Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной на
Завершаем разговор о видах культуры. В этой статье Вас ждёт информация про народную или традиционную культуру.
Кто автор?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 1
Автор неизвестен. Народная культура зародилась в традиционном обществе, поэтому культурологи связывают её с социальной группой, которая в те времена составляла большинство населения. Речь идёт о крестьянстве.
Кто потребитель?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 2
Потребителем традиционной культуры может быть абсолютно любой человек. Все в детстве читали народные сказки и любили разгадывать загадки. Взрослые увлечённо рассказывают анекдоты и произносят тосты за праздничным столом.
Какой продукт создаёт?
Народная культура за всё время своего существования создала огромное количество уникального продукта.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 3
Удивительно, что всё это многообразие создано народом, который в большинстве своём не умел читать и писать.
Многие достижения традиционной культуры популярны до сих пор. Из народных мотивов черпали своё вдохновение представители элитарной культуры. М. Глинка первым использовал народную музыку в симфонических произведениях. Его знаменитая “Камаринская” была создана на основе задорных мелодий русских плясовых.
Современная массовая культура России также активно использует народные мотивы. Русские песни в новых аранжировках исполняют
Н. Бабкина, Н. Кадышева и многие другие.
Легко ли понять смысл?
Если хотя бы раз слышали русские частушки, то для Вас ответ очевиден. Но на ЕГЭ нужно будет дать как минимум три характеристики.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 4
Хранителями народной культуры являются сельские жители старшего поколения. Они передают не только жизненный опыт (в приметах, пословицах и поговорках), но и тайны традиционных ремёсел. Именно от дедушек и бабушек можно узнать как валять Елецкие валенки, лепить Дымковскую свистульку, плести Вологодское кружево…
Мем от автора: Бабушкины страдания
Знания свои передают они по старинке (от мастера к ученику). Обучают совершенно так же, как учили их самих много лет назад.
Как можно классифицировать?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 5
При составлении развёрнутого плана на ЕГЭ можете воспользоваться классификацией народной культуры по количеству исполнителей (схема 5) или по производимому продукту (схема 2).
Какова цель народной культуры?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 6
Главная цель народной культуры – сохранение традиций.
Какие функции выполняет?
Совет: если на экзамене потребуется назвать функции народной культуры, то смело применяйте знания о культуре вообще.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 7
И не нужно специально заучивать функции каждого вида в отдельности. Элитарная, массовая и народная культуры в той или иной степени выполняют функции культуры в целом.
Какие признаки и характерные черты имеет традиционная культура?
С традиционной культурой мы встречаемся в своей повседневной жизни каждый день, например, когда на завтрак кушаем блины с мёдом. Или когда по совету бабушки варим варенье, непрерывно помешивая его, непременно деревянной ложкой.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 8
Традиционная культура основана на интуиции. Повышение температуры определяем прикосновением ладони. В рецептах народной медицины часто встречаем слова: “щепотка”, “на кончике ножа”, “на глазок” и пр.
Все это (и многое другое) возникло сотни лет назад и сохраняется в нашей повседневности до сих пор.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 9
Народная культура консервативна, она передаётся из уст в уста от бабушек своим внукам.
Её нельзя поставить на поток, так как сразу теряется душа и теплота итогового творения. Например, Оренбургская фабрика пуховых платков никогда не сможет создать настоящую паутинку. Такую, как вязала моя прабабушка: легко скользящую через обручальное кольцо, но между тем тёплую и пушистую.
Готовы применить задания?
Скриншот с задания из открытого банка ФИПИ
Напишите свои ответы в комментариях. Проверим?
Советую почитать по теме 1.10 “Понятие культуры. Формы и разновидности культуры”:
“Как справиться на ЕГЭ с простым вопросом (все о массовой культуре)“
“Какие признаки элитарной культуры спрашивают на ЕГЭ“
“Какие примеры приводят на ЕГЭ (№ 26 – элитарная культура)“
“Что пишут на ЕГЭ про массовую культуру“
“Почему на ЕГЭ путают элитарную и массовую культуру“
Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали!
Источник
Семья — это:
1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:
1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);
2) групповой брак — древняя форма брака, при которой все мужчины одной родовой группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы
3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;
4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;
5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа;
6) полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;
9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.
Основные функции семьи:
1) репродуктивная функция — связана с биологическим воспроизводством членов общества;
2) функция социализации — связана с формированием индивида как личности;
3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — связана с ведением домашнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой престарелых и инвалидов;
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохранении позитивного жизненного тонуса;
8) рекреационная (досуговая) функция — включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе организацию проведения досуга;
9) социально-статусная функция — заключается в предоставлении своим членам социального статуса, что способствует воспроизводству социальной структуры общества.
10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.
Классификация семьи
Основания для классификации | Типы семьи | ||
По количеству детей | Многодетная | Малодетная | Бездетная |
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная (патриархальная) — домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине.
| Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но как и в традиционной семье на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей. | Коллективистская (партнёрская) — обязанности выполняют супруги совместно или по очереди.
|
Состав семьи | Нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми. | Расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними. | Неполная семья —отсутствует один из родителей. |
Характер воспитания | Авторитарная — основывается на безусловном авторитете родителей, старшие “лучше знают”, что необходимо младшим. | Анархическая — выражается во внешней свободе для всех, но, по сути, во вседозволенности. | Демократическая — характеризуется учётом мнения всех членов семьи, но с необходимостью нести ответственность за свои действия и решения. |
Тенденции развития современной семьи:
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Семейный долг
Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.
Семейный долг — превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим. | ||
Долг родителей перед обществом: забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития. | Долг родителей перед своими детьми: родители имеют равные права и обязанности в отношении детей — забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, защита детей во всех учреждениях. | Долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) заботиться о своих родителях, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере. |
Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую прежде всего оказывают близкие, семья.
ВОПРОСЫ:
1. Найдите в приведённом списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | экономическая самостоятельность женщины |
2) | совместное проживание нескольких поколений |
3) | организация быта как основная экономическая функция |
4) | принятие решений всеми членами семьи |
5) | жёсткое распределение мужских и женских обязанностей |
6) | совместная производственная деятельность |
2. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведённом перечне характерные признаки семьи, описанной в задании. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:
1) | демократическая |
2) | патриархальная |
3) | партнёрская |
4) | нуклеарная |
5) | моногамная |
6) | традиционная |
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Семья как социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов семей, и одно предложение, раскрывающее функции семьи.
1) Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении).
2) Предложения:
1. Одним из критериев выделения типов семьи является количество детей — бездетные, малодетные и многодетные семьи.
2. Одной из функций семьи является репродуктивная функция, которая заключается в воспроизводстве потомства и продолжении своего рода.
Источник
1. Каковы принципиальные отличия наук
о природе от наук об обществе?
2. Что объединяет и разъединяет
естественные и социально-экономические
науки?
3. Какую роль играет язык в научном
исследовании?
4. Что такое парадигма? Как соотносятся
понятия «парадигма» и «научная картина
мира»?
5. Что такое принцип фальсификации?
6. Сформулируйте алгоритм научного
познания.
7. Являются ли критерии научности
едиными для всех эпох и социокультурных
систем?
8. Какие проблемы называются
структурированными, а какие –
неструктурированными?
9. Чем подтверждается достоверность
выводов о сущности и характере социальных
процессов?
10. Что такое верификация?
11. Как возможно использование
верификации в социальных исследованиях?
12. Можно ли считать принцип верификации
главным признаком достоверности
результатов, полученных социальными
науками?
13. Какие требования следует применять
к формулировке научных гипотез?
14. Чем отличаются научный и
публицистический стили изложения?
15. В чем различие между прикладными
и фундаментальными исследованиями?
16. Перечислите основные методологические
подходы в социальных исследованиях и
дайте их общую характеристику.
17. Какой критерий научности нарушает
известный тезис советских времен «Учение
Маркса всесильно, потому что оно верно»?
Тесты к теме
1.Какой из методов не является
общенаучным?
Варианты ответа:
а) индукция;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) эксперимент.
2.Для какой науки характерно
использование идиографического
(индивидуализирующего) метода?
Варианты ответа:
а) математика;
б) биология;
в) история;
г) химия.
3.Какое свойство социальных наук
роднит их с критериями традиционной
научности?
Варианты ответа:
а) историзм;
б) типичность социальных фактов;
в) язык;
г) ценностное отношение к действительности.
4.Какое представление о человеке
присуще экономическому пониманию его
природы?
Варианты ответа:
а) человек эгоистичен;
б) человек альтруистичен;
в) человек верит в авторитеты;
г) человек – иррациональное существо.
5.Отберите пример слабоструктурированной
проблемы.
Варианты ответа:
а) оптимизации пассажиропотоков
городского общественного транспорта;
б) прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;
в) определение оптимального количества
поступающей в школы единиц оргтехники;
г) укомплектование городских поликлиник
врачами-терапевтами.
