Какое свойство музыки является главным

Какое свойство музыки является главным thumbnail

Блог

Музыкальный звук и его свойства

Дата добавления: 2011-01-24

Автор: Татьяна Мирная

Музыкальный звук и его свойства

Человек воспринимает большое количество разных звуков, но не все эти звуки используются в музыке одинаково. В музыкальной теории определяют музыкальные и шумовые звуки.
В природе существует три группы звуков:
1. Музыкальные звуки – это звуки с определённой точной высотой.
2. Звуки с не определённой высотой звучание – это пение птиц, сигналы, гудки.
3. Шумовые звуки – это звуки, которые не имеют высотного звучания. Например, шорох, скрип, треск, гром, стук. Поэтому шумовые инструменты используют для украшения и придания музыке эмоциональной насыщенности. Почти все ударные инструменты являются шумовыми (треугольник, малый и большой барабан, разные виды тарелок и др.) А отличать шумовые инструменты от не шумовых лучше по тому критерию, возможно ли на данном инструменте сыграть мелодию или нет.

Музыкальный звук имеет четыре свойства:
1. Высота
2. Длительность
3. Громкость
4. Тембр.

Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.
Высота звука зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук и наоборот.
Длительность – это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота.
Числовое измерение длительности:
Целая нота – ; Четвертная нота – ; Шестнадцатая нота – ;
Половинная нота – ; Восьмая нота – ; Тридцать вторая – .
Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Тембр – это качественная сторона звука, его окраска. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.

Музыкальный звукоряд.
Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях.

Музыкальный звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте. А каждый звук – его ступенью.
Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 20 до 20000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра.
Звукоряд имеет две группы ступеней:
1. Основные
2. Произвольные
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si

Какое свойство музыки является главным

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:
Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук “до”.

Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные.
Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.

Какое свойство музыки является главным

Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.
Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.

спасибо большое, очень доступно

Спасибо – очень полезно:)

Спасибо, завтра экзамен по ЭТМ,помогло:)

прикольно только бы фон убрать ато не четко

хорошо,спасибо, только фон уберите плиз

Все четко и понятно!Класс!

спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!

СПАСИБО ОЧЕНЬ ДОСТУПНО И ПОЛЕЗНО

СПАСИБО ОЧЕНЬ ДОСТУПНО И ПОЛЕЗНО

А как же сигнал авто не музыкальный? Я на слух угадываю нотку)))

а как называются эти свойства?

Очень полезная информация.Спасибо вам.Очень помогло.

Содержание хорошее, но когда я на сайт заходил, я хотел найти другое. Не полностью раскрыта тема

отличный материал) спасибо)

Забыли написать о том, как звуки различной высоты действуют на человеческий организм. Ведь, есть музыкальные звуки, (они очень низкие), которые могут разрушать строения. Есть звуки, (и низкие и высокие,)которые человеческое ухо не слышит вообще – их слышат животные. Человеческое ухо воспринимает звуки лишь до 20 кГц.

В 1964г. учитель физики в Одесской сш №36 Зенкевич Григорий Александрович рассказал нам что такое обертоны, – это звуки с частотами кратными частоте основного тона, т.е. в 2, 3, 4 и т.д. раза больше и каждый со своей интенсивностью (громкостью). Они и создают тембральную окраску каждому звуку каждого конкретного инструмента.

Спасибо но это не то что нужно

Здравствуйте . Вы пишите что звуки делятся на три группы. Вот например звуки с неопределённой высотой такие как сигналы и гудки имеют определённую высоту. Тогда что кроме пения птиц можно ещё отнести к категории звуков с не определённой высотой ?

Наши контакты

Закажите услугу прямо сейчас!

  • Контакты

    Украина

    г. Одесса

    Телефоны: +38(063)-283-74-76
    +38(096)-834-51-32
    Email:
    arrange@1gb.ua
    arrangestudio@gmail.com

    Viber: +38(063)-283-74-76
    WhatsApp: +38(096)-834-51-32
    Skype: romanmirniy77

Источник

Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки»[1].

Читайте также:  Какие имеет свойства льняное масло

Характеристика[править | править код]

Главная и специфическая характеристика музыкального звука — его высота, которая интерпретируется не как психоакустический феномен (результат восприятия человеком физического «чистого тона»; см. подробней Высота звука), а с позиций музыкальной логики — по местоположению и значению в звуковой системе, в звукоряде (см. Ступень), в созвучиях (интервалах, конкордах, аккордах и т. д.), в ладу.

Другая важная характеристика музыкального звука — длительность, которая определяется не в абсолютных (например, в секундах, миллисекундах), а в относительных величинах музыкального ритма (например, «восьмая с точкой в полтора раза дольше восьмой», «переключение бинарной мензуры на тернарную»). Длительность не является специфической характеристикой музыкального звука, поскольку она же существует как категория в других «звучащих» искусствах и ремёслах (например, в риторике, театрально-поэтической декламации и т. п.).

Не имеют абсолютных значений и другие характеристики музыкального звука, например, сила звука («динамика»), нотируемая в условных («музыкальных») обозначениях — piano, forte, fortissimo и т. п. Аналогично и тембр звука, который может быть описан строго как спектр звука, в музыке является предметом инструментоведения, толкующего о сочетании тембров (например, в симфоническом оркестре), о тонкостях их различения (например, тембров различных струнных инструментов), об их клишированной риторике («грозная» туба, «птичьи голоса» флейт в высоком регистре и т. п.) не в физических терминах, а в сугубо «музыковедческих» выражениях.

Для письменной фиксации музыкальных звуков используется нотация. Наиболее распространённые формы записи высотных значений музыкальных звуков — латинская буквенная (C, D, E, F, G, A, B/H) или слоговая (ut/do, re, mi, fa, sol, la, si; также в русской транслитерации — до, ре, ми, фа, соль, ля, си) нотация. Обе группы графических символов указывают не математические и/или физические величины, а являются лишь некими «ярлыками» относительной сетки музыкально-логических понятий.

Абсолютные значения для высоты музыкальных звуков зависят от камертона в ту или иную историческую эпоху, в той или иной региональной традиции. Так, например, принятое ныне в России и ряде европейских стран в качестве стандарта высоты частотное значение для A=440 Hz, в Австрии XIX в. было 435 Hz, в старинной органной музыке оно же 466 Hz (так называемый Orgelton), в инструментальной музыке барокко то же считается равным 415 Hz, и т. д.

Логические «метки» музыкальных звуков не зависят от специфики музыкального строя, например, все пять разновидностей диатонического тетрахорда у Птолемея музыковеды записывают одними и теми же буквами (a-g-f-e), в то время как это пять разных рядов числовых отношений[2]; одинаково будут нотированы музыкальные звуки любой из «хороших темпераций» Веркмейстера (несмотря на то, что математически они тонко различаются), и во всех других случаях «музыкальной» записи акустически выстроенных звуков.

Исследованиями музыкального звука со времён античности (см. Гармоника) и до наших дней занимается гармония. Изучением физических свойств звука (в том числе и звуков определённой высоты) занимается физика, в особенности её прикладная отрасль — музыкальная акустика.

Исторический очерк[править | править код]

Толкование (минимум определение) музыкального звука было обязательной частью античной гармоники. Стандартно музыкальный звук («фтонг») определялся как «надлежащее попадание голоса на одну высоту» (Клеонид)[3]. Под «надлежащим», или точнее эммелическим (др.-греч. ἐμμελής), понималось пригодное для мелодии («мелосоразмерное») качество звука, которое можно сравнить с нынешним пониманием точного (вокального, инструментального), то есть нефальшивого, интонирования мелодии[4]. Экмелические (от др.-греч. ἐκμελής — неблагозвучный, нестройный), высотно неопределённые звуки на протяжении тысячелетий считались непригодными для музыки и, соответственно, не были предметом её учёного рассмотрения. Античное понимание музыкального звука, транслированное Боэцием[5], было прочно усвоено европейской культурой Средневековья, а затем удерживалось в эпоху Возрождения и в Новое время.

Доминирующая в истории трактовка музыкального звука как высотно определённого в XX веке подверглась критике, в связи с проникновением в профессиональную музыку экмелики, присущей некоторым традициям музыкального фольклора (например, интонирование «блюзовых нот» афроамериканцами, перешедшее в джаз, позже в рок-музыку), сонорными и микротоновыми экспериментами композиторов-авангардистов («De natura sonoris» К.Пендерецкого, Вторая симфония В.Лютославского, «Атмосферы» Д.Лигети), а также в связи с расширенным использованием традиционных высотно неопределённых звуков, прежде всего, ударных инструментов (антракт к третьей картине оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича, «Акция» В. И. Мартынова).

