Какое положение не содержалось в конституции ссср 1977 года
“РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ”
С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.
В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей – советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы” Далее в этой статье говорилось, что, “вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма”.
Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.
Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось “дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения”. Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.
Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных “мерседесов-бенц”, выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.
И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.
Глава 1. Политическая система
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции
СССР.
Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320
социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных
организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Из Конституции СССР 1977 г.
КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ
1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.
Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.
В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.
Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?
Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!
Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.
Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.
С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.
2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.
Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.
В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).
По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.
Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.
(…)
Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.
Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.
о главе 2
Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:
1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.
Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…
2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.
Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.
С.В. Каллистратова. Некоторые замечания по поводу «Проекта Конституции СССР» 1977 г.
“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”
РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года “партия” упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?
Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ “успокаивать” реформаторов – давать посты, втягивать их в свой “меловой круг”.
Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.
Российская газета
Источник
Анонимный вопрос
20 ноября 2016 · 8,7 K
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Мне видятся 2 таких противоречия:
1) Статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни советского общества. Не партию переделывали под требования времени (ограничить её роль внутрипартийными вопросами и – ладно уж – идеологией), а общество и государство деформмировали под задачу легализовать партию. Как самодержавие до последнего, пока не смели, отказывалось модернизироваться по европейскому образцу и ограничить свои права и возможности, так и КПСС пошла в тот же тупик тем же путём сопротивления до последнего.
2) Зачем коммунистическому режиму, по сути своей отвергающему и противоположному капиталистическому обществу, такая буржуазная атрибутика как конституция? Конституция ведь формализует социальный договор общества и власти. Зачем договор диктатуре?
Наличие конституции не является атрибутикой исключительно капиталистического общества, поскольку формализовать… Читать дальше
Юридически СССР действительно существует?
Советский Союз как это ни странно, но существует.
- Смотрите в загранпаспорт РФ, там написано USSR.
- Законы СССР большинство являются действующими. Отмена законов СССР Российской Федерацией – незаконно! pravo.gov.ru
- Правительство РФ нет в ЕГРЮЛ, зато есть в upik.de. DUNS номер найти несложно. Тоже самое с районными судами, их нет в ЕГРЮЛ, есть в upik.de. DUNS номера можно подобрать под свой район.
- Государственных структур нет, т.к. ОГРН начинается на 1, а не на 2, 5. Например, в г. Ковров администрация города была создана ранее, чем создана РФ. Это как вообще?
- Референдум в 1991 году – некорректен по формулировкам, они двойственные (не исключено, что делали это специально, чтобы была возможность откатить всё назад). В референдуме 1993 года не могли участвовать граждане СССР, т.к. у РФ не было граждан в тот момент. Согласно ст. 6: “1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.“. Предварительно гражданин СССР должен был выйти из гражданства СССР, а затем получить гражданство РФ и принять его. 62-ФЗ был принят в 2002 году, т.е. спустя 10 лет “существования” РФ. А те, кто получил паспорта до 2002 года, гражданами РФ не являются.
- Куча ляпов с указами, письмами. Борис Ельцин написал письмо в ООН пр-2338 от 24.12.1991, где попросил именовать СССР – Российской Федерацией. Дальше смотрим члены совета безопаности – Российская Федерация*. Звездочка поясняет то, что это либо короткое название СССР, либо РФ представляет СССР по некой доверенности. Дата вхождения РФ в ООН 1945 год. Как сие могло быть?????
- Если Борис Ельцин просто переименовал РСФСР в РФ, то замена паспортов в принципе не требуется, т.к. гражданство все-равно сохраняется – РСФСР/СССР. Это как ООО “Гена и Чебурашка” переименовали в ООО “ГЧ”, но ИНН то сохранился и сотрудникам не требуется переоформление, т.к. организация не меняется. Если же они только сказали, что РСФСР переименовали в РФ, а на самом деле вместо существующей республики подпихнули оффшор, зарегистрированный в США или Великобритании. Тогда ес-но требуется замена паспортов (пропусков на работу), а точнее принудительное получение этих паспортов.
- Смотрим статью 67 п. 2 проекта Конституции РФ: “2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права“. Что такое континентальный шельф? Дно морское… Т.е. все чиновники, судьи, полиция, … РФ могут работать только на дне морском, больше нигде, т.к. предполагаемая юрисдикция РФ – занята юрисдикцией СССР.
- Реальная афёра с кодами валют: 810, 643 (ради них все и затевалось). Внутренние счета имеют код – 810 (афера), а внешние счета (при конвертации валют) – 643 (типа все ок). Система настроена так, чтобы народ не понял, где афера. Коды валют RUR, RUB гуляют параллельно. ЦБ РФ до сих пор отвечает, что это признак рубля, но этот признак отменен еще в 2004 году.
- Паспорт РФ – не показывает гражданство, оформлен с нарушениями: правил русского языка (ФИО пишется с заглавной буквы и в другом поряде ИОФ) – это признак раба (Capitus Diminutio Maxima), печать в паспорте – мастичная, а не гербовая, нет отметки о гражданстве РФ (у большинства) – не соответствует ГОСТ Р 51511-2001. 62-ФЗ ст. 41.2 п. 4 г): “г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;“
- Об этом всём уже говорят многие: Валентин Катасонов, Евгений Федоров (Депутат ГД РФ – ЕДРО), даже Дмитрий Медведев предложил отменить действией законов СССР по сути признав то, что они являются действующими. Но на это они не имеют права, т.к. СССР – это другое государство с любой точки зрения:
- Хоть РСФСР переименуй в РФ, всё-равно РСФСР – республика в составе СССР. И везде был отдельный Верховный Совет.
- Хоть создай новую контору РФ на территории РСФСР, скажи, что РФ отвечает по долгам СССР (нашими с вами деньгами), все-равно на это нет никакого права.
- Форма 1П паспорта РФ, п. 18: другие сведения. Вот там и должны указывать что и как… И эту форму не выдадут ни при каких обстоятельствах, тем более, что у них есть фактически база данных. Фактически форма 1П – это договор оферты между Человеком (в будущем физлицо) и РФ. Единственный нюанс: РФ – опекун физлица. Но мало, кто знает, что Человек (учредитель физлица) не несет ответственности за само физлицо, а является его выгодоприобретателем. Получается, РФ – это всего лишь управляющая компания, как в ЖКХ.
- Беловежское соглашение отменено депутатами ГД РФ. Есть даже видео, где Ельцин это признает и говорит, что РФ – это ничто: https://www.youtube.com/watch?v=8jbjXGuBvFc
Ляпов очень много, это только базовые…
Короче, добро пожаловать в СССР!
Прочитать ещё 12 ответов
Зачем правительство СССР прививало школьникам культ личности Ленина, вечную войну против стран Запада и иллюзию стабильности в СССР?
Разработчик автоматизированных систем управления (АСУ ТП)
Ленин действительно был очень умным человеком, видел далеко за горизонт планирования и смог сделать то, что все считали утопией – создать социалистическое государство, госудраство нового типа. Что одно из первых сделал Ленин? – начал глобальную программу электрификации страны, т.к. он понял. что это будущее и в наше время жизнь без электричества фактически невозможна. Второе что он сделал впервые и во что никто не верил – это равный доступ к бесплатному образованию всех членов общества. Это так же является очень грамотным заделом на будущее, которое он видел только в разрезе применения высокотехнологичных достижений науки, а наука без образования невозможна. Вот в таких решениях, реальных делах а не на пустых словах и состоит его гений. Поэтому современники сделали из него культ, т.к. в самом деле были поражены его умом.
Прочитать ещё 18 ответов
Борис Ельцин — первый президент Российской Федерации и один из ликвидаторов СССР. Какое справедливое отношение должно быть к нему?
Спокойное, ровное – и благодарное.
Конечно, сейчас мало кто его поминает добрым словом.
Но если бы вместо Ельцина к власти, сместив Горбачева, пришел какой-нибудь Лигачев или Романов (влиятельные консервативные члены Политбюро), удался бы путч Янаева-Павлова-Язова в 1991 году или Руцкого-Хасбулатова в 1993-м, сейчас бы все пели по-другому…
Такого, как Ельцин, вполне можно представить президентом западной страны. История Запада знает политиков-фриков. Да, пил, чудил, подвергался заслуженной и не очень критике в независимых (!) СМИ, но «великого кормчего» из себя не строил, репрессий не затеивал. Ну, вот такой Берлускони.
Однако Ельцин стал президентом не условной Италии, а свежей постсоветской России, где вся эта западная парадигма только-только наклевывалась. Блин, ведь еще несколько лет назад здесь была большая Северная Корея с «любимым и гениальным руководителем»!
А Ельцин вел себя так, словно демократия западного образца в России давным-давно устаканилась. Он не трогал и развивал невероятные для России свободы слова, вероисповедания, передвижения, частного предпринимательства, не препятствовал критике и не уничтожал политических врагов.
Исключением были события осени 1993 года, но и тогда с Руцким-Хасбулатовым (поднявшими, на минуточку, вооруженный мятеж!) ничего особо плохого не случилось, вскоре они вышли из тюрьмы по амнистии без какого-либо поражения в правах.
Ельцину приходилось, как это ни дико звучит в наше время, считаться с мнением и независимого парламента, и независимой прессы.
Во время выборов 1996 года он был вынужден отчаянно заигрывать с электоратом, чтобы его переизбрали. Да, оказывается, тогда имел значение Его Величество Избиратель!
Представители юного российского бизнеса, не желавшие победы Зюганова, неформально скинулись налом, чтобы оплатить Ельцину предвыборную кампанию сверх квоты, положенной по закону. Имел значение какой-то там закон, ну надо же!
Неучтенные пачки купюр заносили в пресловутой коробке из-под ксерокса. Это вскрылось, и в независимой прессе поднялась мощная волна: ах-ох, нелегальное финансирование президентской кампании!
Ельцинисты долго оправдывались, чудом и не без потерь выкрутились, Ельцин все-таки, с большим скрипом, во втором туре одолел Зюганова, но многие причастные к той победе слетели с должностей.
Такие вот наивные времена были в России в 90-е – ну прямо Пиндостан какой-то с Гейропой, прости Господи!
Неужто Ельцин всерьез считал, что президентствует в достопочтенной западной стране?
И страна тогда сама в это почти поверила, как ни странно. 90-е теперь все мало-мальские “креативщики” вспоминают с ностальгией, как эйфорический период неограниченной личной свободы. Осознание, что всё отныне зависит лично от тебя, твоего ума, таланта и смекалки, воодушевляло, невзирая на трудности.
Считаю, что Бориса Ельцина стоит помянуть незлым тихим словом.
Прочитать ещё 6 ответов
Почему Запад в 1990-х не довел распад СССР, России до конца?
Вы ошибаетесь! СССР распался полностью. Мы потеряли основные Республики такие как – Беларусь и Украина, не считая всех остальных. И если наше государство будет и дальше идти по пути экономической анархии, т.е. – бизнес и ничего личного, мы потеряем и Россию в том широком понимании к которому мы “выходцы из СССР” привыкли! Необходимо вернуть государственную плановую экономику, хотя бы процентов на тридцать и что не мало важно – социальную направленность государства в полном объёме!!!
Прочитать ещё 22 ответа
Источник