Какое свойство вида человека разумный не является социальным

Какое свойство вида человека разумный не является социальным thumbnail

Происхождение человека (антропогенез). Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 1

1. Как называлась группа человекообразных обезьян, состоящая из наиболее ранних приматов?

1)антропоиды

2) понгиды

3) гоминиды

4)долгопяты

2. Какие обезьяны не относятся к понгидам?

1) шимпанзе

2)горилла

3) орангутанг

4) капуцины

3. Какой ученый впервые подавил человека в одну груп­пу с приматами?

1) Ч. Дарвин

2)

3) К. Линней

4) Т. Гексли

4. Какая биологическая особенность не характеризует вид Человек разумный?

1) большой объем головного мозга

2) сильные челюсти

3) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4) прямохождение

5. Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?

1) архантропу

2) палеоантропу

3)протоантропу
4) неоантропу

6. Как называется древнейший человек, ископаемые останки которого были найдены на острове Ява?

1) протоантроп

2) питекантроп

3) палеоантроп

4) синантроп

7. Какие люди современного типа появились на Земле 40—30 тыс. лет назад и продолжают жить сегодня?

1) неоантропы

2) архантропы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8. На каком этапе становления человека как биологиче­ского вида появились древние люди — неандертальцы? 1) на этапе неоантропов

2) на этапе архантропов

3) на этапе протоантропов

4) на этапе палеоантропов

9.К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

1)сумчатые

2)грызуны

3)хищные

4)приматы

10.Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

1)членораздельная речь

2)способность к орудийной деятельности

3)наследственность

4)абстрактное мышление

11.Первыми научились пользоваться огнём

1)австралопитеки

2)питекантропы

3)неандертальцы

4)кроманьонцы

12.Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1)избыточная волосатость

2)наличие копчика

3)наличие хвоста

4)дополнительные молочные железы

13.У человека, в отличие от млекопитающих

1)верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

2)кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

3)нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

4)большой палец образует прямой угол по отношению к другим пальцам

14.Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1)развитие периферической нервной системы

2)наличие двух кругов кровообращения

3)развитие S-образной формы позвоночника

4)формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

15.Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

1)речь

2)сознание

3)регулярная трудовая деятельность

4)прямохождение

16.О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека на ранней стадии его развития?

1)о развитии с полным превращением

2)об изменчивости организмов

3)о происхождении человека от животных

4)об отклонении в его развитии

17.К группе древних людей учёные относят

1)австралопитека

2)кроманьонца

3)неандертальца

4)питекантропа

18.Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нем изображён человек прямоходящий?

Какое свойство вида человека разумный не является социальным

1)1

2)2

3)3

4)4

19.По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)наличие зубов в лунках челюстей

2)способность регулировать температуру своего тела

3)наличие нервной системы

4)альвеолярное строение лёгких

5)закладка у зародышей нервной трубки над хордой

6)наличие сводчатой стопы

20.Установите хронологическую последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наиболее крупного.

1) гоминиды

2) приматы

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) человек разумный

21.Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

ПРИМЕР

ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА

А)

трудовая деятельность

Б)

абстрактное мышление

В)

изоляция

Г)

мутационная изменчивость

Д)

популяционные волны

Е)

вторая сигнальная система

1)

биологический

2)

социальный

Происхождение человека (антропогенез). Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 2

1. Как назывались вымершие древесные человекообразные обезьяны, являющиеся предками современных человекообразных обезьян и человека?
1) гоминиды        3) дриопитеки
2) долгопяты  4) понгиды

2. Какая ранее существовавшая группа долгопятов счи­тается начальной в эволюционном стволе обезьян Старого Света?

1) лемуры        3) рамапитеки
2) некролемуры  4) павианы

3. Какой ученый впервые в своем труде доказал родство человека с человекообразными обезьянами?
1) К. Линней  2) Т. Гексли
3)   4) Ч. Дарвин

4. Какое свойство вида Человек разумный не является социальным?

1) большая мозговая коробка

2) создание и применение орудий труда

3) сознание и речь

4) общественный образ жизни

5. Как с латинского языка переводится слово «австралопитек»?

1) австралийская обезьяна |

2) древнейшая обезьяна

3) человекообразная обезьяна

4) южная обезьяна

6. Ископаемые останки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

1) питекантропа

2) палеоантропа

3) синантропа

4) австралопитека

7. Как называются первые представители биологическо­го вида Человек разумный?

1) австралопитеки

2) кроманьонцы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8. На каком этапе появились синантропы и питекант­ропы?

1) на этапе архантропов

2) на этапе палеоантропов

3) на этапе неоантропов

4)на этапе протоантропов

9. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?

1)наличие выступающего подбородка

2)вертикальный лоб

3)срастание костей черепа

4)увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

10.У человека, в отличие от орангутанга

1)больше лицевой отдел черепа

2)больше объём головного мозга

3)верхние конечности длиннее нижних

Читайте также:  Какие свойства реальных объектов воспроизводят манекен

4)грудная клетка образована рёбрами

11.Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1)трудовая деятельность

2)наследственная изменчивость

3)борьба за существование

4)естественный отбор

12.Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

1)диафрагма

2)лёгочное дыхание

3)головной и спинной мозг

4)замкнутая кровеносная система

13.Какому из представителей рода Человек принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?

Какое свойство вида человека разумный не является социальным

1)питекантропу

2)неандертальцу

3)кроманьонцу

4)австралопитеку

14.К группе древнейших людей учёные относят

1)кроманьонцев

2)австралопитеков

3)неандертальцев

4)синантропов

15.Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1)древнейшие люди ⇒ предшественники людей ⇒ неандертальцы ⇒ кроманьонцы

2)предшественники людей ⇒ древнейшие люди ⇒ неандертальцы ⇒ кроманьонцы

3)кроманьонцы ⇒ неандертальцы ⇒ предшественники людей ⇒ древние люди

4)неандертальцы ⇒ древнейшие люди ⇒ предшественники людей ⇒ кроманьонцы

16.Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

1)лёгкие, состоящие из альвеол

2)нервная система узлового типа

3)волосяной покров

4)жаберные щели в стенке глотки зародыша

17. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1)заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

18.Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нём изображён кроманьонец, если под цифрой 1 изображён австралопитек?

Какое свойство вида человека разумный не является социальным

1)5

2)4

3)3

4)2

19.По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)нервная система трубчатого типа

2)жаберные щели на глотке зародыша

3)четырёхкамерное сердце

4)ушные раковины

5)скелет верхних и нижних конечностей

6)борозды и извилины в коре больших полушарий

20.Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

ПРИМЕР

ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА

А)

вторая сигнальная система

Б)

проявление мутаций

В)

борьба за существование

Г)

передача накопленного опыта

Д)

традиции и ритуалы

Е)

изоляция

1)

биологический

2)

социальный

21.Установите хронологическую последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наименьшего

1) позвоночные

2) человек разумный

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) эукариоты

Источник

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

454

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Читайте также:  Какие свойства днк подтверждают

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

  • логическое и аналитическое мышление;

  • потребность в социальном взаимодействии;

  • культурное и духовное развитие;

  • умение строить и создавать инструменты для труда;

  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

035

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник

Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.

Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).

Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.

Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.

Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.

Из чего же складывается индивидуальность?

  • внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
  • привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
  • общая культура воспитания и поведения человека;
  • способность человека к творчеству и самовыражению.

Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека

1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)

2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)

3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)

Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.

Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.

Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.

Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.

Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.

Читайте также:  Какое свойство воздуха у воздушного шарика

Качества личности

  • автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
  • самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
  • самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
  • жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).

Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.

Маркерами зрелой личности являются:

  • способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
  • степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
  • умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
  • самостоятельность в поступках.

В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности

  • стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
  • обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
  • обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
  • осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
  • обладает высокими нравственными качествами;
  • обладает творческим началом.

Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.

Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.

Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.

Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.

Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).

Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.

Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).

Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.

Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).

Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).

Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.

Источник