Какое свойство общества как системы не присуще подсистемам общества

Какое свойство общества как системы не присуще подсистемам общества thumbnail

В узком смысле под обществом может пониматься: 

  1. определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);

  2. конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);

  3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).

В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

  1. наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

  2. постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

  3. наличие своих законов исторического развития;

  4. непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

  5. способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;

  6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения;

  7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.

В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общество в широком смысле:

  1. Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

  2. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Общество в узком смысле:

  1. Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»).

  2. Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии.

Какое свойство общества как системы не присуще подсистемам общества

Был учителем, инженером, журналистом, с 1853 г. после получения наследства смог полностью посвятить себя философии и науке.

Большое влияние на формирование его взглядов оказали А. Сен-Симон и О. Конт, с которым ему довелось общаться лично.

В 1862 г. написаны «Основные начала», основополагающий труд Г. Спенсера. В данной работе он высказывает свою позицию относительно взаимоотношения религии и науки, примиряя их. Религия, по его мнению, рассматривает «нечто, находящееся за пределами опыта», наука не охватывает весь мир: развиваясь, она расширяет область как знания, так и незнания. В этом труде он излагает и свои идеи эволюционизма. Всеобщие законы эволюции, понимаемой им как последовательность изменений материи, в результате которых путём естественного отбора и адаптации из однородности образуется множество вещей (данный процесс не имеет завершения, он цикличен), распространяются им не только на область биологии, но и социологии, и психологии.

Общество, таким образом, рассматривалось им как некий организм, объединяющий множество индивидов, со свойственными биологическому организму чертами: рост, адаптация и т. п. Любое вмешательство в естественные процессы развития общества Г. Спенсер считал вредным. Социализм и коммунизм считал неестественными, поэтому невозможными.

В своих «Принципах этики» высказал идею о свободе человека, простирающейся до тех пор, пока она не сталкивается со свободой другого человека.

Оппозиция моя к социализму является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путём социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему.

Эволюция не может завершиться иначе, как осуществлением величайшего совершенства и полнейшего счастья.

Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании.

Темы для эссе:

«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».

(Г. Лебон)

«Правда и свобода — вот столпы общества».

(Г. Ибсен)

«Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию».

(М. Аврелий)

Источник

Общество.

План:

1) Философское понятие общества

2) Общество как система. Основные подсистемы общества

3) Общество как исторический процесс

4) Источники и факторы развития общества.

5) Правовое государство и гражданское общество

6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Философское понятие общества

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.

Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Общество как система. Основные подсистемы общества

Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.

Система – это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.

Общество – органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.

Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Основными сферами жизни общества являются:

Экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:

Экономическая сфера существует в следующих формах;

Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производственные силы и производственные отношения

Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру;

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры являются: классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.

Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.

Духовная подсистема общества.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание

Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.

Источник

Общество следует рассматривать как систему.

Система — это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

Рассмотрим, какие элементы (части) включает в себя общество.

Во-первых, общество состоит из отдельных индивидуумов и общественных групп, которые между собой находятся в отношениях. Отношения могут быть межличностными, т. е. касаться конкретных индивидуумов. А также отношения могут быть общественными, т. е. затрагивать большие общественные (социальные) группы.

Общественные отношения — это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, которые возникают в процессе жизни и деятельности общества.

Во-вторых, общество состоит из социальных институтов.

Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение важнейших потребностей человека.

Среди различных социальных институтов можно выделить (5) фундаментальных (основных):

  • семья;
  • производство;
  • государство;
  • образование;
  • религия.

Все эти социальные институты находятся во взаимосвязи между собой, поддерживают друг друга, решают общие задачи, помогают человеку социализироваться, т. е. приобщиться к обществу.

В-третьих, общество, представляя собой систему, состоит из подсистем — сфер общественной жизни. Это области, в которых удовлетворяются потребности людей. Учёные выделяют (4) главные сферы:

  • экономическую;
  • политическую;
  • социальную;
  • культурную.

Сферы общества не обособлены друг от друга, а наоборот — тесно взаимодействуют между собой.

Пример:

Государственная дума Российской Федерации принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане (это взаимосвязь политической и социальной сфер). Некоторые принимаемые законы могут влиять на изменения в экономике. Так, закон «О банках и банковской деятельности»  определяет порядок создания кредитных организаций (это взаимосвязь политической и экономической сфер). Для строительства нового здания театра были использованы инвестиции (вложения) спонсоров (это взаимосвязь экономической и духовной сфер).

Обрати внимание!

Деление общества на сферы условно, но зато оно помогает хорошо ориентироваться во всём многообразии общественных явлений.

Каждая сфера объединяет различные социальные институты, направленные на решение конкретных общественных задач и удовлетворение важнейших потребностей человека и общества.

Экономическая сфера

Политическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

Производственная деятельность и отношения в процессе производства

Деятельность государства, политических и общественных отношений

Внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп

Развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования

Можно ли определить, какая из сфер жизни общества наиболее важная?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо задуматься над тем, что лежит в основе жизни общества.

С одной стороны, жизнь общества невозможна без удовлетворения материальных потребностей. Так, прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен быть сыт, одет, иметь жильё. Здесь идёт речь о важности экономической сферы, которая обеспечивает общество материальными благами, необходимыми для нормального существования.

С другой стороны, прежде чем что-либо создавать (например, продукты, одежду, дома), человек обдумывает, строит модель в своём сознании, оценивает результат, совершенствуется и развивается. В этом случае речь идёт о приоритете духовной сферы над всеми остальными.

В связи с этим немецкий социолог Макс Вебер сказал:

Важные исторические перемены происходили под воздействием духовного и экономических факторов.

Источник

Основными элементами общества как системы выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Каждая из этих сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

Основными видами (сферами, подсистемами общества) общественно необходимой человеческой деятельности являются:

1) экономическая— область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ; включает в себя такие важнейшие компоненты:

· материальные потребности;

· экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности;

· экономические ресурсы (источники производства благ);

· хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации), выступающие основным элементом экономической системы общества.

2) социальная — область возникновения и функционирования связей и отношений между социальными группами (общностями) людей. Социальная система состоит из:

· социальных групп (социальных общностей),

· социальных связей,

· социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи),

· социальных норм (правил социального поведения),

· ценностей социальной культуры.

3) политическая — область осуществления отношений власти и подчинения, область управления обществом; ее главными элементами выступают:

· политические организации и институты (государство – основной элемент политической системы общества, политические партии, общественные организации, СМИ);

· нормы политического поведения и политической культуры;

· политические идеологии.

4) духовная— область создания и освоения духовных ценностей. Элементами духовной сферы являются:

· духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества;

· созданные обществом духовные ценности – главный элемент духовной сферы;

· средства осуществления духовного производства;

· субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом).

Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин гуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение и др.).

7.3. Общество как процесс

Общество постоянно изменяется. Вечный вопрос, волнующий мыслителей об обществе и истории: откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего?

Основным подходом, рассматривающим общество как процесс, т.е. в состоянии изменения, является диалектический. Социальная философия рассматривает общественно-исторический процесс как последовательное изменение состояния общества.

О развитии общества можно говорить, если общественные события имеют направленность и выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий. На каждом этапе общественного развития реализуются различные варианты событий. Для характеристики направленности развития общества в социальной философии используются понятия «прогресс» и «регресс». Прогресспоступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Единого мнения, какой из видов развития общества является основным, нет; сторонники противоположных позиций приводят доводы как оптимистических, так и пессимистических вариантов развития. Например, французские философы-просветители Д. Дидро, Вольтер защищали идею прогрессивного развития европейского общества, а Ж.-Ж. Руссо — регрессивного, обращая внимание на погибель обществ в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов. В определении прогрессивного или регрессивного путей актуальной является проблема критериев общественного развития.

Среди мыслителей нет единого мнения по вопросу существования общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, а также о критерии прогресса (если он существует). Для характеристики социального развития значимым является понятие «фактор общественного развития», т. е. движущие силы общественного развития. В социальной философии существуют разные теории прогресса:

1) многофакторные — признающие, обусловленность общественного развития рядом равнозначных факторов;

2) однофакторные — выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор (например, деятельность великих личностей, материальное производство, либо географическую среду).

К объективным факторам общественного прогресса относят:

· материальное производство (экономический фактор);

· природную среду (природный фактор);

· социальные ресурсы (демографический фактор);

· науку и технику (научно-технический фактор) и др.

К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, а также всего общества.

Основными формами общественного развития являются:

· эволюция — процесс постепенных изменений;

· революция резкий качественный переход от одного состояния к другому.

Социальная философия рассматривает следующие виды революций:

1) социальнуюизменение типа общественного устройства;

2) политическуюизменение формы власти;

3) научнуюпереворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии в результате которой меняется научная картина мира;

4) технологическуюкачественное изменение в развитии производительных сил (например, промышленный переворот 18-19 вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному).

5) Научно-техническая революция, превратившая в середине 20 века науку в непосредственную и ведущую производительную силу также является технологической.

Модели общественноисторического процесса

Философские модели общественно-исторического процесса, основанные на рациональном подходе, разнообразны. В качестве критерия развития общества предлагались различные стороны общественной жизни. Так, в идеалистической философии Гегеля история развития человечества, его путь к политической свободе — есть развитие духовной стороны культуры.

В философии К. Маркса основное внимание при анализе путей достижения экономической свободы уделяется, напротив, материальнойстороне жизни общества, обеспечивающей общественноисторический прогресс.

В основе прогрессистского подхода лежит:

1) признание прогресса в историческом развитии;

2) материальная сфера жизни общества как основа и критерий прогресса;

3) представление западной Европы как идеальной (образцовой) модели прогрессивного развития.

Прогрессистский вариант теории общественно-исторического процесса, представлен в виде: а) формационной теории; б) теории стадий роста.

Создателем теории формационного развитияявился К. Маркс. В истории общества он выделил следующие формации: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Формация — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства — совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений собственности, производства товаров, их распределения и потребления). Между производительными силами и производственными отношениями существуют непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только в процессе классовой борьбы, ведущей тем самым к смене формаций. Развитие и смена формаций является объективным, не зависящим от человека естественно-историческим процессом. В советский период марксистская формационная теория была единственной официально поддерживаемой теорией.

В немарксистских концепциях исторического развития 20 века также нередко принималась идея исторического прогресса, а преобладающими чертами общественного развития признавались материальные факторы. Однако теории стадий роста видели их не в способе производства, а чаще всего в технологиях, развитие которых определяли стадии роста общества. К ним относятся, например, теория стадий экономического роста У.У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и т. д.

Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. У.У. Ростоу выделяет следующие стадии роста,связанные с развитием науки и техники:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

2) индустриальное общество (начинается с возникновения машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество 21 века).

Альтернативой прогрессистского подхода является цивилизационный подход, основоположники которого – Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизационный подход исходит из следующих принципов:

1) В общественно-историческом развитии прогресса не существует; о прогрессе можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2) Развитие культуры и цивилизации связано, в первую очередь, с религией – «душой культуры», а не с экономикой или техникой. Тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития.

3) Каждое общество и культура самоценны, идеальной модели развития не существует.

4) Доминантой исторического процесса выступает цивилизация (Н.Я. Данилевский).Развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизациилокальны, не имеют общих закономерностей и носят замкнутый характер; их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью.

Идеи Данилевского, получив распространение в России, стали теоретической и идеологической основой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи».

В настоящее время концепции общественного развития являются взаимодополняющими (не только противоречащими друг другу). Например, удачно описывается прошлое, то есть история локальных цивилизаций в рамках цивилизационного подхода, в то время как современные процессы, связанные с глобализацией более адекватно отражает стадиальный подход. Несмотря на усилия ученых, универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник