Какое свойство русского ударения используется при применении правила

Какое свойство русского ударения используется при применении правила thumbnail

ОРФОЭПИЯ

Орфоэпией(orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.

На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].

Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Правила произношения.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.

Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад, любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т. д.

Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как кладбрат, раб арап, разчас. Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олегвек, снегрек, другмук.

В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.

В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.

Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка, про[п]ка – пробка. Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить.

Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный, по[зн]о – поздно, че[сн]ый – честный, уча[сл]ивый – участливый. Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш, сж и зж, зж и жж, сч, зч, тч и дч, тц и дц.

СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Свойства Примеры
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к ка­кому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения – индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу  
 
берег, товарищ, молодец,
перевезённый,
переквалифицировался
руки – руки, нарезать – нарезать; еду – еду, ворона – ворона
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и то­го же слова Присуща – 90 % слов современного русского языка  
 
задеть – задели – заденешь – задень;
буква – буквы – буквами;
ленивый — ленива — ленивы – ленивее
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка  
нести – несете – несут; брал – брала – брали; двадцать – двадцатью
Вариативностькак возможность различного положе­ния в одном и том же слове и в одной и той же морфе­ме  
 
творог — творог; налил — налил; даришь , дарить
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками  
 
водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

Читайте также:  Какие свойства живого проявляются на каждом уровне

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

Читайте также:  Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Источник

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударениеСловесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне…

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас – атла́с.

  • быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

  • Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

  • Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

  • При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Упражнения Упражнение к теме «1.7. Ударение»

Читайте также другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»

  • 1.1. Звуки речи
  • 1.2. Фонетическая транскрипция
  • 1.3. Гласные и согласные звуки
  • 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
  • 1.5. Звуки речи и буквы
  • 1.6. Слог. Правила переноса слов
  • 1.7. Ударение
  • 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
  • 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
  • 1.10. Согласные звуки
  • 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
  • 1.12. Правописание гласных после шипящих
  • 1.13. Правописание гласных после Ц
  • 1.14. Изменения согласных в речи
  • 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
  • 1.16. Полный фонетический разбор слова

Источник

Открытый урок

Тема: Ударение. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

Цели:

Образовательная:

1.Расширить знания учеников по теме «Ударение»

2.Познакомить с особенностями русского ударения

3. Дать понятие логическому ударению. Его роль в культуре речи

Воспитательная: 1. Прививать интерес к языку

2.Культура речи – часть общей культуры человека

Вид занятия: Урок- исследование по технологии «Проблемное обучение»

Тип занятия: Комбинированный

Методы: Информационные (рассказ, сообщение)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий )

Исследовательский (анализ текста)

Технология:1. Проблемного обучения

2. Элементы РКМЧП

3.Информационно- коммуникативная технология

Приёмы: Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Создание проблемной ситуации

Наглядные пособия: схема движения интонации

Раздаточный материал: карточки по орфографии

план связного рассказа по теме

словари

Литература:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Секреты стилистики, «АЙРИС»,М., 2005;

К концу урока ученик

Должен знать

Должен уметь

1.Что такое ударение словесное и фразовое

1.Правильно ставить ударение словесное и фразовое

2.Особенности русского ударения

2.Произносить слова и фразы в соответствии с нормами культуры речи

3.Роль и место ударения в культуре речи

3.Работать с орфоэпическим словарём.

«Мой верный друг,

Мой друг коварный,

Мой царь, мой раб,

Родной язык!»

В.Брюсов

  1. Проверка домашнего задания

  1. Работа по карточкам – 2 чел.

  2. Теоретический материал : а). особенности устной речи;

б). особенности письменной речи

3.Орфографическая разминка: правописание О,Ё после шипящих в разных частях речи и разных частях слова.

Алгоритм выбора нужной буквы

  • Определить часть речи

  • Определить часть слова

  • Применить правило

4.Выборочно- распределительный диктант. Записать слова в две колонки, выделить часть слова, в которой находится орфограмма.

С данными словами составить связный рассказ

Шёл, освещён, счёт, горячо, шорох, расчёска, свежо, шёлковый, отражённый, скворчонок, этажом, печёт, ночёвка, жёлтый, кошёлка, крыжовник, шоколад, шоссе, шофёр, девчонка, юбчонка.

II Основная часть

1. Что такое культура речи?

2.Задание: Что такое ударение. Какой раздел русского языка изучает ударение.

Особенности русского ударения

Роль и место ударения в языке

Все ответы записать в тетради.

    1. Сообщение ученика об ударении.

    2. Обобщение учителя. Записать конспект.

Правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка –одно из главных коммуникативных свойств. Правильное литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть чётким, логичным, выразительным. Выразительность достигается чётким и ясным произношением, правильной интонацией, правильным ударением.

Ударение- одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Ударение- важное фонетическое средство, так как слово не существует без него. Неправильное ударение, как правило, разрушает слово. Н/п [соба’ка ] – [ собак’а]

С фонетической точки зрения ударение- это выделение голосом какой либо звуковой единицы речи. В зависимости от этого выделяют ударение

а).словесное;

б).фразовое

Наиболее важным является ударение словесное – выделение какого- либо слога в слове с большей силой. Слог, на который падает ударение, называют ударным.

Ф.Кривин

Возил не шо’фер, а шофё’р,

Не фа’рфор, а фарфо’р.

Был оглашён не при’говор-

Судебный пригово’р.

Строгал не сто’ляр, а столя’р,

Но до’ску, не доск’у.

И слушал в одиночестве

Не «То’ску», а тоску’

ВЫВОД: ударение – важнейшее орфоэпическое средство, служащее для

выразительности речи.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

  1. Разноместность. Словесное ударение в русском языке является разноместным (свободным), т.е. может падать на любой слог в слове и не закреплён ни за каким конкретным слогом. В мире существуют языки, которые имеют ударение фиксированное, связанное, падающее на определённый слог в слове н/п в чешском языке – на первый слог; в польском и грузинском языках- на предпоследний; во французском языке- на последний (Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Проспер Мериме) Особенностью являются слова, пришедшие в русский язык из французского языка. Они сохраняют ударение родного языка – на последний слог. Н/п жалюзи’, досуг’, еретик’, каталог’, партер’, щаве’ль

а). дать значение выделенных слов;

б). составить словосочетания или предложения;

в). выразительно прочитать

Разноместность проявляется и в том, что ударение в русском языке может падать на любую часть слова- корень, приставку, суффикс или окончание. Подобрать по одному примеру, записать, поставить ударение. н/п

  • у’валень, из’морось;

  • ло’гика, па’рта;

  • деревя’нный, медвежо’нок;

  • степно’й, горя’т.

В сложных словах, имеющих два или несколько корней, кроме основного ударения, несущего главную акцентологическую нагрузку, имеется побочное, дополнительное. Оно, как правило, более слабое, предшествует главному и падает на первый слог н/п сбе’рка’сса

2. Подвижность При образовании однокоренных слов или при образовании форм слова ударение в русском языке может сохранять свою позицию, а может переходить на другую часть слова. н/п

  • вод’а—вод’ы – водо’й;

  • рек’а- ре’ки;

  • До’м- до’мик, домово’й, доми’ще

Задание: Измените слово или подберите родственное таким образом, чтобы ударение

перешло на другую часть слова. С одним из слов составить предложение.

Подчеркнуть грамматическую основу.

Сторона, полоса, голоса, борона, молодость, голодать, зеленеть, хлопотать, небеса, письмена(устар.)

3.Вариативность-ещё одна особенность русского ударения. Большинство слов имеют одно ударение, что является нормой. Но есть группа слов, которые допускают вариативность ударения. Обе формы являются нормой.

н/п и’нач’е, мы’шле’ние

Стихотворение В.Громова читает подготовленный студент

Мой дядя выяснял лет сорок и всё же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог!? А может правильней – творог!?

И как- то он в молочной лавке его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело, решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя, опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог, пойдёт в ватрушку и в пирог…

Но как спросить: почём творог, а, может, правильнее творог?

А в это время у прилавка и шум, и очередь, и давка.

Но дядя дольше всех стоит и сам с собою говорит:

«Да… Я к произношенью строг, не допускаю оговорок…

Но, как же всё-таки- творог , а, может, правильнее творог?

Задачу эту смог решить мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказал: «Прошу Вас получить за полкило творожной массы»

Кассирша мало разбиралась в местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось, она распродата уже!»

ВЫВОД: Разноместность, подвижность русского ударения вызывают затруднение при

усвоении норм русского языка. Правила, регулирующего постановку ударения

в русском языке, как такового, не существует. Нормы ударения усваиваются

вместе со словом, с его значением. В случае затруднения необходимо

обращаться к орфоэпическому словарю. Но и другие словари, как правило,

указывают в словарной статье место ударения.

Задание: Переписать

Поставить ударение. Проверить по словарю.

Составить словосочетания. Выразительно прочитать.

Алфавит, щавель, петля, сажень, километр, сироты, договор, ржаветь, квартал, творог.

  • Какие слова имеют вариативное произношение?

  • Сажень –дать лексическое значение, указать сферу употребления

(Русская мера длины, равная трём аршинам- 2м.13 см)

4.Одна из функций русского ударения – смыслоразличительная.

Лексическое значение таких слов можно определить только в контексте. Это омографы.

Задание: Переписать

Составить словосочетания. Выразительно прочитать.

Парить- парить

Замок- замок

Гвоздики- гвоздики

Кружки– кружки

5. В ходе исторического развития норма ударения может меняться

н/п у А.С.Пушкина «Полтава» «Гремит музы’ка боевая…»

современный вариант- му’зыка

6.В русском языке безударными являются служебные слова- предлог, союз, частица.

С ударным словом они образуют единое целое. Иногда предлоги могут перетягивать на себя ударение с главного слова

н/п По’ двое, на’ берег, по’ воду

7. Тест. Определить, в каком слове неверно поставлено ударение

Закупорить

Плесневеть

Курящий

Звонит

Занятой

8. Логическое ударение (фразовое) Сообщение ученика.

Задание: Прочитать фразу, придавая ей разные значения

Ученики изучают культуру речи

8. Экспресс- опрос по теме «Ударение»

Форма работы – «Лови вопрос»

III Слово учителя по итогам занятия (Обобщение. Оценки)

Домашнее задание: Конспект,

Составить тестовые задания по теме «Ударение» (по образцу)

Источник

Читайте также:  Какие есть физические свойства