Какое свойство не относится к движению
1. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой:
а) Онтология +
б) Саетология
в) Субстанция
2. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:
а) Сознание
б) Субстанция +
в) Атрибут
3. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает:
а) Релятивизм
б) Скептицизм
в) Дуализм +
4. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает:
а) Плюрализм +
б) Агностицизм
в) Эмпиризм
5. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи:
а) Материя в своей основе состоит из идеальных форм
б) Материя тождественна веществу
в) Материя вечна, несотворённа и неуничтожима +
6. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:
а) Августин
б) Демокрит +
в) Спиноза
7. Материя есть первоисточник бытия, утверждает:
а) Идеализм
б) Иррационализм
в) Материализм +
8. «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть:
а) Материя +
б) Качество
в) Явление
9. В марксизме материя трактуется как:
а) Единство энергии и сознания
б) Энергия
в) Объективная реальность +
10. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи:
а) Движение
б) Стабильность +
в) Структурность
11. К идеальным явлениям относится:
а) Совесть +
б) Всемирное тяготение
в) Время
12. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта:
а) Качество
б) Атрибут +
в) Акциденция
13. Способ существования материи:
а) Движение +
б) Небытие
в) Поток сознания
14. К атрибутам материи не относится:
а) Отражение
б) Структурность
в) Покой +
15. Высшая форма движения материи:
а) Социальное движение +
б) Механическое движение
в) Физическое движение
16. Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что:
а) Вселенная погибнет в результате взрыва ядра Галактики
б) Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы +
в) В центре Галактики происходят регулярные взрывы, изменяющие пространственно-временные характеристики Вселенной
17. Последовательность состояний отражает категория:
а) Пространства
б) Необходимости
в) Времени +
18. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) Качество
б) Пространство +
в) Движение
19. Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал:
а) Лукреций Кар
б) Лейбниц
в) Ньютон +
20. Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что:
а) Время вечно, пространство бесконечно
б) Пространство и время зависят от материальных процессов +
в) Время и пространство не зависят друг от друга
21. Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»:
а) Динамическая +
б) Статическая
в) Субстанциальная
22. Важнейшее специфическое свойство биологического времени:
а) Цикличность
б) Антропность +
в) Обратимость
23. Важнейшее специфическое свойство биологического пространства:
а) Четырёхмерность
б) Амбивалентность
в) Однородность +
24. Совокупность естественных условий существования человека и общества:
а) Практика
б) Природа +
в) Космогенез
25. Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы:
а) искусственная и естественная
б) органическая и неорганическая
в) первозданная и рукотворная +
26. Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей:
а) Королёв
б) Чижевский +
в) Циолковский
27. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внес:
а) Платон +
б) Сократ
в)
28. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внес:
а) Лукреций Кар
б) Сократ
в) Аристотель +
29. В научный оборот понятие онтологии вводит этот философ и педагог:
а) Лорхард +
б) Клауберг
в) Гоклениус
30. Описание наиболее общих понятий, которые не зависят от предметных областей:
а) Сетевые онтологии
б) Метаонтологии +
в) Онтология предметной области
Источник
Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)
Что такое бытие?
Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и способов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.
Какие виды бытия существуют?
В философии различают бытие как объективную и субъективную реальности.
Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.
Субъективная реальность — это сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвязаны. Субъективная реальность отражает объективную реальность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.
Какие уровни бытия выделяются в философии?
В философии различают актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие.
Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов.
Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.
Какие формы бытия существуют?
В философии различают природное и социальное бытие.
Какие концепции бытия существуют?
В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием понимают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существующих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.
Что такое субстанция?
Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.
Субстанция в обычном понимании — синоним материи и вещества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые меняются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.
В философии субстанция трактуется по-разному, в соответствии с разным видением мира. В монистическом учении основой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым началом всех явлений.
Наряду с монистическими толкованиями в философии существуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и духовное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.
Что такое материя?
Материя — это вещество. В материализме материя понимается как основа всей действительности.
Понятие материи возникло в то время, когда древнегреческие мыслители пытались объяснить единство мира.
Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и в сознании. Материя не существует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.
Каким образом человек может познать материю?
Материя существует в бесчисленном множестве конкретных форм, и познать ее можно только через познание отдельных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.
Какую структуру имеет материя?
Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархическом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни организации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.
Каким образом существует материя?
Длительное время считалось, что материя — некое застывшее образование, из которого возникают вещи. В ходе развития философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.
Какие формы движения материи существуют?
Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение.
Что является началом всякого превращения?
Основой и началом всякого превращения является самодвижение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.
Как понимают пространство и время в философии?
В философии сложились два подхода в толковании пространства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).
Субстанциональный подход в общем виде был сформулирован еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материальных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, неизменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в которой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божественного первотолчка»).
Что такое реляционный подход?
Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его развивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил название реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».
Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?
Пространство и время в диалектическом материализме воспринимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.
Пространство — форма существования вещей, их структурность и протяженность.
Время — форма протекания всех механических, органических и психических процессов. Время характеризует взаимодействие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?
Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для пространства это гомогенность (однородность), изотропность (одинаковость свойств) и кривизна; для времени — однородность.
Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.
Источник
Ответы:
Скачать: uchenie-o-bytii.rar [18,21 Kb] (cкачиваний: 2160)
uchenie-o-bytii.docx [20,69 Kb] (cкачиваний: 792)
Просмотр(открыть спойлер)
Просмотр:
Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика
1. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
*в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.
2. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?
а) Пифагор;
б) Гераклит;
*в) Парменид;
г) Платон;
д) Сократ.
3. Какое из данных философских понятий возникло первым?
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
*г) первоначало.
4. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:
*а) пассивную материю и активную форму;
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.
5. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
*г) прогресс;
д) интеграция.
6. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:
*а) причинность;
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.
7. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.
8. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
9. Материалисты утверждают, что материя – это:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
10. Идеалисты утверждают, что:
*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
11. Пантеизм — это:
*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
12. Гилозоизм — это:
а) учение о природе;
*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
13. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?
а) дух;
б) сознание;
*в) материя;
г) логос;
д) опыт.
14. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?
*а) дух;
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.
15. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
*г) развитие;
д) трансформация.
16. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
*б) категории;
в) символы;
г) универсалии;
д) парадигмы.
17. Сущность любых объектов мира проявляется:
а) в их внутренних качествах;
б) в их внешних признаках;
в) в их обособленности;
*г) во взаимодействии с другими объектами.
18. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
*а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
19. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
*б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
20. К основным трактовкам пространства и времени относят:
*а) субстанциональную;
*б) реляционную;
в) иррациональную;
г) экзистенциальную;
*д) субъективно-идеалистическую.
21. К основным трактовкам категории материи относят:
*а) субстратную;
*б) корпускулярную;
*в) континуальную;
г) экзистенциальную;
д) иррациональную.
22. С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:
а) обладающее энергией и массой;
б) обладающее душой и жизненностью;
*в) обладающее пространственно-временными характеристиками;
г) обладающее волей и желанием;
д) находящееся в движении.
23. Универсальной формой существования материи является:
а) неподвижность;
б) сознание;
*в) движение;
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.
24. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все варианты):
а) психологические и эмоциональные;
*б) гравитационные и электромагнитные;
*в) энергетические и информационные;
г) социальные и институциональные.
25. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:
а) явление;
*б) закон;
в) условие;
г) качество;
д) карма.
26. Неравномерность протекания присуща:
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
*г) историческому времени.
27. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:
а) наивный;
*б) механистический;
в) метафизический;
г) стихийный;
д) диалектический.
28. Материализм Фейербаха получил название:
а) наивный;
б) механистический;
в) метафизический;
*г) антропологический;
д) диалектический.
29. Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:
а) эмпиризма;
б) формализма;
в) релятивизма;
*г) редукционизма;
д) агностицизма.
30. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:
а) формализма;
б) релятивизма;
*в) механицизма;
г) эмпиризма;
д) агностицизма.
31. Объективный идеализм признает следующее положение:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
*д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
32. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
*г) отрицания отрицания.
33. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?
а) тождества материи и сознания;
*б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
34. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
*а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон неба (Ли);
*в) закон взаимного перехода качества и количества;
*г) закон отрицания отрицания;
д) закон нравственного воздаяния.
35. Прогресс и регресс – это две формы:
а) существование;
*б) развития;
в) движения;
г) иерархии;
д) детерминизма.
36. К законам диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
*б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.
37. Диалектика — это:
*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
38. Дополните парные категории диалектики:
а) единичное – общее;
б) причина – следствие
в) возможное – действительное;
г) сущность – явление
д) форма – содержание.
39. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
2а) бытие творящее и бытие сотворенное;
4б) бытие как экзистенция;
1в) бытие как Единое;
3г) бытие мира как «часовой механизм».
40. Установите последовательность возникновения философских категорий:
2а) бытие;
1б) первоначало (архэ);
4в) экзистенция;
3г) субстанция.
41. Установите последовательность в историческом развитии материализма:
2а) механистический материализм;
1б) стихийный материализм;
4в) диалектический материализм;
3г) антропологический материализм.
42. Установите последовательность в развитии идеализма:
5а) абсолютный идеализм Гегеля;
4б) трансцендентальный идеализм Канта;
1в) объективный идеализм Платона;
3г) рационализм Декарта;
2д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.
43. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:
1а) мир идей и мир теней;
2б) град земной и Град Божий;
4в) мир как объективная реальность;
3г) мир как механизм.
44. Установите последовательность в развитии диалектики:
4а) диалектический материализм;
1б) стихийная диалектика (Гераклит);
2в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
3г) абсолютный идеализм (Гегель).
45. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:
2а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование 1) Бл. Августину;
человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя
делает; при этом он осужден быть свободным;
1б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, 2) Ж.-П. Сартру;
все порождающее, источник всякого бытия;
3в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и 3) Дж. Беркли.
объект восприятия — одно и то же.
46. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:
2а) пространство и время – это особые сущности, 1) реляционная;
существующие сами по себе;
1б) пространство и время – это особые отношения 2) субстанциональная;
между объектами и процессами;
3в) пространство и время – это формы восприятия мира; 3) субъективно-идеалистическая.
47. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:
2а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, 1) элеаты;
и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
3б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; 2) христианство;
все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,
частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение
частиц подчинено необходимости;
1в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; 3) атомисты.
только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
48. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:
4а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное 1) Гегель;
бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее;
постигается с помощью размышления;
2б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; 2) Маркс;
оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и
органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
1в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; 3) Беркли;
инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
3г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.
Источник