Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема № 4: «Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества».
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)
№ протокола
«___» ___________2007г.
Зав. кафедрой
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.ф.н., проф. В.И. Кудашов
Составитель:
к.и.н., доцент А.И. Бакшеев
Красноярск
2007
1. Тема: Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества
2. Значение темы:тема должна вооружить студентов пониманием в чем культурология сходна с другими гуманитарными предметами, а что их разделяет.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:такие понятия как культура и общество, социальная и культурная антропология.
должен уметь:выделять главную функцию культуры, передачу накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, понимать, что эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данный период времени.
должен иметь представления:о множестве подразделений антропологии, которые сформировались в ходе исторического поиска лучших методик и концепций для изучения и объяснения феноменов взаимодействия людей и культур.
должен иметь навыки: отбора соответствующего материала, владеть сравнительным методом и уметь увязывать изучаемый материал с современностью.
4. План изучения темы:
Исходный контроль знаний (тесты)
опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.
4.2. Самостоятельная работа по теме:
– заслушивание рефератов – 20 мин.
4.3. Итоговый контроль знаний:
– решение проблемных задач – 20 мин.
– подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.
Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.
Основные понятия:динамика, реформы, прогресс, регресс, эволюция, революция, преемственность, традиции, обычаи, новации, синкретизм, эклектика, готика, ваганты, куртуазная литература, литургическая драма, смальта, Реформация, инквизиция, папство, университеты, соластика, мистика, феодализм.
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
1. В интеллектуальной жизни Средневековья главенствующее положение принадлежало:
а) теологии
б) атеизму
в) христианству
2. Укажите черты, характерные для культуры западноевропейского средневековья:
а) сохранение языческих праздников
б) зарождение рыцарских романов
в) угасание устной народной культуры
г) появление в литературе светской тематики
д) преобладание церковной литературы
3. Воплощение всего отвратительного в рыцарской литературе:
а) мужик
б) варвар
в) иноземец
4. Укажите значение влияния исламской культуры на европейскую:
а) передача накопленных знаний античности
б) распространение духовной культуры
в) распространение религии
5. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?
а) постепенные и взрывные процессы
б) процессы распада и структурирования
в) волнообразные процессы
г) циклические процессы
д) все перечисленные
6. П. Сорокин выдвигает теорию “волнообразной динамики культур”. В чем она состоит?
а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а “накатываются”, “как волны”;
б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;
в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;
7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель
б) волновая модель
в) циклическая модель
8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?
а) прогрессивность
б) регрессивность
в) консервативность
9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?
а) замкнутость
б) толерантность
в) элитарность
10. Религиозная система Византии:
а) католическое христианство
б) православное христианство
в) буддизм
г) ислам
д) протестантизм
1. Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность: культура европейского Возрождения, культура декабризма в России нач. XIX в., ваша собственная культура?
2. В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.
Адаптивными мы назовем такие модели культуры, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспосабливаться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и, в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.
Задание:
Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказываниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.
Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.
Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.
Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь…личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены.
С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и воспроизведения.
Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.
История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее.
Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, – людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить.
Человек превратился в сверхчеловека…Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится…Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.
Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «искусство») преображает природу («темноту», «хаос», «стихии»). Интересные результаты дал бы анализ метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «ограничивать», «управлять»), использовавшихся для описания операции, которую культура призвана совершать над природой.
Дух…борется с темными силами материальной природы и покоряет их себе.
№ | Ключевые слова | Адаптивная модель | Деструктивная модель | Нейтральная модель |
+ | ||||
– | ||||
+ |
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:
1. Личность и культура
2. Культурная среда и развитие культуры
3. Преемственность: сущность, характер, формы.
4. Тираны и развитие культуры
5. Творцы и развитие культуры
6. Традиции и новаторство в преемственности
7. Культурные реформы. Направленность, формы и значение реформ
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.
2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.
3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.
.
Дополнительная:
1. Морфология культуры: структура и динамика. М., 2000.
2. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.
3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.. 1999.
4. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1998.
Учебно-методическая:
1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.
2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.
3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.
4. Культурология. М.: Знание, 2003.
5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.
6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001
Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 586 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.
Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.
«Но на мне же был сок», — пробормотал он.
Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.
Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.
На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.
Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.
Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.
Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот — те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.
Читайте также Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?
Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.
В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.
За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.
Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.
Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.
Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности.
Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.
Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.
Как писал Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» (1871):
«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».
В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле ⓘВерхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях., недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.
Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.
Читайте также «Поймай меня, если сможешь»: что такое синдром самозванца
Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.
И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда — как идея с лимонным соком — наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.
Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.
В конце концов, как говорил Конфуций,
«Истинное знание — это знание о невежестве».
Эта статья впервые была опубликована в журнале Aeon под заголовком «What know-it-alls don’t know, or the illusion of competence» с лицензией Creative Commons.
Взяо отсюда: https://monocler.ru/effect-danninga-krugera/
Источник
Анонимный вопрос
7 декабря 2018 · 4,1 K
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
Среди основных:
- Время формирование культуры
- Этническое происхождение
- Религиозная основа
- Основные элементы культуры
- Виды культуры, изобразительное, музыкальное и тд
- Распространение в наше время
- Влияние культуры на общество, в котором культура возникла
Особенности современной культуры, какие они бывают?
- Отсутствие жесткой цензуры, по сравнению с ситуацией в СССР
- Много случайных, неталантливых, с наживными намерениями людей в творчестве. Думаю, это связано с тем, что сейчас очень популярно стало заниматься творчеством только ради того, чтобы потом его продать
- Если о культуре в целом, то проблема нашего времени – это большое количество излишеств. Я говорю о еде, одежде, развлечениях и т.д. Люди перестали концентрироваться на поистине важных вещах: давно уже немодно хотеть стать физиком, биологом или инженером. Всем связь с общественностью да менеджмент подавай
А вообще, Соня, домашнюю работу делать лучше самостоятельно, дабы не ставили двойки за тот бред, который я написал
Прочитать ещё 1 ответ
Что включает в себя понятие культуры в широком смысле?
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
В широком смысле – комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни, культура отлична от природы тем, что все продукты культуры созданы руками человека и являются актуальны для конкретной культурной эпохи, народа или страны.
Прочитать ещё 1 ответ
Отличается ли, на ваш взгляд, современное содержание понятия культура?
https://www.youtube.com/c/Коленвальщик
Все познается в сравнении. Если Вы имеете в виду культуру во времена СССР и современную, то отличия безусловно есть.
И культура по-большей части стала “без культурной”. За примерами далеко ходить не надо: большое кол-во ДТП, больше разводов, больше случаев педофилии, воровство, та же коррупция, секс несовершеннолетних детей, со всеми вытекающими последствиями в виде беременности и венерических заболеваний.
В чем разница между культурологией и социологией культуры?
историк-медиевист, Ph.D. student в Университете Гётеборга (Швеция)…
Во-первых, отличаются объекты. Социология изучает общество, а культурология, вестимо, — культуру. И хотя и то, и другая могут существовать в прошлом, без определённого носителя в настоящем, традиционно изучением обществ прошлого занимаются историки, а вот культуры — культурологи. Из этого делаем вывод, что область исследования социологов существенно уже и ограничивается современными обществами.
Во-вторых, как самостоятельная дисциплина культурология оформилась примерно на столетие позже социологии и по-прежнему находится в процессе становления, поэтому в рядах её приверженцев наблюдается известные разногласия в вопросе, что же они изучают.
В-третьих, сильно отличается методология. Культурология тяготеет к дескриптивным методам, социология — к калькуляционным. Говоря простым языком, культурология похожа на историю искусства/литературы/философии, а социология — на перепись населения или клиометрию.
В-четвёртых, очень разная история этих дисциплин. Социология зародилась в XIX веке, веке социальных утопий, в том числе и научно обоснованных, как марксизм. Для них и потребовался этот новый предмет, оформившийся на стыке истории, математики и философии. В раннем СССР, скажем, до 1934 г. вместо истории преподавали чистую социологию. Культурология же – явление второй половины ХХ века, уже пережившее две ужасные мировые войны, доказавшие ошибочность безоговорочной веры в прогресс, смысл истории и т. п. Культурология — дитя постмодернизма с его нелюбовью к большим нарративам, обобщениям и вознесением мысли о равенстве всех идей на пьедестал.
Это не значит, что объекты исследования у них принципиально разные, напротив, они часто могут совпадать. Но изучаться они будут с совершенно разных позиций. В качестве примера приведу две работы о конце Римской Империи: культурология — Дж.-М. Уоллес-Хедрилл “Варварский Запад” (М., 2002), социология — Корсунский А.Р., Гюнтер Р. “Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств” (М., 1984). Первая написана живым языком и даёт обывателю завораживающую картину истории IV-IX вв.; но при ближайшем рассмотрении совсем не очевидно, из чего следует вывод автора, что “раннесредневековые люди могли жить, как варвары, но при этом считать себя римлянами”. Вторая педантично раскладывает общества ранних варварских королевств на составляющие и представляет историю развития взаимоотношений их составляющих, которые и привели в конечном итоге (с точки зрения авторов) к становления феодализма; но при этом очень сухая (если не сказать, занудная) и изобилует наукоёмкими терминами и цифрами.
В качестве выдающихся представителей своих дисциплин, предлагаю Михаила Соколова (социология) postnauka.ru и Карло Гинзбурга (культурология) youtube.com
В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками?
Мои итальянские друзья называют меня “Энциклопедия Треккани”, по-нашему что-то…
Хмм, попробуем сформулировать, чем же астрономия отличается от других наук:
Астрономия исследует небесные тела, но астрономы могут только наблюдать за ними, что либо изменить или активно повлиять на них пока (!) невозможно – практически всю информацию о небесных телах приносит нам электромагнитное излучение.
И проделать опыты с небесными объектами, как, например, в химии, биологии или физике, тоже невозможно (за редким исключением). Только в последние 50 лет (но что это за время по сравнению с возрастом Вселенной?) стало возможным что-то изучать непосредственно – например, изучают лунный грунт, зондируют атмосферу планет.
Мы наблюдаем положение небесных тел и их движение с Земли, которая сама находится в движении.
Для наблюдения небесных явлений нужно большие затраты времени. Например, некоторые звезды можно увидеть только летом или наоборот зимой. Многие наблюдения зависят от времени суток.
Некоторые небесные объекты находятся очень далеко от нас, поэтому многие вычисления неточные или приблизительные.
Все объекты мы наблюдаем при помощи телескопа, они расположены на различных расстояниях, так далеко, что ни один глаз или телескоп не в состоянии опеределить, какой из объектов дальше, какой ближе, но кажется, что все они одинаково далеки от нас.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник