Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов

Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов thumbnail

Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:

Знак должен быть доступен восприятию (обладать свойством перцептивности).

Знак должен быть информативным, т.е. нести смысловую информацию об объекте.

К числу свойств языковых знаков следует отнести следующие:

1) Материальность. Языковые знаки обладают способностью манифестироваться различными по физической природе знаками, звуковыми и графическими.

2) Произвольность, условность, немотивированность знака. Экспонент знака не мотивирован свойствами денотата и сигнификата.

3) Линейность означающего – последовательность во времени и в пространстве.

4) Системность. Любой знак обязательно соотнесен с другими знаками. Использование знака или его неиспользование представляет собой простейшую, минимально возможную знаковую систему. К семиотическим закономерностям относится оппозитивный характер всех элементов семиотической системы (как языковых, так и всех других) Например, в этикете поза “встать перед приближающимся человеком” нечто значит (уважение), в противоположность другой позе – “остаться сидеть”.

Чаще всего система состоит из нескольких знаков. Так например, система знаков для абонента телефона включает пять знаков: 1) звонок –“вас вызывают”; 2) непрерывный гудок в трубке – “аппарат готов к услугам”; 3) прерывистый с долгими гудками – “у партнера звонит звонок, ждите, пока он возьмет трубку”; 4) прерывистый с короткими гудками – “аппарат партнера занят”; 5) отсутствие гудка – “ваш аппарат не подключен”.

Будучи элементом определенной семиотической системы, знак характеризуется теми отношениями, в которые он вступает с другими знаками. В системе языка знаки вступают в парадигматические и синтагматические отношения. Синтагматические отношения характеризуют сочетательные (комбинаторные) возможности знака. В парадигматические отношения знаки вступают в рамках класса или множества элементов, из которых производится выбор данного знака.

Системные связи создают основу для опознавания (идентификации) данного знака в конкретном коммуникативном акте его дифференциации от других знаков как “соседей” как в данной линейной последовательности, так и внутри множества претендентов на ту же позицию в этой линейной последовательности.

С системностью знака связана основная семиотическая закономерность – оппозитивный характер знаков, противопоставленность знаков, всех основных конституирующих элементов семиотических систем – фонем, морфем, слов, типов предложений в языке, элементарных жестов, поз, ситуаций в неязыковых системах, кадров в кинофильмах и т.д. Оппозиции элементов, взаимозаменимых в одном месте речевой цепи (город – голод) или в один момент ситуации, например, “встать” вместо “не встать” (в отношении позы в этикете), выявляют дифференциальные признаки компонентов системы. Процедура исследования путем замен называется коммутацией и представляет собой отдельный семиотический принцип. Элементы системы, которые обладают признаком, называются маркированными относительно данного признака, например, фонема /б/ маркирована по признаку звонкости [+звонкость], а фонема /п/ немаркирована по этому признаку [- звонкость].

5) Различимость знаков. С точки зрения многих исследователей различимость знаков является их главным свойством. Противопоставленность знаков в системе приводит к тому, что возможны так называемые нулевые знаки. Участие знака в разных оппозициях способствует выявлению его дифференциальных признаков.

6) Асимметричность (С.О.Карцевский). Одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими (синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых (полисемия, омонимия). Означающее и означаемое относительно свободны друг относительно друга. План выражения и план содержания языковых знаков не покрывают полностью друг друга. Их границы не совпадают во всех точках: один и тот же экспонент имеет несколько десигнатов, и один десигнат выражается несколькими экспонентами. Изменчивость и подвижность мысли, согласно А.А.Потебне, гораздо более изменчивости звуков.

Асимметрия, непараллельность двух сторон знака – универсальное свойство языковых систем, она является движущей силой развития языка. В чисто условных (механических) системах знаков две стороны знаков пропорциональны (1 : 1 ), в языковой системе две стороны соотносятся по иной пропорции: 1 : 2 ( или более), или 2 (или более) : 1. В языковой системе наблюдается неизоморфизм двух планов (ПС и ПВ), т.е.

асимметрия,

сдвиг,

непараллельность,

неконгруэтность,

непропорциональность.

