Какое свойство кода называется триплетностью

Веществами, ответственными за хранение и передачу генетической информации, являются нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).
Все функции клеток и организма в целом определяются набором белков, обеспечивающих
образование клеточных структур,
синтез всех других веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот),
протекание процессов жизнедеятельности.
В геноме содержится информация о последовательности аминокислот во всех белках организма. Именно эта информация и называется генетической информацией.
За счёт регуляции генов регулируется время синтеза белков, их количество, место нахождения в клетке или в организме в целом. Во многом за это отвечают регуляторные участки ДНК, усиливающие и ослабляющие экспрессию генов в ответ на те или иные сигналы.
Информация о белке может быть записана в нуклеиновой кислоте только одним способом — в виде последовательности нуклеотидов. ДНК построена из 4 видов нуклеотидов (А, Т, Г, Ц), а белки — из 20 видов аминокислот. Таким образом, возникает проблема перевода четырёхбуквенной записи информации в ДНК в двадцатибуквенную запись белков. Соотношения, на основе которых осуществляется такой перевод, называются генетическим кодом.
Первым проблему генетического кода теоретически рассмотрел выдающийся физик Георгий Гамов. Генетический код обладает определённым набором свойств, которые будут рассмотрены ниже.
почему необходим генетический код?
Ранее мы говорили о том, что все реакции в живых организмах осуществляются под действием ферментов, и именно способность ферментов сопрягать реакции даёт возможность клеткам синтезировать биополимеры за счёт энергии гидролиза АТФ. В случае простых линейных гомополимеров, то есть полимеров, состоящих из одинаковых единиц, для такого синтеза достаточно одного фермента. Для синтеза полимера, состоящего из двух чередующихся мономеров, необходимо два фермента, трёх — три и т. д. Если полимер разветвлён, необходимы дополнительные ферменты, образующие связи в точках ветвления. Таким образом, при синтезе некоторых сложных полимеров участвует более десяти ферментов, каждый из которых отвечает за присоединение определённого мономера в определённом месте и определённой связью.
Однако при синтезе нерегулярных гетерополимеров (то есть полимеров без повторяющихся участков) с уникальной структурой, таких как белки и нуклеиновые кислоты, такой подход в принципе невозможен. Фермент может присоединить определённую аминокислоту, но не может определить, в каком месте полипептидной цепи её надо поставить. В этом и состоит основная проблема биосинтеза белков, решение которой невозможно при использовании обычного ферментативного аппарата. Необходим дополнительный механизм, использующий некий источник информации о порядке аминокислот в цепи.
Для решения этой проблемы Кольцов предложил матричный механизм синтеза белков. Он считал, что молекула белка является основой, матрицей для синтеза таких же молекул, т. е. против каждого аминокислотного остатка в полипептидной цепи ставится такая же аминокислота в синтезируемой новой молекуле. Эта гипотеза отражала уровень знания той эпохи, когда все функции живого связывались с определёнными белками.
Однако позднее выяснилось, что веществом, хранящим генетическую информацию, являются нуклеиновые кислоты.
СВОЙСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА
КОЛЛИНЕАРНОСТЬ (линейность)
Сначала мы рассмотрим, как в последовательности нуклеотидов записана последовательность аминокислот в белках. Логично предположить, что, поскольку последовательности нуклеотидов и аминокислот линейны, то между ними существует линейное соответствие, т. е. расположенным рядом нуклеотидам в ДНК соответствуют расположенные рядом аминокислоты в полипептиде. На это же указывает линейный характер генетических карт. Доказательством такого линейного соответствия, или коллинеарности, является совпадение линейного расположения мутаций на генетической карте и аминокислотных замен в белках мутантных организмов.
триплетность
При рассмотрении свойств кода реже всего встает вопрос о кодовом числе. Необходимо закодировать 20 аминокислот четырьмя нуклеотидами. Очевидно, что 1 нуклеотид не может кодировать 1 аминокислоту, т. к. тогда было бы возможно закодировать только 4 аминокислоты. Для того чтобы закодировать 20 аминокислот, нужны комбинации из нескольких нуклеотидов. Если взять комбинации из двух нуклеотидов, то мы получим 16 различных комбинаций ($4^2$ = 16). Этого недостаточно. Комбинаций из трёх нуклеотидов будет уже 64 ($4 ^3$ = 64), т. е. даже больше, чем нужно. Понятно, что комбинации из большего числа нуклеотидов тоже могли бы быть использованы, но из соображений простоты и экономии они маловероятны, т. е. код триплетный.
вырожденность и однозначность
В случае 64 комбинаций возникает вопрос, все ли комбинации кодируют аминокислоты или каждой аминокислоте соответствует только один триплет нуклеотидов. Во втором случае большая часть триплетов была бы бессмысленной, а замены нуклеотидов в результате мутаций в двух третях случаев приводили бы к потере белка. Это не соответствует наблюдаемым частотам потери белка при мутациях, что указывает на использование всех или почти всех триплетов. В дальнейшем было выяснено, что существуют три триплета, не кодирующие аминокислот. Они служат для того, чтобы обозначать конец полипептидной цепочки. Их называют стоп-кодонами. 61 триплет кодирует различные аминокислоты, т. е. одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами. Это свойство генетического кода называется вырожденностью. Вырожденность имеет место только в направлении от аминокислот к нуклеотидам, в обратном направлении код однозначен, т.е. каждый триплет кодирует одну определённую аминокислоту.
знаки препинания
Важный вопрос, решить который теоретически оказалось невозможным, каким образом триплеты, кодирующие соседние аминокислоты, отделяются друг от друга, т. е. есть ли в генетическом тексте знаки препинания.
Отсутствие запятых — эксперименты
Остроумные эксперименты Крика и Бреннера позволили узнать, есть ли «запятые» в генетических текстах. В ходе этих экспериментов учёные при помощи мутагенных веществ (акридиновых красителей) вызывали возникновение определённого типа мутаций — выпадения или вставки 1 нуклеотида. Оказалось, что выпадение или вставка 1 или 2 нуклеотидов всегда вызывает поломку кодируемого белка, а вот выпадение или вставка 3 нуклеотидов (или числа, кратного 3) практически не сказывается на функции кодируемого белка.
Представим себе, что у нас имеется генетический текст, построенный из повторяющейся тройки нуклеотидов АВС (рис. 1, а). В случае, если знаков препинания нет, вставка одного дополнительного нуклеотида приведёт к полному искажению текста (рис. 1, а). Были получены мутации бактериофага, расположенные на генетической карте близко друг от друга. При скрещивании двух фагов, несущих такие мутации, возникал гибрид, несущий две однобуквенные вставки (рис. 1, б). Понятно, что смысл текста терялся и в этом случае. Если же ввести ещё одну однобуквенную вставку, то после короткого неправильного участка смысл восстановится и есть шанс получить функционирующий белок (рис. 1, в). Это верно для триплетного кода при отсутствии знаков препинания. Если кодовое число другое, то и количество необходимых для восстановления смысла вставок будет другим. Если же в коде есть знаки препинания, то вставка нарушит чтение только одного триплета, а весь остальной белок будет синтезироваться правильно и сохранит активность. Эксперименты показали, что однобуквенные вставки всегда приводят к исчезновению белка, а восстановление функции происходит, когда число вставок кратно 3. Таким образом была доказана триплетность генетического кода и отсутствие внутренних знаков препинания.
неперекрываемость
Гамов предположил, что код перекрывающийся, т. е. первый, второй и третий нуклеотиды кодируют первую аминокислоту, второй, третий и четвёртый — вторую аминокислоту, третий, четвёртый и пятый — третью и т. д. Такая гипотеза создавала видимость решения пространственных затруднений, но создавала другую проблему. При таком кодировании за данной аминокислотой не могла идти любая другая, так как в кодирующем её триплете два первых нуклеотида уже были определены, и число возможных триплетов снижалось до четырёх. Анализ последовательностей аминокислот в белках показал, что встречаются все возможные пары соседних аминокислот, т. е. код должен быть неперекрывающимся.
универсальность
Еще одним свойством генетического кода, постулированным из теоретических соображений, является его универсальность. Предполагалось, что все виды живых организмов произошли в результате эволюции от одного общего предка, поэтому они имеют одинаковый генетический код. Это положение подтвердилось дальнейшими исследованиями. Оно имеет большое практическое значение, т. к. благодаря универсальности генетического кода мы можем заставить гены одного организма работать в другом организме и производить функционально активные белки. Это позволяет с помощью методов генетической инженерии получать в бактериях белки человека, нужные для медицинских целей, например, инсулин или гормон роста. Однако универсальность генетического кода оказалась не абсолютной. Известно несколько генетических систем, в которых генетический код немного отличается от универсального. Прежде всего это митохондрии. Кроме того, отклонения от универсального генетического кода найдены у некоторых инфузорий и паразитических бактерий. Однако во всех этих случаях отклонения незначительны и, очевидно, возникли вторично на основе универсального кода.
расшифровка кода
Когда основные свойства генетического кода были изучены, начались работы по его расшифровке и были определены значения всех триплетов (см. рис.). Триплет, кодирующий определённую аминокислоту, получил название кодона. Как правило, указываются кодоны в мРНК, иногда — в смысловой цепи ДНК (те же кодоны, но с заменой У на Т). Для некоторых аминокислот, например, метионина, существует только один кодон. Другие имеют по два кодона (фенилаланин, тирозин). Есть аминокислоты, которые кодируются тремя, четырьмя и даже шестью кодонами. Кодоны одной аминокислоты похожи друг на друга и, как правило, отличаются одним последним нуклеотидом. Это делает генетический код более устойчивым, так как замена последнего нуклеотида в кодоне при мутациях не ведёт к замене аминокислоты в белке. Знание генетического кода позволяет нам, зная последовательность нуклеотидов в гене, выводить последовательность аминокислот в белке, что широко используется в современных исследованиях.
Источник
Генетический код. Биосинтез белка. Вирусы.
Вариант 1
1.Какое свойство генетического кода называется триплетностью?
- Три нуклеотида кодируют одну аминокислоту.
- Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту.
- Одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов.
- Рамка считывания равна трем нуклеотидам, один нуклеотид не может входить в состав двух кодонов.
- У всех организмов Земли одинаков генетический код.
- Нуклеотиды выстраиваются по принципу комплементарности
2. Какое свойство генетического кода называется вырожденностью (избыточностью)?
3. Какое свойство генетического кода называется однозначностью?
4. Что такое транскрипция?
- Удвоение ДНК.
- Синтез иРНК на ДНК.
- Синтез полипептидной цепочки на иРНК.
- Синтез иРНК, затем синтез на ней полипептидной цепочки.
5. Сколько различных аминокислот закодировано на ДНК кодовыми триплетами?
- 10.
- 20.
- 26.
- 170
6. Что является матрицей при трансляции?
- ДНК.
- иРНК.
- тРНК
- рРНК
7. Установите соответствие между процессами, происходящими во время транскрипции и трансляции.
- Происходит в ядре.
- Осуществляется с помощью рибосом.
- Необходимы нуклеотиды.
- Принимают участие тРНК.
- Необходимы аминокислоты.
- Образуется белок
- Образуется рРНК
8. Если нуклеотидный состав ДНК – АТТ-ГЦГ-ТАТ, то каким должен быть нуклеотидный состав иРНК?
а) ТАА-ЦГЦ-УТА;
б) ТАА-ГЦГ-УТУ;
в) УАА-ЦГЦ-АУА;
г) УАА-ЦГЦ-АТА
9. Вирусы – это:
1) доклеточные формы жизни; 2) древнейшие эукариоты; 3) древнейшие прокариоты 3) примитивные бактерии.
10. Обязательными компонентами вируса являются:
1) липиды; 2) нуклеиновые кислоты; 3) полисахариды; 4) белки.
11. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
1) питаются рибосомами; 2) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности 3) воспроизводят свой генетический материал; 4) поселяются в митохондриях;
12. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) формирование новых вирусов;
4) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
5) проникновение ДНК вируса в клетку;
6) синтез вирусных белков.
Генетический код. Биосинтез белка. Вирусы.
Вариант 2
1). Какое свойство генетического кода называется триплетностью?
1. Три нуклеотида кодируют одну аминокислоту.
2. Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту.
3. Одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов.
4. Рамка считывания равна трем нуклеотидам, один нуклеотид не может входить в состав двух кодонов.
5. У всех организмов Земли одинаков генетический код.
6. Нуклеотиды выстраиваются по принципу комплементарности
2. Какое свойство генетического кода называется универсальностью?
3. Какое свойство генетического кода называется неперекрываемостью?
4. Что такое трансляция?
1. Удвоение ДНК.
2. Синтез иРНК на ДНК.
3. Синтез полипептидной цепочки на иРНК.
4. Синтез иРНК, затем синтез на ней полипептидной цепочки.
5. Сколько видов т-РНК в клетке?
1. 4.
2. 20.
3. 61.
4. 170.
6. Что является матрицей при транскрипции?
1. ДНК.
2. иРНК.
3. тРНК
4. рРНК
7. Установите соответствие между процессами, происходящими во время транскрипции и трансляции.
А. Происходит в ядре.
Б. Осуществляется с помощью рибосом.
В. Необходимы нуклеотиды.
Г. Принимают участие тРНК.
Д. Необходимы аминокислоты.
Е. Образуется белок
Ж. Образуется и-РНК
8. В каком направлении происходит реализация наследственной информации?
а) ДНК – иРНК – полипептид;
б) ДНК – тРНК – полипептид;
в) РНК – ДНК – полипептид;
г) ДНК – рРНК – полипептид
9. Вирусы размножаются:
1) самостоятельно вне клетки хозяина; 2) только в клетке хозяина; 3) в клетке хозяина бесполым способом; 4)1 и 2.
10. Синтез вирусного белка осуществляется:
1) на рибосомах клетки; 2) на собственных рибосомах вируса.
11. Признак организмов, характерный для неклеточной формы жизни:
1) питание; 2) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
3) дыхание; 4) высокая степень приспособленности к среде.
12. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) формирование новых вирусов;
4) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
5) проникновение ДНК вируса в клетку;
6) синтез вирусных белков.
Источник
да всего этих свойств 6
1. Код триплетен. В состав РНК входят 4 нуклеотида: А, Г, Ц, У. Если бы мы пытались обозначить одну аминокислоту одним нуклеотидом, то 16 из 20 аминокислот остались бы не зашифрованы. Двухбуквенный код позволил бы зашифровать 16 аминокислот (из четырех нуклеотидов можно составить 16 различных комбинаций, в каждой из которых имеется два нуклеотида) . Природа создала трехбуквенный, или триплетный, код. Это означает, что каждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью трех нуклеотидов, называемых триплетом или кодоном. Из 4 нуклеотидов можно создать 64 различные комбинации по 3 нуклеотида в каждой (4*4*4=64). Этого с избытком хватает для кодирования 20 аминокислот и, казалось бы, 44 кодона являются лишними. Однако это не так.
2. Код вырожден. Это означает, что каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном (от двух до шести) . Исключение составляют аминокислоты метионин и триптофан, каждая из которых кодируется только одним триплетом. (Это видно из таблицы генетического кода .) Тот факт, что метионин кодируется одним триплетом АУТ, имеет особый смысл, который вам станет понятен позже ( 16 ).
3. Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту. У всех здоровых людей в гене, несущем информацию о бета-цепи гемоглобина, триплет ГАА или ГАГ, I стоящий на шестом месте, кодирует глутаминовую кислоту. У больных серповидноклеточной анемией второй нуклеотид в этом триплете заменен на У. Как видно из таблицы, триплеты ГУА или ГУГ, которые в этом случае образуются, кодируют аминокислоту валин. К чему приводит такая замена, вы уже знаете из раздела о ДНК .
4. Между генами имеются “знаки препинания”. В печатном тексте в конце каждой фразы стоит точка. Несколько связанных по смыслу фраз составляют абзац. На языке генетической информации таким абзацем являются оперон и комплементарная ему и-РНК. Каждый ген в опероне кодирует одну полипептидную цепочку – фразу. Так как в ряде случаев по матрице и-РНК последовательно создается несколько разных полипептидных цепей, они должны быть отделены друг от друга. Для этого в генетическом коде существуют три специальные триплета – УАА, УАГ, УГА, каждый из которых обозначает прекрдщение синтеза одной полипептидной цепи. Таким образом, эти триплеты выполняют функцию знаков препинания. Они находятся в конце каждого гена. Внутри гена нет “знаков препинания”. Поскольку генетический код подобен языку, разберем это свойство на примере такой составленной из триплетов фразы: жил был кот тих был сер мил мне тот кот. Смысл написанного понятен, несмотря на отсутствие “знаков препинания. Если же мы уберем в первом слове одну букву (один нуклеотид в гене) , но читать будем также тройками букв, то получится бессмыслица: илб ылк отт ихб ылс ерм илм нет отк от Нарушение смысла возникает и при выпадении одного или двух нуклеотидов из гена. Белок, который будет считываться с такого испорченного гена, не будет иметь ничего общего с тем белком, который кодировался нормальным геном.
6. Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле существ. У бактерий и грибов, пшеницы и хлопка, рыб и червей, лягушки и человека одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.
Источник
Àâòîð òåêñòà Àíèñèìîâà Åëåíà Ñåðãååâíà. Àâòîðñêèå ïðàâà çàùèùåíû. Ïðîäàâàòü òåêñò íåëüçÿ.
Êóðñèâ ÍÅ ÍÓÆÍÎ çóáðèòü.
Çàìå÷àíèÿ ìîæíî ïðèñûëàòü ïî ïî÷òå: exam_bch@mail.ru
https://vk.com/bch_5
Ñì. 78, 83, 55-59, 8.
ÏÀÐÀÃÐÀÔ 82:
«ÃÅÍÅÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÊÎÄ.
ÑÈÍÒÅÇ ÁÅËÊÀ: ÒÐÀÍÑËßÖÈß.»
Ñîäåðæàíèå ïàðàãðàôà:
Ãåíåòè÷åñêèé êîä. Îïðåäåëåíèå.
Ñâîéñòâà ãåíåòè÷åñêîãî êîäà.
Ïðîöåññ ñèíòåçà áåëêà.
Àêòèâàöèÿ è ðåêîãíèöèÿ àìèíîêèñëîò.
Ò ð à í ñ ë ÿ ö è ÿ
1. ÈÍÈÖÈÀÖÈß ÒÐÀÍÑËßÖÈÈ.
2. ÝËÎÍÃÀÖÈß ÒÐÀÍÑËßÖÈÈ
(1-ÿ ôàçà ýëîíãàöèè)
(2-ÿ ôàçà ýëîíãàöèè)
(3-ÿ ôàçà ýëîíãàöèè)
3. ÒÅÐÌÈÍÀÖÈß ÒÐÀÍÑËßÖÈÈ
Îðãàíèçì ñïîñîáåí ñèíòåçèðîâàòü ñâîè áåëêè èç àìèíîêèñëîò
çà ñ÷¸ò îáðàçîâàíèÿ ñâÿçåé (ïåïòèäíûõ) ìåæäó àìèíîêèñëîòíûìè îñòàòêàìè (àìèíîàöèëàìè),
îáðàçóÿ «öåïî÷êè» àìèíîàöèëîâ, ñâÿçàííûõ ïåïòèäíûìè ñâÿçÿìè,
òî åñòü ïîëèïåïòèäíûå öåïè (ÏÏÖ).
Ïðè ýòîì ÏÏÖ ìîæåò ñîñòîÿòü èç ñîòíè è áîëåå àìèíîàöèëîâ,
à ïðè ñèíòåçå èñïîëüçóþòñÿ 20 ðàçëè÷íûõ àìèíîêèñëîò.
Ýòè àìèíîêèñëîòû, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ äëÿ ñèíòåçà áåëêà, íàçûâàþòñÿ ÁÅËÊÎÂÛÌÈ.
8 èç íèõ ìîãóò ïîñòóïàòü â îðãàíèçì òîëüêî ñ ïèùåé
è ïîýòîìó íàçûâàþòñÿ ÍÅÇÀÌÅÍÈÌÛÌÈ.
Ïðè îòñóòñòâèè â ïèùå íåçàìåíèìûõ àìèíîêèñëîò ñèíòåç ñîáñòâåííûõ áåëêîâ îðãàíèçìà ñòàíîâèòñÿ íåâîçìîæíûì,
è ïîýòîìó ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû äåôèöèòà áåëêîâ.
Ïîçæå óæå â ñîñòàâå áåëêà àìèíîàöèëû ìîãóò èçìåíèòüñÿ (ìîäèôèöèðîâàòüñÿ ï.83),
íî ïðè ñàìîì ñèíòåçå èñïîëüçóþòñÿ òîëüêî 20 àìèíîêèñëîò.
Àìèíîêèñëîòíûå îñòàòêè íóæíî ñîåäèíèòü â ñòðîãî îïðåäåë¸ííîì ïîðÿäêå.
Ãåíåòè÷åñêèé êîä. Îïðåäåëåíèå.
ÃÅÍÅÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÊÎÄ ýòî íàáîð ïðàâèë, ïî êîòîðûì
ïîðÿäîê àìèíîàöèëîâ áåëêà çàêîäèðîâàí â ìîëåêóëå ìÐÍÊ,
êîòîðàÿ â ñâîþ î÷åðåäü îáðàçóåòñÿ ïðè «ñ÷èòûâàíèè» (òðàíñêðèïöèè) ó÷àñòêà ÄÍÊ,
ÿâëÿþùåãîñÿ ãÅíîì (ñì. ï. 80).
ÒÐÀÍÑËßÖÈß ýòî ñèíòåç ÏÏÖ
(ñîåäèíåíèå àìèíîàöèëîâ ïåïòèäíûìè ñâÿçÿìè)
íà ìàòðèöå ìÐÍÊ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè ãåíåòè÷åñêîãî êîäà.
Òðàíñëÿöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÐÈÁÎÑÎÌÀÌÈ:
êîìïëåêñàìè áåëêîâ è ðèáîñîìàëüíûõ ÐÍÊ (ðÐÍÊ).
ÏÎÐßÄÎÊ (ïîñëåäîâàòåëüíîñòü), â êîòîðîì ñîåäèíÿþòñÿ àìèíîàöèëû,
äèêòóåòñÿ ÏÎÐßÄÊÎÌ ÍÓÊËÅÎÒÈÄΠâ ìàòðè÷íîé ÐÍÊ (ìÐÍÊ),
ïîýòîìó ãîâîðÿò, ÷òî ñèíòåç ÏÏÖ ïðîèñõîäèò íà ìàòðèöå ìÐÍÊ,
÷òî ìÐÍÊ ïðè òðàíñëÿöèè âûïîëíÿåò ôóíêöèþ ÌÀÒÐÈÖÛ.
 ìÐÍÊ âñåãî 4 ðàçíîâèäíîñòè íóêëåîòèäîâ (ÀÌÔ, ÃÌÔ, ÓÌÔ è ÖÌÔ),
à àìèíîêèñëîò 20,
ïîýòîìó â ìÐÍÊ êàæäàÿ èç 20-òè àìèíîêèñëîò «çàêîäèðîâàíà» íå îäíèì íóêëåîòèäîì,
à ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ èç ÒÐ¨Õ ñîñåäíèõ íóêëåîòèäîâ (òî åñòü òðèïëåòîì),
êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ ÊÎÄÎÍÎÌ (òî åñòü êîäèðóþùèì òðèïëåòîì).
Ñóùåñòâóåò 64 òðèïëåòà ÐÍÊ.
Èç íèõ 61 òðèïëåò êîäèðóåò àìèíîêèñëîòó (ÿâëÿåòñÿ êîäîíîì),
à 3 òðèïëåòà íå êîäèðóþò àìèíîêèñëîòû
è íàçûâàþòñÿ ÑÒÎÏ-ÊÎÄÎÍÀÌÈ
èëè òåðìèíèðóþùèìè êîäîíàìè ïîäðîáíåå î íèõ äàëåå.
Ñâîéñòâà ãåíåòè÷åñêîãî êîäà.
1. Ñâîéñòâî ãåíåòè÷åñêîãî êîäà, çàêëþ÷àþùååñÿ â òîì,
÷òî àìèíîêèñëîòû êîäèðóþòñÿ òðèïëåòàìè,
íàçûâàåòñÿ ÒÐÈÏËÅÒÍÎÑÒÜÞ.
Íàïðèìåð, ó÷àñòîê ìÐÍÊ èç òàêèõ íóêëåîòèäîâ: ÀÓÓÖÀÃÃÀÓÓÖÃÓÖÀÖÖà îáðàçóåò òàêóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü òðèïëåòîâ (êîäîíîâ): ÀÓÓÖÀÃÃÀÓÓÖÃÓÖÀÖÖÃ. Ýòî ÍÅ ÍÀÄÎ Ó×ÈÒÜ, ýòî èëëþñòðàöèÿ ñâîéñòâ ãåíåòè÷åñêîãî êîäà. Òóò âèäíî, ÷òî
2. Òðèïëåòû ìÐÍÊ (êîäîíû) èäóò îäèí çà äðóãèì,
ìåæäó íèìè íåò íóêëåîòèäîâ, êîòîðûå íå âõîäèëè áû â ñîñòàâ êîäîíîâ
ýòî ñâîéñòâî ãåíåòè÷åñêîãî êîäà íàçûâàåòñÿ ÍÅÏÐÅÐÛÂÍÎÑÒÜÞ («áåç çàïÿòûõ»).
3. Íóêëåîòèä ìÐÍÊ íå ìîæåò âõîäèòü â ñîñòàâ ñðàçó äâóõ ñîñåäíèõ êîäîíîâ,
êàæäûé íóêëåîòèä ïðèíàäëåæèò òîëüêî îäíîìó êîäîíó,
îí íå ìîæåò ïðèíàäëåæàòü è ïðåäûäóùåìó êîäîíó, è ñëåäóþùåìó,
áëàãîäàðÿ ÷åìó êîäîíû íå «íàêëàäûâàþòñÿ» îäèí íà äðóãîé
ýòî ñâîéñòâî ãåíåòè÷åñêîãî êîäà íàçûâàåòñÿ ÍÅÏÅÐÅÊÐÛÂÀÅÌÎÑÒÜÞ.
4. Êîíêðåòíûé êîäîí êîäèðóåò òîëüêî îäíó åäèíñòâåííóþ àìèíîêèñëîòó
ýòî ñâîéñòâî ãåíåòè÷åñêîãî íàçûâàåòñÿ ÎÄÍÎÇÍÀ×ÍÎÑÒÜÞ (òî åñòü çíà÷åíèå êîäîíà òîëüêî îäíî).
5. Íî êîíêðåòíàÿ àìèíîêèñëîòà ìîæåò êîäèðîâàòüñÿ íå îäíèì êîäîíîì, à íåñêîëüêèìè
ýòî ñâîéñòâî ãåíåòè÷åñêîãî êîäà íàçûâàåòñÿ ÈÇÁÛÒÎ×ÍÎÑÒÜÞ ãåíåòè÷åñêîãî êîäà
(èìååòñÿ â âèäó òî, ÷òî åñòü èçáûòîê êîäîíîâ
õâàòèëî áû îäíîãî êîäîíà äëÿ êîäèðîâàíèÿ îäíîé àìèíîêèñëîòû, íî åñòü áîëüøå îäíîãî) èëè ÂÛÐÎÆÄÅÍÍÎÑÒÜÞ.
6. Ïðàâèëà ãåíåòè÷åñêîãî êîäà îäèíàêîâû ïî÷òè äëÿ âñåõ æèâûõ îðãàíèçìîâ
(íþàíñû åñòü ó ïðîêàðèîò), ïîýòîìó ãîâîðÿò, ÷òî
ãåíåòè÷åñêèé êîä óíèâåðñàëåí,
à ýòî ñâîéñòâî ãåíåòè÷åñêîãî êîäà íàçûâàåòñÿ ÓÍÈÂÅÐÑÀËÜÍÎÑÒÜÞ.
Ïðîöåññ ñèíòåçà áåëêà.
Êàê óæå ãîâîðèëîñü, ïðè òðàíñëÿöèè ïðîèñõîäèò
ñîåäèíåíèå àìèíîàöèëîâ ïåïòèäíûìè ñâÿçÿìè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îáðàçóåòñÿ ÏÏÖ.
Àêòèâàöèÿ è ðåêîãíèöèÿ àìèíîêèñëîò.
×òîáû àìèíîêèñëîòû ìîãëè ó÷àñòâîâàòü â òðàíñëÿöèè
Ñíà÷àëà àìèíîàöèëû äîëæíû âñòóïèòü â ðåàêöèþ ñ òðàíñïîðòíûìè ÐÍÊ (òÐÍÊ).
 ðåçóëüòàòå ðåàêöèè îáðàçóåòñÿ ñîåäèíåíèå, êîòîðîå íàçûâàåòñÿ àìèíîàöèëîì-òÐÍÊ
è ñ÷èòàåòñÿ àêòèâíîé ôîðìîé àìèíîêèñëîò
(à ðåàêöèÿ îáðàçîâàíèÿ ôîðìû èç-çà ýòîãî íàçûâàåòñÿ àêòèâàöèåé àìèíîêèñëîò).
Ñ òÐÍÊ ÌÀÊÐÎÝÐÃÈ×ÅÑÊÎÉ ñâÿçüþ
ñîåäèíÿåòñÿ ïåðâûé àòîì óãëåðîäà àìèíîêèñëîòû
óãëåðîä êàðáîêñèëüíîé ãðóïïû àìèíîêèñëîòû, òåðÿþùèé ïðè ðåàêöèè ÎÍ àòîìû.
Ðåàêöèÿ ïðîòåêàåò ñ çàòðàòîé 2 ìîëåêóë ÀÒÔ
(ïîòîìó ÷òî ÀÒÔ ðàñùåïëÿåòñÿ äî ÀÌÔ è ÔÔí ñì. ï.45).
Òàêèì îáðàçîì, ïðè ñèíòåçå ÏÏÖ èç ñîòíè àìèíîêèñëîò
ïîòðåáóåòñÿ 100*2=200 ìîëåêóë ÀÒÔ íà îäíó òîëüêî àêòèâàöèþ àìèíîêèñëîò.
Ôåðìåíòû, êàòàëèçèðóþùèå ñèíòåçû ñ çàòðàòîé ÀÒÔ, íàçûâàþòñÿ ñèíÒÅòàçàìè. Ñèíòåòàçà, êàòàëèçèðóþùàÿ ñèíòåç àìèíîàöèë-òÐÍÊ,
íàçûâàåòñÿ ñèíòåòàçîé àìèíîàöèë-òÐÍÊ èëè àìèíîàöèë-òÐÍÊ/ñèíòåòàçîé.
Ñàìîå ãëàâíîå:
Êàæäàÿ èç àìèíîêèñëîò âñòóïàåò â ðåàêöèþ ñî ñòðîãî îïðåäåë¸ííîé, ñî «ñâîåé» òÐÍÊ.
Òî åñòü ñ òîé òÐÍÊ, ó êîòîðîé åñòü (òðèïëåò) ÀÍÒÈÊÎÄÎÍ,
êîòîðûé ìîæåò êîìïëåìåíòàðíî ñâÿçàòüñÿ ñ êîäîíîì ìÐÍÊ,
êîäèðóþùåì òîëüêî ýòó àìèíîêèñëîòó).
Åñëè êîäîí ìÐÍÊ ÖÖÖ,
òî àíòèêîäîí òÐÍÊ, ñïîñîáíûé ñâÿçàòüñÿ ñ ýòèì êîäîíîì ÖÖÖ ýòî ÃÃÃ
(ñîñòîèò èç íóêëåîòèäîâ ñ ãóàíèíîì).
Îïðåäåëåíèå ÀÍÒÈÊÎÄÎÍÀ:
ýòî òðèïëåò òÐÍÊ, êîòîðûé íóæåí äëÿ êîìïëåìåíòàðíîãî ñâÿçûâàíèÿ ñ êîäîíîì ìÐÍÊ.
Ê òÐÍÊ ñ äàííûì àíòèêîäîíîì
ñïîñîáíà ïðèñîåäèíèòüñÿ òîëüêî îäíà ñòðîãî îïðåäåë¸ííàÿ àìèíîêèñëîòà,
÷òî íóæíî äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ÎÄÍÎÇÍÀ×ÍÎÑÒÈ ãåíåòè÷åñêîãî êîäà,
äëÿ âûñòðàèâàíèÿ àìèíîàöèëîâ áóäóùåé ÏÏÖ â ñòðîãî îïðåäåë¸ííîì ïîðÿäêå.
Ñâÿçûâàíèå àìèíîêèñëîò ñ îïðåäåë¸ííûìè òÐÍÊ
îáåñïå÷èâàþò ôåðìåíòû ðåàêöèè àìèíîàöèë-òÐÍÊ/ñèíòåòàçû.
Ïîñêîëüêó ïðè ðåàêöèè ôåðìåíòû äîëæíû ðàñïîçíàòü àìèíîêèñëîòû è òÐÍÊ
è ïðàâèëüíî èõ ñîåäèíèòü,
òî ðåàêöèè àìèíîêèñëîò ñ òÐÍÊ íàçûâàþò ÐÅÊÎÃÍÈÖÈÅÉ («óçíàâàíèåì») àìèíîêèñëîò.
Àêòèâàöèÿ è ðåêîãíèöèÿ àìèíîêèñëîò (ðåàêöèè ñ òÐÍÊ)
ñ÷èòàþòñÿ ÏÅÐÂÛÌ ÝÒÀÏÎÌ ÑÈÍÒÅÇÀ ÁÅËÊÀ,
à òðàíñëÿöèÿ ñ÷èòàåòñÿ ñëåäóþùèì ýòàïîì ñèíòåçà áåëêà.
Ò ð à í ñ ë ÿ ö è ÿ
Êîãäà åñòü àìèíîàöèë-òÐÍÊ, ìÐÍÊ è ðèáîñîìû
(ìàëûå è áîëüøèå ñóáúåäèíèöû (ñóá÷àñòèöû) ðèáîñîì),
ìîæåò ïðîèñõîäèòü ñîåäèíåíèå àìèíîàöèëîâ â ïîëèìåð (ÏÏÖ),
òî åñòü ñèíòåç ÏÏÖ, òî åñòü ñàìà òðàíñëÿöèÿ.
 ðèáîñîìå ðàçëè÷àþò 2 öåíòðà À-öåíòð è Ï-öåíòð:
àìèíîàöèë-òÐÍÊ-ñâÿçûâàþùèé öåíòð
è ïåïòèäèë-òÐÍÊ-ñâÿçûâàþùèé öåíòð.
 À è Ï öåíòðàõ ðèáîñîìû ðàñïîëàãàþòñÿ äâà ñîñåäíèõ êîäîíà ìÐÍÊ:
â íà÷àëå òðàíñëÿöèè â Ï-öåíòðå ïåðâûé êîäîí ìÐÍÊ, à â À-öåíòðå âòîðîé êîäîí ìÐÍÊ,
çàòåì â Ï-öåíòðå âòîðîé êîäîí, à â À-öåíòðå òðåòèé êîäîí è ò.ä., òî åñòü
â À-öåíòðå ñëåäóþùèé êîäîí, à â Ï-öåíòðå ïðåäûäóùèé êîäîí.
1. ÈÍÈÖÈÀÖÈß ÒÐÀÍÑËßÖÈÈ.
Ñàìûé ïåðâûé àìèíîàöèë-òÐÍÊ ñâÿçûâàåòñÿ ñ ïåðâûì êîäîíîì ìÐÍÊ â Ï-öåíòðå ðèáîñîìû.
Âñå ïîñëåäóþùèå àìèíîàöèë-òÐÍÊ ñâÿçûâàþòñÿ ñî ñâîèìè êîäîíàìè â À-öåíòðå
(ïîýòîìó îí è íàçûâàåòñÿ À-öåíòðîì).
Ñàìûì ïåðâûì àìèíîàöèëîì-òÐÍÊ (ïðè òðàíñëÿöèè) âñåãäà ÿâëÿåòñÿ ìåòèîíèË-òÐÍÊ
(ó ÷åëîâåêà è äðóãèõ ýóêàðèîò).
Ñòàäèÿ òðàíñëÿöèè, âî âðåìÿ êîòîðîé ïðîèñõîäèò
îáúåäèíåíèå äâóõ ñóá÷àñòèö ðèáîñîìû ñ ìÐÍÊ,
îáðàçîâàíèå À è Ï öåíòðîâ ðèáîñîìû,
à òàêæå ñîåäèíåíèå àíòèêîäîíà ïåðâîãî àìèíîàöèëà-òÐÍÊ ñ êîäîíîì ìÐÍÊ,
íàçûâàåòñÿ íà÷àëîì òðàíñëÿöèè èëè ÈÍÈÖÈÀÖÈÅÉ òðàíñëÿöèè.
Èíèöèàöèÿ òðàíñëÿöèè ýòî ïåðâàÿ ñòàäèÿ òðàíñëÿöèè
è âòîðàÿ ñòàäèÿ â ñèíòåçå áåëêà
(ïåðâàÿ ñòàäèÿ ñèíòåçà áåëêà àêòèâàöèÿ è ðåêîãíèöèÿ àìèíîêèñëîò).
Êîìïëåêñ èç:
äâóõ ñóáúåäèíèö ðèáîñîìû,
ìÐÍÊ
è ïåðâîãî àìèíîàöèë-òÐÍÊ
íàçûâàåñÿ êîìïëåêñîì èíèöèàöèè èëè èíèöèàöèîííûì êîìïëåêñîì.
Ñâÿçûâàíèå àíòèêîäîíà àìèíîàöèëà-òÐÍÊ
ñ êîìïëåìåíòàðíûì åìó êîäîíîì ìÐÍÊ
ÎÑÓÙÅÑÒÂËßÅÒÑß ÌÀËÎÉ ÑÓÁ×ÀÑÒÈÖÅÉ ðèáîñîìû
è ñ÷èòàåòñÿ ÃÅÍÅÒÈ×ÅÑÊÎÉ ÔÓÍÊÖÈÅÉ ðèáîñîìû.
2. ÝËÎÍÃÀÖÈß ÒÐÀÍÑËßÖÈÈ
(2-ÿ ñòàäèÿ òðàíñëÿöèè è 3-é ýòàï â ñèíòåçå áåëêà).
Îïðåäåëåíèå ñòàäèÿ òðàíñëÿöèè, â õîäå êîòîðîé ïðîèñõîäèò
ïðèñîåäèíåíèå ÂÑÅÕ ÎÑÒÀËÜÍÛÕ àìèíîàöèëîâ áóäóùåé ÏÏÖ (êðîìå ïåðâîãî),
áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ïðîèñõîäèò óäëèíåíèå (ýëîíãàöèÿ) ÏÏÖ,
íàçûâàåòñÿ ýëîíãàöèåé òðàíñëÿöèè;
ñ÷èòàåòñÿ 2-é ñòàäèåé òðàíñëÿöèè è òðåòüåé ñòàäèåé ñèíòåçà áåëêà.
Õîä ýëîíãàöèè:
Ïîñëå èíèöèàöèè â Ï-öåíòðå ðèáîñîìû íàõîäèòñÿ ïåðâûé àìèíîàöèë-òÐÍÊ
(àíòèêîäîí êîòîðîãî ñâÿçàí ñ ïåðâûì êîäîíîì ìÐÍÊ),
à â À-öåíòðå ðèáîñîìû íàõîäèòñÿ âòîðîé êîäîí ìÐÍÊ.
2.1. (1-ÿ ôàçà ýëîíãàöèè)
Êî âòîðîìó êîäîíó ìÐÍÊ (â À-öåíòðå) êîìïëåìåíòàðíî ïðèñîåäèíÿåòñÿ àíòèêîäîí âòîðîãî àìèíîàöèëà-òÐÍÊ.
Êàêîé ýòî áóäåò àìèíîàöèë-òÐÍÊ çàâèñèò îò òîãî, êàêîâ âòîðîé êîäîí ìÐÍÊ, à îí ó âñåõ ìÐÍÊ ðàçíûé.
Ýòî ïðèñîåäèíåíèå àìèíîàöèëà-òÐÍÊ â À-öåíòðå íàçûâàåòñÿ ÏÅÐÂÎÉ ÔÀÇÎÉ ÝËÎÍÃÀÖÈÈ. Ïðîèñõîäèò ñ çàòðàòîé ÃÒÔ (íå ÀÒÔ, êàê îáû÷íî), ïîýòîìó ÃÒÔ ñ÷èòàåòñÿ ìàðîýðãîì ñèíòåçà áåëêà.
Ïðèñîåäèíåíèå àíòèêîäîíà âòîðîãî (êàê è ïåðâîãî, è ïîñëåäóþùèõ) àìèíîàöèë-òÐÍÊ ê êîäîíó ìÐÍÊ îñóùåñòâëÿåòñÿ ìàëîé ñóá÷àñòèöåé ðèáîñîìû è ñ÷èòàåòñÿ ãåíåòè÷åñêîé ôóíêöèåé ðèáîñîìû.
2.2. (2-ÿ ôàçà ýëîíãàöèè)
Ïîñëå ýòîãî (òî åñòü ïîñëå ïðèñîåäèíåíèÿ âòîðîãî àìèíîàöèë-òÐÍÊ â À-öåíòðå)
ïåðâûé è âòîðîé àìèíîàöèëû ìîãóò ñîåäèíèòüñÿ ïåïòèäíîé ñâÿçüþ.
Ýòî ïðîèñõîäèò òàê:
Ïåðâûé àìèíîàöèë-òÐÍÊ (ïåðâûé àòîì ÓÃËÅÐÎÄÀ àìèíîàöèëà)
1) îòùåïëÿåòñÿ îò ñâîåé òÐÍÊ â Ï-öåíòðå,
2) ïåðåíîñèòñÿ (èç Ï-öåíòðà) íà âòîðîé àìèíîàöèë-òÐÍÊ
â À-öåíòð (íà àòîì ÀÇÎÒÀ àìèíîàöèëà)
3) è ïðèñîåäèíÿåòñÿ êî âòîðîìó àìèíîàöèë-òÐÍÊ ïåïòèäíîé ñâÿçüþ (â À-öåíòðå
àòîì C ïåðåíåñ¸ííîãî àìèíîàöèëà ñîåäèíÿåòñÿ c àòîìîì N âòîðîãî àìèíîàöèëà),
â ðåçóëüòàòå ÷åãî âòîðîé àìèíîàöèë-òÐÍÊ ïðåâðàùàåòñÿ â ÄÈÏÅÏÒÈÄ(èë)-òÐÍÊ
(â À-öåíòðå).
Ïîñëå ýòîãî â À-öåíòðå íàõîäèòñÿ äèïåïòèä(èë)-òÐÍÊ
ñâÿçàííûé ñî âòîðûì êîäîíîì ÷åðåç àíòèêîäîí),
à â Ï-öåíòðå òîëüêî òÐÍÊ
(ñâÿçàííàÿ ñ ìÐÍÊ ÷åðåç àíòèêîäîí).
Âñå ýòè ñîáûòèÿ (îòùåïëåíèå, ïåðåíîñ è ïðèñîåäèíåíèå ïåïòèäíîé ñâÿçüþ)
ñ÷èòàþòñÿ ÂÒÎÐÎÉ ÔÀÇÎÉ ÝËÎÍÃÀÖÈÈ,
êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ ÒÐÀÍÑÏÅÏÒÈÄÀÖÈÅÉ
(ïîòîìó ÷òî ïðè òðàíñïåïòèäàöèè ïðîèñõîäèò òðàíñïîðò (ïåðåíîñ) ïåïòèäà èç Ï öåíòðà â À-öåíòð).
Ïðîöåññû âòîðîé ôàçû ýëîíãàöèè îñóùåñòâëÿþòñÿ ÁÎËÜØÎÉ ñóá÷àñòèöåé ðèáîñîìû
è ñ÷èòàþòñÿ ÊÀÒÀËÈÒÈ×ÅÑÊÎÉ ôóíêöèåé ðèáîñîìû.
Ïðè ýòîì êàòàëèç ïðè òðàíñïåïòèäàöèè îñóùåñòâëÿåò ðèáîñîìàëüíàÿ ÐÍÊ, êîòîðàÿ îòíîñèòñÿ ê ðèáîçèìàì êàòàëèòè÷åñêè àêòèâíûì ÐÍÊ (ï.80).
2.3. (3-ÿ ôàçà ýëîíãàöèè)
Äàëåå îáå ñóá÷àñòèöû ðèáîñîìû ñìåùàþòñÿ âäîëü ìÐÍÊ
ðîâíî ÍÀ ÎÄÈÍ ÊÎÄÎÍ.
Ýòî ñìåùåíèå íàçûâàåòñÿ ÒÐÀÍÑËÎÊÀÖÈÅÉ ðèáîñîìû
è ñ÷èòàåòñÿ ÒÐÅÒÜÅÉ ÔÀÇÎÉ ÝËÎÍÃÀÖÈÈ.
Ïðîèñõîäèò ñ çàòðàòîé ÃÒÔ, êàê è ïåðâàÿ ôàçà.
Áëàãîäàðÿ ñìåùåíèþ ðèáîñîìû íà îäèí êîäîí
äèïåïòèä(èë)-òÐÍÊ, ñâÿçàííûé ñî âòîðûì êîäîíîì â À-öåíòðå,
ÎÊÀÇÛÂÀÅÒÑß â Ï-öåíòðå
(îò êîäîíà ìÐÍÊ îí ïðè ýòîì íå îòùåïëÿåòñÿ!).
òÐÍÊ èç Ï-öåíòðà ïðè ýòîì «óõîäèò»),
à â À-öåíòðå îêàçûâàåòñÿ ÒÐÅÒÈÉ êîäîí ìÐÍÊ,
êîòîðûé ãîòîâ ñâÿçàòü òðåòèé àìèíîàöèë-òÐÍÊ,
åñëè åãî àíòèêîäîí îêàæåòñÿ êîìïëåìåíòàðåí òðåòüåìó êîäîíó ìÐÍÊ.
Òî åñòü ïîñëå òðåòüåé ôàçû îïÿòü ìîæåò ïðîèñõîäèòü 1-ÿ ôàçà,
íî óæå ïðè ïðèñîåäèíåíèè íîâîãî àìèíîàöèë-òÐÍÊ.
Ïðèñîåäèíåíèå êàæäîãî íîâîãî àìèíîàöèëà ê ñèíòåçèðóåìîé ÏÏÖ
òðåáóåò ïîâòîðåíèÿ ïðîöåññîâ âñåõ òð¸õ ôàç.
Ïîñëå ïðèñîåäèíåíèÿ òðåòüåãî àìèíîàöèë-òÐÍÊ â À-öåíòðå (ïîñëå 1-é ôàçû)
íà íåãî ïåðåíîñèòñÿ äèïåïòèä èç Ï-öåíòðà (2-ÿ ôàçà),
â ðåçóëüòàòå ÷åãî â À-öåíòðå ïîÿâëÿåòñÿ òðèïåïòèä(èë)-òÐÍÊ.
Ïîñëå ýòîãî ðèáîñîìà îïÿòü ñìåùàåòñÿ âäîëü ìÐÍÊ íà îäèí êîäîí,
â ðåçóëüòàòå ÷åãî òðèïåïòèä(èë)-òÐÍÊ îêàçûâàåòñÿ â Ï-öåíòðå, à â À-öåíòðå îêàçûâàåòñÿ ÷åòâ¸ðòûé êîäîí.
Âñå ýòè ïðîöåññû (ýëîíãàöèÿ) ïðîäîëæàþòñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà:
3. ÒÅÐÌÈÍÀÖÈß ÒÐÀÍÑËßÖÈÈ
(3-ÿ ñòàäèÿ òðàíñëÿöèè, 4-ÿ ñòàäèÿ ñèíòåçà áåëêà).
ïîêà â À-öåíòð ïîñëå î÷åðåäíîãî ñìåùåíèÿ ðèáîñîìû
íå ïîïàä¸ò íå îáû÷íûé êîäîí (êîäèðóþùèé àìèíîêèñëîòó),
à ÍÅ êîäèðóþùèé àìèíîêèñëîòó òðèïëåò (ñòîï-êîäîí).
Ýòî ïðèâîäèò ê ïðåêðàùåíèþ ñèíòåçà ÏÏÖ, ê îñòàíîâêå òðàíñëÿöèè,
ïîýòîìó òàêèå òðèïëåòû, íå êîäèðóþùèå àìèíîêèñëîòû,
íàçûâàþòñÿ ñòîï-êîäîíàìè èëè òåðìèíèðóþùèìè êîäîíàìè.
Ïîñëå ýòîãî âñå ó÷àñòíèêè ïðîöåññà ðàçúåäèíÿþòñÿ:
ñóá÷àñòèöû ðèáîñîìû îòäåëÿþòñÿ îò ìÐÍÊ,
ñèíòåçèðîâàííàÿ ÏÏÖ îòäåëÿåòñÿ îò òÐÍÊ
è ïîäâåðãàåòñÿ äàëüíåéøèì ïðåâðàùåíèÿì ñì. ïàðàãðàô 83.
Ýòà ñòàäèÿ òðàíñëÿöèè (ñ ìîìåíòà ïîïàäàíèÿ ñòîï-êîäîíà â À-öåíòð)
íàçûâàåòñÿ ÒÅÐÌÈÍÀÖÈÅÉ òðàíñëÿöèè (ïðåêðàùåíèåì, îêîí÷àíèåì).
Õîòÿ ïðè òåðìèíàöèè ïðåêðàùàåòñÿ (çàâåðøàåòñÿ) ñèíòåç äàííîé ìîëåêóëû ÏÏÖ,
íà ïðåäûäóùèõ ó÷àñòêàõ ìÐÍÊ ðèáîñîìû
ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ ñèíòåç äðóãèõ ìîëåêóë ÏÏÖ,
(èç-çà ÷åãî ìÐÍÊ ñ «ñèäÿùèìè íà íåé» ðèáîñîìàìè íàçûâàåòñÿ ïîëèñîìîé).
Äëÿ òðàíñëÿöèè íóæíû ðåãóëÿòîðíûå ôàêòîðû áåëêîâîé ïðèðîäû.
Òðàíñëÿöèÿ, êàê è âñå ýòàïû ýêñïðåññèè ãåíà, ðåãóëèðóåòñÿ.
Источник