Какое свойство является окислительно восстановительным процессом
Классифицировать химические реакции можно по-разному. Например, в зависимости от того, выделяется или поглощается в ходе взаимодействия тепло, реакции делят на экзо-и эндотермические. Ещё можно поделить реакции на гомогенные и гетерогенные в зависимости от агрегатного состояния участников. Также очень популярна классификация, основанная на составе исходных и конечных веществ, согласно которой существуют:
- реакции соединения
- реакции разложения
- реакции замещения
- реакции обмена
Фото: projgirlspire.com
Особенно внимательно нужно относиться к реакциям, где есть простые вещества (либо в качестве исходных, либо в качестве конечных). И вот почему. В химии существует понятие степени окисления, то есть условного заряда атома, который он приобрёл бы, если бы полностью захватил (полностью отдал) пары электронов, которые образуют химическую связь. С этим тесно связана электроотрицательность, то есть свойство атомов притягивать электронные пары. Пугаться этого всего не стоит, а нужно всего лишь запомнить, что
элементы с высокой электроотрицательностью притягивают к себе электроны и приобретают в случае образования связи отрицательную степень окисления (потому что, напоминаю, электроны заряжены отрицательно).
Соответственно элементы с низкой электроотрицательностью электроны отдают, приобретая при образовании химической связи заряд положительный. Обо всём это подробно рассказано в статьях:
Что такое электроотрицательность
Как определять степень окисления
Теперь вернёмся к реакциям с участием простых веществ. У них, простых веществ, степени окисления нет, вернее, она нулевая. А что же происходит при химической реакции? Например, Н2+Cl2 = 2HCI. У водорода и хлора, простых веществ, электроотрицательность 0, но в результате взаимодействия получился хлороводород, и тут уже атом водорода приобрёл степень окисления 1+, хлор – 1-. То есть электроотрицательность изменилась. Фактически имеет место некоторое «перемещение» электронов. Такие реакции называются окислительно-восстановительными.
Окислительно-восстановительные реакции – это химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления.
Запомните, что в такой реакции обязательно есть атом, принимающий электроны, и атом, их отдающий! Только отдачи или только приёма электронов быть не может, эти процессы связаны и один без другого не протекает никогда.
Теперь разберёмся с четырьмя терминами, которые нужно понять и заучить. В окислительно-восстановительной реакции (как следует из названия) есть два «игрока»:
- окислитель, который электроны принимает
- восстановитель, который электроны отдаёт.
В нашем простом примере Н2+Cl2 = 2HCI электроны принял хлор, а отдал водород. Поэтому здесь хлор – окислитель, водород – восстановитель.
При этом в окислительно-восстановительной реакции протекают два процесса:
- окисление, то есть отдача электронов
- восстановление, то есть приём электронов.
Отсюда следует, что
окислитель восстанавливается, а восстановитель окисляется!
Очень важно в этом разобраться и не путаться.
Вот пример чуть посложнее: СuO +H2 = Cu + H2O. Здесь степени окисления меняют два элемента: медь и водород. Вначале медь имеет степень окисления 2+, а водород – 0 (как и любое простое вещество). А вот после взаимодействия медь, ставшая простым веществом, приобрела степень окисления 0, водород же приобрёл степень окисления 1+. Что это значит? Это значит, что атом меди электроны захватил. Как называется такой участник окислительно-восстановительной реакции? Это окислитель. И он в процессе реакции восстанавливается. Водород же электроны отдал, и так ведёт себя восстановитель, который в процессе реакции окисляется.
А теперь попробуйте самостоятельно порассуждать о такой реакции: C + 2H2SO4 = CO2 + 2SO2 + 2H2O. Найдите здесь атомы, степень окисления которых меняется, и определите, какой атом окисляется, а какой восстанавливается. А дальше мы изучим метод электронного баланса, который помогает уравнивать даже сложные уравнения химических реакций.
Источник
Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Сегодня – особенный день. “И что же в нем такого необычного?” – спросите вы. Отвечаю. Я, наконец-то, добралась до моего самого любимого царства-королевства, до моих конфет и пирожных, малинок и клубничек! Окислительно-восстановительные реакции! Вы даже не представляете, насколько это интересно!
Мои ученики в процессе подготовки к экзамену по химии, проходят несколько стадий вызревания. Первое серьезное испытание на прочность – газы! Это из серии “гестапо отдыхает”. Решив огромное количество газовых задач, по сравнению с которыми 28-е задачи ЕГЭ – детский лепет, народ полностью структурирует свой мозг и настраивает мышление на профессиональное восприятие химии по-взрослому.
Вторая ступень химической зрелости и мудрости – окислительно-восстановительные реакции. Они приучают к усидчивости и внимательности. Набравшись опыта в написании ОВР, ребята начинают чувствовать себя ломоносовыми, клапейронами и менделеевыми в одном флаконе. За спиной вырастают крылья и… понеслось! Дальнейшее изучение химии проходит на едином дыхании, профессиональный рост – в геометрической прогрессии. На этой стадии мои ученики уже могут заткнуть за пояс каждого второго школьного преподавателя химии!
Понимая всю серьезность материала статьи, я отключила мобильную связь с внешним миром – с Карлсоном, Алисой (которая из страны Чудес), Сири, Фрекен Бок (тем более, что она работает химичкой в школе, где учится Малыш) и всеми остальными озорниками и хулиганами. Оставила только астральную связь для служебного пользования. Возможно, музы на чаек залетят или еще кто-нибудь забредет. А мы с вами займемся самым интересным делом – будем раскладывать по полочкам все накопленные мною знания по теории и практике окислительно-восстановительных реакций. Долго будем этим заниматься. Пока не надоест. Итак, поехали!
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления элементов.
ОВР протекают с участием двух участников – окислителя и восстановителя, и состоят из двух противоположных процессов:
1) Окисление – процесс отдачи электронов (восстановитель отдает электроны окислителю, восстановитель окисляется – окислитель восстанавливается).
2) Восстановление – процесс присоединения электронов (окислитель присоединяет электроны от восстановителя, окислитель восстанавливается – восстановитель окисляется).
Кто же вы, господа окислители и восстановители? Как вас узнать среди огромного количества химических веществ? Сегодня разберем самые общие характеристики участников ОВР (окислителей и восстановителей) на отдельных примерах. После изучения технологии написания ОВР (в следующей статье), поработаем с целыми семействами окислителей и восстановителей, с неорганическими и органическими веществами, проводя реакции в разных средах. А пока – читаем внимательно!
Окислитель – атом в составе молекулы или иона, который присоединяет электроны от восстановителя. Происходит процесс восстановления окислителя (его степень окисления снижается).
Окислительная активность – способность атома отбирать электроны у других атомов.
Окислительно-восстановительный потенциал (редокс-потенциал) – показатель окислительной активности, мера способности атомов химического элемента присоединять электроны (восстанавливаться). Стандартные потенциалы окислительно-восстановительных пар помещены в таблицу.
Чем выше стандартный потенциал окислительно-восстановительной пары, тем выше окислительная активность атомов элемента, тем он – более сильный окислитель
Окислительную активность определяют два фактора:
1) Электроотрицательность. Чем выше электроотрицательность химического элемента, тем выше окислительная активность простого вещества. В Периодической Системе Элементов электроотрицательность растет в сторону правого верхнего угла (слева направо и снизу вверх). Самый сильный окислитель – фтор, на втором месте – кислород.
2) Степень окисления. Чем выше степень окисления атома в составе молекулы или иона, тем ярче проявляется окислительная активность.
Только свойства окислителя проявляют атомы с максимально возможной степенью окисления (она равна номеру группы). Почему? Да, потому что у такого атома на внешнем уровне вообще нет валентных электронов. Ни одного. Все валентные электроны он где-то потерял (отдал кому-то) и остался гол, как сокол (в чем мать родила). Больше отдавать нечего, поэтому можно только присоединять.
У вас часто возникает вопрос – почему при дефиците электронов формируется положительная степень окисления или положительный заряд иона (т.е. почему у окислителя валентные электроны в дефиците или отсутствуют, а его заряд +n)? Да, потому что электроны заряжены отрицательно, а протоны (в ядре) – положительно. В электронейтральном атоме протоны и электроны уравновешены (сколько протонов, столько электронов). Если электроны убрать, то проявятся положительные заряды протонов, которые никуда не деваются в химических реакциях (их можно сдвинуть с насиженного места только ядерными реакциями). Теперь понятно? Если все еще “ежик в тумане”, читайте эту и следующие статьи. Я буду рассматривать все тяжело понимаемые моменты с разных сторон. В конце концов, все станет на свои места и туман рассеется.
Давайте, придумаем образ окислителя. Кто вы, мистер-окислитель? Это – захватчик, завоеватель, грабитель, который скачет на коне и, угрожая, копьем и ружьем, отбирает электроны у восстановителей (часто, отбирает все, что есть). Окислитель не только безжалостный разбойник, но еще и жадина – очень проблематично вернуть назад электроны, которые забрал окислитель. Как только окислитель ограбит восстановителя (заберет у него электроны) он тут же падает вниз по градационной шкале степеней окисления (“падает в глазах окружающих”).
Пример сильного окислителя – перманганат-ион. Его часто используют в различных ОВР. Обратите внимание, в зависимости от среды реакции, перманганат-ион образует различные продукты.
Ребята, не слушайте училок-химичек, которые заставляют запоминать продукты ВСЕХ окислительно-восстановительных реакций. Если вы забыли образующиеся вещества и просите помочь, они орут, обзывая вас неучами и и бездельниками. При этом, сами срочно хватают спасательный учебник по химии и пафосно зачитывают вам и всему классу продукты конкретной реакции. Вы задайте этим глупым училкам вопрос – помнят ли они дни рождения всех своих родственников? Что касается меня, то после 16-ти часов работы (такое тоже бывает), я часто забываю номер своего телефона. Но… ЛЮБУЮ ОВР напишу за пару минут (как говорят, темной ночью под кроватью)! Потому, что знаю особые секреты окислительно-восстановительных реакций, которые, между прочим, собираюсь раскрыть моим ученикам и всем моим читателям.
Постепенно, статья за статьей, мы будем изучать технологию написания окислительно-восстановительных реакций, знакомиться с целыми семействами окислителей и восстановителей, их особенностями, характером поведения в разных средах, предполагаемыми продукты. Лукавить не буду, кое-что нам, все-таки, придется запомнить. Совсем немного. Чуть-чуть. Примерно 15 точек, включающих продукты ОВР и основные рекомендации. И вы напишите ЛЮБУЮ окислительно-восстановительную реакцию! В ЛЮБОЙ среде!
Первое задание: запомните три продукта восстановления перманганат-иона (выделено красным цветом) в зависимости от среды протекания окислительно-восстановительной реакции (кислая, нейтральная или щелочная).
Восстановитель – атом в составе молекулы или иона, который отдает электроны окислителю. Происходит процесс окисления восстановителя (его степень окисления повышается).
Восстановительная активность – способность атома отдавать электроны другим атомам.
Восстановительную активность определяют два фактора:
1) Радиус атома. Чем больше радиус атома химического элемента, тем выше восстановительная активность простого вещества. В Периодической Системе Элементов радиус атома увеличивается в сторону левого нижнего угла (справа налево и сверху вниз).
2) Степень окисления. Чем ниже степень окисления атома в составе молекулы или иона, тем ярче проявляется восстановительная активность.
Только свойства восстановителя проявляют атомы с минимально возможной степенью окисления. Для неметаллов она равна “восемь минус номер группы”. Для металлов – ноль. Как только восстановитель отдаст электроны окислителю, он поднимется вверх по градационной шкале степеней окисления (“растет в глазах окружающих”).
Посмотрите, как ведет себя сера в роли восстановителя в разных веществах (с разными степенями окисления).
Настало время придумать образ восстановителя. Кто вы, мистер-восстановитель? У меня восстановитель ассоциируется с добрым дедушкой-альтруистом, который одаривает электронами каждого желающего окислителя.
Как же вас различить, господа окислители и восстановители в группе веществ, предложенных для реакций?!
Окислитель можно отыскать по высокой (иногда, максимально высокой) степени окисления, кроме того, мы изучим многие семейные портреты окислителей. Продукты окислителей мы ЗАПОМНИМ (их около 10, не более), кроме того, проведем анализ процесса восстановления окислителя по градационной шкале степеней окисления.
Восстановитель отыщем по низкой (иногда, максимально низкой) степени окисления. Продукт восстановителя будем устанавливать путем анализа с использованием градационных шкал степеней окисления. Хотя… сделаю вам подарок. Читайте мнемоническое стихотворение. Пригодится.
Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7 (903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы “Решение задач по химии” – и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова
Источник
Повторите материалы по урокам 8 класса:
Урок №66. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов
Урок №67-68. Окислительно-восстановительные реакции
Рассмотрите приведённые ниже схемы уравнений
реакций. В чём их существенное отличие? Изменились ли степени окисления элементов в
этих реакциях?
В первом уравнении степени окисления элементов
не изменились, а во втором изменились – у меди и железа.
Вторая реакция относится к
окислительно-восстановительным.
Реакции, в результате которых изменяются
степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ и продуктов
реакции, называют окислительно-восстановительными реакциями (ОВР).
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.
Существуют два метода составления окислительно – восстановительных
реакций – метод электронного баланса и метод полуреакций. Здесь мы рассмотрим
метод электронного баланса.
В этом методе сравнивают степени окисления атомов в исходных веществах и в
продуктах реакции, при этом руководствуемся правилом: число
электронов, отданных восстановителем, должно равняться числу электронов,
присоединённых окислителем.
Для составления уравнения надо знать формулы реагирующих веществ и продуктов
реакции. Рассмотрим этот метод на примере.
Расставить коэффициенты в реакции, схема которой: HCl + MnO2 |
Алгоритм расстановки коэффициентов |
1.Указываем Подчёркнуты |
2.Составляем За |
Рассмотрим более сложное уравнение: |
H2S + KMnO4 |
Расставляем степени окисления химических элементов: |
Электронные уравнения примут следующий вид Перед серой со степенями окисления -2 и 0 ставим |
Ссылка на источник |
Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций
1. Окислением называется процесс отдачи электронов
атомом, молекулой или ионом.
Например:
Al – 3e- = Al3+
Fe2+ – e-
= Fe3+
H2 – 2e-
= 2H+
2Cl- – 2e- = Cl2
При окислении степень окисления повышается.
2. Восстановлением называется процесс присоединения электронов
атомом, молекулой или ионом.
Например:
S + 2е- =
S2-
Сl2 + 2е-
= 2Сl-
Fe3+ + e- = Fe2+
При восстановлении степень окисления понижается.
3. Атомы,
молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями. Во время реакции они окисляются.
Атомы, молекулы или ионы,
присоединяющие электроны, называются окислителями.
Во время реакции они восстанавливаются.
Так как атомы, молекулы и ионы входят в состав определенных веществ, то и эти вещества соответственно называются восстановителями или окислителями.
4.
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой
единство двух противоположных процессов –
окисления и восстановления.
Число электронов,
отдаваемых восстановителем, равно числу электронов,
присоединяемых окислителем.
ТРЕНАЖЁРЫ
Тренажёр
№1 Окислительно-восстановительные реакции
Тренажёр
№2 Метод электронного баланса
Тренажёр
№3 Тест «Окислительно-восстановительные реакции»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
№1. Определите степень окисления атомов химических элементов по формулам
их соединений: H2S, O2, NH3, HNO3, Fe, K2Cr2O7
№2. Определите, что происходит со степенью окисления серы
при следующих переходах:
А) H2S → SO2
→ SO3
Б) SO2→ H2SO3
→ Na2SO3
Какой можно сделать вывод после выполнения второй генетической цепочки?
На какие группы можно классифицировать химические реакции по изменения
степени окисления атомов химических элементов?
№3. Расставьте коэффициенты в УХР методом электронного баланса, укажите
процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель); запишите
реакции в полном и ионном виде:
А) Zn + HCl = H2+
ZnCl2
Б) Fe + CuSO4 =
FeSO4 + Cu
№4. Даны схемы уравнений реакций:
СuS + HNO3(разбавленная) = Cu(NO3)2 +
S + NO + H2O
K + H2O = KOH + H2
Расставьте коэффициенты в реакциях используя метод электронного баланса.
Укажите вещество – окислитель и вещество – восстановитель.
СМОТРИ УРОК ПО ТЕМЕ “ОВР” В 8 КЛАСЕ
Источник