Какое свойство присуще пространству в философии это

Пространство и время являются универсальными, всеобщими формами бытия материи. Нет явлений, событий, предметов, которые существовали бы вне пространства или вне времени.

Обычно выделяют всеобщие, общие и специфические свойства простран­ства и времени.

Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от человеческого сознания; универсальность – проявляется на всех структурных уровнях ма­терии; неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей; бесконечность – нет места, где пространство и время отсутствовали бы.

Общие свойства пространства: протяженность – существование и связь различных элементов; единство прерывности и непрерывности. Непрерывность означает от­сутствие каких-либо «разрывов» в пространстве. Прерывность проявляется в раздельном существовании материальных объектов. Их единство – это характер перемещений тел от точки к точке; трехмерность – пространство трех измерений.

Общие свойства времени:длительность – последовательность смены состояний; необратимость – однонаправленность от прошлого к буду­щему; неповторяемость – невозможность повторения прошлых событий; одномерность – линейная последовательность событий, связанных друг с другом.

Специфические свойства пространства:конкретные формы и размеры тел; наличие у них внутренней симметрии или асимметрии; изотропность и неоднородность пространства. Изотропность означает отсутствие выделенных направлений (верх, низ и др.). Неоднородность озна­чает различные значения кривизны в зависимости от распределения тяго­теющих масс.

Специфические свойства времени:конкретная длительность существования систем; скорость протекания процессов.

В современной науке используется также понятие биологического и социального пространства и времени.

Специфическими пространственно-временными свойствами в биологических системах являются: асимметрия расположения атомов в молекулах белка и нуклеиновых кислот, собственные временные ритмы и темпы изменения внутриорганизменных и надорганизменных биосистем, взаимосвязь и синхронизация ритмов друг с другом, а также с вращением Земли вокруг своей оси и сменой времен года.

Социальное пространство и время характеризуют особенности протяженности и пространственности социальных объектов.

Социальное время характеризует длительность, пос­ледователь-ность этапов материальной и духовной дея­тельности человека. Главным фактором, определяющим ход социального времени, является деятельность челове­ка, направленная на преобразование среды и самого себя. Все известные единицы кален­дарного времени – секунды, минуты, часы, дни – могут быть достаточно точно измерены.

Совсем другое дело – исчисление длительности соци­альных процессов – это эпоха, эра, сессия, сезон, семестр и т. п. Все они не могут быть не только определены, но не образуют соотношений между собой. Размышляет так и Плиний Старший, римский писатель и ученый, автор афоризма«Не считать надо дни, а взвешивать». Очевидно, что значимые для человека и общества характеристики длительности должны стать компонентами социального времени.

С социальным временем связано и личное время человека. Можно встретить два типа людей, которые по-разному относятся к своему личному времени: одни им вполне самостоятельно распоряжаются, другие не зна­ют, как его провести, чем заполнить. Личностное вре­мя используется непосредственно при определении мно­гих ценностей человеческой жизни и, прежде всего, его деятельности. Леонардо да Винчи считал удавшейся не­зависимо от ее длительности всякую жизнь, прожитую хорошо и достойно.

Личностному времени присуще чувство ритма, так, например, в жизни каждого человека устанавливается оп­ределенная последовательность событий: детство, юность, получение образования, начало творческой деятельнос­ти, вступление в брак, рождение детей и т. д. Такая пос­ледовательность выражает ритмическую организацию индивидуальной жизни, но не всякая последовательность носит ритмический характер. Несовпадение важнейших этапов социальной зрелости человека с его календар­ным возрастом или общепринятым ритмом организа­ции общественной жизни является проявлением арит­мии личностного времени.

Необходимо отметить сложность и неоднозначность пространственно-временных отношений на уровне от­дельного человека. Личностные время и пространство обусловлены особенностями восприятия самого челове­ка. Именно с ними приходится соизмерять свои поступ­ки, строить планы. Научный подход в этом вопросе не­обходим для более целостного видения мира.

Во всех перечисленных и других системах проявляются всеобщие свойства пространства и времени.

Выводы:

– Фундамент СТО составляют два постулата.

– СТО изменила представление о характере взаимодействий. Скорость передачи взаимодействия не может превышать скорость света в вакууме.

– Релятивистские эффекты пространства и времени не иллюзорны, а действительны.

– Согласно ОТО, тяготение – это не что иное, как искривленность пространственно-временного континуума.

Читайте также:  Какие свойства проявляют атомы хлора

Источник

Пространство — одна из фундаментальных категорий мышления. Эта категория — не столько результат процесса познания мира, сколько условие возможности всякого познания. В том числе — отношений человека с окружающим миром и его места в нем.

Individuum Mechanicus и его конец

Понятие пространства в том или ином его понимании служит базовым элементом любой картины мира. В течение нескольких веков в науке господствовала картина, нарисованная, главным образом, Исааком Ньютоном. Пространство великий англичанин понимал как своего рода огромное хранилище, заполненное вещами. Его свойства не зависят от помещенных в него вещей, и оно останется точно таким же и после того, как все разнообразное содержание мира исчезнет, — однородным и универсальным. В такой картине мира ни вещи, ни человек не имеют с пространством особой связи и не влияют на его параметры.

Часто говорят об идеологической нагруженности подобных воззрений: в эпоху зарождения капитализма стояла задача создать нового человека, не привязанного ни к какому месту и свободно перемещающегося туда, где возникла производственная необходимость в «человеческом ресурсе». Кроме того, человека нужно было оторвать от институций предшествующего, средневекового общества — общины, цеха, рода. Новый человек — это настоящий индивид, отдельный, или отделенный от любого органического целого, и составляющий новое механическое целое — капиталистическую систему, огромную машину, собранную из мелких взаимозаменяемых винтиков. Не случайно, видимо, в это же время возродилась античная атомистическая теория: греческое слово атом — «неделимый» — переводится на латынь именно как «индивид».

Человек Нового времени — винтик гигантской экономической машины

Такая картина мира господствовала все Новое время, и до сих пор в школьных учебниках физики встречается ньютонианская трактовка категорий пространства и времени. Однако в современной науке картина мира уже несколько иная. Во-первых, пространство и время теперь существуют не сами по себе, они объединены в континуум, в котором время — лишь одна из координат. А пространство перестало пониматься как однородное в любой своей точке, потому что его параметры задаются свойствами вещей и характером взаимодействия между ними. Скажем, то пространство-время, что присуще нашей Земле, существенно отличается от того, что можно зафиксировать в дальних галактиках и вблизи огромных астрономических объектов. Это означает, что пространство и время теперь — это не внешние условия существования природных и социальных систем, а их внутренние меры, задаваемые характеристиками этих систем. То есть пространство не независимо от вещей, оно формируется способом их существования, или со-бытия.

Континуум как сумма усилий

Все это кажется чем-то сложным, абстрактным и далеким от нужд и забот обычного человека. Но не спешите делать выводы. На самом деле человеку всегда был свойственен примерно тот взгляд на вещи, который постулируют современные наука и философия. И даже многовековые усилия классической физики не смогли сокрушить его интуитивный взгляд на реальность. Дело в том, что человеку присуще ценностное выделение тех или иных точек пространства, и никогда то место, где он, например, родился, и произвольная точка на другом конце планеты не будут обладать одинаковой ценностью. В человеческом измерении, в отличие от измерения машин и приборов, родное или чем-то полюбившееся пространство всегда имеет выделенный, особый статус, обладает специфическими характеристиками, связанными с пребыванием человека в нем. Любовь — главная причина искажения обезличенной «объективности» однородного пространства.

Внес человек корректировки, кстати говоря, и в объективистское понимание времени: каждый из нас знает, что разные временные отрезки субъективно могут восприниматься совершенно по-разному. И часто это связано именно с пребыванием в том или ином ценностно выделенном пространстве. Например, нахождение на нелюбимой работе или в увлекательном путешествии просто не может не задавать разную шкалу восприятия, сжимая время или растягивая. Итак, время теперь зависит от характера и интенсивности взаимодействия человека с элементами окружающего пространства. Количество мер в многомерном континууме зависит, в том числе, и от нас.

Физика XX века изменила представления о пространстве и времени

Читайте также:  Какие общие свойства характерны для жидкостей

Это влечет несколько важных выводов. Прежде всего, зависимость пространства от человеческой деятельности накладывает на человека ответственность. Это раньше можно было считать себя лишь случайным элементом объективно существующего пространственного хранилища, которое останется таким же и без тебя. А теперь пространство — это фактически совокупность человеческих усилий, направленных на его воспроизводство во времени. Если что-то перестает длиться, оно теряет и пространственное измерение, ибо континуум схлопывается.

Новый предел однородности

Есть и другое интересное следствие, но уже глобального характера. В свое время много говорили о процессе глобализации. Фактически этот процесс можно представить как создание однородного пространства во всемирном масштабе с синхронно идущим социальным временем. Различия между регионами мира, связанные с их нахождением на разных этапах исторического прогресса, продуцировали пространственно-временную неоднородность мира. А глобализация, словно по заветам Ньютона, в числе своих целей имела сглаживание различий и, как следствие, творение всемирной универсальности — одинаковости каждой точки пространства. В случае успеха этого замысла человек точно бы потерял способность к ценностному выделению того или иного места мира, став мировым кочевником, обреченно бредущим за средствами к существованию.

Однако ныне об успехах глобализации говорят мало, но все чаще и чаще — о ее конце. Вновь создание однородного пространства терпит неудачу, хотя частичная реализация целей глобализации в предыдущие десятилетия кажется очевидной. Но сейчас мир снова распадается на регионы, сферы, блоки, а основными границами разломов выступают культурные предпочтения и ориентации. То есть и культуры общей не получилось, не только экономики и политики. Характерно, кстати, что в числе инициаторов регионализации — те, кто считался ответственными и за глобализацию — элиты западного мира. Ведь что такое, например, активно накладываемые на нашу страну санкции, превратившиеся в распространенный инструмент международной политики? Это попытка создания выделенных областей мирового пространства, в которых за счет частичной изоляции от остального мира иные пространственные характеристики и даже иное течение социального времени. Страны, на которые накладываются санкции, должны стать своего рода зонами отчуждения, выключенными из истории человечества. Ни о какой однородности пространства и времени в мировом масштабе речи теперь не идет.

Санкционная война как завершение глобальной однородности

И здесь у нас как у жителей такой страны обязан возникнуть вопрос: а что же нам делать? Согласиться с тем, что нам навязали какие-то особые параметры пространства и времени и остановить свое движение, вывалившись в небытие? Или считать, что наша «особость» — это не проклятье и не приговор, а шанс? Пусть у нас иной пространственно-временной континуум, чем у Запада, но кто сказал, что он хуже и менее привлекателен? Ведь, повторим снова, его характеристики зависят от способов взаимодействия элементов, то есть от нас с вами и нашей готовности нести ответственность за собственную судьбу. Наше особое пространство существует уже очень давно, и пока найдутся те, кто своими усилиями готов длить его во времени и впредь, этот специфический российский «континуум», являющийся для нас безусловной ценностью, не схлопнется никогда.

Источник

Представления о пространстве в философии

Пространство – это одно из базовых понятий человеческого мировоззрения, отражающее неоднородность и множественный характер существования мира.

Пространство является неотъемлемым атрибутом человеческой психической деятельности, так как именно в нем располагаются как сами предметы, так и человек, и процессы манипуляции этими предметами.

Понятие пространства возникло в древние времена и впервые уже осмысливается в мифорелигиозных системах. В них пространство анализируется с точки зрения его возможных направлений, и их соотнесения с организацией мира. Так рассматривая направленность «вверх-вниз» люди традиционно ассоциируют высшие слои пространства с божественными, благостными силами, под которыми находится сама земля, заселенная людьми, а противопоставляются ей подземные пространства, обозначаемые как царство мертвых, либо враждебных божественному сил. Аналогичным образом выстраивается противопоставление направлений восхода и заката солнца.

