Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее koh

Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее koh thumbnail

Амфотерность – это очень важная тема школьного курса химии, которая очень часто бывает недопонята учениками старших классов. Если так происходит, в дальнейшем, это может привести к серьезным проблемам на уроках, так как в химии все новые темы базируются на предыдущих.

Сегодня, я хочу поговорить об амфотерности, наиболее простым и доступным языком. Надеюсь, что эта статья сможет стать полезна учащимся школ, проходящим эту тему, учителям при ее объяснение и всем, кто просто хочет разобраться в химии по каким либо причинам.

Начнем мы вот с чего. Есть такие версии Таблицы Менделеева, в которых химические элементы разделены по цветам. Например, периодическая система из школьных учебников по химии от автора О.С. Габриеляна выглядит так:

В ней, черным цветом обозначены знаки металлов, образующих основные оксиды и основания, красным – знаки неметаллов, зеленым – знаки металлов, обладающих амфотерными свойствами.

Теперь вспоминаем другое, когда мы проходили основания, мы должны были заметить, что их образует метал, которому соответствует основный оксид, например:

Na – Na2O – NaOH

K – K2O – KOH

Ca – CaO – Ca(OH)2

Все эти металлы, в периодической системе Д,И. Менделеева обозначены черным цветом.

Так же мы должны были заметить, что в основе кислот лежат неметаллы, которым соответствуют кислотные оксиды, например:

S – SO3 – H2SO4

N – N2O5 – HNO3

P – P2O5 – H3PO4

Cl – Cl2O7 – HCLO4

Все они обозначены в Таблице красным цветом.

Однако, у нас остаются еще и зеленые элементы, которые являются металлами, образующими амфотерные оксиды и гидроксиды. Что же это значит? Давайте начнем с определения амфотерных веществ.

Амфотерные вещества (от греч. Амфотеро – и тот, и другой) – это вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют основные или кислотные свойства.

Чтобы это понять, в школах часто предлагают провести такой эксперимент (или подобный). Возьмем любую водорастворимую соль цинка и добавим в нее немного щелочи, в результате реакции образуется осадок:

ZnCl2 + NaOH = NaCl + Zn(OH)2 (осадок)

Помимо прочего, этот осадок амфотерный гидроксид и сейчас мы это докажем.

Отфильтруем осадок и поместим небольшое его количество в две пробирки. В пробирку №1 добавим несколько миллилитров раствора серной кислоты. При этом осадок растворится, значит реакция будет идти:

Zn(OH)2 + H2SO4 (p-p) = ZnSO4 + 2H2O

В пробирку №2 с высушенным гидроксидом цинка добавим кристаллический гидроксид натрия и нагреем смесь. При этом мы будем наблюдать протекание химической реакции, которая записывается согласно следующей схеме:

Zn(OH)2 + 2NaOH =(сплавление)= Na2ZnO2(цинкат натрия) + H2O

При этом гидроксид цинка проявил свои кислотные свойства, поэтому реакция прошла так. Для простоты написания реакций мы даже можем представить амфотерные гидроксиды в их кислотной форме, например:

Zn(OH)2 – H2ZnO2

H2ZnO2 + 2NaOH =(сплавление)= Na2ZnO2 + H2O

Кстати оксид цинка в точно таких же условиях, поведет себя как кислотный оксид:

ZnO + 2NaOH =(сплавление)= Na2ZnO2 + H2O

Так же точно, дело будет обстоять и с другими амфотерными гидроксидами, например гидроксид алюминия можно представить в форме двух кислот:

Реакция гидроксида алюминия с кислотой будет протекать стандартно:

Al(OH)3 + 3HCL = AlCl3 + 3H20

Реакция гидроксида алюминия со щелочью, будет протекать по схеме:

Al(OH)3 + NaOH =(сплавление)= NaAlO2 + H2O

В данном случае берем остаток метаалюминиевой кислоты, так как очевидно, что при сплавление будет удаляться вода.

Стоит учесть, что в расплаве и растворе данные реакции будут протекать по разному.

Амфотерный гидроксид + Раствор щелочи = Комплексная соль

Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]

Реакция оксида алюминия и самого алюминия с раствором щелочи будет протекать по следующей схеме:

Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → 2Na[Al(OH)4]

2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3H2

Точно такие же реакции будут давать другие амфотерные металы, их оксиды и гидроксиды с растворами щелочей, например цинк:

Zn + 2NaOH + 2H2O → Na2[Zn(OH)4] + H2

ZnO + 2NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4]

Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2[Zn(OH)4]

Все очень просто 🙂

Однако, не стоит забывать еще одно очень важное правило. Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:

Похожем образом дело обстоит и с другими элементами. Например, то же железо может проявлять степени окисления 2+, 3+ и 6+. Но зная правило, мы не растеряемся и отнесем гидроксид железа (II) к основаниям, а гидроксид железа (III) к амфотерным гидроксидам.

Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Так как эти элементы могут проявляться в разных степенях окисления, их называют переходными элементами или переходными металлами.

Вот собственно и все.

До новых встреч, уважаемые читатели!

Источник

Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее koh

Сложность: знаток….

  1. Вопрос 1 из 10

    Какое слово наиболее близко понятию «амфотерный»?

    • неустойчивый
    • неправильный
    • двойственный
    • однозначный
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 87% ответили правильно
    • 87% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Следующий вопросОтветить

  2. Вопрос 2 из 10

    Осуществите превращение: ZnO → Na2ZnO2

    • ZnO + NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
    • ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2Н2О
    • 2ZnO + NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
    • ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + Н2О
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 50% ответили правильно
    • 50% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  3. Вопрос 3 из 10

    Какое основание с точки зрения амфотерных свойств лишнее?

    • КОН
    • Ве(ОН)2
    • Сr(ОН)3
    • Zn(OH)2
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 85% ответили правильно
    • 85% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  4. Вопрос 4 из 10

    Что происходит при постепенном добавлении к раствору сульфата цинка раствора гидрооксида калия? (пожалуйста напишите с формулой)

    • Выпадает белый студенистый осадок
    • Белый студенистый осадок выпадает и при сильном избытке щелочи начинает постепенно исчезать
    • Изменений не наблюдается
    • Цвет раствора изменяется на молочно-белый
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 65% ответили правильно
    • 65% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  5. Вопрос 5 из 10

    Выберите гексагидроксоферрат натрия:

    • Na[Fe(OH)6]
    • Na2[Fe(OH)6]
    • Na2[Fe(OH)4]
    • Na3[Fe(OH)6]
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы ответили лучше 57% участников
    • 43% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  6. Вопрос 6 из 10

    Укажите название элемента, который образует амфотерные соединения:

    • цинк
    • фтор
    • магний
    • натрий
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 87% ответили правильно
    • 87% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  7. Вопрос 7 из 10

    Осуществите превращение: ZnSO4 → Zn(OH)2

    • ZnSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
    • ZnSO4 + NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
    • ZnSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2Zn(OH)2
    • 2ZnSO4 + NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 58% ответили правильно
    • 58% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  8. Вопрос 8 из 10

    Амфотерные гидроксиды и оксиды образуются металлами, в степенях окисления

    • 2, 3
    • 3, 5
    • 3, 4
    • 2, 5
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 53% ответили правильно
    • 53% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  9. Вопрос 9 из 10

    Выберите тетрагидроксоалюминат натрия:

    • Na[Al(OH)4]
    • Na2[Al(OH)6]
    • Na3[Al(OH)6]
    • Na2[Al(OH)6]
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 52% ответили правильно
    • 52% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  10. Вопрос 10 из 10

    Осуществите превращение: ZnCl2 → Zn(OH)2

    • ZnCl2 + 2NaOH = 2Zn(OH)2 + 2NaCl
    • ZnCl2 + NaOH = Zn(OH)2 + NaCl
    • ZnCl2 + NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl
    • ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы ответили лучше 51% участников
    • 49% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

ТОП-3 тестакоторые проходят вместе с этим

Тест «Амфотерные соединения» соответствует формату ЕГЭ. Он создан для проверки и закрепления усвоенной информации по теме. С помощью этой подборки вы сможете легко не только оценить свои знания, но и запомнить, то, что осталось без внимания. Предлагаемые задания соответствуют министерской программе, поэтому будут полезны для старшеклассников, которые готовятся к государственным экзаменам.

Тест «Амосферные оксиды и гидроксиды» поможет самостоятельно повторить и систематизировать материал для успешного написания текущих и итоговых проверочных работ.

Рейтинг теста

Средняя оценка: 3.7. Всего получено оценок: 266.

А какую оценку получите вы? Чтобы узнать – пройдите тест.

Источник

Разработка урока с метапредметным компонентом.

Аннотация урока с метапредметным компонентом.

Учитель: Белых О.М., высшая квалификационная категория

Класс: 8а

Предмет: химия

Тема: Амфотерность

Основная идея: амфотерность как частный случай дуализма в химии.

Цели: создать условия для:

  • формирования у учащихся понятий амфотерность, амфотерные соединения и способов деятельности по определению амфотерных соединений;

  • совершенствования умения учащихся составлять уравнения химических реакций на примере доказательства амфотерности соединений;

  • развития коммуникативной культуры при работе в коллективе и группе над поиском решения проблемы.

Способы реализации:

I. Организационный момент

Создает атмосферу заинтересованности при изучении нового материла через осмысление сущности термина «дуализм» и его связи с темой урока. Используя метод учебного диалога, подводит детей к постановке цели урока.

Положительно психологически и эмоционально настраиваются на работу.

II. Целеполагание

Инициирует учащихся на постановку цели урока.

Выявляя зону незнакомой информации, определяют цель урока.

III. Мотивация

Создает условия для осознания учащимися нужности и необходимости изучения темы урока.

Приходят к выводу, что данная тема необходима для представления целостной картины свойств неорганических соединений и выполнения практической работы.

IV. Актуализация знаний и умений.

Создает условия для выявления субъектного опыта учащихся по теме, акцентируя внимание на проблеме – в чем двойственность свойств амфотерных соединений.

Показывают знания о веществах, проявляющих химические свойства односторонне: кислотные или основные.

V. Первичное усвоение материала

Создает ситуацию для активизации познавательного интереса учащихся и предположения о том, какие соединения называются амфотерными, каков их состав и свойства.

Выдвигают предположение относительно двойственной природы амфотерных соединений и их состава.

VI. Осознание и осмысление учебной информации.

Используя эксперимент, создает условия для решения проблемы.

Убеждаются в верности предположения относительно двойственной природы амфотерных соединений и их состава

VII. Первичное закрепление.

Предоставляет возможность учащимся закрепить полученные знания и получить оценку своей деятельности, организуя работу в группах по определению амфотерных соединений.

Привлекает детей к оценочной деятельности.

Работают в группах с использованием инструктивных карт по определению амфотерных соединений. Производят самооценку и коррекцию усвоенных знаний.

VIII. Информация к домашнему заданию

Дает пояснения к домашнему заданию и предоставляет право выбора задания по уровню сложности.

Выбирают задание, которое устраивает по уровню сложности. Заносят его в дневник.

IX. Рефлексия

Создает условия для осмысления и самооценки деятельности учеников. Подводит урок к логическому завершению.

Производят самоанализ деятельности и по желанию представляют результаты самооценки из инструктивной карты. Заносят новую информацию в химический справочник.

I. Организационный момент:

1.Проверка готовности класса к уроку: наличие учебников, тетрадей, химических справочников, ручек, карандашей, карточек с заданиями.

Герой и трус – внутри у нас:
они борьбу ведут всегда…
Кто победит из них сейчас,
не знаешь точно никогда!

Вот дуализм из наших чувств
И он содержит два аспекта:
Один – «боюсь», другой – «хочу»,
а сам ты – между ними где-то.

Ты сам способен выбирать,
что для тебя важнее:
Бояться – значит трусом стать,
хотеть – то значит быть смелее…

(слайд №1, на котором изображены ученые – философы. Ключевая мысль слайда: в истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений )

Сформулируйте корректные вопросы для работы со слайдами.

У: В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений.

(слайд №2, на котором: Дуализм души и тела в философии учёного Рене Декарта. Ключевая мысль слайда: дуализм в философии). Дуализм присутствует в философии. С точки зрения философии дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность). У: Что означает дуализм сточки зрения философии?

(слайд №3, на котором Дуализм в религии). С точки зрения религии дуализм – обычно означает убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу. У: В чем смысл дуализма в религии?

(слайд №4. на котором символ «инь-ян» и ключевая мысль слайда: дуализм в восточной мистике.) В восточной мистике дуальность мира представляет собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.) и отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян», передающий мужское и женское начало.

У: имеет ли место дуализм в восточной мистике? В чем его суть?

Дуализм есть даже в физике, где является основой колебательных процессов! Какое ключевое слово, новое для вас, проходит через все эти умозаключения? И в чем его смысл? (дуализм в переводе с латинского dualis – двойственность) Можно записать в тетради: Дуализм – двойственность.

Но у нас сегодня урок не философии, и не физики, а химии. А имеет ли место дуализм в химии? Как вы думаете? Да. ПОКА ответить на этот вопрос затруднительно.

  • Учебный диалог:

Учитель: Ребята! Посмотрите, как называется тема нашего урока. (Прошу прочесть тему со слайда №5 одного из учеников. Он читает «Амфотерность»). Давайте попробуем разобраться в том, что зашифровано в этой теме.

Вопросы учителя:

  • Что может быть амфотерностью? Вещество? Признак? Свойство? Или действие?

  • А почему свойство? ВОУ: потому что химия наука о веществах и СВОЙСТВАХ.

  • Может ли кто-нибудь из класса объяснить значение первой части слова «амфо» или « амфи»?

  • Приведите примеры слов, начинающихся с приставки «амфи» (амфибии, амфитеатр).слайд №6

  • С каким смысловым значением связана эта приставка? (просмотр слайдов и их объяснение)

Слайд№7 Амфибии. Амфибии – животные, ведущие двойной образ жизни: водный и наземный..

Слайд №8 Самолет – амфибия. Многоцелевой самолёт амфибия Бе-103 может совершать посадку, как на землю, так и на воду.

Слайд №9 Амфитеатр (от греч. аmphi — с двух сторон и theatron — зрелище, «двойной театр»). В древнеримской архитектуре амфитеатр — это монументальное сооружение для зрелищ (театрализованных представлений, боев гладиаторов, травли диких зверей), круглый театр без крыши – зрелище с двух сторон или двойной театр.

  • Ребята, вы заметили главный смысл приставки «амфи»? (двойственность)

  • А как эту двойственность можно трактовать с химической точки зрения?

Вспомните, что представляет собой химия, как наука? (наука о веществах и их свойствах)

  • Правильно, двойственность свойств! Замечательно! Мы знаем, что такое «амфотерность». Так имеет место дуализм в химии? ВОУ: имеет. А чем представлен дуализм в химии? Амфотерность – это частный случай дуализма в химии (ответить должны дети).

II. Целеполагание:

Учитель: Пришло время поставить цель урока! – т.е. что нам предстоит узнать, в чем разобраться? Помогите мне, пожалуйста! ВОУ(возможные ответы учеников) : Какие вещества относиться к амфотерным соединениям? В чем проявляется двойственность свойств амфотерных соединений

Слайд №10 (На слайде появляется цель урока)

Учитель: Я с вами согласна. Запишите тему урока в тетради (Амфотерность).

III. Мотивация

Учитель: данная тема достаточно сложная для усвоения. Может быть её можно было просто пропустить?

ВОУ: В химии как в любой науке всё взаимосвязано и любой пропущенный элемент не даст возможность понять сущность других вопросов. Для формирования естественнонаучной картины мира.

Учитель: А я хочу добавить ещё одну причину необходимости изучения этой темы: на следующем уроке нас ждет практическая работа «Исследование свойств оксидов, оснований и кислот» и знания об амфотерных соединениях будут востребованы.

IV. Актуализация знаний и умений.

ПРОБЛЕМА Учитель: Итак, нам нужно разобраться, в чем заключается амфотерность соединений, т.е. двойственность их свойств ?

  • Коллективный поиск решения проблемы.

Учитель: А какие по характеру свойства могут быть присущи веществам, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках? (кислотные и основные)

Учитель: Каким классам веществ присущи кислотные свойства? (кислотным оксидам и кислотным гидроксидам, т.е. кислотам).

Учитель: как практически можно доказать кислотные свойства? (взаимодействие со щелочами – растворимыми основаниями)

Учитель: верно, если вещество реагирует со щёлочью с образованием соли и воды, он проявляет кислотные свойства. Именно так ведут себя кислоты и кислотные оксиды.

Учитель: А какой элемент, металл или неметалл, входит в состав кислотных оксидов и кислот? (неметалл). Давайте обозначим соединения. Проявляющие, кислотные свойства, красным цветом. (слайд №11с примером кислотных свойств)

Учитель: Каким классам веществ присущи основные свойства? (основным оксидам и основным гидроксидам, т.е. основаниям.)

Учитель: как практически можно доказать основные свойства? (взаимодействие с кислотами)

Учитель: верно, если вещество реагирует с кислотой с образованием соли и воды, оно проявляет основные свойства. Именно так ведут себя основания и основные оксиды.

Учитель: А какой элемент, металл или неметалл, входит в состав основных оксидов и оснований? (металл). Давайте обозначим соединения, проявляющие, основные свойства, синим цветом. (слайд №12 с примером основных свойств)

V. Первичное усвоение нового материала.

Учитель: вышеперечисленные соединение проявляли свойства односторонне: либо основный либо кислотные. А в чём же будет проявляться двойственность свойств амфотерных соединений? Ведь амфотерность – двойственность. И какой элемент образует амфотерные соединения и к каким классам они относятся? Ваши предположения! (частично-поисковое задание)

  • Предположения учащихся относительно двойственной природы амфотерных соединений.

  1. Амфотерные соединения образованы переходными элементами.

  2. Это оксиды и гидроксиды переходных элементов

  3. Двойственность свойств будет проявляться в реакциях с кислотами и щелочами.

VI. Осознание и осмысление учебной информации..

  • Проверка предположения относительно двойственной природы амфотерных соединений.

Гидроксид алюминия образован переходным элементом, алюминием, следовательно, должен проявлять, двойственные или амфотерные свойства. Но что бы изучить свойства этого соединения, его нужно прежде получить. (слайд №13)Учитель: Чем химическая реакция отличается от физического явления? (образуется новое вещество). По каким признакам можно судить об образовании нового вещества? (выделение тепла и света, выделение газа, появление запаха, образование или исчезновение осадка). (получаю гидроксид алюминия путем взаимодействия хлорида алюминия и гидрокисда аммония и исследую его свойства). Гидроксид алюминия взаимодействует с кислотами и щелочами, следовательно, в зависимости от условий, проявляет кислотные и основные свойства (слайд №14) Подтвердилось Ваше предположение? ВОУ: да, она верна. Амфотерность соединений в проявлении и кислотных и основных свойств. Амфотерные соединения – это оксиды и гидроксиды, образованные переходными элементами. Учитель: запишите в тетрадь первый пункт плана: «Амфотерные соединения». (слайд №15) Это оксиды и гидроксиды переходных элементов: цинка, алюминия и бериллия. (оставьте место для других примеров). Все эти соединения ведут себя одинакова по отношению к щелочам и кислотам, реагируя с ними. Запишите пример с гидроксидом алюминия в тетрадь. Это II пункт плана – доказательство амфотерности гидроксида алюминия.(возвращаюсь к слайду №14, списывают с доски. Я комментирую). Учитель: Мы разобрали пример амфотерных свойств трёхвлентного элемента. Но среди элементов, образующих амфотерные соединения есть и двухвалентные металлы. Их реакции с щелочами и кислотами можно записать в более простой форме, нежели с соединениями алюминия. Посмотрите на доску. (Слайд №16 с примером реакций амфотерных соединений двухвалентного металла.) Выполнили ли мы поставленную цель урока?

VII. Первичное закрепление.

Учитель: что бы неплохо сделать сейчас, чтобы новая информация прочнее закрепилась в нашем сознании?

ВОУ: выполнить подобные задания.

Учитель: Сейчас каждой из групп, на которые будет поделён класс, будет выдана инструктивная карта. Это ориентир в исследовании амфотерности предложенных соединений. Через 10 минут представители групп должны представить результаты вашей групповой работы. Копилка знаний об амфотерности пополнится. За работу в группе, которая будет отражена в инструктивной карте, каждый из вас получит оценку. Вы можете оценить свою работу, сделав отметку в соответствующей графе. Удачи! Не забудьте обозначить фамилии учащихся в карте.

  1. Пока другие группы работают с инструктивными картами, оставшейся группе предлагается необычное задание: ответить на провокационный вопрос. Является ли вода амфотерным соединением? Ведь вода – оксид неметалла, оксид водорода? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

Инструктивная карта.

Группа №1

Состав группы:

Задача: Можно ли отнести Zn(OH)2 (гидроксид цинка) к амфотерным соединениям? Если да – ответ подтвердите уравнениями реакций доказательства амфотерности свойств. Если – нет, обоснуйте ответ и докажите с помощью реакции только кислотные или только основные свойства.

Исследуемое

вещество

Характер элемента, образующего вещество

Отношение к кислотам (возможна ли реакция с серной кислотой, если да – составить уравнение)

Отношение к щелочам (возможна ли реакция с гидроксидом натрия, если да – составить уравнение)

Вывод

Самооценка

Ме

не

Ме

Перех

Эл

Работа затруднений не вызвала, так как..

Возникли проблемы при выполнении задания, такие как:

Инструктивная карта.

Группа №2

Состав группы:

Задача: Можно ли отнести Ве(OH)2 (гидроксид бериллия) к амфотерным соединениям? Если да – ответ подтвердите уравнениями реакций доказательства амфотерности свойств. Если – нет, обоснуйте ответ и докажите с помощью реакции только кислотные или только основные свойства.

Исследуемое

вещество

Характер элемента, образующего вещество

Отношение к кислотам (возможна ли реакция с серной кислотой, если да – составить уравнение)

Отношение к щелочам (возможна ли реакция с гидроксидом натрия, если да – составить уравнение)

Вывод

Самооценка

Ме

не

Ме

Перех

Эл

Работа затруднений не вызвала, так как…

Возникли проблемы при выполнении задания, такие как:

Инструктивная карта.

Группа №3

Состав группы:

Задача: Можно ли отнести Мg(OH)2 (гидроксид магния) к амфотерным соединениям? Если да – ответ подтвердите уравнениями реакций доказательства амфотерности свойств. Если – нет, обоснуйте ответ и докажите с помощью реакции только кислотные или только основные свойства.

Исследуемое

вещество

Характер элемента, образующего вещество

Отношение к кислотам (возможна ли реакция с серной кислотой, если да – составить уравнение)

Отношение к щелочам (возможна ли реакция с гидроксидом натрия, если да – составить уравнение)

Вывод

Самооценка

Ме

не

Ме

Перех

Эл

Работа затруднений не вызвала, так как…

Возникли проблемы при выполнении задания, такие как:

Инструктивная карта.

Группа №4

Состав группы:

Задача: Можно ли отнести HNO3 (азотную кислоту) к амфотерным соединениям? Если да – ответ подтвердите уравнениями реакций доказательства амфотерности свойств. Если – нет, обоснуйте ответ и докажите с помощью реакции только кислотные или только основные свойства.

Исследуемое

вещество

Характер элемента, образующего вещество

Отношение к кислотам (возможна ли реакция с серной кислотой, если да – составить уравнение)

Отношение к щелочам (возможна ли реакция с гидроксидом натрия, если да – составить уравнение)

Вывод

Самооценка

Ме

не

Ме

Перех

Эл

Работа затруднений не вызвала, так как…

Возникли проблемы при выполнении задания, такие как:

Учитель: (После групповой работы выслушиваю ответы представителей групп, заносим дополнительные примеры амфотерных соединений в тетрадь в пункт №1, после гидроксида алюминия) В идеале доказательство амфотерности гидроксида цинка выглядело бы так…(показываю слайд №17 с доказательством амфотерности свойств гидроксида цинка.).

  • Оценки

Учитель: ребята, участники какой группы могут поставит себе за работу оценку «пять» и почему?

VIII. Информация к домашнему заданию

(на слайде №18) Параграф 37, записи в тетради.

Репродуктивный уровень – Найдите массу соли, которая образуется при взаимодействии 0,5 моль гидроксида алюминия с гидроксидом натрия. ( Ответ: 59 г.)

Конструктивный уровень – («Двойственную природу проявляют не только гидроксиды переходных элементов, но и их оксиды» – это скажу я устно). Подтвердите уравнениями реакций амфотерность оксида цинка.

Творческий уровень – Проанализируйте содержание учебника химии, и докажите, что амфотерность – не единственный частный случай проявления дуализма в химии. (Можете задания переписать не торопясь на перемене)

IX. Рефлексия

Учитель: Как поступить, чтобы важная информация с урока сохранилась и по мере необходимости была с легкостью востребована как на уроке, так и дома? (занести в химический справочник). Верно! Давайте передадим на хранение новую информацию химическому справочнику! (записываю на уроке, если осталось время. Если времени нет – сделают это дома.)

Учитель: Кто из Вас может зачитать самооценку деятельности на уроке из инструктивной карты?

Ребята! Остались вопросы, которые мы поставили в начале урока и на которые мы с вами не ответили за урок? Нет! Замечательно! Молодцы! Я очень рада за вас!

Источник