Какое свойство русского ударения используется при применении

Какое свойство русского ударения используется при применении thumbnail

ОРФОЭПИЯ

Орфоэпией(orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.

На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].

Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Правила произношения.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.

Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад, любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т. д.

Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как кладбрат, раб арап, разчас. Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олегвек, снегрек, другмук.

В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.

В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.

Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка, про[п]ка – пробка. Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить.

Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный, по[зн]о – поздно, че[сн]ый – честный, уча[сл]ивый – участливый. Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш, сж и зж, зж и жж, сч, зч, тч и дч, тц и дц.

СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Свойства Примеры
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к ка­кому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения – индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу  
 
берег, товарищ, молодец,
перевезённый,
переквалифицировался
руки – руки, нарезать – нарезать; еду – еду, ворона – ворона
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и то­го же слова Присуща – 90 % слов современного русского языка  
 
задеть – задели – заденешь – задень;
буква – буквы – буквами;
ленивый — ленива — ленивы – ленивее
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка  
нести – несете – несут; брал – брала – брали; двадцать – двадцатью
Вариативностькак возможность различного положе­ния в одном и том же слове и в одной и той же морфе­ме  
 
творог — творог; налил — налил; даришь , дарить
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками  
 
водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный
Читайте также:  Какое соединение серы проявляет только окислительные свойства

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударениеСловесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне…

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас – атла́с.

  • быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

  • Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

  • Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

  • При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

 Упражнение к теме «1.7. Ударение»

Читайте также другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»

  • 1.1. Звуки речи
  • 1.2. Фонетическая транскрипция
  • 1.3. Гласные и согласные звуки
  • 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
  • 1.5. Звуки речи и буквы
  • 1.6. Слог. Правила переноса слов
  • 1.7. Ударение
  • 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
  • 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
  • 1.10. Согласные звуки
  • 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
  • 1.12. Правописание гласных после шипящих
  • 1.13. Правописание гласных после Ц
  • 1.14. Изменения согласных в речи
  • 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
  • 1.16. Полный фонетический разбор слова

Источник

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

быть показателем грамматической формы слова.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Источник статьи: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/633-17_udarenie.html

Ударение: что нужно знать, чтобы правильно его поставить и успешно справиться с одним из заданий ЕГЭ?

Часть 1. Имена существительные

Определить, куда падает ударение в словах русского языка бывает очень непросто. Творо́г или тво́рог ? Жа́люзи или жалюзи́ ? О́тдал или отда́л ?

Начну с того, что ударение в русском языке свободное . Это значит, что ударение может стоять на любом слоге . Есть языки и с фиксированным ударением, такие как польский (ударение на предпоследнем слоге), чешский (ударение на первом слоге), французский (ударение на последнем слоге).

Как же русскому человеку определить, куда поставить ударение в слове и как его верно произнести?

Есть несколько правил , знание которых обязательно поможет вам выйти из этой непростой ситуации:

Наиболее частотными в процессе употребления в речи являются имена существительные. С них мы и начнём знакомство с ударениями!

Ударение в именах существительных :

  • заимствованные слова , как правило, сохраняют ударение таким, каким оно было в языке-источнике: диспансЕр, жалюзИ, партЕр, пюпИтр, мЕнеджмент и др.
  • в словах, оканчивающихся на -метр , ударение следует ставить на последний слог: киломЕтр, сантимЕтр и др.
  • в сложных словах, сохраняющих значение «приспособление для транспортировки чего-либо» , со второй частью -провод ударение падает на корень -вод- : мусоропровОд, газопровОд и др. Искл. электропрОвод .
  • в словах, оканчивающихся на -лог , ударение, как правило, падает на последний слог: диалОг, некролОг, монолОг, каталОг и др.

Отдельно стоит отметить существительное БАЛОВЕНЬ : ударение в этом слове падает на первый слог, но в производных от этого существительного словах ударение НЕ ПАДАЕТ на корень -БАЛ- , например: балОванный, баловАть, балУю, балУясь и т. д.

Важно запомнить, что есть ряд существительных, в которых ударение остаётся неподвижным, оно остаётся на корне :

Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/haknem_shkola/udarenie-chto-nujno-znat-chtoby-pravilno-ego-postavit-i-uspeshno-spravitsia-s-odnim-iz-zadanii-ege-5eb7fed97a0ac263c0dec21b

Adblock
detector

Источник

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

   Очень важно правильно ставить ударение. Пока мы слышим речь , в которой произносятся слова с правильным ударением , мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Стоит нам услышать слово с непривычным для нас ударением и внимание наше задерживается на этом слове.

   К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с неправильной постановкой ударения у младших школьников. И с этим очень трудно бороться  .Основной их причиной являются просторечие и семейные речевые традиции.

Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурного человека.

  В русском языке много особенностей постановки ударения.

       Место ударения в словах русского языка не фиксировано.Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему- приставку, корень, суффикс и окончание :выпустить , домик , дорога , столовая , дела , дорогой .Такое ударение называется свободным.

 Ударение может выполнять смысловую функцию. Так по месту ударения различаются:

-разные слова во всех их грамматических формах: мука и мука , хлопок и хлопок , парить и парить.

-некоторые формы разных слов ,пища .пищи , пищу (сущ.) и пища (деепр.) , пищи (пов.накл) .

-неизменяемое слово от одной из форм другого- изменяемого слова , например: потом  и потом(ТВ.п. ед.ч.) или различаются неизменяемые слова ,например уже(сравн. Степень нар.) и уже

-разные форы одного слова : ноги и ноги , волос и волос.

Разно местность ударений делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. В большинстве случаев изменение  места ударения дает другое слово или другую форму слова ,но в некоторых случаях наблюдается колебания в месте ударения , которые не имеют  различительной функции. Это объясняется сложностью словарного состава русского языка. В ряде случаев отсутствует единая норма.

Литературный язык стремиться избежать колебаний. Один вариант соответствует норме, а другой считается неверным. Бывает и два варианта.

-в лексическом отношении , острота (остроумное выражение ) и острота (св-во по пилаг. Острый)

– в грамматическом отношении: мало(нар.) и мало (кр. Прил.)

– в стилистическом отношении  различают варианты слов:

А) общеупотребительный и профессиональный : добыча ( общеупотребимо.) и добыча (проф.), искра и искра , компас и компас.

Б) литературный и диалектный: вьюга (лит.) и вьюга (диал.) , крапива и крапива.

В) литературный и просторечный : квартал (лит.) и квартал (прост.) километр и километр , красивее и красивее. , магазин и магазин.

Г) литературный и нар- поэтический: молодец и молодец . девица и девица , серебро и серебро.

Учащиеся не всегда правильно ставят ударения .Это бывает по ряду причин :

Причинами появления ошибок Р.И.Аванесов считает :

-неизжитые особенности диалекта;

-родной язык говорящего ( в речи нерусских ) ;

-не усвоение норм ударения  в словах иноязычного

-происхождения. Так как в Москве проживают люди разных национальностей  и дома дети разговаривают на своем языке , это создает трудности в обучении русскому языку. Как правило учащиеся вторых классов в устной речи правильно ставят ударения в словах , а на письме применить его не всегда могут. Такие ошибки могут быть связаны с слабо развитой функцией самоконтроля.

  Многие дети допускают ошибки в постановке ударения на письме , хотя произносят их правильно.

 Предлагаю несколько упражнений ,направленных на формирование умения правильной постановки ударения.

 Вывесить в классе список слов , которые дети будут произносить с правильным ударением.

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО :

Звонит

Портфель

Положить

Начади и т.д..

Больше внимания уделять устным упражнениям.

Например проводить орфоэпический разбор на уроках русского языка в 3 и 4 классах.

А. Бондаренко выделила три направления при работе над ударением.

  1.  Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
  2.  Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения- разноместностью и подвижностью.

   3  Формирование у учащихся умения находить и выделять ударный слог.

 Автор говорит , что необходим комплексный подход к изучению ударения в начальной школе , который закладывает  основу лдя совершенствования умений школьника в старших звеньях.

Источник