Позднее в период расцвета античной натурфилософии пространство рассматривается как самостоятельная и независимая субстанция, служащая вместилищем для всех материальных объектов. Данная субстанциональная трактовка доминирует в трудах Демокрита и других представителей материалистического направления. В тоже время Аристотель связывает пространство с самими объектами, указывая на то, что для каждого предмета существует в мире его место, куда он стремится (таким образом Аристотель обуславливал действие закона тяготения), что породило реляционную трактовку пространства, как существующего лишь во взаимоотношении предметов.

Читайте также:  Напиши какие свойства горных пород и минералов

К базовым свойствам пространства можно отнести:

  • протяженность,
  • однородность,
  • изотропность,
  • трехмерность.

Протяженность составляет не только свойство, но и саму суть понятия пространства, так как она выражается в самой возможности тел существовать возле друг друга, т.е. в одном пространстве.

Однородность выражается в том, что всякая точка пространства является эквивалентной любой другой точке и обладает точно такими же свойствами. Изотропность пространства в свою очередь предполагает, что из любой точки пространства можно двигаться в любом направлении.

Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого тела в реальном пространстве можно указать с помощью трех независимых величин. Несмотря на существование многомерных пространств, они остаются уделом математического моделирования, в то время как в реальности трех величин достаточно для надежной локализации объекта. Важным остается тот вопрос, что определение положения объекта возможно лишь относительно других существующих тел, что делает любое измерение относительным.

Представление о времени в философии

Время – это понятие, отражающее изменчивый и процессуальный характер реальности, существование не только тел, размещенных в некотором пространстве, но и событий, происходящих с этими телами в некоторой последовательности.

Также, как и пространство, время является одной из древнейших категорий. Представления человека о времени значительно менялись по мере развития общества. Первоначально время имело циклический характер в рамках мифорелигиозных представлений, так как циклические процессы обладали определяющим значением в жизни человека.

В античной философии складывается линейное понимание времени, как последовательности событий идущей из прошлого в будущее. Данное представление времени остается доминирующим и в настоящее время. Вместе с тем важность циклических процессов во времени невозможно переоценить, так как само измерение и отсчет линейного времени возможно лишь благодаря существованию циклов.

Фундаментальными характеристиками времени являются:

  • длительность,
  • однородность,
  • одномерность,
  • необратимость.

Длительность выступает и свойством, и сущностью времени, так как события, происходящие в пространстве, сопряжены между собой в определенной последовательности, которая и обозначается как время. По аналогии с пространством время однородно, каждая его точка равноправна с любой другой.

Специфическими свойствами выступает одномерность времени, т.е. его локализация всего лишь одной переменной, а также его необратимость. Согласно современных представлением движение по линии времени возможно лишь в одном направлении. Философы по-разному обуславливают данный принцип – через второй закон термодинамики, законы квантовой физики и даже принцип причинности, по которому в случае обратимости времени существование причинно-следственных связей было бы невозможным.

Субстанциональный и реляционный подходы

Замечание 1

На протяжении всей истории философии решение проблемы времени и пространства происходило в рамках двух подходов – субстанционального и реляционного. Данные подходы зародились еще в античный период, однако свой расцвет пережили в Новое время.

Согласно субстанциональному подходу пространство и время являются независимыми величинами, которые существуют сами по себе безотносительно тел и их взаимодействий. Данный подход получил наибольшее обоснование в механике и физике Ньютона, где время используется в качестве одной из базовых и независимых величин.

Реляционный подход напротив предполагает относительность пространства и времени, их связывание с взаимоотношениями между телами и процессами которые происходят. Вне этих отношений пространство и время не существует. Данный подход развивался в философии Лейбница.

Разрешение противостояния данных систем произошло благодаря открытиям А. Эйнштейна и его специальной и общей теории относительности. Эйнштейн показал, что даже в механике протяженность объекта, их взаимное расположение и факт одномоментности событий может различаться в зависимости от положения стороннего наблюдателя относительно самой системы. Таким образом, научно было обусловлено превосходство реляционного подхода к пониманию пространства-времени, что в свою очередь породило множество новых философских проблем.

Источник