Какое положение содержалось в уложении о службе 1556
Понятие
Уложение о службе 1556 г. является составной частью «Приговора царского о кормлениях и о службе». Документа, который, с одной стороны, завершил выработку норм, регулирующих поместное землевладение, с другой, – завершившего процедуру реорганизации вооруженных сил государства Русского. Именно последнему аспекту и посвящен такой нормативно-правовой акт как Уложение о службе. Он определил порядок службы в России, начиная с середины XVI в.; т.е. установил прядок формирования войск и выплаты жалования военнослужащим.
Основные аспекты Уложения о службе 1556 г.
Служилые сословия: их положение и обязанности
Принятие данного нормативно-правового акта было обусловлено тем, что в XVI в. в России наблюдается формирование особых взаимоотношений между государственно-административным аппаратом и существующими в государстве сословиями. Государство оказывало значительное влияние на процесс формирования сословий, с одной стороны, с другой, – сам административный аппарат существовал только благодаря сформированной в государстве сословной структуре. Таким образом, происходило формирование так называемого «служилого государства», где за теми или иными группами и слоями закрепляются определенные обязанности, которые они выполняют в интересах государства. Права данных сословий зависели от того, выполняли ли они свои обязанности или нет. Таким служилым сословиям предоставлялся в пользование земельный надел, который, с одной стороны, служил их обеспечением, с другой, – определял размер выполняемой «службы» в пользу государства.
Согласно принятому Уложению, с каждых 50 десятин земли их владельцы обязаны были по первому требованию государя выставлять по одному полностью снаряженному коннику, а если предполагался длительный поход, то такой владелец обязан был предоставить ни одного, а целых двух коней.
В XVI в. боярство и дворянство и выполняют в России роль таких служилых сословий. В частности, к числу таких обязанностей, которые они несли, относились военная служба и взаимосвязанные с ней придворная или административная деятельность.
Таким образом, происходит юридическое оформление военно-поместной системы.
В зависимости от того, какие служебные обязанности возлагались на представителей данных сословий, а также размеров принадлежащих им земельных владений, они делились на чины. Среди них выделяются следующие группы.
- Служилые люди из Москвы (столичные). К данной категории относились придворные бояре и дворяне, которые являлись владельцами поместий, расположенных под Москвой. Они занимали привилегированное положение.
- Служилые люди из «городов» (провинциальные). Это менее привилегированная сословная группа. К ней относились представители городового дворянства, боярские дети.
Именно эта система взаимоотношений и была закреплена принятым в 1556 г. нормативно-правовым актом.
Прядок прохождения воинской службы по Уложению 1556 г.
Данный законодательный акт был призван упорядочить порядок прохождения военной службы и принцип формирования русской армии, которая бы подчинялась централизованному командному составу.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Согласно данному документу, дворяне поступали на службу государеву по достижении 15 лет. Служба носила пожизненный и наследственный характер, т.е. став служилым человеком в 15 лет дворянин (боярин) оставался таковым до своей смерти, а также передавал ее своим потомкам в качестве наследства. Еще при жизни отца сына, достигшего 15 лет от роду, принимали на военную службу. При этом он либо нес ее с поместья отца. Такая ситуация наблюдалась в том случае, если поместье было внушительных размеров, либо получал своей собственный надел, за пользование которым служил государю.
Для того, чтобы представлять численность армии в уездах, проводились смотры дворян. Накануне проведения таких смотров специальными чиновниками, окладчиками, составлялись списки, в которых, во-первых, дворяне делились на категории в зависимости от имеющегося в их распоряжении имущества и от их пригодности к несению службы. Параллельно с этим составлялись так называемые «Десятии» – списки, содержащие краткую характеристику каждого служилого человека, сюда же вписывалась молодежь, готовая приступить к военной службе. На основе составленных списков проводился смотр, целью которого было выявление и устранение указанных в них неточностей.
В связи с тем, что военная служба являлась пожизненной и наследственной, т.е. представляла собой особый род деятельности дворянства и боярства, то осуществлять ее должны были представители данных сословий как в военное (путем участия в военных походах), так и в мирное время. В последнем случае она заключалась в охране государственных границ, городов, стратегически важных сооружений и крепостей. К данному виду занятий привлекалась та часть дворянства и боярства, которая не могла принимать участие в военных походах из-за состояния своего здоровья.
