Какое свойство организмов служит материалом для искусственного отбора

Какое свойство организмов служит материалом для искусственного отбора thumbnail

Ряд последовательных стадий выведения культурной кукурузы из дикорастущих предков

Иску́сственный отбо́р, наро́дная селе́кция — выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

Результатом искусственного отбора является многообразие сортов растений и пород домашних животных.

Формы[править | править код]

  • Бессознательный — при этой форме отбора сохраняются лучшие экземпляры без постановки определённой цели;
  • Методический — человек целенаправленно подходит к созданию новой породы или сорта, ставя перед собой определённые задачи. Методический отбор — творческий процесс, дающий более быстрые результаты, чем бессознательный. В основе такого способа разведения лежит изменчивость признаков, их наследуемость и отбор.
  • Методический в свою очередь делится на Однократный и Многократный. В свою очередь однократным является отбор в одном поколении. Многократным является отбор в течение ряда поколений по одним и тем же признакам, пока не будет достигнуто значительное улучшение требуемого признака.[1]

В селекции[править | править код]

Искусственный отбор — один из основных методов селекции, который может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами.

Например, гибридизация близкородственных организмов даёт широкий спектр изменчивости, который служит плодотворным материалом для искусственного отбора.
Искусственный отбор был основным фактором появления домашних животных и культурных растений.

В понятие искусственный отбор входит избирательный отбор животных или растений селекционером, у которых под влиянием внешней среды и изменением привычек возникли приспособления полезные не для самого животного или растения, а для человека. Ч. Дарвин объяснял возникновение таких приспособлений тем, что человек во власти накоплять изменения, которые доставляет ему природа, путём подбора малозаметных отклонений. Следовательно, одним из важнейших факторов искусственного отбора является изменчивость. Без изменчивости невозможно существование ни естественного, ни искусственного отбора. И поскольку изменения у животных или растений возникают случайно, то вероятность их возникновения тем больше, чем больше имеется особей.

Вторым важным фактором искусственного отбора является наследственность. Дарвин открыл в природе закон длящейся в поколениях изменчивости. Согласно этому закону изменения, происходящие в органах животных или в растениях, при сохранении условий, их вызвавших, сохраняются и усиливаются в последующих поколениях. Таким образом, наследственность не только сохраняет изменения, но и закрепляет их в последующих поколениях.

Действие искусственного отбора сводится не только к наследованию изменений, главным фактором здесь является человек, который и обеспечивает отбор.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Дарвин Ч. Глава I // О происхождении видов в царствах животном и растительном путём естественного подбора родичей или о сохранении усовершенствованных пород в борьбе за существование / пер. С. А. Рачинский — СПб.: Глазунов, Александр Ильич (издатель), 1864. — С. 6—35.
  • Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. — М.: Наука, 1996. — С. 52—55. — ISBN 5-02-006043-7.
  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 томах. Том 2. — М.: Мир, 1996. — С. 291—294. — ISBN 5-03-001602-3.

Источник

Видовое многообразия всего живого на Земле обеспечивается действием естественного и искусственного отбора. Естественный отбор протекает в природе и может менять направление в зависимости от изменяющихся условий среды. Искусственный отбор направляется человеком.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем биологии – 23 лет.

Какое свойство организмов служит материалом для искусственного отбора

Определение

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции, приводящий к формированию приспособленности организмов к среде и появлению новых видов. Под естественным отбором понимают процесс избирательного выживания и размножения наиболее приспособленных организмов. Термин ввёл натуралист Чарльз Дарвин.
Причинами естественного отбора являются борьба за существование и наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора. Дарвин выделял три формы борьбы за существование:

  • борьба с неблагоприятными условиями;
  • межвидовая борьба;
  • внутривидовая борьба.

Различные виды воробьёв

Рис. 1. Различные виды воробьёв, возникшие в результате действия естественного отбора.

Искусственный отбор – выборка и закрепление в геноме особей определённых признаков, полезных для человека. Искусственный отбор лежит в основе селекции. Отбирая «рабочих» особей, человек скрещивает их для усиления полезных признаков. Изначально, без знаний генетики и селекции, выведение новых пород, сортов, штаммов человеком носило спонтанный характер. Постепенно человек с помощью селекции и генной инженерии научился чётко достигать поставленных целей.

Примером искусственного отбора является вся сельскохозяйственная деятельность, примером естественного отбора – возникновение новых видов в природе, например, устойчивых к пестицидам насекомых, поедающих нейлон бактерий. Человек благодаря селекции вывел линии молочных и мясных коров, собак, кукурузу, винные бактерии, высокопроизводительный хлопчатник.

Сравнение дикой и окультуренной кукурузы

Рис. 2. Сравнение дикой и окультуренной кукурузы.

Сравнение

Несмотря на особенности протекания процессов, между двумя видами отбора существуют определённые сходства:

  • исходным материалом являются индивидуальные особенности организма, возникшие в результате наследственной изменчивости;
  • благоприятные, необходимые (человеку или самому организму) признаки закрепляются, передаются по наследству;
  • особи с неблагоприятными признаками уничтожаются, отбраковываются либо человеком, либо в процессе эволюции.

Описание различий представлено в таблице сравнения искусственного и естественного отбора.

Признаки отбора

Сравнительная характеристика

Естественный отбор

Искусственный отбор

Объект

Популяция

Отдельная особь или группа

Место

Естественные экосистемы

Фермы, селекционные станции, питомники

Продолжительность

Непрерывно, на протяжении нескольких тысячелетий

Несколько лет, в среднем – 10 лет для получения новой породы или нового сорта

Фактор

Условия и влияние среды

Действия человека

Критерий

Приспособленность к условиям среды

Соответствие потребностям человека

Формы

– Движущий отбор – направлен в сторону лучшей приспособленности популяции к изменившимся условиям среды;

– стабилизирующий отбор – сохранение полезных признаков в относительно постоянных условиях;

– дизруптивный отбор – закрепление в популяции противоположных вариантов одного признака

– Бессознательный отбор – закрепление в популяции лучших признаков случайно, без определённой цели;

– методический отбор – целенаправленные действия человека по сохранению в популяции определённого признака

Результат

Появление новых видов

Получение новых пород, сортов, штаммов

Читайте также:  Какими свойствами обладают эфирные масла

Графики форм естественного отбора

Рис. 3. Формы естественного отбора.

Значение

Несмотря на разность подходов, не следует противопоставлять виды отбора. Искусственный отбор неразрывно связан с естественным, так как изначально человек использовал для отбора диких особей, сформировавшихся в естественных условиях. В то же время природа может самостоятельно воздействовать на уже выведенные человеком породы и сорта.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Действие искусственного и естественного отбора влияет на биологическое разнообразия, увеличивая его. Кроме того, человек может выращивать в искусственных условиях более производительных особей, мало зависящих от факторов внешней среды.

В большинстве случае выведенные человеком особи не способны к самостоятельной жизни в дикой природе.

Что мы узнали?

Из урока узнали о сходствах и различиях искусственного и естественного отбора. За искусственный отбор отвечает человек, культивируя организмы с полезными для себя признаками. Благодаря искусственному отбору человек создал культурные формы растений, животных, микроорганизмов, благодаря которым получает пищу, лекарства, ткань и другое. Естественный отбор происходит без участия человека в процессе эволюции на протяжении тысяч лет. В основе обоих видов отбора лежит наследственная изменчивость.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Акира Кимура

    9/10

  • Amina Aknazarova

    10/10

  • Олеся Кот

    10/10

  • Глеб Горшенин

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 424.

Источник

Естественный и искусственный отбор — в чем сущность

Согласно теории эволюции английского натуралиста Чарльза Дарвина, образование новых сортов и пород в сельском хозяйстве и возникновение новых видов в природе обусловлено одним и тем же процессом — отбором, который подразделяется на естественный (природный) и искусственный (по человеческому намерению). В основе селекции и в первом, и во втором случае лежит генетическая изменчивость особей.

Естественный отбор

Определение

Естественный отбор в биологии представляет собой процесс выборочного выживания и размножения более приспособленных к окружающей среде организмов. Данное понятие является основным эволюционным механизмом, вследствие которого формируется адаптивность организмов и возникновение новых видов.

Причины рассматриваемого явления заключаются в следующем:

  • борьба за жизнь;
  • генетическая изменчивость индивидов.

Классификация форм борьбы за существование по Дарвину:

  • сопротивление неблагоприятным внешним условиям;
  • противостояние между видами;
  • внутривидовое соперничество.

Искусственный отбор

Определение

Искусственный отбор — это выбор и закрепление в геноме организмов таких признаков, которые наиболее полезны для человека с точки зрения хозяйственной эффективности. Данное явление предполагает усиление полезных свойств отобранных человеком особей путем их скрещивания.