В языковой системе это проявляется в синонимии, полисемии, антонимии, омосемии.

Не только в пределах одного знака две стороны не покрывают друг друга полностью, но и в языковой системе в целом наблюдается неизоморфизм двух планов. В большинстве естественных языков может быть выведен следующий ряд единиц: фон (звук), в котором слиты акустические черты благодаря симультанности произношения;

слог, объединяющий фоны одним выдыхательным толчком;

фонетическое слово, группирующее слово под одним ударением;

речевой такт, объединяющий фонетические слова при помощи делимитативных пауз;

фонетическая фраза, суммирующая речевые такты единством интонации.

Выделенным единицам плана выражения не соответствуют знаковые единицы типа: морфема, слово и т.д.

Большая членимость ПВ обеспечивает экономность языковой знаковой системы, возможность выражения в языке неисчерпаемого количества значений при помощи конечного числа предельных составляющих.

Можно было бы предположить, что единицы плана выражения и плана содержания соотносятся со сдвигом на один ранг, например:

1. фон

2. слог ————————————- 1. морфема

3. фонетическое слово ——————– 2. слово

4. речевой такт

5. фонетическая фраза

Такая соотнесенность имеет место в языках изолирующего типа, где слог соотносится с морфемой. В языках флективного строя такого совмещения нет. Таким образом, степень соответствия двух планов зависит от типа языка. Разрыв соответствия рангов бывает большим или меньшим в зависимости от типа знака, в разных точках языковой системы. Эти смещения идут на убыль по направлению к высказыванию, которое всегда совпадает с фразой.

Читайте также:  Какое свойство лишнее для воды

7) Устойчивость знака. Знак обладает устойчивостью в силу традиции, необходимой обществу.

8) Изменчивость знака во времени в силу изменения социальных условий. Потребность в изменениях плана содержания знаков обусловливается стремлением к адекватной передаче познаваемого мира, а для плана выражения – стремлением к экономной и вместе с тем достаточно надежно различающей единице плана выражения. Изменения языковых знаков носят стихийный характер, что подчеркивает естественную природу человеческого языка как системы знаков. Способность к самоналадке, приспособлению к новым условиям – чрезвычайно важное свойство языка как знаковой системы. Именно благодаря этой способности язык является наиболее универсальной из всех известных нам знаковых систем.

9) Психичность. Знак хранится в памяти носителей языка.

10) Социальность. Единство плана содержания и плана выражения закрепляется и обеспечивается социально. Реализация знака должна вызвать в некотором коллективе, пользующемся одной общей знаковой системой одинаковое представление. Недоговоренность о знаке делает его употребление бессмысленным, так как такой знак попросту не будет знаком: у него не будет одинакового понятного для участников общения плана содержания. Например, с увеличением международных контактов стала необходимой международная стандартизация дорожных знаков.

11) Важным свойством знака является его способность обобщенно отражать реалии. Знак есть единство общения и обобщения (Л.С.Выготский)

Источник

План проведения занятия:

1. Понятие о семиотике как науке о знаках.

2. Знак и его типы (символы, сигналы, знаки).

3. Модель знака по де Соссюру, Г. Фреге, Ч. Пирсу. План содержания и план выражения.

4. Основные свойства языкового знака. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков.

Вопросы:

1. Что такое семиотика как научная дисциплина?

2. Кто является основоположником семиотики?

3. Что такое язык в представлении Ф.де Соссюра?

4. Что такое знак в концепции Ф. де Соссюра?

5. Что подразумевается под планом выражения знака и планом содержания знака?

6. Бывает ли знаковым отсутствие знака? Приведите пример.

7. Связывает ли знак вещь и имя?

8. Что такое акустический образ?

9. Каковы основные принципы языкового знака в концепции Соссюра?

10. Что подразумевается под произвольностью языкового знака?

11. Какое важное положение для семиотики ввел Готлоб Фреге?

12. Что такое знак по Пирсу? Типы знаков.

Задания и упражнения:

1.Приведите примеры иконических знаков.

2. Докажите, что цветовая символика имеет знаковую природу.

3.Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

4.Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?

Тема 5. Письмо как особая знаковая система в ее отношении к языку. История письма. Орфография, принципы орфографии. Специальные системы письма: транскрипция, транслитерация. Стенография

План проведения занятия:

1.Значение письма в истории общества. Общественно-исторические предпосылки создания письма. Предыстория письма в собственном смысле слова: предметное письмо, вампум, кипу и т.д.

2.Пиктография. Идеография. Слоговое письмо в древнем и современном мире. Консонантное письмо. Алфавитное письмо.

3. Орфография. Основные принципы орфографии: фонетический, фонематический, морфологический, историко-традиционный (этимологический), идеографический.

4. Специальные системы письма: транскрипция, транслитерация. Стенография

Вопросы:

1. Какова роль письма в жизни человека?

2. Каковы основные этапы в развитии письма?

3. Как изменялись орудия и манера письма?

4. Что такое пиктография и пиктограмма?

5. Что такое идеография и идеограмма? Где сохраняется идеография сегодня?

6. Что такое фонография и фонограмма?

7. В чём состоят особенности силлабического, консонантного и консонантно-вокалического письма?

8. Каково взаимоотношение между буквами и звуками?

9. Что такое графика? Какие виды графики вы знаете?

10. Что такое орфография и чем она отличается от графики?

11. В чём заключаются особенности фонетического, морфологического и исторического принципов орфографии? В одинаковой ли степени используются указанные принципы в орфографии в разных языках?

12. Что такое алфавит? Назовите наиболее распространённые алфавиты. На базе каких алфавитов возникло большинство современных алфавитов?

Задания и упражнения:

1.Сколько видов графического письма представлено ниже? В чём вы видите преимущества и недостатки каждого из видов?

I, II, III; 1, 2, 3; один, два, три; one, two, three; eins, zwei, drei; un, deux, trois.

2.В приведённых отрывках выделите идеограммы и объясните их значение и цели использования: а) извлеките Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов ; б) поэтому в поле действительных чисел не разрешимы даже такие, на первый взгляд, простые уравнения, как x Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов + 1=0.

3.Сколько разных звуков и разных букв в следующих словах? Укажите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами. Укажите разные звуки, обозначенные одной и той же буквой.

Русск. мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, коньки, молоко, верёвка.

Англ. cock, image, quick, never, heartbreak, colour, fever, season, sentence, midnight.

Франц. gagner, ton, tonne, mieux, mince, mine, sens, blanc, cacher, fille, noeud.

Нем. genug, schwester, hohl, selbst, Tod, teilen, wichting, Verfasser, Leute.

4. Найдите среди следующих письменных знаков пиктограммы, идеограммы, буквы, другие типы знаков; аргументируйте свой ответ.

Читайте также:  Какими свойствами обладает прямой билирубин

Н2О; ¹; (х + у)= -1; (; 246; щ; ©; э; sh; `; МГУ; №; $; %;©; *; E.

Источник

Задание 1.Содержание предложения Квадрат есть равносторонний прямоугольник можно рассматривать как суждение тождества с субъектно-предикатной связью (S +связка + P), в котором S и P обладают равным объемом понятия, т.к. обозначают равнозначащие понятия. В какой науке так рассматривается данное предложение и как рассматривает данное предложение лингвистика?

Задание 2.Языковеды второй половины 19 в. выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов, с чем тесно было связано собирание фольклора (народного творчества: песен, сказок, былин) и изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилища, утварь, одежда, орудия труда, а также верования и суеверия). Как языкознание связано с наукой, изучающей вышеуказанные явления?

Задание 3.Из беспрерывного множества звуков язык отбирает для организации своей знаковой системы сведения об акустических характеристиках последних. Какая наука помогает языкознанию в этом?

Задание 4.Какая наука, с которой связано языкознание, дает ему сведения, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями, как происходит разделение и объединение социальных общностей и т.д.?

Задание 5.Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, то ею также занимается наука, связанная с языкознанием. Какая это наука?

Задание 5. Какая наука, занимающаяся памятниками материальной культуры, которая онаружила таблички с текстом законов ассирийского царя Хаммурапи, берестяные грамоты, письменные памятники майя, связана с языкознанием?

Задание 6.Связаны ли или в чем не связаны признаки языка и расы, как заговорил первобытный человек, каково было строение его черепа и его отличие от человекоподобных животных занимается отдельная наука. Связана ли она с языкознанием и каким образом?

Задание 7.Какая наука проливает свет на локализацию тех или иных фактов в истории языка, большое количество арабских слов в турецком, татарском, персидском и таджикском языках? Чем объясняется последнее?

Задание 8.Особенности горного ландшафта на Памире и в Дагестане служат предпосылкой определенного лингвистического факта. Какая наука это изучает и о каком факте может идти речь?

Задание 9.Определить объем словника для определенного типа словаря, дать для техники связи показатели частотности употребления звуков путем статистического анализа встречаемости звуков можно применив методыопределенной науки. Какая это наука?

Задание 10.Специальные приспособления в современном мире могут осуществлять машинный перевод, не только могут помогать обучать, но и сами обучать. Какая наука, называемая «наукой об управлении», помогает это делать?

Задание 11.Ниже приведены три раздела общего языкознания. Каждый раздел имеет свои аспекты. Наполните таблицу содержанием, указав, из каких аспектов состоит каждый раздел:

Общее языкознание

Экстралингвистика Интралингвистика Компаративистика

Задание 12.Укажите, какие разделы входят во внешнюю лингвистику, а какие – во внутреннюю лингвистику. Какие дисциплины включены во внутреннюю лингвистику и какие единицы и категории они имеют.

Задание 13.Ниже приводятся примеры разноуровневых универсалий; определите их принадлежность к тому или иному уровню струк­туры языка (фонологическому, грамматическому или лекси­ческому): а) есть языки без фрикативных согласных, но не существует языков без взрывных; б) существуют языки, в которых отсутствуют слоги, начинающиеся с гласных, но нет языков, в которых отсутствовали бы слоги, начинающиеся с согласных; в) местоимения существуют во всех языках и различают при
этом три лица; г) если язык имеет категорию рода, то он обязательно имеет и категорию числа; д) метафорический перенос значения наблюдается во всех языках; е) такие семантические компоненты, как «пол», «возраст» носят универсальный характер, равно как их регулярное соединеие в таких словах, как русское мальчик, английское boy, немецкое Knabe, французское garcon и т. д.

Задание 14.Объектом сравнения являются либо слова, непосредственно сопоставимые по значению, либо те, которые обнаруживают уже известные звуковые соответствия. Так, например, твердо уста­новленные соответствия слав., греч., лат. /d/ — герм. /t/; слав., греч., лат. /о/ — герм. /а/; греч., лат. /m/ — герм. /m/ позволяют поставить вопрос о генетическом тождестве корней в слав, дом(ъ), греч. domos, лат. domus и — далее — лат. do-mare — приручать, герм, gatamjan — укрощать, др.-англ, tarn -ручной (н.-англ. tame). Если родство форм дом(ъ), domos, domus очевидно, то семантическая связь domare, gatamjan и tam требует обоснования.

Дайте такое обоснование, принимая во внимание конкретно-исторические условия употребления соответствующих слов в систе­ме упомянутых древних языков.

Задание 15.«Движение есть форма существования материи». Как про­является «движение» в языке? Какой лингвистический метод
возник в результате изучения различных состояний языка
(языков) в процессе его (их) исторического развития?

Задание 16.Сравнительно-исторический метод делает возможным срав­нение материальной формы языковых элементов — полных форм, морфем и фонем отдельных языков; наличие регулярных соответствий такого рода приводит к выводам о генетическом родстве соответствующих языков.

Пользуясь знаниями из истории английского языка, этимоло­гии его словарного состава, приведите примеры генетически родственных форм в английском и других германских и негерман­ских языках индоевропейской семьи, которые дают основание судить об их родстве.

Читайте также:  Какие общие свойства присущи газам ответ

Задание 17.Для любого языка характерно двоякое членение текста,т.е. минимальные единицы плана выражения и плана содержания не совпадают (сравните членение на фонемы слова стена: <с-т-е-н-а>и членение этого же слова на морфемы: стен-а). Что доказывает эта универсалия.

Задание 18.Что важнее для языка — быть средством общения или быть средством воплощения мысли? С первого взгляда может показаться, что важнее — это последнее (быть воплощением мысли): ведь нельзя ничего сообщить, если предварительно не воплотить сообщаемое в словах, — сообщают то, что выразили. Что вы думаете по этому поводу?

Задание 19.Какой тип мышления использует профессор, читающий лекцию в университете? Окончив лекцию, он едет домой на машине. Какой тип мышления он использует в этом случае? Вечером он идет в театр. Возвращаясь из театра, он думает о том, что было в театре. Какой тип мышления он использует, идя из театра?

Задание 20.Когда я говорю, что мой отец помог мне получить высшее образование, то образ отца мне мыслится совершенно сокращенно, так что лишь какой-то штрих из его внешнего облика, например, его характерный взгляд, оказывается достаточным для мышления. Какой это тип мышления?

Задание 21.Вербалисты, или лингвисты, рассматривающие мышление и язык как две стороны одной и той же медали и утверждающие при этом, что мышление осуществляется только на базе языка, отождествляют язык и мышление. Правы ли они?

Задание 22.Сторонники биологического взгляда на язык отожествляли язык и расу. Но можно ли отожествлять языковые и расовые признаки? Связана ли общность расы с единством и схожестью языков? Докажите, приведя примеры средиземноморской расы или население США.

Задание 23. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

Задание 24. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению звукоподражательных слов: рус. кукареку, англ. cock-a-doodle-doo, нем. kikeriki?

Задание 25. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению звукоподражательных слов: рус. гав-гав, нем. wau-wau?

Задание 26. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению слов: рус. дом, укр. будинок, англ. house, нем. Haus, фр. maison?

Задание 27. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставления совпадающих по значению слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?

Задание 28. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. время, укр. час, англ. time, нем. Zeit, фр. temps?

Задание 29. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. часы, укр. годинник, англ. clock и watch, нем. Uhr, фр. montre, pendule, horloge?

Задание 30. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. год, укр. рiк, англ. year, нем. Jahr, фр. nee?

Задание 31.О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная), мир (‘спокойствие’) – мир (‘Вселенная’)?

Задание 32. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (‘родник’) – ключ (дверной), пол (биологический) – пол (в доме)?

Задание 33. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать анализируя корни слов: бег бежать бегу, рука – ручка?

Задание 34. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать анализируя корни слов: искать – ищут, платить – плачу?

Задание 35. Какой вывод о свойствах языкового знака можносделать анализируя корни слов: ход – хода – ходить – хожу – хождение?

Задание 36. Почему сопоставление таких словоформ, как беру и возьму, много и больше, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Задание 37. Почему сопоставление таких словоформ, как есть и был, он и его, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Задание 38. Почем возможны дублетные формы: галоши – калоши, уплачено – уплочено, шкаф – шкап?

Задание 39. Почему возможны дублетные формы: иначе – иначе, обуславливать – обусловливать?

Задание 40.Какие естественные знаки, свидетельствующие о недомогании пациента, могут играть роль в работе врача?

Задание 41.Приведите пример семантического треугольника, отразив все отношения, существующие между углами и сторонами последнего на примере любого слова с одним значением.

Задание 42. Что можно сказать о количестве денотатов знаков Коба, Джугашвили, Сталин, отец народов.

Задание 43.Как характеризует нижеприведенный пример-схема высказывание Ф. де Соссюра, «… в любую минуту язык есть и живая деятельность и продукт прошлого». Какая идея вытекает из этого, если рассмотреть слова fine «тонкая» и fin «тонкий» по эпохам?

Прилагательное м.р. Прилагательное ж.р.

Эпоха А fin [фин] fine [фине]

(старофранц.)

Эпоха Б

(современн.) fin [фẽ ] fine [фин]

Придумайте ваш собственный пример для иллюстрации.

Задание 44.Ниже приведена схема соотношения различных аспектов языка и речи. Поставьте стрелки, указывающие на взаимодействие аспектов и поясните взаимодействие этих аспектов.

Источник