От высотно неопределённых звуков следует отличать «экстрамузыкальные» природные и искусственно синтезированные (например, электронные) звуки и шумы, которые композиторы прошлого (чаще во 2-й половине XX века) включали в свои сочинения (пушечные залпы в увертюре «1812 год» П. И. Чайковского, пишущие машинки в «Параде» Э.Сати, фонограмма звуков и шумов разного происхождения в «Симфонии для одного человека» П.Анри и П.Шеффера, стрекотание пропеллеров и вопли исполнителей в струнном квартете «Геликоптер» К.Штокхаузена, электронный «Поток» для АНСа А. Г. Шнитке).

В широком смысле, все мыслимые звуки и шумы (в том числе и не обладающие никакими специфически музыкальными особенностями) могут считаться «музыкальными» — на том основании, что они присутствуют в некоем артефакте, представленном создателем этого артефакта как «музыка». Известные трудности встречает как нотная запись случайных слышимых событий, так и возможность их воспроизведения по прошествии времени.

См. также[править | править код]

  • Высотный класс
  • Высота звука

Примечания[править | править код]

  1. Рагс Ю. Н., Чехович Д. О. Звук музыкальный // Большая российская энциклопедия. Том 10. Москва, 2008, с.342.
  2. ↑ Птолемей описывал соотношения музыкальных звуков двояко — строго математически (при этом интервалы, за исключением целого тона 9/8 и лиммы 256/243, никакими специальными терминами он не обозначал) и логически, с помощью «ступенных» букв Полной системы.
  3. Клеонид. Введение в гармонику. Перевод В. Г. Цыпина, предисловие С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории, 2014, № 3, с.172.
  4. Там же, с. 172.
  5. ↑ Sonus igitur est vocis casus emmeles, id est aptus melo, in unam intensionem (Mus. I,8).
Читайте также:  Какие свойства имеет дерево

Литература[править | править код]

  • Schouten J. F. The perception of pitch // Philips Technical Review 5/10 (1940), p. 286-294.
  • Eggebrecht H.H. Musik als Tonsprache // Archiv für Musikwissenschaft 18 (1961).
  • Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. Москва, 1988.
  • Johnston I. Measured tones. 2nd ed. Bristol, 1989.
  • Pierce R. Klang. Musik mit den Ohren der Physik. Heidelberg: Spektrum, 1999.
  • Haynes B., Cooke P.R. Pitch // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  • Taylor Ch., Campbell M. Sound // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  • Звук музыкальный // Большая российская энциклопедия. Том 10. — М., 2008. — С. 342.

Источник

Автор Юрий Петрович На чтение 4 мин. Просмотров 52 Опубликовано 15.05.2017

Понять роль и место музыки на празднике возможно только при знании основ самой музыки, изучении ее специфики как самостоятельного вида искусства. Поэтому нам необходимо рассмотреть те качества и особенности музыки, которые стали неотъемлемым компонентом праздника, а также конкретные функции музыки, ее возможности, в частности, создание эмоциональной атмосферы, национального колорита, духа эпохи, нужного темпо-ритма действия и т.д. Как известно основу музыки создают звуки. Именно звук передает действительность, ее звуковую сторону. Остальные ее проявления – опосредованные, т.е. ассоциативные, когда звуковые впечатления вызывают цветные, чувствственные ассоциации.Основные качества и особенности музыкиДействительность сравнительно небогата звуками. Зрительные впечатления от действительности более разнообразны и богаты, чем слуховые. Мы видим множество предметов, а слышим только некоторые из них. Мы слышим звуки, но звуки организованы определенным образом, ритмом, гармонией, тембром. Эта система в музыке позволяет создавать различные музыкальные формы, музыкальные образы. Благодаря этой системе, музыка преодолевает обособленность реальных проявлений. Она может отражать действительность разнообразно, то при помощи Консонансов и диссонансов, то через звуковые нарастания и спады, ускорение и замедление. Музыка убедительно раскрывает контрасты жизни, их движение. Все эти особенности раскрываются через чувства самого человека. Если композитор пишет музыку о природе («Времена года» Чайковского) он не может не отражать в музыке свои чувства, настроения.