6.Какое из требований, предъявляемых
к научной гипотезе, выражает необходимость
верификации полученных в ходе ее
подтверждения результатов?
Варианты ответа:
а) релевантность;
б) проверяемость;
в) совместимость с существующим
научным знанием;
г) объяснительная или предсказательная
сила.
Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
Основные понятия. Индуктивный и
дедуктивный способы научных представлений
об обществе, социальных процессах.
Эволюционный, функциональный и
институциональный подходы к исследованию
социальных процессов. Позитивизм в
социальных науках.
Методологический комментарий к теме.
Цель изучения данной темы заключается
в осмыслении феномена общества и
возможности применения к его изучению
научных средств. Для достижения этой
цели важно подвергнуть рефлексии
возможные способы концентрации научной
информации об общественных процессах
и пути ее использования в получении
достоверных результатов. Рассматривая
различия между индуктивным и дедуктивным
способами научных представлений об
обществе, особое внимание следует
обратить на специфику социального
закона. А при ознакомлении с основными
методологическими подходами – на
определение того, что такое методологический
подход и какую роль в получении значимых
научных результатов играет его выбор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1. Каковы принципиальные отличия наук
о природе от наук об обществе?
2. Что объединяет и разъединяет
естественные и социально-экономические
науки?
3. Какую роль играет язык в научном
исследовании?
4. Что такое парадигма? Как соотносятся
понятия «парадигма» и «научная картина
мира»?
5. Что такое принцип фальсификации?
6. Сформулируйте алгоритм научного
познания.
7. Являются ли критерии научности
едиными для всех эпох и социокультурных
систем?
8. Какие проблемы называются
структурированными, а какие –
неструктурированными?
9. Чем подтверждается достоверность
выводов о сущности и характере социальных
процессов?
10. Что такое верификация?
11. Как возможно использование
верификации в социальных исследованиях?
12. Можно ли считать принцип верификации
главным признаком достоверности
результатов, полученных социальными
науками?
13. Какие требования следует применять
к формулировке научных гипотез?
14. Чем отличаются научный и
публицистический стили изложения?
15. В чем различие между прикладными
и фундаментальными исследованиями?
16. Перечислите основные методологические
подходы в социальных исследованиях и
дайте их общую характеристику.
17. Какой критерий научности нарушает
известный тезис советских времен «Учение
Маркса всесильно, потому что оно верно»?
Тесты к теме
1.Какой из методов не является
общенаучным?
Варианты ответа:
а) индукция;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) эксперимент.
2.Для какой науки характерно
использование идиографического
(индивидуализирующего) метода?
Варианты ответа:
а) математика;
б) биология;
в) история;
г) химия.
3.Какое свойство социальных наук
роднит их с критериями традиционной
научности?
Варианты ответа:
а) историзм;
б) типичность социальных фактов;
в) язык;
г) ценностное отношение к действительности.
4.Какое представление о человеке
присуще экономическому пониманию его
природы?
Варианты ответа:
а) человек эгоистичен;
б) человек альтруистичен;
в) человек верит в авторитеты;
г) человек – иррациональное существо.
5.Отберите пример слабоструктурированной
проблемы.
Варианты ответа:
а) оптимизации пассажиропотоков
городского общественного транспорта;
б) прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;
в) определение оптимального количества
поступающей в школы единиц оргтехники;
г) укомплектование городских поликлиник
врачами-терапевтами.
6.Какое из требований, предъявляемых
к научной гипотезе, выражает необходимость
верификации полученных в ходе ее
подтверждения результатов?
Варианты ответа:
а) релевантность;
б) проверяемость;
в) совместимость с существующим
научным знанием;
г) объяснительная или предсказательная
сила.
Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
Основные понятия. Индуктивный и
дедуктивный способы научных представлений
об обществе, социальных процессах.
Эволюционный, функциональный и
институциональный подходы к исследованию
социальных процессов. Позитивизм в
социальных науках.
Методологический комментарий к теме.
Цель изучения данной темы заключается
в осмыслении феномена общества и
возможности применения к его изучению
научных средств. Для достижения этой
цели важно подвергнуть рефлексии
возможные способы концентрации научной
информации об общественных процессах
и пути ее использования в получении
достоверных результатов. Рассматривая
различия между индуктивным и дедуктивным
способами научных представлений об
обществе, особое внимание следует
обратить на специфику социального
закона. А при ознакомлении с основными
методологическими подходами – на
определение того, что такое методологический
подход и какую роль в получении значимых
научных результатов играет его выбор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник