Какое свойства указывает на материал из которого сделан объект
- Назови объекты, устно опиши их.
Мальчик — черноволосый, на нем одеты кофта, брюки и башмаки, руки держит в карманах брюк
Компьютер — его составные части: клавиатура, монитор, процессор
2. Запиши имена объектов.
Дай объектам общее имя: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры.
3. Соедини стрелками имена объектов с их изображениями.
4. Дополни таблицу.
Объект | Имя объекта |
Стол | Предмет |
Дождь | Явление природы |
Карандаш | Предмет |
День рождения | Событие |
Новый Год | Событие |
5. Дополни таблицу.
Вид объектов | Примеры объектов |
Предметы | Тетрадь, книга, карандаш, стол, стул, кофта, линейка, телевизор, зонтик, газета, лампа, фотография |
Живые существа | Собака, кошка, попугай, хомяк, лошадь, корова, слон, жираф, тигр, муравей, ворона, кактус, водоросль |
Явления | Ураган, снег, дождь, ливень, град, тайфун, смерч, радуга, ветер, приливы и отливы |
События | День рождения, Новый Год, 8 Марта, 23 Февраля, День Победы, 1 Сентября |
6. Соедини стрелками имена объектов со свойствами, которыми эти объекты обычно обладают.
Сова — мудрость
Черепаха — медлительность
Медведь — неуклюжесть
Лиса — хитрость
Заяц — трусость
7. Дополни таблицу.
Имя объекта | Описание объекта |
Ножницы | Инструмент, которым режут бумагу |
Принтер | Устройство, которое выводит информацию на бумагу |
Монитор | Устройство для вывода информации |
8. а) Дополни таблицу.
Общее имя | Конкретные имена |
День недели | Понедельник, вторник |
Часть речи | Существительное, прилагательное |
Месяц | Январь, февраль |
Транспорт | Велосипед, машина |
Часть слова | Корень, суффикс |
Математическое действие | Умножение, деление |
Город | Москва, Казань |
б) Дай объектам общее имя.
Собственные имена | Общее имя |
Клавиатура Монитор Мышь Системный блок | Часть компьютера |
Слуховая информация Зрительная информация Обонятельная информация | Вид информации |
Число Буква Знак препинания | знак |
Бумага Диск Камень Берёста Пергамент | носитель информации |
9. Дополни схему: впиши собственные имена.
10. Впиши в таблицу имена и свойства объектов.
Общее имя | Собственное имя | Свойства объекта |
Учёный | Паскаль | Талантливый |
Художник | Шишкин | Уважаемый, известный, талантливый |
Композитор | Чайковский | Известный, уважаемый, талантливый |
Озеро | Байкал | Глубокое, чистое |
Город | Лондон | Столичный |
Река | Нева | холодная |
11. Выполни:
а) Обведи рисунок объекта, обладающего свойством «служит для ввода текста в компьютер».
б) Дополни таблицу.
в) Дополни таблицу.
12. Выбери нужное продолжение.
Существенным свойством называется свойство, которое: является важным в конкретной ситуации
Работа со словарем
Объект — это общее название любого предмета, живого существа, явления, процесса, события, если мы обратили на него внимание
Имя объекта — служит для получения, хранения, передачи и обработки информации о том, что мы видим, слышим и понимаем
Свойства объекта — указывают на его назначение, размер, форму, цвет, элементный состав, действия
Общие свойства — ими обладают все рассматриваемые объекты
Отличительные свойства — отличают объекты один от другого
Существенное свойство — свойство объекта, которое является важным в конкретной ситуации для принятия человеком решения
Назад к содержанию
Источник
Тема: «Свойства объекта. Общие и отличительные свойства»
Цели урока:
Обобщить сведения об именах объектов;
Рассмотреть характерные свойства различных объектов;
Сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике, общих и отличительных свойствах объектов;
Актуализировать знания и многообразии свойств объектов, их категорий;
Развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.
Педагогические задачи урока:
Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;
Развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства;
Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
Развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
Формировать навыки работы с изображениями в графическом редакторе;
Развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
Знать, что такое характеристика объекта;
Понимать многообразие свойств объекта, свойства бывают общими и отличительными;
Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;
Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;
Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план-схему;
Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.
Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, общие свойства, отличительные свойства, характеристика.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: признаки, назначение, размер, форма, вкус, материал, состав, действия.
План урока:
Организационный момент (1- 2 мин).
Обобщение сведений, известных учащимся (3- 4 мин).
Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 минут).
Выполнение заданий в тетради (7 -8 мин).
Физминутка (2-3 мин).
Компьютерный практикум (10 мин).
Обобщение и подведение итогов.
Домашнее задание (2 -3 мин)
Ход урока:
При изложении материала данной темы учитель должен последовательно раскрыть следующие ключевые идеи:
Все объекты обладают свойствами;
Каждый объект имеет множество свойств.
Повторение проводится в игровой форме. Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются темы: «Предметы», «Живые существа», «События», «Явления». Для каждой группы каждая группа должна записать две пары имен (общее и конкретное). Например: «праздник – день рождения», «время суток – утро», «книга – учебник информатики», «животное – собака». По результатам игры поощряется самая успешная группа и самые интересные пары ответов.
Сценарий эвристической беседы:
Нас окружают множество объектов. Они все одинаковы или чем-то отличаются между собой? (разные)
Как мы отличаем один объект от другого? (по внешнему виду, действиям, и другим признакам и свойствам)
Все объекты обладают свойствами. По этим свойствам мы можем судить, чем объекты похожи и чем отличаются. Свои свойства объекты проявляют тогда, когда мы с ними выполняем какие-либо действия или сравниваем объекты друг с другом.
Ключевые вопросы:
Чем различаются эти объекты? (один греет, а другой – охлаждает). Как называется это свойство? (назначение для чего служит объект)
Чем различаются эти объекты? (один маленький, а другой – большой). Как называется это свойство? (размер)
Чем различаются эти объекты? (один белый, а другой черный) Как называется это свойство? (цвет)
Чем различаются эти объекты? (один круглый, а другой – прямоугольный) Как называется это свойство? (форма)
Чем различаются эти объекты (один кислый, а другой сладкий). Как называется это свойство? (вкус)
Чем различаются эти объекты? (один деревянный, а другой пластмассовый). Как называется это свойство? (материал, из которого изготовлен объект).
Чем различаются эти объекты (один цельный, а другой состоит из множества частей). Как называется это свойство? (состав объекта)
Чем различаются эти объекты (один учит, а другой лечит). Как называется это свойство? (действия).
Учитель обобщает ответы учащихся, говоря, что свойства объекта – э
То его размер, форма, цвет, назначение, состав и другие. Эти свойства учитель выписывает на доске (презентация)
Ключевые моменты:
Каждый объект имеет несколько свойств;
Перечислить свойства выбранных объектов:
В качестве примера берется яблоко. Дети характеризуют яблоко, называя каждый по одному из его свойств.
Аналогичным образом предлагается описать объекты «книга» и «самолет».
Затем учитель сообщает детям, что совокупность свойств объекта называется его характеристикой.
У каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объектов бывают общими и отличительными. Те свойства, которые есть у всех сравниваемых объектов – это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, – отличительные.
Например, чем похожи самолет и пароход? (это средства передвижения, транспорт). Это общее свойство этих объектов. Они похожи по назначению.
А теперь скажите, чем они различаются? (самолет – воздушный транспорт, а пароход – водный) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса.
Какое общее свойство у всех? (быть учениками). Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Для девочек это свойство общее или отличительное? (общее).
Теперь выделим из группы девочек объекты с отличительным свойством «быть выше всех». Такая девочка одна. Это её отличительное свойство.
В качестве закрепления можно предложить игру: каждый ученик по очереди называет какое-либо свойство («иметь собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.) Те дети, которым оно присуще, поднимают руку. Назвавший свойство комментирует, для кого оно общее, а в каком случае – отличительное.
Можно детям предложить следующее задание: учитель устно задает каждому ребенку для анализа свойство или раздает их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свойством отличаются. Например, свойство «размер» может быть общим для ручки и карандаша, но отличительным для слона и муравья.
Решение информационных задач
Задание на закрепление умения планомерно анализировать объекты
Запиши объекты, обладающие общим свойством, указывающим на назначение
а) Человек использует для еды: _____________________________________
б) Человек использует для передвижения: ______________________________________________________________________
Данные для справки:
глобус виноград лимон
яблоко автомобиль груша
велосипед пароход самолёт
конфета ложка автобус
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Рассмотри объекты
Общее свойство: геометрическая фигура, имеет углы.
Назови и запиши отличительные свойства объектов:
Отличительные свойства:
1) Четырёхугольник: имеет __________ угла и _______________ стороны.
2) Квадрат: ___________________ равных угла и __________ равные стороны.
3) Ромб:________________________________________________
_________________________________________________________
4) Треугольник: ________________________________________
________________________________________________________
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Дополни таблицы
Объекты
Общее свойство
Отличительное свойство
мяч
круглый
можно играть
яблоко
круглое
можно есть
А)
воздушный шар
может летать
лёгкий
самолёт
может летать
Б)
утка
может плавать
живая
лодка
может плавать
В)
вишня
съедобная
апельсин
оранжевый
Г)
книга
хранит информацию
компьютер
Д)
луна
солнце
Задание на отработку навыков выделять
свойства объекта
а) Какое свойство указывает на назначение объекта?