Рассматриваемое понятие имеет огромное значение в сельском хозяйстве, поскольку именно скрещивание дает разнообразие сортов культур и пород животных, которые адаптированы для разведения в определенной местности. Впоследствии необходимые признаки закрепляются у индивида и передаются по наследству.

Формы селекции, осуществляемые человеком, согласно Дарвину:

  1. Бессознательный, то есть спонтанный, характерный для ранних этапов приручения растений и животных. Данный вид обусловлен недостаточными знаниями человека.
  2. Методический или осознанный, когда скрещивание происходит для достижения определенной цели человека.

Сходства и различия

Схожие характеристики

  1. Наследственная изменчивость как результат образования индивидуальных особенностей организма, которые служат исходным материалом в обоих видах отбора.
  2. Закрепление и наследственная передача полезных (в случае естественного отбора — для особи, в случае искусственного — для человека) свойств.
  3. Организмы, не обладающие благоприятными признаками, уничтожаются в ходе эволюции или бракуются человеком соответственно.

Различия

  1. Характер действия обоих видов селекции определяется как творческий. Естественный отбор направлен на выборку свойств, которые способствуют приспособлению особи и, как следствие, возникновению новых органических форм. При искусственном — процесс направлен на накопление свойств, необходимых человеку.
  2. Темпы селекции в природе протекают медленнее по сравнению со скоростью проявления искусственной селекции. Результаты первого явления заметны через сотни поколений, а итоги второго — за несколько поколений (новый сорт растения или порода животного выводится в среднем за 10 лет). При этом длительность природной селекции характеризуется непрерывностью.
  3. Эволюционные процессы происходят в естественной экосистеме. Местом отбора, производимого человеком, служат фермы, питомники и селекционные станции.
  4. Критерий природной селекции — приспособленность к окружающему миру, показатель человеческого отбора — соответствие практическим требованиям человека.

Более подробный сопоставительный анализ представлен в таблице:

Таблица

Источник: uchitel.pro

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Текст с ошибкой:

Расскажите, что не так

Источник

Образец планирования урока

8.4С Наследственность и изменчивость

Школа: школа-лицей 46 г.Шымкента

Дата:

ФИО учителя: Яврова Татьяна Леонидовна

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Искусственный отбор и его значение для селекции организмов. Виды искусственного отбора.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.2.4.2 описывать значение искусственного отбора для селекции организмов

Уровень мыслительных навыков

Применение, анализ

Цель урока

Учащиеся будут:

  1. Сравнивать и анализировать примеры пород домашних животных

  2. Употреблять определения искусственного отбора, селекции, сравнивать виды искусственного отбора

  3. Описывать роль искусственного отбора в селекции

Критерий оценки

  1. Сравнивают и анализируют примеры пород животных

  2. Употребляют определения искусственного отбора, селекции, сравнивают и приводят характеристики видов искусственного отбора

  3. Описывают значение искусственного отбора в селекции организмов

Читайте также:  У каких элементов сильнее выражены металлические свойства

Языковые цели

Коммуникативные: участвовать в групповой работе; строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре; активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Термины: Искусственный отбор, селекция, сорт, порода, массовый и индивидуальный, позитивный и негативный отбор; подбор производителей по качеству потомства.

Серия полезных фраз:

Адаптация – это…..

– Искусственный отбор – это процесс …….. с выгодными для человека…..

– Первым этапом в селекции сортов растений является………, пород животных…

Привитие ценностей

Открытость:

Учитель представляет одинаковый доступ к получению информации;

Учитель и учащиеся открыто оценивают друг друга и обосновывают оценку, дают обратную связь.

Уважительное отношение к мнению окружающих в ходе всего урока, умение генерировать идеи, отстаивать свою точку зрения.

Привитие Ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»:

Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях

Межпредметная связь

История- этапы антропогенеза

География- географические области, факты о селекции растений и животных

Предшествующие знания

Учащиеся должны уметь различать дикие и культурные растения из курса «Естествознание» 5 класс.

Из курса «Рост и развитие» 8 класса, знают о способах размножения растений.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока

1-2 мин

3-7 мин

(Т) Организационный момент

Приветствие

Цель: создание коллаборативной среды, эмоциональный настрой

Прием: Будем откровенны!

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

Больше всего я радуюсь, когда…

Проверка домашнего задания:

(И) Форма работы: индивидуальная работа по 2 вариантам:

1Вариант: Прием «Соотнесение понятия и определения».

Определение

Понятие

1. Это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам;

А. Борьба за существование

2. Это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки.

Б Ненаследственная изменчивость

3. Учение раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

В Наследственная изменчивость

4. Необратимое историческое развитие живой природы.

Г Эволюционное учение

5. Возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются по наследству

Д. Наследственность

6. Это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям

Е. Естественный отбор

7. Это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды.

Ж. Изменчивость

8. Процесс в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков погибают.

З. Эволюция

2Вариант: Прием «Вставить в текст пропущенные слова»:

Все, от вирусов до человека, обладают 1._______________. При этом дети всё же отличаются и от родителей, и друг от друга, другими словами, у всех них есть 2.______________________. Представитель пресмыкающихся гаттерия была современником динозавров, которые обитали на Земле более 200 млн лет тому назад. Лишённый 3._________________ организм не передаст свойства потомству. Каждому новому поколению пришлось бы осваиваться в жизни заново, с нуля, а не наращивать полученный от родителей багаж 4.__________________. Если б не 5.______________________, на Земле, наверное, до сих пор бы жили одни лишь самые древние и примитивные микробы.Не лучше оказалась бы и жизнь без 6._____________________. Ведь условия существования меняются. Ведь континенты то покрывались льдами, то становились пустынями. Чтобы выжить живые организмы должны иметь запас отличий от предков – шанс на выживание в новых ситуациях. Это и обеспечивается 7.______________

Взаимооценивание в парах : Прием «5 звезд»

 – ошибок нет

- 1-2 ошибки

- 3-4 ошибки

- 5 ошибок

- 6 и более ошибок

Корректирование полученных результатов

Мягкая игрушка

Карточки с заданием.

Ключ:

1 В

2 Ж

3 Г

4 З

5 Б

6 Д

7 А

8 Е

Карточки с заданием

Ответы: 1, 3, 5 – наследственность;

2, 6, 7 – изменчивость;

4 – приспособления

Стикеры

Середина урока

8-10 мин

11-15 мин

16-24 мин

25-26 мин

26-30 мин

Актуализация знаний

(Т) Метод Использования фотографий.

Цель: создание проблемной ситуации

Учитель демонстрирует фото «Многообразие пород собак». Задает учащимся вопросы:Кто изображен на картинке? Каким образом смогли появиться все эти разнообразные породы собак? Кто играет ведущую роль в этом процессе?

Дескриптор:

Называют и сравнивают породы собак

– высказывают свои предположения о появлении

разнообразных пород

Формативное оценивание:

– Устные комментарии учителя

Ученики совместно с учителем определяют тему и цель урока.

(Т) Работа с новыми терминами:

Просмотр видеофрагмента “Селекция»

(И) Учащиеся записывают определения в тетрадь

Что такое селекция?

Селекция – это эволюционный процесс, в котором человек является главным действующим фактором и направляет весь процесс в соответствии со своими потребностями.

Селекция – это наука о методах создания новых и улучшения существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов.

Что такое порода?

Порода – это устойчивая группа домашних животных одного вида, имеющих общее происхождение и обладающих специфическими признаками, передающимися потомству.

Что такое сорт?

Сорт – совокупность растений, созданная в результате селекции и обладающая определёнными, передающимися по наследству специфическими признаками и свойствами;

Изучение новой темы

(П) Работа в парах

Метод «Чтение с пометками»

Цель: упортебление новых терминов; описание роли искусственногоотбора в селекции

Причиной многообразия новых видов организмов является естественный отбор.

Что является причиной многообразия культурных форм? Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Зачем? Как? Почему?

Читайте также:  Какое художественное средство основанное на переносе свойств

Для того, чтобы лучше изучить и понять новую тему, согласно алгоритма Цирерона, ответьте на следующие вопросы
Работа по вопросам. Учащиеся в парах отвечают на вопросы, оформляют постеры

1.Что является причиной многообразия культурных форм?

2.Кто ведет искусственный отбор?
3.Когда человек стал создавать породы животных и сорта растений?
4. Как образовались сорта растений и породы животных?
5.Зачем человек создавал породы и сорта?
6. Почему искусственный отбор играет большую роль в увеличении биологического разнообразия?

Дескриптор:

– называют причины многообразия культурных форм

– указывают, кто ведет искусственный отбор

– отвечают, когда человек стал создавать породы животных и сорта растений

– объясняют, как образовались сорта распений и породы животных

– высказывают предположения, зачем человек создал породы и сорта

– указывают, почему искусственный отбор играет большую роль в увеличении биологического разнообразия.

(Г) Формативное оценивание:

Взаимооценивание: учащиеся объединяются в группы по четыре человека. Обмениваются ответами, дополняют друг друга. Сравнивают ответы друг друга с дискрепторами на доске.

Прием «Большой палец»

Большой палец вверх – на все вопросы ответили верно

Большой палец вбок – 1-2 ошибки

Большой палец вниз – более 3 ошибок

Корректирование полученных знаний.

Физминутка : упражнение для глаз

(Т) Беседа учителя с учащимися по вопросам:

Чем сознательный отбор отличается от бессознательного ?Сознательный отбор – это уже целенаправленный отбор для особей с определенными признаками.

В чем суть массового отбора?

Массовый отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях перекрестноопыляемых растений. При посеве человек сохраняет только растения с необходимыми качествами, а при повторном посеве снова отбирает растения сопределенными признаками.

В чем суть индивидуального отбора?

При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство. Применим для самоопыляемых растений.

Установите связь мутации и искусственного отбора.

Мутации поставляют материал для искусственного отбора

Опишите роль искусственного отбора в селекции?

Искусственный отбор является основным методом в селекции, так как человек предпочитал допусать до размножения только особи с лучшими хозяйственными качесвами.

Дескриптор:

– отвечают на вопросы учителя, излагают свои версии и предроложения

(Т) Формативное оценивание:

-Устные кометарии учителя

Фотографии с изображением различных пород собак

https://smk.edu.kz/Course/Topic/16/6967

Записывают определния в тетрадь

Учебник «Биология», 8 класс

Изд. «Атамура», 2018

Стр. 225-226

Дидактический материал

Ватманы, маркеры

интерактивная доска

Слайды презентации

Конец урока

31-36 мин

37-38 мин

39 мин

40 мин

Закрепление:

(И) Прием «Чистая доска»

Цель: употребление терминов и определений

Одни учащиеся по очереди называют новые термины, изученные на уроке. Учитель записывает названные слова на доске. Затем другие ученики выбирают любой термин, написанный на доске, и дают ему определение или характеристику. Правильно охарактеризованные термины учитель стирает с доски.

Дескриптор:

-Называют термины

-Дают определения терминам

(И) Формативное оценивание: «Разноцветные фишки»

За каждый названный термин или определение ученик получает фишку.

(И) Обратная связь: прием «Знал- узнал – хочу узнать»

Учащиеся на карточках дополняют ответы

Знал…………..

Узнал…………

Хочу узнать……

(Т) Домашнее задание:

Параграф 51, учебин «Биология» 8 класс, изд. Атамура, 2018 г

Творческое задание: составить синквейн по теме искусственный отбор

(Т) Подведение итогов урока

Доска, мел

Разноцветные фишки

Карточки для обратной связи

Учебник «Биология», 8 класс

Изд. «Атамура», 2018

Стр. 225-227

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Работа с раздаточным материалом и карточками, на которых даны задания; вопросы низкого и выского порядка.

Для всех (максимальная поддержка)

Все учащиеся употребляют определения: селекция, искусственный отбор; могут назвать примеры пород животных и сортов культурных растений. Знают виды искусственного отбора, их особенности. Ученики знают иторию возникновения искусственного отбора, могут назвать материальные основы и движущую силу искусственного отбора

Для большинства (средняя поддержка)

Знают и сравнивают методы искусственного отбора, могут объяснить, для каких живых организмов целесообразно применение различных методов и.о. Описывают значение искусственного отбора для селекции.

Некоторые учащиеся (малая поддержка)

Могут находить нужную информацию, анализировать ее. Прогнозируют дальнейшее значение искусственного отбора в жизни человечества.

Взаимооценивание в парах :

Прием «5 звезд»

Формативное оценивание :

Устные комментарии учителя

Взаимооценивание в группах:

Прием «Большой палец»

Формативное оценивание :

Прием «Разноцветные фишки»

Здоровьесберегающие

технологии.

  • Эмоциональный настрой.

  • Использование на уроке активных видов работы.

  • Физминутка

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Источник