Какое свойство дроби называют основным

Какое свойство дроби называют основным thumbnail

В данной статье разберем, в чем заключается основное свойство дроби, сформулируем его, приведем доказательство и наглядный пример. Затем рассмотрим, как применять основное свойство дроби при совершении действий сокращения дробей и приведения дробей к новому знаменателю.

Основное свойство дроби, формулировка, доказательство и примеры

Все обыкновенные дроби обладают важнейшим свойством, которое мы и называем основным свойством дроби, и звучит оно следующим образом:

Определение 1

Если числитель и знаменатель одной дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то в итоге получится дробь, равная заданной.

Представим основное свойство дроби в виде равенства. Для натуральных чисел a, b и mбудут справедливыми равенства:

a·mb·m=ab и  a:mb:m=ab

Рассмотрим доказательство основного свойства дроби. Опираясь на свойства умножения натуральных чисел и свойства деления натуральных чисел, запишем равенства: (a · m) · b = (b · m) · a  и (a : m) · b = (b : m) · a. Таким образом, дроби a·mb·m и ab, а также a:mb:m и ab являются равными по определению равенства дробей.

Разберем пример, который графически проиллюстрирует основное свойство дроби.

Пример 1

Допустим, у нас есть квадрат, разделенный на 9 «больших» частей-квадратов. Каждый «большой» квадрат разделен на 4 меньших по размеру. Возможно сказать, что заданный квадрат поделен на 4·9 = 36 «маленьких» квадратов. Выделим цветом 5 «больших» квадратов. При этом окрашенными будут 4·5 = 20 «маленьких» квадратов. Покажем рисунок, демонстрирующий наши действия:

Окрашенная часть – это 59 исходной фигуры или 2036, что является тем же самым. Таким образом,  дроби 59 и 2036 являются равными: 59=2036 или 2036=59.

Эти равенства, а также равенства 20 = 4·5, 36 = 4·9, 20:4 = 5 и 36:4 = 9 дают возможность сделать вывод, что 59=5·49·4 и 2036=20·436·4.

Чтобы закрепить теорию, разберем решение примера.

Пример 2

Задано, что числитель и знаменатель некоторой обыкновенной дроби умножили на 47, после чего эти числитель и знаменатель разделили на 3. Равна ли полученная в итоге этих действий дробь заданной?

Решение

Опираясь на основное свойство дроби, можно говорить о том, что умножение числителя и знаменателя заданной дроби на натуральное число 47 даст в результате дробь, равную исходной. То же самое мы можем утверждать, производя дальнейшее деление на 3. В конечном счете мы получим дробь, равную заданной.

Ответ: да, полученная в итоге дробь будет равна исходной.

Применение основного свойства дроби

Основное свойство применяется, когда нужно привести дроби к новому знаменателю и при сокращении дробей.

Приведение дроби к новому знаменателю – это действие замены заданной дроби равной ей дробью, но с большими числителем и знаменателем. Чтобы привести дробь к новому знаменателю, нужно умножить числитель и знаменатель дроби на необходимое натуральное число. Действия с обыкновенными дробями были бы невозможны без способа приводить дроби к новому знаменателю.

Определение 2

Сокращение дроби – действие перехода к новой дроби, равной заданной, но с меньшими числителем и знаменателем. Чтобы сократить дробь, нужно разделить числитель и знаменатель дроби на одно и то же необходимое натуральное число, которое будет называться общим делителем.

Возможны случаи, когда подобного общего делителя нет, тогда говорят о том, что исходная дробь несократима или не подлежит сокращению. В частности, сокращение дроби при помощи наибольшего общего делителя приведет дробь к несократимому виду.

Источник

Цели урока :
1.Знакомство с понятием основного свойства дроби.
2.Формирование способности к построению и использованию основного свойства дроби.

Задачи урока:
Образовательная:
ввести понятие основного свойства дроби;
– учить применять основное свойство дроби;
Развивающая:
– развитие речи и словарного запаса учащихся при введении новых понятий;
– развитие логического мышления при анализе нового материала;
– развитие самостоятельности.
Воспитательная:
-воспитание интереса к предмету;
– воспитание аккуратности и умения организовывать свое рабочее место .

Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесный, наглядный, практический.
По характеру умозаключений: индуктивный.
По характеру познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и источники информации: учебник, раздаточный материал, цветные карандаши , магнитная доска и магниты, сигнальные карточки.

Тип урока: Урок усвоения  новых знаний.

Этапы  урока:
I. Организационный этап
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
III. Этап усвоения новых знаний
IV. Этап закрепления новых знаний
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
VI. Этап подведения итогов урока

Ход урока

I. Организационный момент
В начале урока построение, приветствие ребят и учителя. Запись даты, проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя:
– Ребята, что мы с вами повторяли на прошлых уроках? (Свойства натуральных чисел; дроби, виды дробей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями, сложение и вычитание дробей и смешанных чисел.)
– Сегодня мы продолжим работать с натуральными числами и расширим знания о дробях. Я уверена, что сегодня каждый из вас сможет проявить себя, и будет активно помогать мне и одноклассникам на пути познания нового.

II.  Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

1. Устная работа
Задание № 1  На доске записаны числа:

– Прочитайте числа.  (Учащиеся называют дроби, выделяя целую и дробную часть.)
– Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
– Что показывает знаменатель дроби? (На сколько равных частей разделили целое.)
– Что показывает числитель дроби? (Сколько таких частей взяли)
– Какая дробь называется неправильной?(Дробь, у которой числитель больше чем знаменатель.)
– Переведите дроби в неправильную дробь.
Задание №2   На доске написаны числа:

– На какие группы можно разделить данные числа? (Дробные- обыкновенные и десятичные дроби, натуральные, число 0.)
Задание №3
– Расскажите как получаются дроби:   

(Целое разделили на 10 равных частей и взяли 7 таких частей,  целое разделили на b равных частей и взяли а таких частей.)
– Какие значения могут принимать а и b ? (а — любое натуральное число или нуль, b – любое натуральное число.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
На доске записаны равенства.

– Давайте обсудим истинность этих равенств.(1 –числители и знаменатели равны, 2- дроби половинки равны, 3- числители не равны, а знаменатели равны, 4 и 5 выполнить  не сможете.)

III. Этап усвоения новых знаний
1. Сообщение темы урока
– Почему вы не смогли выполнить задание для двух последних равенств? (У дробей разные знаменатели и разные числители и мы не можем их сравнить.)
– Но ведь вы смогли определить, что  равна . (Мы смогли это сделать, потому, что мы знаем, что половина равна двум четвертям.)
– Какая же цель нашего урока? (Найти свойство для дробей, которое позволит определить истинность данных равенств.)
– Как можно назвать тему урока? (Свойство дробей.)
– Хорошо. Запишите тему в тетрадях. (Учитель записывает тему на доске.)

Историческая справка
– Давайте вспомним, когда и как возникают дроби. У людей с древних времен появилась необходимость измерять вре­мя, расстояния, площади, углы и другие величины. Потреб­ность в более точном измерении привела к тому, что ис­пользуемые единицы измерения стали делить на части. А это привело к появлению дробей.
Дроби  образуются:
1)  в результате деления предмета (единицы или целого) на равные части;
2)  при измерении величин, когда единица измерения не ук­ладывается целое число раз в измеряемом объекте;
3)  при делении натуральных чисел.

2. Работа над новой темой
Работа проводится у доски.
– Мы доказали равенство  и . Как можно по-другому записать  равенство? (1: 2 = 2: 4.)
– Что вы заметили? (Если делитель 1 и делимое 2 умножить на число 2, то получим правую часть равенства.)
– Запишите это свойство на математическом языке двумя способами. (Учащиеся записывают в тетрадях, один ученик на доске.)
– Как ещё можно записать эти равенства? (С помощью дробей.)
– Хорошо. Запишите в тетради. (Учащиеся записывают в тетрадях, а один ученик на доске.);

3. Работа над новой темой.(по учебнику)
– Прочитаем про основное свойство дроби в учебнике на стр. 34 § 8.( Учащиеся внимательно читают учебник, затем отвечают на вопросы учителя.)
– На сколько равных частей, разделили круг  сначала на рис. 8  стр.34 ? (На 4 части.)
– Сколько частей закрасили? (3 части.)
– На сколько равных частей потом разделили
четвертую часть круга? (На 5 частей.) Какое свойство дроби называют основным
– На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 20 частей.)
– Сколько частей в трех закрашенных четвертях круга? (15 ча­стей.)
− Поэтому

– Прочитайте основное свойство дроби.  (Учащиеся читают правило все вместе.)                                                 
– Запишем в тетрадь:        где c  и d –натуральные числа                  
– Переведите на русский язык получившиеся равенства. (Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получатся равные дроби.) Во время проговаривания учитель корректирует речь учащихся.
– Запишем в тетрадь определение равных дробей.