является носителем информации
можно покрасить в синий цвет
может высоко подпрыгивать
можно поставить на полку
б) Какое свойство указывает на форму объекта?
круглый
синий
далёкий
полезный
в) Какое свойство указывает на размер объекта?
круглый
синий
большой
нужный
г) Какое свойство указывает на материал, из которого сделан объект?
синий
круглый
пластмассовый
важный
д) Какое свойство указывает на цвет объекта?
круглый
жёлтый
деревянный
сладкий
Компьютерный практикум
Работа с графическим редактором. Учащиеся должны усвоить инструмент «надпись». Каждому ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав действия). Его задача – изобразить два объекта с одинаковым заданным свойством и подписать имя каждого из них, а в заголовке написать, какое свойство характерно для обоих объектов.(например, заголовок можно иметь вид: «Свойств – форма», если объекты – «бублик» и «колесо»)
Обобщение и подведение итогов:
каждый объект имеет множество свойств;
совокупность свойств – это характеристика объекта;
свойство объекта указывает на его размер, назначение форму, цвет, состав, действия;
узнать объект можно по совокупности его свойств.
Источник
Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе, показ приёмов осуществления межпредметных связей в учебном процессе на уроках в начальной школе.
Номер урока в теме: 3.
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: персональный компьютер, видеопроектор, экран. Программные требования: операционная система Microsoft Windows XP. Системное обеспечение: программа к учебнику Матвеевой Н. В. «Информатика для 3 класса».
Опыт использования работы в учебном процессе: данный урок был проведён Смиренниковой Ириной Сергеевной в феврале 2008г. в 3 В классе гимназии №44 г. Иваново в рамках распространения опыта для учителей г. Иваново.
Целесообразность применения информационных технологий: Учебный материал представлен в виде ярких опорных образов, наполненных информацией, что способствует повышению эффективности процесса обучения, помогает сохранить положительный настрой на работу на всех этапах урока, способствует формированию более прочных знаний по теме. В работу включаются дети с разными ведущими каналами восприятия.
Организационный этап
1 слайд
Задаю вопросы, настраиваю детей на урок
Дети отвечают на вопросы, слушают музыку, смотрят зарисовки, настраиваются на урок.
– Какое время года?
Зима
– Как в народе называют зиму?
Зимушка, волшебница …
– Какие волшебства творит зима?
– Рисует узоры на окнах, преобразилась природа, снежинки красивые, …
– Предлагаю полюбоваться зимними пейзажами, послушать музыку П. И, Чайковского
Ориентировочно-мотивационный этап
Слайд 2
Веду беседу
– Зима, вьюга, ветер переставил буквы в словах местами. Декодируйте.
– Объект, это тема прошлого урока
Слайды 3, 4
– Что мы знаем об объекте?
– Это общее название любого предмета, живого существа, явления, события.
– Один объект может одновременно иметь несколько имён (общее, конкретное, собственное).
– Имя может состоять из одного, двух или нескольких слов.
– Разные объекты имеют одно имя
– Один объект имеет разные имена
Слайд 5
– Предлагаю выбрать дальше для себя форму работы: индивидуально или в паре. Детям, выбравшим работать индивидуально, предлагаю работу на индивидуальных досках или на карточках.
Детям, выбравшим работу в паре, предлагаю сначала вспомнить игры с мячом (вспомнить уроки физкультуры), а затем сыграть в словесный футбол:
Дети выбирают форму работы: кто выбрал работать индивидуально, то работает на индивидуальных досках или карточках, кто работает в паре, играют в словесный футбол
Первый тайм.
Объясняю условия игры: один человек берёт карточку и читает сопернику названия объектов, вид. Соперник в ответ называет соответствующие родовые понятия
Первый тайм. Окунь – …(рыба), стул – … (мебель), имя существительное – … (часть речи), эскимо – … (мороженое), термометр – .. (прибор), комар – … (насекомое), хлебница – … (посуда), брюки -… (одежда), квадрат – (прямоугольник).
Второй тайм:
Объясняю условия игры, выдаю новые карточки.
Второй тайм: Дети меняются ролями. По карточке называют родовые понятия, в ответ называют видовые, можно 2-3- объекта.
Игрушка – ….
Птица – …
Посуда – …
Фрукт – …
Времена года – …
Единицы длины – …
Третий тайм.
Я бросаю мяч. Вы должны распознать, какой подан мяч: родовое или видовое понятие я вам назвала и дать правильный ответ.
Третий тайм:
Огурец – …(овощ)
Дикое животное – …(волк, медведь, …)
Матрёшка – …(игрушка)
Город – …(Иваново, Москва, …)
Шёлк – … (ткань)
Суффикс – … (часть слова)
Кувшин – …(посуда)
Подведение итогов игры. Молодцы, вы не пропустили ни одного гола.
Проверим работающих индивидуально. Оценим.
Дети располагали слова в три столбика с указанным основанием для классификации: самое узкое понятие, среднее понятие, самое широкое понятие.
– Животные, домашние животные, коза
– Ягоды, лесные ягоды, черника
– Стол, письменный стол, мебель
– Мебель, книжная полка, полка
– Книга, учебник математики, учебник
Целеполагающий этап
Слайд 6
Предлагаю детям выбрать вазу по описанию:
– Буратино подарил Мальвине одну из этих ваз. Она без ручки, без ножки, с рисунком, но не бабочки.
Дети на веере показывают номер выбранной вазы
– Что вам помогло точно определить вазу?
Её описание.
– Вспомните уроки русского языка. Какая часть речи помогает описать объект и отвечает на вопрос какая?
– Имя прилагательное
– Дайте определение имени прилагательному
Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета
– На уроках русского языка мы говорим «признак предмета», на уроках информатики предмет называем …
– Объектом
– Подберите синоним слову «признак»
– Свойство
– Тема урока «Свойства объекта». Предположите, чему будет учиться на уроке.
– Узнаем, какие у объекта бывают свойства
– Будем учиться определять свойства у объекта и определять объект по указанным свойствам
Операционно-исполнительный этап
Слайд 7
На какие группы и по какому признаку вы разобьёте эти объекты? Вспомните уроки математики
– По цвету, форме, размеру
Слайд 8
– Каким общим свойством обладают эти объекты?
– Из одного материала, одинакового назначения.
Сделайте вывод, какие у объекта могут быть свойства
Это его размер, цвет, форма, материал, назначение.
Слайд 9
Предлагаю поработать самостоятельно
Дети читают статью в учебнике с. 89-90, определяют, что свойства ещё указывают на элементный состав объекта и действие, которое может выполнять объект.
Слайд 10
– Какими свойствами могут обладать объекты?
– По одному свойству можно ли точно определить объект? Например, белый – …
– Нет
Сформулируйте вывод
Нужно знать несколько признаков – характеристику объекта
Слайд 11
Поиграем. Отгадайте объекты
Дети читают характеристику объекта на слайде, отгадывают объект
Слайд 12
Предлагаю вам самостоятельно описать объекты в тетради с. 17
№ 3 или № 5
Дети выполняют самостоятельную работу.
Проверка: в паре, вслух читают понравившуюся характеристику объекта
– Предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос:
– Есть ли в природе объекты, обладающие одинаковым свойством? Если да, то приведите пример.
Дети рассуждают в группах, выслушиваем мнение каждой группы
– Предлагаю вам самостоятельно поработать. № 8 с. 21 тетради, выписать названия объектов, обладающих одинаковым свойством
Дети выполняют самостоятельную работу.
Проверка: читают: по цвету, по форме, по вкусу, …
Предлагаю закрепить наши знания и поработать самостоятельно на компьютере. Выберите задание:
1 – в программе «Информатика – 3 класс» в рабочей тетради, задания параграфа 15
Или
2 – В папке на Рабочем столе «К уроку» дан текст. Придумать и напечатать свойства объектов вместо пропущенных точек
Самостоятельная работа на компьютере.
Редактируют текст:
«В …. Тумане встаёт …солнце. Спит…лес. Я выхожу на … поляну. …птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились совсем … птенцы. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь … мать выводила птенцов»
Зачитываем несколько детских работ.
Читаю текст-оригинал Г. Скребицкого
– Вспомните уроки природоведения. Какая птица зимой выводит птенцов?
Клёст
Рефлексивно-оценочный этап
– Посмотрите на плакат. Что мы знаем об объекте? Договорите
– Каждый объект имеет несколько..
– Совокупность свойств – это…
– Свойство объекта указывает на его …
– свойств
– характеристика объекта
– размер, цвет, назначение, материал,…
Слайд 13
Вспомните снежинку. Предлагаю стать волшебниками и раскрасить её. Жёлтым цветом, если вы можете сказать «я знаю о свойствах объекта и могу рассказать о них», синим – «знаю о свойствах объекта, но рассказать ещё не готов»
Дети под музыку прикрепляют магниты соответствующего цвета на большую нарисованную снежинку на доске.
Записывают домашнее задание от уровня усвоения материала на уроке (по выбранному цвету снежинки)
– Молодцы, мы хорошо поработали. До встреч на следующем уроке.
Источник