Какое свойство способствует культурной стабильности

Какое свойство способствует культурной стабильности thumbnail

Профиль устойчивости Йоханнесбурга с использованием подхода Кругов устойчивости, который включает культуру в качестве одной из основных областей.

Культурная устойчивость, поскольку она связана с устойчивым развитием ( устойчивостью ), связана с поддержанием культурных верований, культурных практик , сохранения наследия , культуры как отдельного объекта и пытается ответить на вопрос, будет ли существовать какая-либо данная культура. в контексте будущего. От культурного наследия до индустрии культуры и творчества культура является одновременно движущей силой и движущей силой экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития. Культура определяется как набор верований, морали, методов и совокупности человеческих знаний, зависящих от передачи этих характеристик молодому поколению. Устойчивость определяется как способность поддерживать или продолжать. Эти две концепции были переплетены в социальной и политической сферах и, как таковые, стали одной из наиболее важных концепций устойчивости .

Впервые упомянутая в 1995 году, культурная устойчивость также предлагала жизнеспособные варианты в области социальной политики, обеспечивая решения проблем устойчивого развития.

Культурная устойчивость может рассматриваться как фундаментальный вопрос, даже как предварительное условие, которое необходимо выполнить на пути к устойчивому развитию. Однако теоретическое и концептуальное понимание культурной устойчивости в общих рамках устойчивого развития остается расплывчатым, и, следовательно, роль культуры плохо реализуется в экологической, а также политической и социальной политике. Определение влияния культурной устойчивости достигается путем исследования концепции культуры в контексте устойчивого развития с помощью междисциплинарных подходов и анализа. Это означает изучение передового опыта по внедрению культуры в политическую и социальную политику, а также в практические области, а также разработку средств и индикаторов для оценки воздействия культуры на устойчивое развитие.

Культурная устойчивость всегда относилась к социальной составляющей трех столпов устойчивости, но в связи с недавними событиями в этой области делаются соображения, чтобы сделать культурную устойчивость своей собственной опорой из-за ее растущего значения в социальных, политических, экологических и других сферах. и экономические сферы. Важность культурной устойчивости заключается в ее влиятельной власти над людьми, поскольку решения, принимаемые в контексте общества, в значительной степени зависят от убеждений этого общества.

Социально-политические пейзажи

Культура оказывает огромное влияние на социальное, экономическое и политическое планирование, но пока еще не удалось включить в социальную и политическую политику в широком масштабе, тем не менее, определенные политики, касающиеся как политики, так и политики, удалось реализовать в некоторых конвенциях. которые реализованы в глобальном масштабе. Культура присутствует повсюду в обществе, от реликвий предыдущих поколений до накопленных обществом ценностей. Культуру в обществе можно разделить на две одинаково важные подтемы, которые помогают в описании культурных особенностей. Эти категории, как определено Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО ), являются «материальными» и «нематериальными». Материальные объекты, такие как святыни, картины, здания, пейзажи и другие гуманистические образования, выступают в качестве физического представления культуры в этой области. Хотя они имеют небольшую социальную и политическую полезность, они служат физическими ориентирами и культурно зависимыми объектами, значение которых создается и поддерживается в контексте этого общества. Накопление этих культурных характеристик – это то, что измеряет культурную целостность общества, и эти характеристики по своей сути способны трансформировать ландшафты политического, социального и экологического характера посредством влияния, которое эти ценности и исторические памятники оказывают на население.

Мало успеха принесло реализация культурной политики в контексте политики из-за отсутствия эмпирической информации по теме культурной устойчивости. Категория «Нематериальное» содержит более социально и политически применимые характеристики, такие как обычаи, традиции, эстетика, знания, выражения и т. Д. Эти характеристики воплощают социальную и политическую полезность через образование людей, жилье, социальную справедливость , права человека , занятость и многое другое. Эти ценности способствуют благополучию общества посредством использования коллективного мышления и идеалов, то есть культуры. Культура также предоставляет больше возможностей для расширения своего воздействия на общество. В частности, творчество, уважение, сочувствие и другие практики используются для создания социальной интеграции, а также для создания чувства «я» в мире.

Реализация конвенции

Осуществление политики в глобальном масштабе имело небольшой успех, но достаточный, чтобы показать растущий интерес к теме культурной устойчивости. Принятые конвенции были реализованы в широком масштабе, охватывая несколько стран на большинстве континентов. ЮНЕСКО несет ответственность за подавляющее большинство этих конвенций, утверждая, что культурная устойчивость и культурное наследие являются прочным краеугольным камнем общества. Одной из наиболее важных конвенций, созданных в 2003 г., является «Конвенция об охране нематериального культурного наследия», которая провозглашает, что культура должна быть защищена от всех противоборствующих сторон. Эта гарантия была реализована как понимание того, что культура гарантирует устойчивость. Реализация политики, основанной на истории культуры, становится широко обсуждаемой темой и предполагает, что культуры смогут процветать как в настоящем, так и в будущем. Соглашения, принятые ЮНЕСКО в отношении сохранения и устойчивости культурного наследия, окружают поощрение культурного разнообразия , что означает наличие множества культур и идеалов в рамках одной великой культуры.

Культурное наследие

Культурные памятные вещи и артефакты из истории культур играют важную роль в современном обществе, поскольку они хранятся как реликвии и святыни, чтобы помнить истории, знания, навыки и методы предков и извлекать бесценные уроки из прошлого. Сегодня культуры используют библиотеки, художественные выставки и музеи в качестве заполнителя для этих важных объектов и других культурно значимых артефактов. Не только эти предметы почитаются, но и сами здания часто являются символом культурной целостности сообщества, к которому они принадлежат. В связи с другими столпами устойчивости самым большим препятствием для культурной устойчивости является финансирование. Экономическая устойчивость зависит от ряда систем, цель которых – обеспечить экономическое процветание за счет устранения расходов там, где они не нужны. Культурные сооружения, такие как музеи, часто не получают финансирования, необходимого для продолжения сохранения культурно значимых артефактов.

Читайте также:  Какие химические свойства характерны для металлов приведите пример

Устойчивый туризм

Туризм – это метод путешествий, с помощью которого люди могут путешествовать по разным регионам земного шара и испытывать новые способы жизни, а также исследовать ландшафты, не являющиеся родными для страны их происхождения. Туризм постоянно критикуют за его влияние на социальную, политическую и экологическую обстановку из-за большого количества массовых потребителей. В сфере туризма существуют более устойчивые практики и идеалы, которые согласуются с идеей культурной устойчивости.

Геотуризм

Геотуризм – это вид туризма, который во многом зависит от устойчивости или даже улучшения выбранного геологического местоположения. Как альтернатива массовому туризму , геотуризм был создан с целью помочь движению за устойчивое развитие. Геотуризм – это метод, который фокусируется на устойчивой культуре, сохранении и восстановлении окружающей среды, благополучии местного населения и дикой природе в непосредственной близости. Связь между геотуризмом и культурной устойчивостью лежит в их роли в поддержании естественного состояния окружающей среды, включая социальную и культурную среду. Сохранение местной культуры было ключевым элементом геотуризма с момента его зарождения, и благодаря этой форме туризма путешественники могут познакомиться с настоящей местной культурой, образом жизни и практиками, с которыми сталкиваются жители этого региона. Эта форма туризма обеспечивает просвещение относительно мест, куда они побывали с помощью этнографических методов, а также призывает путешественников осознавать след, который они оставляют на окружающую среду, а также социальные изменения, которые могут нанести вред коренным народам. Ответственность играет важную роль в геотуризме, информируя путешественников об их обязанностях уважать и сохранять местную культуру. Многие страны адаптировали этот метод туризма, вплоть до создания объектов геотуризма, оснащенных гидами, которые обсуждают важные вопросы в этой области, такие как экологические или культурные проблемы. К таким странам относятся:

  • Многие штаты США, включая Калифорнию и Аризону
  • Румыния
  • Норвегия
  • Гондурас

Геотуризм в Гондурасе включает острова залива, Карибский архипелаг, состоящий из трех основных островов: Утила, Роатан и Гуанаха, а также нескольких меньших островов и рифов, расположенных у северного побережья Гондураса. Эти острова были наделены потрясающими природными пейзажами, подчеркнутыми идиллическими пляжами, тропическими склонами и мангровыми лесами.

  • Мексика

Геотуризм в Мексике включает Пуэрто-Пеньяско. Этот регион включает в себя охраняемое море Кортеса, Пинакат-Кратор, который предлагает бесплодные пустыни, священные племенные и индейские земли, рыболовные зоны, лиманы, устричные русла, а также яркие сельхозугодья и винодельческие страны.

  • Канада

Геотуризм в Канаде включает Новую Шотландию. Его на протяжении веков посещали исследователи и геологи со всего мира. Геологические памятники Новой Шотландии теперь известны своей красотой и богатой историей. Среди достопримечательностей Новой Шотландии – знаменитые маяки, построенные на скалистых обрывах, уходящих в море.

  • Португалия

Геотуризм в Португалии включает геопарк Арока, который в 2010 году был официально признан и присоединился к глобальной сети геопарков под эгидой ЮНЕСКО. Парк известен своим природным, гастрономическим и культурным наследием. Этот горный район с реками, природными парками, крутыми склонами и пышной растительностью покрывает весь муниципалитет Арока. Гранит, используемый для строительства множества религиозных и исторических памятников, романских часовен и церквей в стиле барокко в этом регионе, был добыт из его гор – Фрейта и Монтемуро. Поскольку практика устойчивого развития во всех формах (экологическая, социальная и экономическая) становится все более почитаемой темой и набирает обороты в политических сферах, социологи предлагают усовершенствовать практику туризма, чтобы она соответствовала шаблону, который больше подходит для моделей устойчивости.

Тазим и др. предполагает, что ключ к устойчивому туризму лежит в ответственной практике путешественников, но также и в прямом участии местных жителей в туристической практике. Хотя геотуризм является жизнеспособной альтернативой массовому туризму, сокращая количество путешественников в разных частях мира, высказывались критические замечания по поводу его справедливости по отношению к местному населению. Вопросы справедливой оплаты труда и прав местного населения являются основой этических дилемм, с которыми сталкивается этот вид туризма. Туризм оказывает прямое влияние на культуру местного населения, и поэтому в центре внимания социологов было то, как сохранить местную среду (физическую, социокультурную и экономическую), одновременно знакомя людей с новой культурой.

Смотрите также

  • Круги устойчивости
  • Геотуризм
  • Устойчивость
  • ЮНЕСКО
  • Права человека
  • Устойчивое развитие

Рекомендации

Источник

1. Понятие и виды культуры. Субкультура и контркультура.

2. Функции культуры. Взаимодействие культуры и общества.

Культура представляется своеобразной второй системой после природной.

Культура – это система коллективно разделяемая в конкретном обществе. Это ценности, убеждения, образцы и формы присущие конкретному обществу. Культура представляет собой некое программирование человека определенного народа. Для культуры характерен язык, религия, символы, изготовление орудий труда, традиции, обычаи.

Социолог Т.Парсонс, относительно роли культуры в развитии личности и общества, пришел к выводу:

1. Культура передается, она составляет наследство или социальную традицию.

2. Культура – это то, чему обучаются.

3. Культура является общепринятой.

Таким образом, культура с одной стороны, является продуктом, а с другой – она влияет на процесс социального взаимодействия между людьми.

Культура включает все достижения человека, которые образовались в процессе его жизнедеятельности.

Самым опасным является социокультурный кризис. Пример – Римская империя (ее падение), распад СССР и постсоветский период.

Многие ученые обращают внимание на глубокий духовный кризис характерный для современных обществ как в локальном, так и в глобальном масштабе. Однако его причины и способы преодоления видятся по-разному. Некоторые авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, говорят о деинтеллектуализации современного общества. Другие полагают, что страдает не интеллект, а мораль и нравственность.Люди становятся более деловыми, интеллектуальными, живут богаче, но теряют способность к сопереживанию, взаимопомощи, любви. Вся жизнь подчиняется рационализации, поиску выгоды.

В современном обществе отсутствует объединяющий идеал. Преодоление кризиса возможно после нахождения объединяющей, консолидирующей идеи.

Читайте также:  Какие цвета полезные свойства

Часто упоминают о необходимости выработки национальной идеи. Но в эпоху глобализации более важной будет общечеловеческая идея. Такой идеей может стать преодоление кризисов, решение глобальных проблем современности, интеграция и т.д.

В 1959 году американский социолог Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих для всех куль­тур элементов: семья, язык, гигиена, закон, разделение труда и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потреб­ности и сталкиваются с общими проблемами.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: матери­альные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Важной составляющей культуры являются ценности.

Ценности делят на 3 группы: Смысло-жизненные ценности – представления о добре и зле, о смысле жизни; Универсальные: а) витальные ценности – жизнь, б) здоровье, безопасность, семья, благосостояние, в) ценности общественного признания – социальное положение, образование, г) ценности межличностного общения, д) демократические ценности – права и свободы человека; Партикулярные ценности – привязанность к Родине, вера в Бога или некий Абсолют.

Наличие ценностных установок ориентирует человека в социальной действительности.

На основе ценностей формируются социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных от­ношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении цен­ностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые про­являются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, т.е. формы социальной регуляции поведения людей воспринятые из прошлого.

В процессе усложнения социокультурной динамики в начале ХХ века обозначился становящийся все более отчетливым раскол на элитарную и массовую культуру. Первую из них составляет культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью (театр, классическая музыка, искусство, литература). По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей элитарной культуры расширяется.

В последние десятилетия ХХ века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей (телевидение, радио, популярная музыка и т.д.). Массовая культура ориентирована на коммерческий успех, получение прибыли.

Распространению массовой культуры способствовали процессы демократизации обществ, отмена сословных ограничений, рост городов.

Народная культура возникает стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят: мифы, легенды, песни, ремесла и т.д. Другими словами – фольклор.

В социологии также выделяют понятие «доминирующая культура» – это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура».

Субкультура – совокупность убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное общество, группу. Наличие субкультуры не отрицает наличия общечеловеческой культуры.

Есть возрастная, национальная, конфессиональная, профессиональная субкультура.

Сегодня повышенное внимание уделяется изучению молодежных субкультур. Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

– уровень образования (у лиц с более низким уровнем образования субкультурная активность, как правило выше);

– от возраста (пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она существенно понижается);

– места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Национальная субкультура – набор символов, ценностей и т.д., характерных для одного государства. Часто национальные меньшинства стремятся сохранить свою национальную субкультуру, самобытность.

Конфессиональная субкультура – по принадлежности к определенной конфессии (мусульманская, христианская и др.)

Профессиональная субкультура – на основе общих ценностей, групп определенной профессии.

В некоторых условиях и ситуациях субкультура может культивировать ценности и образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В таком случае мы имеем дело с контркультурой– это такая система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт (например, криминальная группировка, банда).

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, норм, образцов поведения культуры подразделяются на дописьменные (к-ра собирателей и к-ра охотников) и письменные (земледельческая, скотоводческая, индустриальная и постиндустриальная культура).

По содержанию и характеру связей с религией культуры подразделяются на религиозные и светские.

На роль культуры в жизни общества есть различные взгляды. Так, в соответствии с марксизмом, главную роль играет материальное производство, соответственно и культура вырастает из экономической деятельности человека.

Другой позиции придерживались Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм. Они считали, что культура играет определяющую роль в жизни общества, в том числе и в экономике.

Для культуры характерна полифункциональность, т.е. она выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций. Среди них: ф-ция социализации – позволяет индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность; образовательная ф-ция – усвоение определенных знаний, символов; ф-ция социального контроля – к-ра заставляет человека следовать определенным правилам общества; ф-ция интеграции – к-ра сплачивает людей в отдельные социальные группы и в общество в целом; бытовая – создается определенный идеал поведения, к-ра является частью образа жизни человека.

Читайте также:  Какое свойство воздуха используется в шарах

По отношению к культуре общество демонстрирует различные формы взаимодействия:

1.Позиция культурного шовинизма (этноцентризма) – позиция, при которой считается, что одна культура выше, чем какая-либо другая. Проявления этой тенденции могут принимать различные формы, в том числе ксенофобию и национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

2.Культурный релятивизм – провозглашает важной каждую культуру, призывает рассматривать культуру в целом, а не отдельные ее части. Культурный релятивизм способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обще­стве – сочетание культурного релятивизма и этноцентризма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их само­бытность и значение.

Современные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, стимулом к развитию беднейших стран могут стать социокультурные контакты с центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

По данным ЮНЕСКО, сейчас в мире функционируют примерно 750 различных культур. Однако эта цифра не отражает реального культурного многообразия, т.к. происходит постоянное развитие культур, возникают новые формы культуры.

Феномен культурного отставания (культурный лаг) описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел Уильям Огборн (1922). Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере.

Иногда между культурной и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.

Например, переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий, социалистический этап развития.

Существует постоянное несоответствие между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.

Социокультурные суперсистемы.

В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры – искусство, образование, этику, законодательство, военное дело – П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний; свою религию; представления о том, что правильно и неправильно; собственную мораль».

Два противоположных культурных типа – «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма). Реальность вечна и неизменна. Потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнение священного долга, моральные обязанности). Для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от повседневных земных забот.

Это значит, что истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна. Идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).

Характеристика второго типа (чувственной культуры) прямо противоположна: реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется (становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация). Потребности и цели людей чисто чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда следуют два вывода:

Истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Признавая идеальный мир высшим, идеалистическая культура не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Периодизация по Сорокину:

Греция, 8-6 в. до н.э. – умозрительная;

Греция, 5 в. до н.э.- идеалистическая;

Рим, 4 в. до н.э. – чувственная;

Европа, 4-6 в.н.э. – идеалистическая;

Европа, 6-12 в.н.э. – умозрительная;

Европа, 12-14 в.н.э. – идеалистическая;

Европа, с 14 в.н.э.- по настоящее время – чувственная.

Теоретическая концепция американского ученого Лесли Уайта (1900-1975) делает упор на развитии культуры человечества в целом. Лесли Уайт был сторонником эволюционного подхода по отношению к культуре.

Согласно Уайту, прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы».

Культуру Уайт подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную (типы коллективного поведения) и идеологическую. Причем основной считал именно технологическую.

По мнению Уайта, решающее влияние на поведение людей оказывают культурные традиции. Культура включает в себя множество символов, в которые люди вложили определенный смысл. Обмен символами способствует развитию и эволюции.

Источник