Какое свойство не характерно для объектов неживой природы в отличие от живых тел природы
Аттестационные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Тест
1 вариант
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
А1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
А) систематика В) эмбриология
Б) генетика Г) палеонтология
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
А) ритмичность В) движение
Б) раздражимость Г) рост
А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации живой природы?
А) Организменный – клеточный – молекулярный – популяционно-видовой – экосистемный
Б) Молекулярный – клеточный– организменный – популяционно-видовой – экосистемный
В) Популяционно-видовой – клеточный – организменный – экосистемный – молекулярный
Г) Молекулярный – клеточный– организменный – экосистемный – популяционно-видовой
А4. Мономерами нуклеиновых кислот являются
А) аминокислоты В) нуклеотиды
Б) глюкоза Г) жирные кислоты
А5. Транспортной системой клетки является
А) лизосомы В) хлоропласты
Б) митохондрии Г) эндоплазматическая сеть
А6. Митохондрии отсутствуют в клетках
А) рыбы-попугая В) городской ласточки
Б) мха кукушкина льна Г) бактерии стафилококка
А7. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
А) 12 Б) 24 В) 36 Г) 48
А8. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
А) защиты от антител В) катализатор реакции
Б) транспорта веществ Г) аккумулятора энергии
А9. К эукариотам относится
А) кишечная палочка В) амеба
Б) холерный вибрион Г) стрептококк
А10. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
А) аллельные В) доминантные
Б) рецессивные Г) сцепленные
А11. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
А) мутационная В) генотипическая
Б) модификационная Г) комбинативная
А12. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
А) свойства живой природы В) результаты эволюции
Б) движущие силы эволюции Г) основные направления эволюции
А13. Что из перечисленного является примером природного сообщества?
А) березовая роща В) крона берез
Б) отдельная береза в лесу Г) пашня
А14. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
А) паразитируют на корнях растений
Б) устанавливают симбиотические связи с растениями
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) превращают органические вещества в минеральные
А15. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
А) пеночка-трещотка→ жук-листоед→ растение→ ястреб
Б) жук-листоед→ растение→ пеночка-трещотка→ ястреб
В) пеночка-трещотка→ ястреб→ растение→ жук-листоед
Г) растение→ жук-листоед→ пеночка трещотка→ ястреб
ЧАСТЬ B.
В1. Укажите черты строения и жизнедеятельности, которые отсутствуют у прокариот
А) многоклеточность
Б) диплоидность набора хромосом
В) клеточная стенка
Г) способность к обмену веществ
Д) деление мейозом
Е) способность к питанию.
В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества | Признаки |
А. Углеводы Б. Белки | 1. Являются регулярными полимерами 2. Основная функция – энергетическая 3. Синтезируются на рибосомах 4. Мономерами являются аминокислоты 5. Выполняют каталитическую функцию 6. Мономерами являются моносахариды |
В3. Установите последовательность биологических структур , начиная с самой маленькой.
В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) ядро
Б) кодон
В) ген
Г) хромосома
Д) нуклеотид
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Почему пищевые цепи не могут быть очень длинными?
Аттестационные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Тест
2 вариант
ЧАСТЬ А. . Задания с выбором одного верного ответа
А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
А) экология В) цитология
Б) физиология Г) анатомия
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
А) ритмичность В) движение
Б) рост Г) обмен веществ и энергии
А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
А) Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
Б) Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
В) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
Г) Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
А4. Мономерами белков являются
А) глюкоза и фруктоза В) жирные кислоты
Б) нуклеотиды Г) аминокислоты
А5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
А) аппарата Гольджи В) лизосом
Б) эндоплазматической сети Г) рибосом
А6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
А) одноклеточные водоросли В) вирусы
Б) одноклеточные животные Г) бактерии
А7. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате
А) митоза В) мейоза
Б) оплодотворения Г) деления цитоплазмы
А8. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
А) пигментами В) тормозами
Б) ферментами Г) витаминами
А9. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят
А) сыроежку В) вирус кори
Б) сенную палочку Г) возбудителя туберкулеза
А10. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
А) гетерозиготными В) гомозиготными
Б) рецессивными Г) доминантными
А11. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
А) мутационная В) модификационная
Б) генотипическая Г) комбинативная
А12. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
А) приспособленность организмов к условиям среды В) единовременный акт творения
Б) способность к неограниченному размножению Г) наследственная изменчивость и
естественный отбор
А13. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных
А) организмов одного вида В) животных одной популяции
Б) компонентов живой и неживой природы Г) совместно обитающих организмов
разных видов
А14. К редуцентам, как правило, относятся
А) низшие растения В) беспозвоночные животные
Б) грибы и бактерии Г) вирусы
А15. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
А) лисица→ дождевой червь→ землеройка→ листовой опад
Б) листовой опад→ дождевой червь→ землеройка→ лисица
В) землеройка→ дождевой червь→ листовой опад→ лисица
Г) землеройка→ лисица→ дождевой червь→ листовой опад
ЧАСТЬ B.