Равные дроби – различные обозначения одного и того же числа.

–  Прочитайте текст в учебнике на стр. 35 под рубрикой «Говори правильно».
– А теперь объясним почему равны дроби

– Учащиеся еще раз проговаривают основное свойство дроби.

4. Физкультминутка
Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела.
Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.

5. Работа над задачей
Решите задачу устно.
Задача. Арбуз разрезали на 6 равных частей. Одну из них разрезали еще на 2 равные части. Какую часть арбуза составляет одна маленькая часть арбуза?

IV. Этап закрепления новых знаний

1.Первичное закрепление пройденного материала во внешней речи
 Учебник № 211 ( Устный разбор по вопросам учителя, рис. 9. стр.34)
– Что обозначает дробь       ?
(Целое или круг разделили на 5 равных частей
и взяли 3 такие части.)
– На сколько равных частей мы потом разделили пятую часть круга? (На 3 части .)
– На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 15 частей. )
– Сколько частей в трех взятых пятых круга? ( 9 частей. )
Примерный полный ответ учащегося : ( Мы круг разделили на 5 равных частей и закрасили  3 такие части, затем каждую пятую часть мы разделили еще на 3 равные части. Тогда весь круг оказался разделенным на 5·3=15 частей, а в трех пятых круга будет 3·3=9 таких частей, поэтому   
–Молодцы! Продолжим нашу работу.

2.Самостоятельная работа( с самопроверкой)
– А теперь проверим как мы поняли новый материал.(Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках.)
– Правильные ответы записаны на доске.

Какое свойство дроби называют основным

Какое свойство дроби называют основным

– Если вы задание выполнили правильно, поставьте знак «+», если допустили ошибку, то исправьте её. (Учитель выясняет, где учащиеся допустили ошибки, причину ошибок.)

3.Практическая работа
– Сейчас мы применим наши новые знания на примере № 214 из учебника. Приготовьте цветные карандаши. (Учащиеся работают цветными карандашами)
– Задание выполняется на доске и в тетрадях.
− Вспомним ,что такое отрезок? ( Часть прямой, ограниченная двумя точками.)
Как отметить   отрезка?(Разделить отрезок AB на 4 равных части , а потом взять 3 части.)
Как отметить   отрезка?(Разделить отрезок CD на 8 равных частей , а потом взять 6 частей.)
– Ребята, что такое координатный луч? (На луче должны быть начало и единичный отрезок.)
– Что можете сказать о цветных частях данных отрезков ? ( Равны.)
– Что можете сказать о данных дробях? ( Дроби равны.)
– Какой вывод можно сделать ?

Вывод : Равные дроби изображаются равными отрезками.
– Какое свойство дроби применяли ? ( Основное свойство дроби. )

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
Домашнее задание:
Учебник, стр.34-35(прочитать текст под рубрикой «Говори правильно».
№ 207 стр.33
№ 221 (а, б) стр.36
№ 239 (а), 240 (а, в), 241 (а) стр.38. 
Дополнительное задание.(Раздается учащимся по их желанию в напечатанном виде.)
–Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха. Отпа­дает 62 дня. Летние и зимние каникулы – не меньше 100. Минус еще 100 дней. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следо­вательно, еще 183 дня минус. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня. Остается всего 5 дней. Мно­гому ли тут можно научиться?

VI. Этап подведения итогов урока
Рефлексия
– Что вы сегодня узнали?(Основное свойство дроби.)
– Сформулируйте основное свойство дроби.(Учащиеся  отвечают вместе.)
– Чем являются равные дроби?(Различными записями одного и того же числа.)
– Дайте анализ своей работе на уроке. У вас на столе фигуры.( На столе у каждого ученика вырезанные из цветной бумаги фигуры:

  • Красная звезда – я хорошо понял(а) основное свойство дроби.
  • Зеленый треугольник – я не все понял(а), у меня были ошибки.
  • Синий квадрат – я не понял(а ) как применять основное свойство дроби.)

– Учащимся предлагается выбрать символ и оценить свою деятельность. Дети сами вывешивают свои символы на магнитную доску.

Учитель выставляет оценки, благодарит учащихся за урок.

Источник

Доля целого

Доля — это каждая равная часть, из суммы которых состоит целый предмет.

Для примера возьмем два мандарина. Когда мы их почистим, то получим в каждом мандарине разное количество долек или долей. В одном может быть 6, а в другом — целых 9. Размеры долей у каждого мандарина тоже разные.

У каждой доли есть свое название: оно зависит от количества долей в конкретном предмете. Если в мандарите шесть долей — каждая из них будет определяться, как одна шестая от целого.

  • Половина — одна вторая доля предмета или 1/2.
  • Треть — одна третья доля предмета или 1/3.
  • Четверть — одна четвертая доля предмета или 1/4.

Понятие доли можно применить не только к предметам, но и величинам. Так, например, картина занимает четверть стены — при этом ее ширина треть метра.

Чтобы быстрее запомнить соотношения частей и целого, можно использовать наглядную табличку:

Понятие дроби

Дробь — это запись числа в математика, в которой a и b — числа или выражения. По сути, это всего лишь одна из форм, в которой можно представить число. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — 1/2 или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Виды дробей:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 – 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x – y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Какие еще бывают дроби:

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 35.

Выделение целой части из неправильной дроби — это запись неправильной дроби в виде суммы натурального числа и правильной дроби. Например, 11/5 = 2 + 1/5.

Запомнить все определения и решать задачки без труда помогут в современной онлайн-школе Skysmart. Ученики занимаются на интерактивной платформе с красочными героями, отслеживают прогресс в личном кабинете и получают поддержку внимательных учителей.

Запишите ребенка на бесплатный вводный урок и начните заниматься математикой в удовольствие уже завтра!

Как устроена обыкновенная дробь

Обыкновенная дробь — это запись вида m/n, где m и n любые натуральные числа.

Такие дроби записываются с помощью двух натуральных чисел и горизонтальной черты, которая называется чертой дроби. Иногда ставится не горизонтальная черта, а косая.

Числитель обыкновенной дроби m/n — это натуральное число m, которое стоит над чертой. Числитель это делимое — то, что мы делим.

Знаменатель обыкновенной дроби m/n — натуральное число n, которое стоит под чертой. Знаменатель это делимое — то, на сколько делим.

Черта между числителем и знаменателем — символ деления.

Равные обыкновенные дроби — обыкновенные дроби a/b и c/d, для которых справедливо равенство: a * d = b * c. Пример равных дробей: 1/2 и 2/4, так как 1 * 4 = 2 * 2.

Неравные обыкновенные дроби — обыкновенные дроби a/b и c/d, для которых равенство: a * d = b * c не является верным.

Как устроена десятичная дробь

В десятичной дроби знаменатель всегда равен 10, 100, 1000, 10000 и т.д. Выходит, что десятичная дробь — это то, что получается, если разделить числитель на знаменатель. Десятичную дробь записывают в строчку через запятую, чтобы отделить целую часть от дробной. Вот так:

  • 0,3
  • 4,23
  • 9,939

Конечная десятичная дробь — это дробь, в которой количество цифр после запятой точно определено.

Бесконечная десятичная дробь — это когда после запятой количество цифр бесконечно. Для удобства математики договорились округлять эти цифры до 1-3 после запятой.

Свойства дробей

Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится дробь, равная данной. Формула выглядит так:

где a, b, k — натуральные числа.

Основные свойства

  1. Дробь не имеет значения, при условии, если делитель равен нулю.
  2. Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель — нет.
  3. Две дроби a/b и c/d называются равными, если a * d = b * c.

Обыкновенная и десятичная дробь — давние друзья. Вот, как они связаны:

  • Целая часть десятичной дроби равна целой части смешанной дроби. Если числитель меньше знаменателя, то целая часть равна нулю.
  • Дробная часть десятичной дроби содержит те же цифры, что и числитель этой же дроби в обыкновенном виде.
  • Количество цифр после запятой зависит от количества нулей в знаменателе обыкновенной дроби. То есть 1 цифра — делитель 10, 4 цифры — делитель 10000.

Действия с дробями

С дробями можно выполнять те же действия, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. А еще дроби можно сокращать и сравнивать между собой. Давайте попробуем.

Сравнение дробей

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

Сравним 1/5 и 4/5. Как рассуждаем:

  1. В обеих дробях знаменатель равен 5.
  2. В первой дроби числитель равен 1, во второй дроби равен 4.

    1 < 4

  3. Поэтому первая дробь 1/5 меньше второй 4/5.

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

Сравним 1/2 и 1/8. Как рассуждаем:

Представим, что у нас есть торт. Так как знаменатель первой дроби равен 2, то делим торт на две части и забираем себе одну, то есть половину торта.

Знаменатель второй дроби равен 8, делим торт на восемь частей и забираем крохотный кусочек. Половина торта больше больше маленького кусочка.

Таким образом 1/2 > 1/8.

Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно привести дроби к общему знаменателю. А после приведения дробей к общему знаменателю, можно применить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Пример. Сравнить 2/7 и 1/14.

Как рассуждаем:

  1. Приведем дроби к общему знаменателю:
  2. Сравним дроби с одинаковыми знаменателями:

Ответ: 2/7 > 1/14.

Важно запомнить: любая неправильная дробь больше любой правильной. Потому что неправильная дробь всегда больше или равна 1, а правильная дробь всегда меньше 1.

Чтобы сравнить дроби с разными числителями и знаменателями, нужно:

  • привести дроби к наименьшему общему знаменателю (НОЗ);
  • сравнить полученные дроби.

Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно:

  1. Найти наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей дробей, которое станет их общим знаменателем.
  2. Разделить общий знаменатель на знаменатель данных дробей, то есть найти для каждой дроби дополнительный множитель.
  3. Умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.

Сокращение дробей

Сокращение дроби — это деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же натуральное число. Сократить дробь значит сделать ее короче и проще для восприятия. Например, дробь 1/3 выглядит намного проще и красивее, чем 27/81.

Сокращение дроби выглядит так: зачеркивают числитель и знаменатель, а рядом записывают результаты деления числителя и знаменателя на одно и то же число.

В этом примере делим обе части дроби на двойку.

Можно никуда не спешить и сокращать дроби последовательно, в несколько действий.

Сложение и вычитание дробей

При сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями к числителю первой дроби прибавляют числитель второй дроби (из числителя первой вычитают числитель второй) и оставляют тот же знаменатель.

Не забудьте проверить, можно ли сократить дробь и выделить целую часть.

При сложении и вычитании дробей с разными знаменателями нужно найти наименьший общий знаменатель, сложить или вычесть полученные дроби (используем предыдущее правило).

Вот, что делать:

  1. Найдем наименьшее общее кратное для определения единого делителя.

    Для этого запишем в столбик числа, которые в сумме дают значения делителей. Далее перемножаем полученное и получаем НОК.

    НОК (15, 18) = 3 * 2 * 3 * 5 = 90

  2. Найдем дополнительные множители для каждой дроби. Для этого НОК делим на каждый знаменатель:

    90 : 15 = 6,

    90 : 18 = 5.

    Полученные числа запишем справа сверху над числителем.

  3. Воспользуемся одним из основных свойств дробей: перемножим делимое и делитель на дополнительный множитель. После умножения делитель должен быть равен наименьшему общему кратному, которое мы ранее высчитывали. Затем можно перейти к сложению.
  4. Проверим полученный результат:
    • если делимое больше делителя, нужно преобразовать в смешанное число;
    • если есть что сократить, нужно выполнить сокращение.

Ход решения одной строкой:

Сложение или вычитание смешанных чисел можно привести к отдельному сложению их целых частей и дробных частей. Для этого нужно действовать поэтапно:

  1. Сложить целые части.
  2. Сложить дробные части.

    Необходимо приводить к общему, если знаменатели разные. Для этого воспользуемся знаниями из предыдущего примера.

  3. Суммировать полученные результаты.

Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, нужно выделить ее целую часть и прибавить к полученной ранее целой части.

Умножение и деление дробей

Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель — произведению знаменателей:

Не забываем про сокращение. Это может облегчить вычисления.

Чтобы умножить два смешанных числа, надо:

  1. преобразовать смешанные дроби в неправильные;
  2. перемножить числители и знаменатели дробей;
  3. сократить полученную дробь;
  4. если получилась неправильная дробь, преобразовать в смешанную.

Чтобы разделить дробь на дробь нужно выполнить следующую последовательность действий:

  • числитель первой умножить на знаменатель второй, результат произведения записать в числитель новой дроби;
  • знаменатель первой умножить на числитель второй, результат произведения записать в знаменатель новой дроби.

Другими словами это правило звучит так: чтобы разделить одну дробь на другую, надо первую умножить на обратную от второй.

Числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.

Как делить дроби с разными знаменателями? На самом деле одинаковые или разные знаменатели у дробей — неважно, потому что все дроби делятся по правилу, описанному выше.

Для деления смешанных чисел необходимо:

  • представить числа в виде неправильных дробей;
  • разделить то, что получилось друг на друга.

Приходите тренироваться в Skysmart! Разберемся в самой коварной теме и подтянем оценки по математике в школе.

Источник