Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной на

Завершаем разговор о видах культуры. В этой статье Вас ждёт информация про народную или традиционную культуру.

Кто автор?

Скриншот с методических материалов автора. Схема 1

Автор неизвестен. Народная культура зародилась в традиционном обществе, поэтому культурологи связывают её с социальной группой, которая в те времена составляла большинство населения. Речь идёт о крестьянстве.

Кто потребитель?

Скриншот с методических материалов автора. Схема 2

Потребителем традиционной культуры может быть абсолютно любой человек. Все в детстве читали народные сказки и любили разгадывать загадки. Взрослые увлечённо рассказывают анекдоты и произносят тосты за праздничным столом.

Какой продукт создаёт?

Народная культура за всё время своего существования создала огромное количество уникального продукта.

Скриншот с методических материалов автора. Схема 3

Удивительно, что всё это многообразие создано народом, который в большинстве своём не умел читать и писать.

Многие достижения традиционной культуры популярны до сих пор. Из народных мотивов черпали своё вдохновение представители элитарной культуры. М. Глинка первым использовал народную музыку в симфонических произведениях. Его знаменитая “Камаринская” была создана на основе задорных мелодий русских плясовых.

Современная массовая культура России также активно использует народные мотивы. Русские песни в новых аранжировках исполняют
Н. Бабкина, Н. Кадышева и многие другие.

Легко ли понять смысл?

Если хотя бы раз слышали русские частушки, то для Вас ответ очевиден. Но на ЕГЭ нужно будет дать как минимум три характеристики.

Скриншот с методических материалов автора. Схема 4

Хранителями народной культуры являются сельские жители старшего поколения. Они передают не только жизненный опыт (в приметах, пословицах и поговорках), но и тайны традиционных ремёсел. Именно от дедушек и бабушек можно узнать как валять Елецкие валенки, лепить Дымковскую свистульку, плести Вологодское кружево…

Мем от автора: Бабушкины страдания

Знания свои передают они по старинке (от мастера к ученику). Обучают совершенно так же, как учили их самих много лет назад.

Как можно классифицировать?

Скриншот с методических материалов автора. Схема 5

При составлении развёрнутого плана на ЕГЭ можете воспользоваться классификацией народной культуры по количеству исполнителей (схема 5) или по производимому продукту (схема 2).

Какова цель народной культуры?

Скриншот с методических материалов автора. Схема 6

Главная цель народной культуры – сохранение традиций.

Какие функции выполняет?

Совет: если на экзамене потребуется назвать функции народной культуры, то смело применяйте знания о культуре вообще.

Скриншот с методических материалов автора. Схема 7

И не нужно специально заучивать функции каждого вида в отдельности. Элитарная, массовая и народная культуры в той или иной степени выполняют функции культуры в целом.

Какие признаки и характерные черты имеет традиционная культура?

С традиционной культурой мы встречаемся в своей повседневной жизни каждый день, например, когда на завтрак кушаем блины с мёдом. Или когда по совету бабушки варим варенье, непрерывно помешивая его, непременно деревянной ложкой.

Скриншот с методических материалов автора. Схема 8

Традиционная культура основана на интуиции. Повышение температуры определяем прикосновением ладони. В рецептах народной медицины часто встречаем слова: “щепотка”, “на кончике ножа”, “на глазок” и пр.

Все это (и многое другое) возникло сотни лет назад и сохраняется в нашей повседневности до сих пор.

Скриншот с методических материалов автора. Схема 9

Народная культура консервативна, она передаётся из уст в уста от бабушек своим внукам.

Её нельзя поставить на поток, так как сразу теряется душа и теплота итогового творения. Например, Оренбургская фабрика пуховых платков никогда не сможет создать настоящую паутинку. Такую, как вязала моя прабабушка: легко скользящую через обручальное кольцо, но между тем тёплую и пушистую.

Готовы применить задания?

Скриншот с задания из открытого банка ФИПИ

Напишите свои ответы в комментариях. Проверим?

Советую почитать по теме 1.10 “Понятие культуры. Формы и разновидности культуры”:

Как справиться на ЕГЭ с простым вопросом (все о массовой культуре)

Какие признаки элитарной культуры спрашивают на ЕГЭ

Какие примеры приводят на ЕГЭ (№ 26 – элитарная культура)

Что пишут на ЕГЭ про массовую культуру

Почему на ЕГЭ путают элитарную и массовую культуру

Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали!

Источник

Семья — это:

1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:

1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);

2) групповой брак — древняя форма брака, при которой все мужчины одной родовой группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы

3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;

4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;

5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа;

6) полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;

7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;

9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.

Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — связана с биологическим воспро­изводством членов общества;

2) функция социализации — связана с формированием индиви­да как личности;

3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освое­нии социальных ролей;

4) хозяйственно-бытовая функция — связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой преста­релых и инвалидов;

5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

6) защитная функция — проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи;

7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уве­ренность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохране­нии позитивного жизненного тонуса;

8) рекреационная (досуговая) функция — включает в себя ду­ховно-эстетические моменты, в том числе организацию прове­дения досуга;

9) социально-статусная функция — заключается в предостав­лении своим членам социального статуса, что способствует вос­производству социальной структуры общества.

10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.

Классификация семьи

Основания для классификации

Типы семьи

По количеству

детей

Многодетная

Малодетная

Бездетная

По характеру распределе­ния домаш­них обязан­ностей

Традиционная (патриархальная) — домаш­ние обязанности выполня­ет в основном женщина, но ответственность за се­мью перед обществом и основная власть принадле­жат мужчине.

  •  Экономическая зависимость жены от мужа.

  •  Глава семьи — муж.

  •  Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими.

Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но как и в традиционной семье на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей.

Коллективистская (парт­нёрская) — обязанности выполняют супруги совме­стно или по очереди.

  •  Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи.

  •  Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи.

  •  Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся друг к другу.

Состав семьи

Нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми.

Расширенная (мно­гопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, про­живающих с ними.

Неполная семья —отсутствует один из родителей.

Характер

воспитания

Авторитар­ная — осно­вывается на безусловном авторитете ро­дителей, старшие “лучше знают”, что необходимо младшим.

Анархическая — выражается во внешней свободе для всех, но, по сути, во вседозволенности.

Демократичес­кая — характе­ризуется учётом мнения всех членов семьи, но с необходимостью нести ответственность за свои действия и решения.

Тенденции развития современной семьи:

1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.

2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное рос­том её авторитета в обществе.

3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.

4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.

5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родствен­ной) семьи.

6) Преобладание нуклеарной семьи.

7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества факти­ческих, но юридически не оформленных «свободных» семейных со­юзов и рождённых в них детей.

8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Семейный долг

Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.

Семейный долгпревращение нравственных тре­бований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непре­менного условия отношения к окружающим.

Долг родителей перед обществом: забота о своих де­тях, создание не­обходимых усло­вий для их полно­ценного развития.

Долг родителей перед своими детьми: роди­тели имеют равные права и обязанности в отношении детей — забота о семье и детях, их здоровье, физичес­ком, духовном и нрав­ственном развитии, обучении и матери­альном обеспечении, защита детей во всех учреждениях.

Долг детей (особенно ког­да они стано­вятся взрослы­ми) заботить­ся о своих родителях, о семье, её благо­получии, быте, эмоциональной атмосфере.

Ценность семьи является непреходящей. Потреб­ность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, ко­торую прежде всего оказывают близкие, семья.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите в приведённом списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1)

экономическая самостоятельность женщины

2)

совместное проживание нескольких поколений

3)

организация быта как основная экономическая функция

4)

принятие решений всеми членами семьи

5)

жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6)

совместная производственная деятельность

2. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведённом перечне характерные признаки семьи, описанной в задании. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

1)демократическая
2)патриархальная
3)партнёрская
4)нуклеарная
5)моногамная
6)традиционная

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Семья как социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов семей, и одно предложение, раскрывающее функции семьи. 

1) Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении).

2) Предложения:

1. Одним из критериев выделения типов семьи является количество детей — бездетные, малодетные и многодетные семьи.

2. Одной из функций семьи является репродуктивная функция, которая заключается в воспроизводстве потомства и продолжении своего рода.

Источник

1. Каковы принципиальные отличия наук
о природе от наук об обществе?

2. Что объединяет и разъединяет
естественные и социально-экономические
науки?

3. Какую роль играет язык в научном
исследовании?

4. Что такое парадигма? Как соотносятся
понятия «парадигма» и «научная картина
мира»?

5. Что такое принцип фальсификации?

6. Сформулируйте алгоритм научного
познания.

7. Являются ли критерии научности
едиными для всех эпох и социокультурных
систем?

8. Какие проблемы называются
структурированными, а какие –
неструктурированными?

9. Чем подтверждается достоверность
выводов о сущности и характере социальных
процессов?

10. Что такое верификация?

11. Как возможно использование
верификации в социальных исследованиях?

12. Можно ли считать принцип верификации
главным признаком достоверности
результатов, полученных социальными
науками?

13. Какие требования следует применять
к формулировке научных гипотез?

14. Чем отличаются научный и
публицистический стили изложения?

15. В чем различие между прикладными
и фундаментальными исследованиями?

16. Перечислите основные методологические
подходы в социальных исследованиях и
дайте их общую характеристику.

17. Какой критерий научности нарушает
известный тезис советских времен «Учение
Маркса всесильно, потому что оно верно»?

Тесты к теме

1.Какой из методов не является
общенаучным?

Варианты ответа:

а) индукция;

б) дедукция;

в) контент-анализ;

г) эксперимент.

2.Для какой науки характерно
использование идиографического
(индивидуализирующего) метода?

Варианты ответа:

а) математика;

б) биология;

в) история;

г) химия.

3.Какое свойство социальных наук
роднит их с критериями традиционной
научности?

Варианты ответа:

а) историзм;

б) типичность социальных фактов;

в) язык;

г) ценностное отношение к действительности.

4.Какое представление о человеке
присуще экономическому пониманию его
природы?

Варианты ответа:

а) человек эгоистичен;

б) человек альтруистичен;

в) человек верит в авторитеты;

г) человек – иррациональное существо.

5.Отберите пример слабоструктурированной
проблемы.

Варианты ответа:

а) оптимизации пассажиропотоков
городского общественного транспорта;

б) прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;

в) определение оптимального количества
поступающей в школы единиц оргтехники;

г) укомплектование городских поликлиник
врачами-терапевтами.

6.Какое из требований, предъявляемых
к научной гипотезе, выражает необходимость
верификации полученных в ходе ее
подтверждения результатов?

Варианты ответа:

а) релевантность;

б) проверяемость;

в) совместимость с существующим
научным знанием;

г) объяснительная или предсказательная
сила.

Тема 3. Общество как предмет социальных исследований

Основные понятия. Индуктивный и
дедуктивный способы научных представлений
об обществе, социальных процессах.
Эволюционный, функциональный и
институциональный подходы к исследованию
социальных процессов. Позитивизм в
социальных науках.

Методологический комментарий к теме.
Цель изучения данной темы заключается
в осмыслении феномена общества и
возможности применения к его изучению
научных средств. Для достижения этой
цели важно подвергнуть рефлексии
возможные способы концентрации научной
информации об общественных процессах
и пути ее использования в получении
достоверных результатов. Рассматривая
различия между индуктивным и дедуктивным
способами научных представлений об
обществе, особое внимание следует
обратить на специфику социального
закона. А при ознакомлении с основными
методологическими подходами – на
определение того, что такое методологический
подход и какую роль в получении значимых
научных результатов играет его выбор.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1. Каковы принципиальные отличия наук
о природе от наук об обществе?

2. Что объединяет и разъединяет
естественные и социально-экономические
науки?

3. Какую роль играет язык в научном
исследовании?

4. Что такое парадигма? Как соотносятся
понятия «парадигма» и «научная картина
мира»?

5. Что такое принцип фальсификации?

6. Сформулируйте алгоритм научного
познания.

7. Являются ли критерии научности
едиными для всех эпох и социокультурных
систем?

8. Какие проблемы называются
структурированными, а какие –
неструктурированными?

9. Чем подтверждается достоверность
выводов о сущности и характере социальных
процессов?

10. Что такое верификация?

11. Как возможно использование
верификации в социальных исследованиях?

12. Можно ли считать принцип верификации
главным признаком достоверности
результатов, полученных социальными
науками?

13. Какие требования следует применять
к формулировке научных гипотез?

14. Чем отличаются научный и
публицистический стили изложения?

15. В чем различие между прикладными
и фундаментальными исследованиями?

16. Перечислите основные методологические
подходы в социальных исследованиях и
дайте их общую характеристику.

17. Какой критерий научности нарушает
известный тезис советских времен «Учение
Маркса всесильно, потому что оно верно»?

Тесты к теме

1.Какой из методов не является
общенаучным?

Варианты ответа:

а) индукция;

б) дедукция;

в) контент-анализ;

г) эксперимент.

2.Для какой науки характерно
использование идиографического
(индивидуализирующего) метода?

Варианты ответа:

а) математика;

б) биология;

в) история;

г) химия.

3.Какое свойство социальных наук
роднит их с критериями традиционной
научности?

Варианты ответа:

а) историзм;

б) типичность социальных фактов;

в) язык;

г) ценностное отношение к действительности.

4.Какое представление о человеке
присуще экономическому пониманию его
природы?

Варианты ответа:

а) человек эгоистичен;

б) человек альтруистичен;

в) человек верит в авторитеты;

г) человек – иррациональное существо.

5.Отберите пример слабоструктурированной
проблемы.

Варианты ответа:

а) оптимизации пассажиропотоков
городского общественного транспорта;

б) прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;

в) определение оптимального количества
поступающей в школы единиц оргтехники;

г) укомплектование городских поликлиник
врачами-терапевтами.

6.Какое из требований, предъявляемых
к научной гипотезе, выражает необходимость
верификации полученных в ходе ее
подтверждения результатов?

Варианты ответа:

а) релевантность;

б) проверяемость;

в) совместимость с существующим
научным знанием;

г) объяснительная или предсказательная
сила.

Тема 3. Общество как предмет социальных исследований

Основные понятия. Индуктивный и
дедуктивный способы научных представлений
об обществе, социальных процессах.
Эволюционный, функциональный и
институциональный подходы к исследованию
социальных процессов. Позитивизм в
социальных науках.

Методологический комментарий к теме.
Цель изучения данной темы заключается
в осмыслении феномена общества и
возможности применения к его изучению
научных средств. Для достижения этой
цели важно подвергнуть рефлексии
возможные способы концентрации научной
информации об общественных процессах
и пути ее использования в получении
достоверных результатов. Рассматривая
различия между индуктивным и дедуктивным
способами научных представлений об
обществе, особое внимание следует
обратить на специфику социального
закона. А при ознакомлении с основными
методологическими подходами – на
определение того, что такое методологический
подход и какую роль в получении значимых
научных результатов играет его выбор.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник