородных членов;

c) неправильное употребление предлогов;

d) неправильный порядок слов.

Тест 5. Причиной коммуникативной неудачи предложения: В магазин поступила одежда для детей российского производства – является

a) неправильное управление;

b) неправильное употребление однородных членов;

c) неправильное употребление производных предлогов;

d) неправильный порядок слов. +

Тест 6. Наблюдается правильное управление в словосочетании:

a) характеристика студента Петрова; +

b) оплатить за доставку;

c) поражаться талантом;

d) отзыв на курсовую работу.

Тест 7. Нарушено согласование сказуемого с подлежащим во фразе:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста. +

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находился в старом здании.

ТЕСТЫ

Тест 1. Предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание такое коммуникативное качество речи, как

a) точность речи;

b) выразительность речи;

c) уместность речи;

d) логичность речи. +

Тест 2. Предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение такое коммуникативное качество речи, как

a) точность речи; +

b) выразительность речи;

c) уместность речи;

d) логичность речи.

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ

Тест 1. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля

a) официально-делового;

b) научного; +

c) художественного;

d) публицистического.

Тест 2. Глагол «считать» в научной фразе: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос – реализует значение

a) называть числа в последовательном порядке;

b) определять точное количество кого-чего-нибудь;

c) делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать; +

d) принимать в расчет, во внимание.

Тест 3. Для научного стиля речи не характерна лексика:

a) общеупотребительная;

b) общенаучная;

c) просторечная; +

d) терминологическая.

Тест 4. Предпочтительным для письменной научной речи является предложение:

a) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.

b) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.

c) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.

d) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.+

Тест 5. Терминэто

a) письменная речь, связанная нормами;

b) мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности;

c) слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности; +

d) краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом.

Тест 15. Если лектор располагает материал вокруг главной проблемы и переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу, то он использует метод организации текста

a) ступенчатый;

b) концентрический; +

c) исторический;

d) индуктивный

Тест 16. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай – хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна).

a) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

b) 6, 1, 4, 3, 2, 5.

c) 6, 2, 1, 4, 3, 5.

d) 5, 2, 1, 3, 4, 6. +

Тест 17. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то… 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).

a) 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4.

b) 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1.

c) 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2.

d) 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1. +

ТЕСТЫ

Тест 1. Следующие признаки: изложение основных положений, отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация – присущи такому жанру научного стиля, как

a) реферат;

b) аннотация;

c) конспект; +

d) тезисы.

ТЕСТЫ

Тест 1. Неуместна на защите дипломного проекта фраза:

a) Вашему вниманию предлагается дипломный проект …

b) Я предлагаю вашему вниманию дипломный проект…+

c) Мы предлагаем вашему вниманию дипломный проект …

d) Разрешите представить вашему вниманию дипломный проект…

Тест 2. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.

a) Моя работа посвящена актуальному вопросу…+

b) Наша работа посвящена актуальному вопросу…

c) Работа посвящена актуальному вопросу…

d) В работе рассматривается актуальный вопрос…

Тест 3. Неуместна в структуре выступления фраза:

a) В данной работе используются различные методы исследования…

b) В данной работе мы используем различные методы исследования…

c) В данной работе я использовал различные методы исследования…+

d) В данной работе нами использованы различные методы исследования…

Тест 4. На защите дипломной работы уместно обращение:

a) Господа студенты и преподаватели!

b) Уважаемые преподаватели и студенты! +

c) Друзья и преподаватели!

d) Дамы и господа!

Тест 5. Объем курсовой работы составляет:

a) 60-70 печатных страниц;

b) 35-40 печатных страниц; +

c) 10-15 печатных страниц;

d) 90-100 печатных страниц.

Тест 6. Цель написания курсовой работы – этовыявить навыки

a) самостоятельной научной работы студента; +

b) владения письменной речью;

c) составления библиографического списка;

d) правильной рубрикации текста.

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»

Тест 1. Неверным является утверждение: Русский язык – это…

a) национальный язык Российской Федерации;+

b) государственный язык Российской Федерации;

c) язык межнационального общения;

d) язык международного общения.

Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:

a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.+

b) Язык – это система искусственных знаков.

c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

d) Общество не может жить, не пользуясь языком.

Тест 3. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…

a) которая состоит из множества элементов;

b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков; +

c) элементы которой образуют единство, одно целое;

d) элементы которой находятся в связи друг с другом.

Источник

Тема «Язык и речь»

I вариант

1. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

3. Волюнтативная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

4. Коммуникативная функция языка – это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

5. Познавательная функция языка – это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

6. Аккумулятивная функция языка – это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

7.  Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

8. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

9. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

10. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

11.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

12. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы;    В) жаргонизмы

Б) неологизмы;       Г) архаизмы.

13. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым  хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

14. Определите функционально-смысловой тип текста.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

15. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

16. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

17. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

18. Что является целью научного стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

19. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;    В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

20. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                 Г) организовывать работу

21. Что не является жанром научного стиля?

А) доклад;              В) реферат;

Б) диссертация;     Г) автобиография.

22. Что не является жанром официально-делового  стиля?

А) заявление;              В) репортаж;

Б) протокол;                Г) автобиография.

23. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет;              В) репортаж;

Б) доверенность;       Г) фельетон.

24. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.

25. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

26. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

27. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

28. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

29. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

30. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

Тема «Язык и речь»

II вариант

1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

2. Волюнтативная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

3. Коммуникативная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

4. Познавательная функция языка –это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

5. Аккумулятивная функция языка- это:

А) функция общения;                    В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия;               Г) функция мышления.

6.  Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

7. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

8. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

9. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

10.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

11. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы;    В) жаргонизмы

Б) неологизмы;       Г) архаизмы.

12. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

13. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

14. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

15. Что является целью научного стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

16. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;    В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                  Г) организовывать работу

17. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию;   В) давать указания;

Б) убеждать людей;                                                 Г) организовывать работу

18. Что не является жанром научного стиля?

А) доклад;              В) реферат;

Б) диссертация;     Г) автобиография.

19. Что не является жанром официально-делового  стиля?

А) заявление;              В) репортаж;

Б) протокол;                Г) автобиография.

20. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет;              В) репортаж;

Б) доверенность;       Г) фельетон.

21. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.

22. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

23. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

24. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

25. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

26. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

27. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

28. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым  хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

29. Определите функционально-смысловой тип текста.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

30. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

Эталоны ответов

IВАРИАНТ

IIВАРИАНТ

1. В

1. А

2.А

2.Б

3. Б

3. А

4. А

4. Г

5.Г

5. В

6. В

6. А ,В, Г, Д

7. А ,В, Г, Д

7. А

8. А

8. В

9. В

9. Б

10. Б

10. В

11.В

11.А, В

12. А ,В

12. В

13. В

13. А

14. А

14. Б

15. Б

15. А

16. А

16. В

17. Б

17. Б

18. А

18. Г

19. В

19. В

20.Б

20.Б

21. Г

21. Б

22. В

22. В