Оплата за прохождение службы
Уложение предполагало установление оклада за выполнение служебных обязанностей. Был установлен помесный оклад служащего, сумма которого зависела от военного звания. Так низшие чины получали где-то по 150 десятин, а были и те, кто получал по 300 десятин земли. За предоставленные им наделов они обязаны были нести службу. При этом, согласно принятому уложению, если дворянин (боярин), имея выделенное «кормление», не выполнял требование и не выставлял по одному полностью вооруженному коннику с каждых 50 десятин земли, то он обязан был внести деньги в пользу государства, чтобы последнее имело возможности такого военного получить в свои ряды при необходимости. Кроме того, принятое Уложение предусматривало возможность перераспределения земли, т.е. изъятия его у тех, кто не мог предоставить требуемое количество конных человек и передачу ее тем, кто это сделать мог.
В том же случае, если держатель земли выставлял большее количество людей на государеву службу, чем этого требовало имеющееся в его распоряжении поместье, то ему уже со стороны государства выплачивалось жалование.
Значение “Уложение о службе” 1556 г
Утвержденное в 1556 г. Уложение о службе оформило основы поместного землевладения на законодательном уровне, определило процедуру формирования русской армии, что привело к созданию вооруженного формирования нового типа. Среди новшеств, которые были закреплены в Уложении, можно отметить.
- Пожизненный и наследственный характер воинской повинности.
- Определение возраста поступления на государеву службу (15 лет).
- Введение новых принципов мобилизации вооруженных сил страны.
- Закрепление за каждым землевладельцем обязанности выставлять по одному коннику с каждых 50 десятин земли, за невыполнение которой устанавливались штрафные санкции, а также предусматривалась возможность изъятия земли.
- Введение возможности выплаты жалования.
- Введение периодических смотров и сборов.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Содержание «Уложения о службе» 1556 г.
«Уложение о службе» было принято в 1556 г. в целях законодательного нормативного закрепления порядка комплектования, вооружения и снаряжения дворянского поместного войска.
Согласно положениям проводимых в то время реформ, служить обязаны были все помещики независимо от количества земель во владении. Тем не менее, норма службы определялась именно в зависимости от размеров имения.
Пример 1
От каждых пятидесяти десятин земли каждый феодал обязан был предоставить одного вооруженного конного ратника.
Дворянская военная служба была пожизненной и наследственной, начиная с достижения дворянином 15-летнего возраста. Велись военно-учетные списки служилых людей, а также периодически проводились военные смотры.
Замечание 1
Если по какой-либо неуважительной причине дворянин не являлся на службу, то он не только подвергался телесным наказаниям, но и лишался поместий, вотчин, а иногда и даже жизни.
В разные периоды XVI в. поместная дворянская конница составляла до 50 тысяч воинов.
В середине ХVI в. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, собираемое путем вербовки свободных крестьян и посадских людей. В дальнейшем стрелецкое войско пополнялось уже за счет их детей и родственников.
Существенным отличием стрельцов от дворянского ополчения было их несение военной службы не только во время войны, а также и в мирное время. Стрельцы находились на полном государственном обеспечении, имея огнестрельное и холодное оружие, одинаковую форменную одежду, а также получая от государства денежное и хлебное жалование. Помимо всего прочего, стрельцы могли заниматься торговлей и ремеслом.
По своей структуре стрелецкое войско состояло из приказов по 500-1000 человек, в свою очередь делившихся на сотни, полусотни и десятки. Также стрельцы подразделялись на московских, которые несли охрану царского дворца, и городовых – исполнявших гарнизонную службу преимущественно в пограничных городах.
К концу XVI века количество стрелецкого войска составляло приблизительно 20-25 тысяч человек.
Немаловажное значение в вооруженных силах Русского государства ХV-ХVI веков имело народное ополчение, называемое в то время «посошная рать» (от термина «соха» – единицы налогового обложения). Каждый город и уезд обязан был выставить определенное количество пеших и конных воинов.
Замечание 2
К 1680 г. в общей сложности насчитывалось 67 драгунских, солдатских и рейтарских полков общей численностью около 92 тысяч человек.
Значение «Уложения о службе»
«Уложение о службе» завершило не только формирование законодательных основ поместного землевладения, но и сам процесс перестройки армии нашей страны, который заключался в создании армии нового типа в противовес старых военных дружин периода феодальной раздробленности.
К числу нововведений «Уложения о службе» можно отнести:
- введение обязательной военной службы детей феодальных помещиков с возраста 15 лет;
- пожизненность воинской повинности и ее передача по наследству;
- установление новых правил мобилизации;
- обязательство каждого феодала выставлять одного вооруженного конного воина на каждые 50 десятин принадлежащей ему земли;
- определение порядка подчинения военачальников;
- составление первых регламентов несения службы;
- проведение периодических смотров и сборов и введение телесных наказаний за их непосещение.
Таким образом, все эти меры в дальнейшем позволили Русскому государству иметь боеспособную армию в условиях непрерывных войн, и развиваться в направлении создания регулярной армии.
Источник
Начало правления Ивана Грозного ознаменовано рядом реформ, разработкой которых занималась Избранная Рада. Централизованное государство требовало модернизации во многих сферах жизни, в том числе военной и государственной службе. Поэтому было принято Уложение о службе в 1556 г, которое должно укрепить власть монарха, и наладить распределение земель между знатными слоями населения.
Предпосылки
Последняя реорганизация войск прошла при Иване III, поэтому система несения воинской службы требовала новых изменений. Для укрепления самодержавной власти требовалось надежное военное ядро.
Кроме того, данное Уложение регулировало порядок распределения государственных земель между дворянами, состоявшими на службе у царя. По данному законодательному акту уравнивалось положение дворян и бояр в праве земельного владения, а также наследования. Законодательный акт стал заключительным в праве получения земельных наделов среди дворян.
Избранная Рада разработала проект Указа, который затрагивал все острые вопросы и ставил главной целью укрепить власть царя.
Суть Уложения
По принятому законодательному акту вносились изменения в структуру воинской службы:
- вместо прежних княжеских дружин создаются “дворянское войско” и разрядные полки. Войско должно было стать регулярным и создавалось из дворян — “служилых людей”;
- служба начиналась с 15 лет. Была пожизненной и наследственной. Таким образом, царь получал крепкую армию, поддерживающую власть монарха. До совершеннолетия дворянского сына земли находились во владении отца, на оброке. В праве наследования женщины не участвовали;
- за несение службы дворянам выделялись земельные наделы, которые выделялись из государственных земель или у дворян, которые не находятся на службе. Пользоваться землями дворяне имели право только на время несения государственной службы — поместное владение, но имели право передавать по наследству;
- состоять на военной или государственной службе был обязан каждый дворянин, независимо от возраста и положения. В противном случае они лишались земельного надела. Действовал принцип: “Нет службы, нет земли”;
- обязательным условием поместной системы являлось снаряжение армии. С каждых 100 четвертей «доброй» земли дворянин должен был снарядить воина. При этом предоставить полностью обмундирование, коня и продовольствие. За отказы или уклонение от обязательств на дворянина налагались штрафы, вплоть до лишения земли. Взыскания были довольно высокими;
- участие дворян в походах и военных смотрах являлось обязательным: конно, пеше, оружно и хлебно. Они должны были явится по первому требованию царя. От обязательной службы освобождались только больные и немощные.
Значение
Уложение о службе помогло укрепить самодержавную власть. Создавался костяк регулярной царской армии из дворян. Поместное войско стало крепкой опорой царской власти.
Земельное благосостояние напрямую зависело от условия Уложения, поэтому соблюдение правил стало обязательным для каждого дворянина.
Еще одним важным значением Уложения стало стирание границ между боярами и дворянами. Последние получили право активно участвовать в политической жизни страны, занимать места в Земском Соборе. Таким образом царь получал поддержку не только от старой знати: бояр, но и со стороны дворянства.
Источник
Уложение о службе 1555-1556 гг. является законодательным актом. Он содержал нормы, определяющие порядок службы в Русском государстве в XVI в. Его принятие является частью реформ, проводимых Избранной радой в первые годы правления Ивана IV. Принятие данного документа завершило реализации изменений в системе земельного законодательства 1550-х гг.
Особенности законодательного акта
Уложением о службе правительство завершило формирование правовой базы поместного землевладения. Это стало итогом модернизации Войска Русской державы. Вместо ранее существовавших во времена раздробленности дружин, возникает новая структура – единое войско. В этот период говорят о появлении «дворянского войска» и разрядных полков. Во главу ставят дворянин, «служилых людей». Для них предполагалось введение пожалований – им даровались поместья за службу. Источником формирования этих земель стали излишки землевладельцев, которые не несли служебную повинность.
В соответствии с положениями поместной службы в поле выставлялся 1 боец от каждого участка, равного 100 четвертям земли. Благодаря этому произошло уравнивание дворянства относительно службы. В условиях появления мощной военно-служилой прослойки поместное ополчение создает военную опору монархического строя.
Принятое Уложение о службе, зафиксировавшее общий порядок службы для собственников вотчин и поместий, стало базой для последующего развития государства. Каждому феодалу предписывалось выставлять некоторую численность всадников во всем обмундировании и вооружении, исходя из площади имеющихся земельных владений. Если у земельного собственника была возможность выставить большее число людей, то он получал денежное вознаграждение. При выставлении меньшего числа всадников назначался штраф.
Благодаря указанному порядку появилась возможность увеличить число войсковых формирований и не допустить уклонения представителей бояр от несения службы. Кроме того, вводились периодические военные смотры. Если служилые люди игнорировали участие в смотрах или несении службы, то они рисковали потерять поместье или вотчину. Боеспособность русского войска постепенно повышалась, а это было крайне необходимо русскому царю Ивану Грозному для более активного решения внешнеполитических вопросов.
Значение Уложения
Нововведения, реализованные в Уложении о службе, были связаны с:
- введением требования обязательной службы для детей феодалов после достижения 15 лет;
- пожизненным характером воинской повинности и возможностью ее передачи в рамках наследования;
- установлением новых условий и принципов мобилизации;
- определением для всех феодалов обязанности направлять 1-го вооруженного конного воина с каждых 50 десятин земельных наделов;
- внедрением правил и принципов подчиненности;
- определением положений, регламентирующих несение службы;
- организацией регулярных смотров с введением наказаний за их пропуски.
В результате были созданы условия для формирования в Русском государстве боеспособного войска в ситуации, когда велись непрерывные войны, с постепенным переходом к построению регулярной армии.
Источник
Уложение о службе 1555—1556 г. — законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.
Входит в число реформ «Избранной рады» в первой половине правления Ивана Грозного. Завершает земельное законодательство 1550-х годов.
Уложение о службе, часть единого «Приговора царского о кормлениях и о службе», завершает выработку правовых основ поместного землевладения и вместе с тем является завершением процесса перестройки Войска Русского государства. На месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности создается единое войско нового типа — «дворянское войско» и разрядные полки, центральной фигурой которой является дворянин, «служилый человек». В качестве царского «пожалования» «служилым людям» предоставлялись поместья за счёт уравнительного «землемерия» и излишков земли у «вельмож, оскудевших службой», то есть тех, «кто землю держит, а службы с неё не платит».
Поместная система, обязывающая выставлять в поле бойца с каждых ста четвертей земли, уравняла всех дворян в отношении службы. Формирование военно-служилого сословия влияет на возрождение самодержавия: поместное ополчение становится мощной военной опорой монархии.
Комплектование вооружённых сил
Военные реформы завершились принятием в 1555 — 1556 годах Уложения о службе, установившего единый порядок службы для владельцев вотчин и поместий. Отныне каждый феодал в зависимости от имевшегося у него количества земли определенного качества («худой», «средней», «доброй») выставлял определенное число вооруженных всадников (например, одного с каждых 100 четвертей «доброй» земли). Тот, кто выводил людей больше, чем положено, получал денежную «помогу», а кто меньше – платил штраф.
Уложение 1556 г. установило порядок прохождения воинской службы, согласно которому каждый феодал (вотчинник и помещик) был обязан с определенного количества земли (150 десятин) выставлять установленное количество воинов на конях и в полном вооружении. Те феодалы, которые выставляли воинов больше нормы, получали денежное вознаграждение, а тот, кто выставлял воинов меньше нормы, платил штраф. Такой порядок содействовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от службы. Этой же цели служили периодические военные смотры. У не явившихся на службу или смотры отбирались поместья и вотчины. Принятие Уложения о службе способствовало повышению боеспособности русских войск, что было немаловажно для проведения Иваном IV активной внешней политики. “Уложение о службе” 1556 года завершает не только выработку правовых основ поместного землевладения, но вместе с тем является и завершением процесса перестройки рати Русского государства – процесса, начало которого падает еще на в типа на месте старых военных дружин времен феодальной вторую половину XV века и который заключался в создании рати нового типа на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности.
В 1604 году Уложение было дополнено Соборным приговором о введении правил посылки ратных людей в походы. Для сбора средств на жалованье ратным людям и денежных военных налогов существовали особые приказы: Приказ сбора пятинных и запросных денег (1616-37), Приказ сбора ратных людей (1637-1654), Приказ денежного дела (с 1654).
В конце XV — первой половине XVII вв. основной ударной силой русской рати была поместная (дворянская) конница, сохранявшая боевое значение и в XVII веке. На протяжении существования поместного войска она комплектовалась путем “верстания”, во время которого вновь поступающих на службу сыновей дворян и детей боярских наделяли поместным (земельным) и денежным жалованьем. Вплоть до середины XVII века дворянские дети считались «новиками» по достижении 15-летнего возраста. В XVII веке верстать на военную службу стали сначала с 17, а затем с 18 лет.
В зависимости от социального положения и имущественного достатка размер поместного оклада «новика» в XVI веке составлял 100 — 400 четвертей пахотной земли, денежного — 4 — 8, а иногда и 10 руб. В XVII веке земельное жалованье вновь поверстанным в службу определялось в 40 — 350 четвертей, денежное — 3 — 12 руб.. Иногда нормы окладов повышались. Так, при верстании новгородских детей боярских в 1606 г., служилые люди получили повышенные оклады. Один из них был верстан денежным окладом в 14 руб., при среднем окладе в 500 четвертей. Как правило повышенными окладами верстались служилые «новики», многие годы участвовавшие в военных походах.
Верстание осуществлялось на специальных дворянских смотрах, где проверялось наличие служилых людей в строю, их вооружение, количество приведенных с собой боевых холопов. О каждом новике собиралась подробная информация у «окладчиков», обязанных точно установить происхождение, имущественное положение, какую службу может нести, сколько приводить «в полк» и «в кош» боевых холопов. Собранные о новиках сведения заносились в особую «верстальную десятню», составлявшуюся в дополнение к «разборной» и «раздаточной». При неявке служилых людей на смотры они могли быть исключены из службы. Так, царским указом 1621/1622 гг. объявлялось, что «которые дети боярские у розбору не объявятца или которые дети боярские у розбору детей своих недорослей не объявят и в розборные книги не напишут, и тем впред верстанья не будет и в службы не возмут». Исключение делалось лишь для неверстанных детей боярских, служивших с прожиточных и отцовских поместий.
По Уложению 1555/1556 г. служба дворян и детей боярских начиналась с 15 лет, до этого времени они считались «недорослями». Для зачисления на службу подросших дворян и детей боярских («новиков»), и верстания молодых служилых людей поместными и денежными окладами, из Москвы по городам периодически направлялись бояре и другие думные чины с дьяками; иногда верстание новиков поручалось местным воеводам.
Приехав в город, боярин должен был организовать выборы окладчиков из числа местных служилых дворян и детей боярских, с помощью которых производилось зачисление на службу. По расспросам прибывших на смотр новиков и показаниям окладчиков устанавливались имущественное положение и служебная годность каждого молодого дворянина и сына боярского. Окладчики также сообщали, кто с кем может быть в одной статье по происхождению и имущественному положению. Затем новик зачислялся на службу и, если его отец имел небольшую «дачу» и не мог выделить сыну землю «в припуск», то новоповерстанному служилому человеку назначался поместный оклад «в отвод». Как правило «отводились» старшие сыновья, младшие – «припускались» к отцам. Каждый «новик» получал небольшое денежное жалованье, которое по большей части служило ему подмогой для закупки вооружения и боевых коней.
Поместные оклады «новиков», как сообщалось выше, колебались в среднем от 100 четвертей (150 десятин в трех полях) до 400 четвертей (600 десятин) и денежные — от 4 до 8 рублей. В XVII в. норма земельного верстания была уменьшена до 40 — 350 четей земли, денежный оклад составлял от 3 до 12 руб. Однако, в каждом уездедействовал свой порядок испомещения, который, строго контролировался Москвой.
Источник