Какое положение содержалось в брежневской конституции ссср

Какое положение содержалось в брежневской конституции ссср thumbnail

С даты принятия «сталинской» Конституции СССР в 1936 году прошло уже более 40 лет, и страна за этот период вышла на совершенно новый виток своего развития. Значительные изменения произошли в экономике, политике, национальной и социальной сфере. Достижения советской власти нужно было закрепить на правовом уровне, основной закон государства требовал соответствия нормам международного права и должен был отражать перспективу дальнейшего развития СССР.

Проект новой Конституции

Разрабатывать проект новой Конституции СССР начали еще в 1962 году, в период, когда в Конституционной комиссии председательствовал Никита Сергеевич Хрущев. 15 июня 1962 года на заседании комиссии были обсуждены основные задачи по разработке нового свода законов и сформированы 9 подкомиссий. Создание проекта завершилось в 1964 году, но в первоначальном варианте он принят не был, поскольку требовал серьезных поправок. В конце 1964 года пост председателя Конституционной комиссии занял Леонид Брежнев. В разные годы рабочей группой по подготовке главного закона страны руководили:

  • Леонид Федорович Ильичев;
  • Александр Николаевич Яковлев;
  • Борис Николаевич Пономарев.

4 июля 1977 года проект обновленной Конституции был, наконец, опубликован. В обсуждениях по его содержанию приняли участие около 140 миллионов граждан Советского Союза, многие, конечно, чисто формально. Изменения затронули 118 статей из 173, еще одна статья была добавлена.

4-6 октября Верховный Совет СССР провел заседания по слушанию обновленной Конституции. 7 октября на последнем слушании Конституция была принята сначала по каждому из 9 разделов, а потом и целиком. Этим же днем Верховный совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции. 7 октября был объявлен всенародным праздничным днем. Интересно, что он продолжал отмечаться и в 1992-1993 годах, когда Страны Советов уже не существовало. На следующий день все газеты Советского Союза опубликовали текст нового Основного Закона СССР.

Основные разделы и статьи

На момент принятия Конституция СССР состояла из 21 главы и 174 статей. В преамбуле была дана оценка исторического пути, пройденного советским народом за 6 десятилетий после событий Октября. Советское общество характеризовалось, как развитое социалистическое, что являлось естественным этапом на пути к светлому коммунистическому будущему. Новый закон сохранял принципы предшествующих Конституций. Советская власть позиционировалась как главный локомотив социальных и экономических преобразований. В преамбуле отмечалось также, что советское общество навсегда покончило с национальной враждой, классовой неприязнью и эксплуатацией человека человеком.

В 1 разделе Конституции были закреплены общие положения социалистического строя и основные признаки развитого социалистического общества. Также было расписано об основах экономической системы страны, которая строилась на социалистической собственности (общенародной и колхозно-кооперативной). 2 раздел касался основных прав, свобод и обязанностей граждан Советского Союза, в частности равноправия всех советских людей. Законом жизни советского народа являлась забота каждого о благе всех, и всех о благе каждого. Описанные в прежней версии Конституции права дополнились следующими:

  • на выбор профессии;
  • на всеобщее среднее образование;
  • на жилище;
  • на охрану здоровья;
  • на пользование культурными достижениями.

Развитие политической системы выражалось в развертывании социалистической демократии, вовлечение граждан в управление делами общества и государства, рост народного контроля и активности общественных организаций, учет общественного мнения. Новая Конституция вводила институт референдума.

Третий раздел Конституции СССР 1977 года был посвящен государственному устройству страны. В частности, он закреплял право союзных республик на свободный выход из состава СССР. Это право сыграло значительную роль при распаде Советского Союза в 1991 году.

В 6 статье новой Конституции законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль Коммунистической Партии Советского Союза, как ядра всей политической системы страны. Отмечалась важная роль таких общественных объединений, как профсоюзы, комсомол, пионерская организация. О правомерности образования и деятельности иных партий в новом Основном Законе страны не было ни единого слова.

Любопытно, что развернутый текст о месте КПСС в жизни советских людей и советского государства, был вставлен в Конституцию по прямому указанию Леонида Ильича Брежнева. В «сталинском» варианте от 1936 года партия упоминалась лишь единожды, наряду с другими общественными организациями.

Противоречия в тексте Конституции

Текст нового Основного Закона СССР в некоторых моментах противоречил сам себе. Многие статьи были выдержаны в духе деклараций, а не несли конкретный правовой характер. Размытость «брежневской» Конституции можно наглядно усмотреть, например, в 5 статье, касающейся референдумов. Решение наиболее важных государственных вопросов должно было ставиться на всенародное обсуждение, однако за 6 предыдущих десятилетий существования советского государства, ни один из них не выносился на подобное рассмотрение. Одобрение народа партия получала, организовывая митинги. В ответ на заранее подготовленные и хорошо отрепетированные речи советского руководства граждане отвечали дружным «Ура!». В частности, ввод военного контингента в Чехословакию не только не решался народным голосованием, советских людей попросту не уведомили о готовящейся акции и нюансах ее проведения.

Расхождения в статьях 1, 2 и 6 «брежневской» Конституции может заметить не только опытный юрист, но и обычный школьник. С одной стороны СССР позиционируется как государство, где государственная власть сосредоточена в руках народа и осуществляется посредством Советов народных депутатов. Однако, все наиболее значимые для страны вопросы решаются не советами, а компартией, точнее высшим ее руководством. То есть по сути государством правит партийная верхушка, и никак иначе. В истории нет ни одного случая, когда решения, принятые на Пленуме ЦК КПСС или на Политбюро, не находили одобрения в Верховном Совете СССР. Монополия коммунистической партии исключает демократию как таковую.

В статье 13 закреплено право советских людей на свободный труд, который выступает источником роста благосостояния народа. Само по себе это правильно, однако данное право должно быть подкреплено запретом на любую форму труда принудительного, а этого в декларации нет.

Статья 16 повествует об участии трудовых коллективов и общественных организаций в процессе управления предприятиями, но ни конкретных способов, ни в какой форме это осуществлять на деле, не указывается. Также не расписано, каким образом следует разрешать возможные конфликты в ходе управления производством и как решать вопросы, касающиеся организации труда.

Подобных недоработок и «размытости», недопустимой в такого рода тексте, можно найти десятки, если не сотни. Декларативность и отсутствие конкретики Конституции 1977 года позволяли трактовать ее по своему усмотрению и использовать ради собственной выгоды.

Изменения и поправки

За период действия Конституции СССР, принятой в 1977 году, в нее вносились поправки порядка 6 раз. Масштабные изменения в Основном Законе страны произошли в марте и в декабре 1990 года. В соответствии с этими поправками отменялась руководящая роль коммунистической партии и однопартийность, был учрежден пост Президента СССР, вводилось понятие частной собственности.

После распада Советского Союза Конституция от 1977 года утратила свою силу. В 1993 году ей на смену пришла Конституция РФ.

Источник

7 октября 1977 в Советском Союзе была принята новая Конституция, вошедшая в историю под названием «Конституция развитого социализма», или «Брежневская конституция».

Разработка документа, который должен был прийти на смену «сталинской» Конституции 1936 года, началась ещё при Никите Хрущёве и продолжалась в течение 15 лет.

Конституция СССР 1977 года была самым проработанным подобным документом за всю историю нашей страны. АиФ.ru предлагает вашему вниманию наиболее интересные положения советской Конституции, некоторые из которых по-прежнему звучат актуально.

Об основах государства

Какое положение содержалось в брежневской конституции ссср

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов…

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу…

Какое положение содержалось в брежневской конституции ссср

Об основах экономики

Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности…

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

Никита Хрущёв.

В исключительной собственности государства находятся: земля, её недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства…

Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право её наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства….

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

О социальном базисе

Статья 19. Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

О внешней политике

Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество.

Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, защиту государственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

В СССР пропаганда войны запрещается.

О равноправии

30.11.1974. Леонида Ильича Брежнева (справа) на аэродроме Палам провожает премьер-министр Республики Индии Индира Ганди. Виктор Суходрев в центре.

Статья 34. Граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

О правах, свободах…

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашнных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан….

Статья 52. Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Какое положение содержалось в брежневской конституции ссср

Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви…

Статья 54. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности….

Статья 55. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность жилища….

Статья 56. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

…и обязанностях

Статья 59. …Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.

Михаил Ульянов в роли В. И. Ленина во время съемок фильма «Карл Либкнехт». 1965 г.

Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 61. Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 62. …Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 63. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР — почётная обязанность советских граждан.

Статья 64. Долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Какое положение содержалось в брежневской конституции ссср

О выходе

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

О выборах

Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишёнными.

I-й секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв.

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года…

Статья 99. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 100. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам СССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счёт государства.

О депутатских привилегиях

Статья 104. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Источник

“РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ”

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей – советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы” Далее в этой статье говорилось, что, “вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма”.

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось “дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения”. Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных “мерседесов-бенц”, выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Из Конституции СССР 1977 г.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

(…)

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

о главе 2

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

С.В. Каллистратова. Некоторые замечания по поводу «Проекта Конституции СССР» 1977 г.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года “партия” упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ “успокаивать” реформаторов – давать посты, втягивать их в свой “меловой круг”.

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Российская газета

Источник