В1.Укажите признаки, характерные для процесса фотосинтеза
А) Протекает в хлоропластах
Б) Характерен для всех живых организмов
В) Синтезируются органические вещества
Г) Необходим газ кислород
Д) Протекает только на свету
Е) Высвобождается энергия
В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества | Признаки |
А. Нуклеиновые кислоты Б. Липиды | 1. Несут генетическую информацию 2. Выполняют теплоизоляционную функцию 3. Находятся в ядре клетки 4. Мономерами являются нуклеотиды 5. В состав входит глицерин 6. Входят в состав многих гормонов |
В3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность букв
А) биоценоз
Б) популяция
В) клетка
Г) многоклеточный организм
Д) биосфера
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Чем искусственный биоценоз отличается от естественного? ( назовите не менее 3 отличий)
Тест
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Ответы
1 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Г | Б | Б | В | Г | Г | Б | Г | В | В | Б | Б | А | Г | Г |
Часть В
В1- А,Б,Д
В2 – А-1,2,6
Б-3,4,5
В3 – Д,Б,В,Г,А
ЧастьС
В цепях питания с переходом с одного трофического уровня на другой идет потеря вещества и энергии, на каждый последующий уровень переходит лишь 10% от предыдущего ( Правило экологической пирамиды), т.о., к 4-уровню веществ почти не остается, и цепочка прерывается.
2 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В | Г | Г | Г | В | Г | А | Б | А | Б | В | Г | Б | Б | Б |
Часть В
В1- А,В,Д
В2 –А-1,3,4
Б-2,5,6
В3 – В,Г,Б,А,Д
Часть С
1. Неполный круговорот веществ,
2. Видовой состав, определяемый человеком в агроценозе
3.Дополнительные к Солнцу источник и энергии ( удобрения, механизма)
4. Короткие пищевые цепи
5. Обязательное участие человека и т.д
Оценка
Часть А – 1 балл за каждый ответ – макс. 15 б.
Часть В – 2 б за правильный ответ, 1 б – если есть одна ошибка, 0 б- две и более ошибки- макс 6 б
Часть С – 3 б
Макс балл за всю работу – 24
«5» -19 -24 б
«4» -15-18 б
«3» – 10-14б
«2» – 9 и менее
Источник
Билет № 2
1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.
Признаки живых организмов:
- Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
- Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов).
- Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен,
поддерживают постоянство внутренней среды — гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду. - Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.
Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.
Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.
Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).
Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.
2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?
К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:
- Нейтрализм — организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)
- Симбиоз — организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию — необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).
Ястреб-тетеревятник
- Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм — кратковременное или длительное питание (или местожительство — гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого
организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы — один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное. - Конкуренция — оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).
Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.
В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.
Пример цепи питания:
Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии
Стрелками показано направление передачи биомассы и энергии.
Цепи питания в экосистеме связаны друг с другом, образуя трофическую сеть:
Береза → тля → рыжий лесной муравей → бурый медведь → падальные мухи
↓ ↑ ↓
Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии, грибы
↑ ↑ ↑
Опавшие листья березы → дождевой червь → землеройка → жук-могильщик
3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?
Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон — инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.
При недостатке инсулина развивается заболевание — сахарный диабет. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.
Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.
Источник
Aprel Nelson
Ученик
(104),
на голосовании
6 месяцев назад
1 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
А1. Изучением передачи наследственных признаков организма занимаются:
А) Ботаника Б) зоология В) генетика Г) экология
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?
А) Рост Б) Движение В) Ритмичность Г) Раздражимость
А3. Образование новых видов в природе происходит в результате
А) Регулярных сезонных изменений в природе
Б) Возрастных физиологических изменений особей
В) Природоохранной деятельности человека
Г) Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
А4. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
А) И. И. Мечникова Б) Луи Пастера В) Н. И. Вавилова Г) Ч. Дарвина
А5. Какое изменение не относят к ароморфозу
А) Живорождение у млекопитающих
Б) Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
В) Превращение конечностей китов в ласты
Г) Постоянная температура тела у птиц и млекопитающих.
А6. К органическим веществам клетки относятся:
А) Белки и липиды Б) Минеральные соли и углеводы
В) Вода и нуклеиновые кислоты Г) Все правильно
А7. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
А) Клеточную мембрану Б) Эндоплазматическую сеть В) Вакуоль Г) Рибосому
А8. К освобождению энергии в организме приводит
А) Образование органических веществ
Б) Диффузия веществ через мембраны клеток
В) Окисление органических веществ в клетках тела
Г) Разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
А9. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
А) Хлоропластов Б) Плазматической мембраны
В) Оболочки из клетчатки Г) Вакуолей с клеточным соком
А10. Сколько хромосом содержится в клетках слюнных желез мухи дрозофилы, если хромосомный набор яйцеклетки составляет 4?
А11. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
А) 75% Б) 10% В) 25% Г) 50%
А12. Какая цепь питания составлена правильно
А) кузнечик————-растение—–лягушка———змея———-хищная птица
Б) растение—–кузнечик———–лягушка———змея———-хищная птица
В) лягушка——-растение—–кузнечик——-хищная птица—–змея
Г) кузненчик ——-змея— хищная птица ——-лягушка——–растение
Часть 2 (задания на множественный выбор)
В1. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с ______ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ______ (Б) отсутствует стадия ________(В). У бабочек личинку называют _________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гусеница 2) личинкА 3) куколка 4) яйцо 5) неполное превращение
6) полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое
A
Б
В
Г
В2. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует (выберите 3 ответа)
об их родстве
об общности их происхождения
о происхождении растений от животных
об их развитии в процессе эволюции
о единстве растительного и животного мира
о многообразии их органов и тканей
В3. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Млекопитающие
2) Куньи
3) Лесная куница
4) Хордовые
5) Хищные
C1. Дайте развёрнутый ответ.
Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
Голосование за лучший ответ
Людмила Гилина
Просветленный
(42593)
7 месяцев назад
1-В, 2-Г, 3-Г, 4-Г, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-В, 9-Г, 10-8, 11-В, 12-Б. В1- 6531. В2-125. В3-41523.
Источник