Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером

Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером thumbnail
  • Главная
  • Обществознание
  • Задание-задача

  • Блок: Человек и Общество

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие “буква” – “цифра” должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть
Скрыть

№1

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

ответ

  1. Да, я согласен с мнением автора о том, что каждый человек является личностью, если не подвергся изоляцию в первые месяцы жизни.
  2. Аргументы

– Личность определяется как носитель социально значимых качеств, которые не могут быть приобретены вне коммуникации с другими людьми, что особенно важно в первые месяцы жизни

– личностью является активный субъект социальных отношений, что невозможно без общения

– Качества и социальные роли необходимые личности формируются в процессе социализации, то есть в процессе вхождения в социальную структуру общества.

  1. Нет, я не согласен с мнением о том, что личностью является каждый человек, который не подвергся искусственной изоляции в первые месяцы жизни.
  2. Аргументы:

– Не каждый человек в процессе социализации действительно приобретает социально значимые качества, необходимые для того, чтобы быть личностью

– Кроме того, что личность должна быть носителем социально значимых качеств, необходимо иметь активную жизненную позицию, чтобы быть важным в обществе

– Даже те люди, которые прошли процесс социализации и приобрели качества необходимые личности, могут вести образ жизни, который будет разрушать ее, как например алкоголики и наркоманы

№2

Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

ответ

  1. Понятие деятельность применимо к третьей ситуации, в которой лесорубы с помощью современной техники расчистить делянку.
  2. Аргументы:

– Занятие лесорубов является деятельностью так как оно направлено на достижение практически полезного результата, что является отличительной чертой деятельности как труд

– Занятие лесорубов является деятельностью, так как оно носит преобразующий характер: лесорубы очищают лесное пространство.

№3

Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

ответ

  1. Каждый человек может обладать задатками, которые необязательности превращаются в способности, если их не развивать в процессе какой-то конкретной практической деятельности
  2. Современные ученые считают, что природные задатки являются важным аспектов развитии способностей, но определяющим является все же стремление способность развить

№4

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

ответ

  1. Выводы

-Уровень образованности населения в странах третьего мира является достаточно низким по сравнению с другими странами

– Число детей, не посещающих школы в странах Южной и Юго-Восточной Азии больше, чем в странах Африки.

2. Причина

– Экономика стран третьего мира не позволяется должным образом проводить полноценную политику пропаганды образования для населения

№5

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

ответ

  1. Относительная истина – неполное, неточное знание о предмете

В науке было сначала открыто, что вещества состоят из молекул, только потом, что оно из атомов, то есть первое открытое знание о том из чего состоит вещество являлось неполным.

2. Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Ученый Томпсон предложил модель атома, которую часто называют «кекс с изюмом», впоследствии она оказалась неверной и была заменена на планетарную.

№6

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) В ситуации с индустриализацией показано такое свойство как противоречивость общественного прогресса.

2) Примеры

– Развитие нефтедобывающей промышленности приводит к загрязнению окружающей среды

– Глобализация помогает создавать межкультурную коммуникацию, но при этом может приводить к потере национальных особенностей.

№7

Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.

ответ

  1. Компьютеризация

Школы страны Z следят, чтобы выбранный объем нагрузки не вредил здоровью учеников.

2. Гуманизация

Учащиеся могут обучаться посредством современных компьютерных технологий.

Источник

1. Вспоминай формулы по каждой теме

2. Решай новые задачи каждый день

3. Вдумчиво разбирай решения

Современный мир называют сетевым. Многие учёные отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Сформулировано мнение, например:
— компьютер и Интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, как профессиональной, так и частной, можно говорить, что современный человек освоил “сетевой образ жизни”.
2. Приведены аргументы:
— многие профессии сегодня немыслимы без компьютера, с его помощью осуществляется приём, переработка и хранение определённой информации;
— в частной жизни люди знакомятся и общаются в Интернете в социальных сетях, общаются на форумах и чатах;
— досуг многих людей связан с компьютерными играми, за которыми они проводят достаточно много времени.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера.

В ответе могут быть приведены факторы и примеры:
— развитие науки и техники. Пример: появление новых сельскохозяйственных машин и новых технологий способствует более качественному возделыванию почвы, вырашиванию разнооб разных культур;
— распространение научного мировоззрения, формирующего научную картину мира. Пример: осознание связей и закономерностей развития природы и общества позволяет предотвращать исчезновtние отдельных лесных массивов, озёр и т. п., решать экологические проблемы;
— развитие творческой, преобразовательной деятельности. Пример: трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общество как
система”.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса подтверждается данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
— прогресс техники, развитие индустрии, химической промышленности и другие изменения в области производства, с одной стороны, способствовали повышению производю:ельности труда и эффективности производственной деятельности, а с другой — привели к разрушению прнродноrо баланса, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — всё это, с одной стороны, повысило уровень благосостояния, комфорт жизни людей, а с другой стороны, увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и нарушения нервной системы, способствовало распространению сердечно-сосудистых заболеваний.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное
развитие”.

Рост населения в развивающихся странах обострил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

В ответе могут быть указаны глобальные проблемы:
— демографическая;
— экологическая;
— разрыв в уровнях экономического развития стран Севера и Юrа.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Глобальные
проблемы”.

“Современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства”. Приведите любые два признака нравственности, отличающих ее от других социальных регуляторов. Назовите два любых требования, которые современная нравственность предъявляет к человеку.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведены признаки, например:
— определяет характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом;
— соблюдение принципов нравственности обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением, совестью человека;
— определяется уровнем развития общественного и индивидуаль ного сознания;
— нравственные нормы возникают стихийно в процессе длительного исторического развития общества;
— нравственные нормы исполняются добровольно;
2) названы два требования, например:
— быть толерантным;
— быть ответственным за принимаемые решения;
— быть уважительным по отношению к другим людям.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Мораль”.

Прочитайте фрагмент научного текста: “Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие”. Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

Правильный ответ может содержать следующие элементы: критерии, по которым текст можно отнести к научным, например:
— использование научных понятий;
— опора на научную картину мира; черту научного познания, например:
а) выдвижение гипотез;
б) экспериментальная проверка.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.

В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названы методы научного исследования:
— наблюдение;
— эксперимент;
— системный анализ;
2) указан еще один метод, например: моделирование;
3) указанный метод кратко охарактеризован, например: разработка некоторых схематических представлений, аналогичных реальным процессам и явлениям, для выделения и изучения наиболее существенных свойств и связей.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.

Источник

Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером

Падение Римской империи Томас Коле

Общественный прогресс – это направленное развитие человеческого общества, при котором происходит переход от менее совершенных форм, к более совершенным. А так как совершенству нет предела, то и прогрессу тоже. Прогресс затрагивает все сферы общественной жизни – семью, государство, образование. Так или иначе меняется всё. Но нельзя сказать, что прогресс необратим, есть и его противоположная форма – регресс – упадок в развитии, движение назад.

Классическим примером общественного регресса в мировой истории будет падение Римской империи в V веке н.э. и переход к Средним векам, которые еще называют Тёмными. Тогда на несколько веков были забыты водопровод, римское право, технологии ведения хозяйства и многое другое. Как драматически пишут «варвары пасли коз на развалинах Рима».

Но регресс для общества скорее исключение, в основном оно стремится к прогрессу. Однако и сам прогресс не столь однозначный: во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Индустриализация – это процесс перехода от аграрного хозяйства к промышленному, в СССР он проходил преимущественно в 1930-х, одновременно с периодом сталинского Большого террора и массовыми репрессиями по уничтожению «врагов народа». В вопросе указывается, что развивалась промышленность – это верно. По итогам первых двух пятилеток, даже самым пессимистичным, СССР занял второе место в мире (после Англии) по объемам промышленного производства. Пусть и постепенно, но это сопровождалось повышением уровня жизни людей, так как тяжелая промышленность создала базу для последующего развития промышленности лёгкой – товаров народного пользования. Но одновременно с этим были «ущемления прав граждан» – это так мягко авторы назвали массовые чистки по 58 статье, по которой было осуждено более 3,5 миллиона человек, а к высшей мере (смертной казни) были приговорены более 600 000. С большой натяжкой это можно назвать ущемлением, авторы правы.

Данный процесс иллюстрирует двойственность прогресса или, как еще иногда говорят – его противоречивый характер. Это значит, что в чём-то общество движется вперёд, а в чём-то – откатывается назад. В случае с СССР ценой индустриализации (прогресса) была свобода большого количества людей и их жизни.

Примеры противоречивого характера прогресса:

1. Римская империя VS рабовладение

Как ни странно, да. При всём своём прогрессивном развитии, экономика Римской империи базировалась на рабском труде и большой разницей между гражданами Рима и жителями римских колоний – варварами. Это в дальнейшем и обусловило падение сначала республики, а затем и империи.

2. Урбанизация VS рост числа инфарктов

Жизнь в городе (а урбанизация – это тенденция к переезду людей в город), безусловно, гораздо комфортнее, чем в деревне и требует меньшего труда для поддержание существования. Сама урбанизация свидетельствует о росте числа промышленных предприятий (переход от аграрного общества к индустриальному, а затем – и к постиндустриальному). Однако скученность проживания людей, регулярные стрессы, с которыми сталкивается горожанин, пробки, телефонные звонки, потоки информации, невозможность расслабиться – всё это оказывает психологическую нагрузку на человека. Это все можно продолжать до бесконечности. Всё это катастрофически увеличило число смертей от инфаркта. И да, в этом двойственность урбанизации как прогресса.

3. Вестернизация Петра I VS консервация крепостничества

Вестернизация – это заимствование западного образа жизни (от английского West – Запад), особенно ярко она проявилось при первом российском императоре – Петре, которого прозвали Великим за выход к

Балтийскому морю, рубёжку бород, немецкое платье и строительство Санкт-Петербурга. Но реже говорят, что именно при Петре произошла консервация крепостнического строя – все средства для своих «преобразований» и войн царь брал с тяглового сословия, всё больше его закрепощая. Именно при нём произошёл роковой разрыв между правящими дворянскими элитами, сбрившими бороды и заговорившими на немецком и французском и крестьянами, что продолжали бороды носить, а понимали только родной, русский язык.

Такова противоречивость общественного прогресса.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Читайте также:  Какие приправы полезные свойства