Именно эмоции, настроения, чувства – главные в музыке. Наиболее качественная особенность музыки – отражение эмоций, их изменение. Это не означает, что музыка не может отражать образ покоя, однако он носит условный характер, относительный. Чертами произведений, отражающих спокойствие, являются тихие звуки, бледные оттенки, повторы гармоничных или мелодических оборотов.Основные качества и особенности музыкиОсобенностью музыки является и то, что она опирается на интонации человеческой речи. Музыка будто говорит, но только интонации придают музыке особую эмоциональность. Благодаря своей эмоциональности, музыка в массовом празднике может психологически объясняет поведение героя, сама становиться сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы, идеи. На празднике, прежде всего, нужен высокий эмоциональный накал, контрастность музыки.

Особенно отражает музыка речитативные интонации человеческой речи. Много примеров речитативов можно найти в русской опере, в русском романсе, особенно в произведениях А.С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского. В песне Даргомыжского «Старый капрал» четко передаются мужественные интонации языка старого солдата перед его наказанием. Особой психологичностью отличаются речитативы Мусоргского. В них раскрывается внутренний мир героя.

Но нельзя точно разъединить все мелодии на декламационные и песенные. Эти виды пения очень связаны и составляют суть вокальной музыки. На взаимодействии этих приемов основаны все формы от самых простых песенок до самых сложных произведений.

Мелодия – важнейший элемент музыкального искусства. Недаром ее называют “душой музыки”. Именно поэтому эмоциональное воздействие музыки очень большое. Вспомним романс Глинки на стихи Пушкина “Я помню чудное мгновенье”, романс Чайковского на стихи А. Толстого “Средь шумного бала” и многие другие.Основные качества и особенности музыкиЗначительно увеличились возможности музыки, ее воздействие на человека с возникновением многоголосия, появлением музыкальных инструментов, а потом инструментальных ансамблей и симфонических оркестров. Музыкальные инструменты не только воссоздают интонации человеческого голоса, но создают и широкие возможности для отображения действительности. Если одноголосная мелодия заключает одну интонационный линию, то сложные инструментальные и вокально-инструментальные произведения отражают действительность объемно, многопланово, в столкновении различных начал.

Давайте посмотрим, проследим драматическую активность, конфликтность на примерах симфонической музыки. Четвертая симфония Чайковского начинается вступлением фанфар. Но это не праздник, здесь нет торжества, здесь веет холодом и угрозой. Постепенно фанфары рока затихают и изменяются траурной мелодией, которая повторяется несколько раз. Из этой темы вырастает, как бы в противовес ей, следующая тема. Музыка становится более оживленной, взволнованной. В ней уже не только грусть, но и слышны голоса протеста, борьбы.

Источник

Свойства музыкального звука.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Давайте вместе разбираться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука. 

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Без-имени-2.jpg
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах. Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук “до”.
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные. Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.

Без-имени-1.jpg

Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). 
Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Без-имени-3.jpg

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках: 

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так: 
Без-имени-6.jpg

Без-имени-7.jpg

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Единицей измерения длительности является целая нота. 

Рассмотрим основные длительности: 

Читайте также:  Какие полезные свойства чечевицы

длит.jpg

длит1.jpg

Каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

размеры.jpg

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

ритм.jpg

Громкость

Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Колебания бывают двух видов: затухающие (у струнных инструментов — рояля, арфы, балалайки, домры и др.) и незатухающие (у органа или скрипки при игре смычком). При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается и естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать — в зависимости от художественных целей и задач.

Громкость звука обозначается:

forte (f) [фортэ] – громко, повторениями (ff, fff, ffff) обозначаются еще большие громкости
fortissimo (ff) [фортиссимо] – очень громко
piano (p) [пьяно] – тихо, повторениями (pp, ppp, pppp) обозначаются еще меньшие громкости
pianissimo (pp) [пьяниссимо] – очень тихо
mezzo forte (mf) [мэддзо фортэ] – не очень громко
mezzo piano (mp) [мэддзо пьяно] – не очень тихо
subito forte (sf) [субито фортэ] – внезапно громко
subito piano (sp) [субито пьяно] – внезапно тихо
crescendo (cresc.) [крэщендо] – постепенно увеличивая громкость
diminuendo (dim.) [диминуэндо] – постепенно уменьшая громкость

Тембр

Тембр – это качественная сторона звука, его окраска.

Тембр зависит от многих причин, как объективного, так и субъективного свойства: конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (например, сорта дерева, состава металлического сплава и т. п.), способа звукоизвлечения и мастерства исполнителя, среды, в которой распространяется звук. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.
Обертон (нем. Oberton — «верхний тон») — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.) Пример строения обертонового звукоряда (основного тона и его первых 15-ти обертонов):

темб.jpg

Источник