Какое свойство способствует культурной стабильностью

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема № 4: «Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В.И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск

2007
1. Тема: Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества

2. Значение темы:тема должна вооружить студентов пониманием в чем культурология сходна с другими гуманитарными предметами, а что их разделяет.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:такие понятия как культура и общество, социальная и культурная антропология.

должен уметь:выделять главную функцию культуры, передачу накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, понимать, что эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данный период времени.

должен иметь представления:о множестве подразделений антропологии, которые сформировались в ходе исторического поиска лучших методик и концепций для изучения и объяснения феноменов взаимодействия людей и культур.

должен иметь навыки: отбора соответствующего материала, владеть сравнительным методом и уметь увязывать изучаемый материал с современностью.

4. План изучения темы:

Исходный контроль знаний (тесты)

опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

– заслушивание рефератов – 20 мин.

4.3. Итоговый контроль знаний:

– решение проблемных задач – 20 мин.

– подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.

Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.

Основные понятия:динамика, реформы, прогресс, регресс, эволюция, революция, преемственность, традиции, обычаи, новации, синкретизм, эклектика, готика, ваганты, куртуазная литература, литургическая драма, смальта, Реформация, инквизиция, папство, университеты, соластика, мистика, феодализм.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

1. В интеллектуальной жизни Средневековья главенствующее положение принадлежало:

а) теологии

б) атеизму

в) христианству

2. Укажите черты, характерные для культуры западноевропейского средневековья:

а) сохранение языческих праздников

б) зарождение рыцарских романов

в) угасание устной народной культуры

г) появление в литературе светской тематики

д) преобладание церковной литературы

3. Воплощение всего отвратительного в рыцарской литературе:

а) мужик

б) варвар

в) иноземец

4. Укажите значение влияния исламской культуры на европейскую:

а) передача накопленных знаний античности

б) распространение духовной культуры

в) распространение религии

5. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?

а) постепенные и взрывные процессы

б) процессы распада и структурирования

в) волнообразные процессы

г) циклические процессы

д) все перечисленные

6. П. Сорокин выдвигает теорию “волнообразной динамики культур”. В чем она состоит?

а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а “накатываются”, “как волны”;

б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;

в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;

7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?

а) эволюционная модель

б) волновая модель

в) циклическая модель

8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?

а) прогрессивность

б) регрессивность

в) консервативность

9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?

а) замкнутость

б) толерантность

в) элитарность

10. Религиозная система Византии:

а) католическое христианство

б) православное христианство

в) буддизм

г) ислам

д) протестантизм

1. Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность: культура европейского Возрождения, культура декабризма в России нач. XIX в., ваша собственная культура?

2. В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.

Адаптивными мы назовем такие модели культуры, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспосабливаться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и, в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.

Задание:

Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказываниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.

Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.

Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.

Читайте также:  Марганец какие свойства придает

Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь…личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены.

С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и воспроизведения.

Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.

История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее.

Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, – людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить.

Человек превратился в сверхчеловека…Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится…Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.

Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «искусство») преображает природу («темноту», «хаос», «стихии»). Интересные результаты дал бы анализ метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «ограничивать», «управлять»), использовавшихся для описания операции, которую культура призвана совершать над природой.

Дух…борется с темными силами материальной природы и покоряет их себе.

Ключевые слова Адаптивная модель Деструктивная модель Нейтральная модель
    +
   
    +

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:

1. Личность и культура

2. Культурная среда и развитие культуры

3. Преемственность: сущность, характер, формы.

4. Тираны и развитие культуры

5. Творцы и развитие культуры

6. Традиции и новаторство в преемственности

7. Культурные реформы. Направленность, формы и значение реформ

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.

2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.

3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.

.

Дополнительная:

1. Морфология культуры: структура и динамика. М., 2000.

2. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.

3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.. 1999.

4. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1998.

Учебно-методическая:

1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.

3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.

4. Культурология. М.: Знание, 2003.

5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.

6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 599 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

1. Понятие и виды культуры. Субкультура и контркультура.

2. Функции культуры. Взаимодействие культуры и общества.

Культура представляется своеобразной второй системой после природной.

Культура – это система коллективно разделяемая в конкретном обществе. Это ценности, убеждения, образцы и формы присущие конкретному обществу. Культура представляет собой некое программирование человека определенного народа. Для культуры характерен язык, религия, символы, изготовление орудий труда, традиции, обычаи.

Социолог Т.Парсонс, относительно роли культуры в развитии личности и общества, пришел к выводу:

1. Культура передается, она составляет наследство или социальную традицию.

2. Культура – это то, чему обучаются.

3. Культура является общепринятой.

Таким образом, культура с одной стороны, является продуктом, а с другой – она влияет на процесс социального взаимодействия между людьми.

Культура включает все достижения человека, которые образовались в процессе его жизнедеятельности.

Самым опасным является социокультурный кризис. Пример – Римская империя (ее падение), распад СССР и постсоветский период.

Многие ученые обращают внимание на глубокий духовный кризис характерный для современных обществ как в локальном, так и в глобальном масштабе. Однако его причины и способы преодоления видятся по-разному. Некоторые авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, говорят о деинтеллектуализации современного общества. Другие полагают, что страдает не интеллект, а мораль и нравственность.Люди становятся более деловыми, интеллектуальными, живут богаче, но теряют способность к сопереживанию, взаимопомощи, любви. Вся жизнь подчиняется рационализации, поиску выгоды.

В современном обществе отсутствует объединяющий идеал. Преодоление кризиса возможно после нахождения объединяющей, консолидирующей идеи.

Часто упоминают о необходимости выработки национальной идеи. Но в эпоху глобализации более важной будет общечеловеческая идея. Такой идеей может стать преодоление кризисов, решение глобальных проблем современности, интеграция и т.д.

В 1959 году американский социолог Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих для всех куль­тур элементов: семья, язык, гигиена, закон, разделение труда и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потреб­ности и сталкиваются с общими проблемами.

Читайте также:  Какие свойства указанные ниже относятся к газам

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: матери­альные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Важной составляющей культуры являются ценности.

Ценности делят на 3 группы: Смысло-жизненные ценности – представления о добре и зле, о смысле жизни; Универсальные: а) витальные ценности – жизнь, б) здоровье, безопасность, семья, благосостояние, в) ценности общественного признания – социальное положение, образование, г) ценности межличностного общения, д) демократические ценности – права и свободы человека; Партикулярные ценности – привязанность к Родине, вера в Бога или некий Абсолют.

Наличие ценностных установок ориентирует человека в социальной действительности.

На основе ценностей формируются социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных от­ношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении цен­ностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые про­являются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, т.е. формы социальной регуляции поведения людей воспринятые из прошлого.

В процессе усложнения социокультурной динамики в начале ХХ века обозначился становящийся все более отчетливым раскол на элитарную и массовую культуру. Первую из них составляет культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью (театр, классическая музыка, искусство, литература). По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей элитарной культуры расширяется.

В последние десятилетия ХХ века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей (телевидение, радио, популярная музыка и т.д.). Массовая культура ориентирована на коммерческий успех, получение прибыли.

Распространению массовой культуры способствовали процессы демократизации обществ, отмена сословных ограничений, рост городов.

Народная культура возникает стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят: мифы, легенды, песни, ремесла и т.д. Другими словами – фольклор.

В социологии также выделяют понятие «доминирующая культура» – это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура».

Субкультура – совокупность убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное общество, группу. Наличие субкультуры не отрицает наличия общечеловеческой культуры.

Есть возрастная, национальная, конфессиональная, профессиональная субкультура.

Сегодня повышенное внимание уделяется изучению молодежных субкультур. Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

– уровень образования (у лиц с более низким уровнем образования субкультурная активность, как правило выше);

– от возраста (пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она существенно понижается);

– места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Национальная субкультура – набор символов, ценностей и т.д., характерных для одного государства. Часто национальные меньшинства стремятся сохранить свою национальную субкультуру, самобытность.

Конфессиональная субкультура – по принадлежности к определенной конфессии (мусульманская, христианская и др.)

Профессиональная субкультура – на основе общих ценностей, групп определенной профессии.

В некоторых условиях и ситуациях субкультура может культивировать ценности и образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В таком случае мы имеем дело с контркультурой– это такая система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт (например, криминальная группировка, банда).

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, норм, образцов поведения культуры подразделяются на дописьменные (к-ра собирателей и к-ра охотников) и письменные (земледельческая, скотоводческая, индустриальная и постиндустриальная культура).

По содержанию и характеру связей с религией культуры подразделяются на религиозные и светские.

На роль культуры в жизни общества есть различные взгляды. Так, в соответствии с марксизмом, главную роль играет материальное производство, соответственно и культура вырастает из экономической деятельности человека.

Другой позиции придерживались Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм. Они считали, что культура играет определяющую роль в жизни общества, в том числе и в экономике.

Для культуры характерна полифункциональность, т.е. она выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций. Среди них: ф-ция социализации – позволяет индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность; образовательная ф-ция – усвоение определенных знаний, символов; ф-ция социального контроля – к-ра заставляет человека следовать определенным правилам общества; ф-ция интеграции – к-ра сплачивает людей в отдельные социальные группы и в общество в целом; бытовая – создается определенный идеал поведения, к-ра является частью образа жизни человека.

По отношению к культуре общество демонстрирует различные формы взаимодействия:

Читайте также:  Какой четырехугольник называется квадратом сформулируйте основные свойства

1.Позиция культурного шовинизма (этноцентризма) – позиция, при которой считается, что одна культура выше, чем какая-либо другая. Проявления этой тенденции могут принимать различные формы, в том числе ксенофобию и национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

2.Культурный релятивизм – провозглашает важной каждую культуру, призывает рассматривать культуру в целом, а не отдельные ее части. Культурный релятивизм способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обще­стве – сочетание культурного релятивизма и этноцентризма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их само­бытность и значение.

Современные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, стимулом к развитию беднейших стран могут стать социокультурные контакты с центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

По данным ЮНЕСКО, сейчас в мире функционируют примерно 750 различных культур. Однако эта цифра не отражает реального культурного многообразия, т.к. происходит постоянное развитие культур, возникают новые формы культуры.

Феномен культурного отставания (культурный лаг) описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел Уильям Огборн (1922). Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере.

Иногда между культурной и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.

Например, переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий, социалистический этап развития.

Существует постоянное несоответствие между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.

Социокультурные суперсистемы.

В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры – искусство, образование, этику, законодательство, военное дело – П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний; свою религию; представления о том, что правильно и неправильно; собственную мораль».

Два противоположных культурных типа – «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма). Реальность вечна и неизменна. Потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнение священного долга, моральные обязанности). Для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от повседневных земных забот.

Это значит, что истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна. Идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).

Характеристика второго типа (чувственной культуры) прямо противоположна: реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется (становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация). Потребности и цели людей чисто чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда следуют два вывода:

Истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Признавая идеальный мир высшим, идеалистическая культура не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Периодизация по Сорокину:

Греция, 8-6 в. до н.э. – умозрительная;

Греция, 5 в. до н.э.- идеалистическая;

Рим, 4 в. до н.э. – чувственная;

Европа, 4-6 в.н.э. – идеалистическая;

Европа, 6-12 в.н.э. – умозрительная;

Европа, 12-14 в.н.э. – идеалистическая;

Европа, с 14 в.н.э.- по настоящее время – чувственная.

Теоретическая концепция американского ученого Лесли Уайта (1900-1975) делает упор на развитии культуры человечества в целом. Лесли Уайт был сторонником эволюционного подхода по отношению к культуре.

Согласно Уайту, прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы».

Культуру Уайт подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную (типы коллективного поведения) и идеологическую. Причем основной считал именно технологическую.

По мнению Уайта, решающее влияние на поведение людей оказывают культурные традиции. Культура включает в себя множество символов, в которые люди вложили определенный смысл. Обмен символами способствует развитию и эволюции.

Источник