Какое свойство воды делает ее хорошим растворителем в биологической
Ответы 10 класс «Хим.состав»
Какое свойство воды делает ее универсальным растворителем для полярных веществ?
Молекула воды представляет собой диполь, ее кислородный атом несет частичный отрицательный заряд, а каждый из атомов водорода — положительный. Частично отрицательный атом кислорода притягивается частично положительными атомами водорода. Поэтому молекулы воды связаны между собой нестойкими водородными связями. Благодаря этому вода является универсальным растворителем для веществ, имеющих полярные молекулы. Она образует водородные связи с молекулами веществ.
Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Нуклеиновые кислоты – это биологические полимеры.
2. В клетке присутствуют два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.
3. Нуклеиновые кислоты состоят из нуклеотидов.
4. В состав ДНК и РНК входят одинаковые нуклеотиды.
5. Все нуклеиновые кислоты в клетке образуют двойные спирали.
Элементы ответа:
1) 4 — в состав ДНК входят дезоксирибонуклеотиды, а в состав РНК — рибонуклеотиды, кроме того нуклеотиды ДНК содержат азотистое основание тимин, а в РНК он отсутствует и заменен урацилом;
2) 5 — двойная спираль характерна для ДНК, а РНК — это одноцепочечная молекула.
Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий фермент pибонуклеазу, если он состоит из 16 аминокислот?
Элементы ответа:
1)1генетический код триплетен, каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидными остатками;
2)1следовательно, ген, кодирующий рибонуклеазу, содержит 16 ∙ 3 = 48 нуклеотидных остатка.
Какова роль белков в организме?
Белки выполняют в организме следующие функции:
• строительную (в составе хрящей, сухожилий, волос, ногтей и т.д.);
• сократительную (актин и миозин мышечных волокон);
• транспортную (гемоглобин);
• каталитическую (ферменты);
• защитную (антитела);
• регуляторную (инсулин).
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.
1.Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.
3.Свойства воды определяются структурой ее молекул.
4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.
5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 5.
1 — вода — неорганическое вещество; 2 — в клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга-85%; 4 — ковалентные связи; полярные соединения; 5 — слабая водородная связь.
1. Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
2. В клетках костной ткани до 85% воды, а в клетках мозга человека — до 50%.
3. Свойства воды определяются структурой ее молекул.
4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.
5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
1.Все присутствующие в организме белки — ферменты.
2.Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
3.Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
4.Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.
1 — не все белки — ферменты; 2 — ферменты специфичны; 4 — актив¬ность ферментов зависит от этих и других факторов.
1.Все присутствующие в организме белки — ферменты.
2. Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
3. Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
4. Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.
1.Улеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
2.Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.
3.Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.
4.Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
5.При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1 — углерода и воды; 3 — дисахариды; 5 — 17,6 кДж.
1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
2. Различают три основных класса углеводов — моносахариды, дисахариды и полисахариды.
3. Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.
4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
5. При расщеплении 1 г. Глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
За счет каких химических связей поддерживается вторичная структура белка?
За счет водородных связей.
Почему некоторые аминокислоты называются незаменимыми?
Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организмах животных и человека, они должны поступать с растительной пищей и не могут быть заменены другими питательными веществами.
На какие три группы принято делить химические Элементы, входящие в состав живых организмов, по их относительному содержанию?
Элементы ответа:
1) макроэлементы;
2) микроэлементы;
3) ультрамикроэлементы.
В чем состоит отличие ферментов от катализаторов неорганической природы?
Элементы ответа:
1) один фермент катализирует только один тип реакций;
2) активность ферментов ограничена довольно узкими температурными рамками;
3) ферменты активны при определенных значениях рН.
В чем отличия ДНК и РНК?
Элементы ответа:
1) ДНК содержат дезоксирибозу, РНК — рибозу;
2) ДНК содержат тимин, РНК — урацил;
3) ДНК содержат две цепи, РНК, как правило, имеют лишь одну цепь;
4) цепи ДНК длиннее, чем РНК.
Источник
Тестирование по теме «Строение клетки» 10 класс
1 вариант
Часть А
1. На каком рисунке изображена эндоплазматическая сеть?
2. Хлоропласты в растительной клетке
1) выполняют защитную функцию
2) осуществляют связь между частями клетки
3) обеспечивают накопление воды
4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических
3. Прокариотические клетки, в отличие от эукариотических,
1) имеют кольцевую молекулу ДНК 2) не способны к фотосинтезу
3) способны к делению надвое 4) не имеют цитоплазмы и оболочки
4. Какие структуры клеточного органоида позволяют установить, что на рисунке изображена рибосома?
1) многочисленные кристы 2) граны и тилакоиды
3) цистерны и полости 4) большая и малая частицы
5. Животных относят к группе эукариот, так как их клетки имеют
1) хлоропласты 2) плазматическую мембрану
3) оболочку 4) оформленное ядро
6. Митохондрии отсутствуют в клетках
1) растений 2) грибов 3) водорослей 4) бактерий
7. Какова роль ядра в растительной клетке?
1) обеспечивает образование органических веществ из неорганических
2) способствует перемещению органоидов в клетке
3) поглощает и использует в процессе фотосинтеза солнечную энергию
4) обеспечивает хранение и передачу наследственной информации
8. В лизосомах, в отличие от митохондрий, не происходит
1) синтез молекул АТФ 2) расщепление органических веществ
3) гидролиз белков до аминокислот 4) расщепление ДНК
9. В комплексе Гольджи накапливаются продукты
1) окисления глюкозы 2) окисления аминокислот
3) синтетической деятельности клетки 4) расщепления пировиноградной кислоты
10. Клеточный органоид, содержащий молекулу ДНК, –
1) рибосома 2) хлоропласт
3) клеточный центр 4) комплекс Гольджи
11. Расщепление в клетке полисахаридов до моносахаридов с участием ферментов происходит в
1) рибосоме 2) лизосоме
3) комплексе Гольджи 4) эндоплазматической сети
12. Какие органоиды клетки содержат молекулы хлорофилла?
1) рибосомы 2) пластиды
3) митохондрии 4) комплекс Гольджи
Часть В
13. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке
4) осуществляет сборку компонентов клеточных мембран
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
14. Чем митохондрии отличаются от лизосом?
1) имеют наружную и внутреннюю мембраны
2) имеют многочисленные выросты – кристы
3) участвуют в процессах освобождения энергии
4) в них пировиноградная кислота окисляется до углекислого газа и воды
5) в них биополимеры расщепляются до мономеров
6) участвуют в обмене веществ
15. Установите последовательность этапов фагоцитоза.
А) плазматическая мембрана углубляется внутрь клетки и окружает частицу пищи
Б) фагоцитозный пузырёк сливается с лизосомой и образует пищеварительную вакуоль
В) частица пищи в мембранной упаковке погружается в цитоплазму
Г) сложные органические вещества расщепляются ферментами и поступают в цитоплазму
Часть С
16. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Клеточные организмы делят на две группы. 2. Прокариоты – доядерные организмы. 3. К прокариотам относят одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие. 4. К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 5. Прокариоты, как и эукариоты, имеют митохондрии. 6. Группа прокариот – Цианобактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.
17. Какие элементы строения клеточной мембраны животной клетки обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?
18. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните, почему.
Тестирование по теме «Строение клетки» 10 класс
2 вариант
Часть А
1. На каком рисунке изображена митохондрия?
2. К двухмембранным органоидам клетки относят
1) митохондрии и пластиды 2) рибосомы и клеточный центр
3) лизосомы и вакуоли 4) ЭПС и аппарат Гольджи
3. Клеточная мембрана состоит из двойного слоя
1) фосфолипидов и мозаично встроенных молекул белков
2) белков, снаружи покрытых фосфолипидами, а изнутри углеводами
3) белков, между которыми находится один слой фосфолипидов
4) фосфолипидов, между которыми располагается один слой белка
4. Изображённый на рисунке органоид клетки, в котором накапливаются синтезированные в ней продукты, представляет собой
1) рибосому
2) комплекс Гольджи
3) митохондрию
4) плазматическую мембрану
5. Митохондрию в клетке можно узнать по наличию в ней
1) одной мембраны 2) большой и малой частиц
3) полостей с пузырьками 4) крист внутренней мембраны
6. Биосинтез белка в клетке происходит
1) в лизосомах 2) в вакуолях
3) в комплексе Гольджи 4) на рибосомах
7. Митохондрии относят к полуавтономным органоидам клетки, так как
1) они имеют два слоя мембран
2) в них образуются молекулы АТФ
3) они обладают собственным аппаратом биосинтеза белка
4) их внутренняя мембрана образует многочисленные выросты
8. Какую функцию выполняет в клетке ядро?
1) осуществляет синтез углеводов
2) регулирует процессы жизнедеятельности
3) устанавливает связь между органоидами
4) осуществляет связь одной клетки с другими
9. Растительную клетку относят к группе эукариотных клеток, так как она имеет
1) ядерное вещество 2) плазматическую мембрану
3) оболочку 4) оформленное ядро
10. В животной клетке отсутствуют
1) пластиды 2) лизосомы
3) элементы комплекса Гольджи 4) центриоли клеточного центра
11. Какой из перечисленных органоидов является немембранным?
1) эндоплазматическая сеть 3) лизосома
2) клеточный центр 4) аппарат Гольджи
12. Гликокаликс представляет собой
1) клеточную стенку растений
2) мембрану клеток животных
3) поверхностный слой мембраны растительных клеток
4) поверхностный слой мембраны животных клеток
Часть В
13. Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?
1) придает клетке жесткую форму
2) отграничивает цитоплазму от окружающей среды
3) служит матрицей для синтеза иРНК
4) обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул
5) обеспечивает передвижение веществ в клетке
6) участвует в поглощении веществ клеткой
14. Какие процессы жизнедеятельности происходят в ядре клетки?
1) образование веретена деления
2) формирование лизосом
3) удвоение молекул ДНК
4) синтез молекул иРНК
5) образование митохондрий
6) формирование субъединиц рибосом
15. Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе.
А) поступление растворённых веществ в цитоплазму
Б) захват клеточной мембраной питательных веществ
В) гидролиз полимеров до мономеров
Г) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки
Д) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
Часть С
16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. У бактерий, как и у всех живых организмов, происходит обмен веществ и превращение энергии. 2. По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. 3. Автотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, всегда используют энергию света. 4. Фотосинтез в автотрофных бактериях протекает в хлоропластах, как у растений. 5. Все бактерии дышат кислородом.
17. Почему поглощение частиц пищи путем фагоцитоза характерно только для животных клеток, а у растений и грибов фагоцитоз невозможен?
18. Работа какого органоида приводит к исчезновению хвоста головастиков по мере их превращения в лягушат? Какое значение имеет данное явление?
Источник
Вода как растворитель играет предельно важную роль далеко не только в плане нашего быта. Исследователи давно говорят, что данное волшебное соединение является основой для образования жизни вообще. И именно поэтому его наличие выступает обязательным условием для существования чего-то более сложного, нежели неживая природа.
Растворимость тех или иных химических элементов напрямую связана с существованием воды, так как она чаще всего выступает той средой, которая преобразует все вокруг себя и создает новые формы органической и неорганической материи.
Человек примерно на 70% состоит из воды (имеется ввиду кровь, межклеточная жидкость, плазма крови и прочие вещества), у большинства других существ этот показатель колеблется от 50 до 95%. Очевидно, что свойства данного соединения оказывают решающую роль на происходящие вокруг нас и внутри нас процессы синтеза, регенерации и многие другие.
Это универсальный растворитель, который буквально формирует окружающий мир, постоянно преображает и обновляет его!
Свойства воды как растворителя
Вода – сложное вещество, отличающееся многими уникальными характеристиками, которые нельзя встретить больше нигде.
Она способна растворить большую часть существующих в природе комплексных соединений, содержащих в своей структуре молекулы как с положительными, так и отрицательными ионами одновременно.
При проведении так называемых кинетических исследований все растворы также изготавливаются на основе H2O.
Яркий пример особенности воды – при схожести по своей структуре с метаном CH4, она имеет температуру кипения выше на целых 2500С!
Важную роль играет также ее способность выступать одновременно либо донором, либо акцептором частиц водорода, благодаря чему проходят многие химические процессы. Химия говорит нам еще и о том, что вода выступает идеальным растворителем для диссоциирующих соединений.
Интересно отметить, что по причине высокого уровня диэлектрической проницаемости, вода отлично экранирует электрические поля ионов друг от друга. Благодаря этому притяжение противоположно заряженных частиц в воде снижается примерно в 80 раз.
Какие вещества растворяются в воде
Даже если школьник ходит только в 3 класс, он наверняка может привести примеры материалов, которые боятся контакта с водой, или, другими словами, растворяются в ней и теряют свои свойства.
Вот перечень только некоторых веществ такого типа:
К хорошо растворимым относятся: соль, сахар, сода, хлориды, щелочные металлы и нитраты, а также бромиды. Воздух также претерпевает изменения при контакте с жидкой средой. Крахмал полностью растворим, спирт тоже.
К средней степени взаимодействия относятся: бертолетова соль, метан, гипс, кислород, азот, другие химические элементы, например, сульфаты, некоторые газообразные вещества.
Есть и такие материалы, которые являются нерастворимыми: сульфид меди, стекло, золото, керосин, серебро, растительный жир и многие другие. Правда, при некоторых условиях даже они не способны устоять от такого мощного воздействия.
В организме человека есть целая группа витаминов (С, В1, 2, 3(РР), В12 и другие), которые способны оказывать свое положительное воздействие на здоровье только в контакте с H2O. Это касается также и фолиевой кислоты, биотина и т. д.
Что не растворяется в воде
Существуют такие химические образования, которые не воспринимают воздействия воды в качестве растворителя совсем.
Хороший пример: углерод С, который находится в простом карандаше, многие металлы и сплавы, типа алюминия, а также золото, серебро, медь.
Такая ситуация складывается благодаря тому, что между молекулами и атомами нерастворимых веществ действуют сильные связи, которые водород разрушить не в состоянии. Полярное состояние молекулы также способствует большей прочности материала, который состоит из таких частиц.
Многие вещи, которые мы видим вокруг себя в быту, также являются нерастворимыми. Очень популярный пример – пластик.
В мировом океане плавает огромное пятно из пластикового мусора, которое ежегодно растет, и количество пластмассы там совершенно не желает уменьшаться естественным путем. Его не могут никак переработать, что очень плохо для всей экосистемы.
Именно поэтому экологи бьют тревогу и в ЕС уже сейчас планируется отказ от целлофановых пакетов, пластиковых стаканчиков и трубочек и тому подобные меры.
Значение воды как растворителя
Как уже упоминалось в начале статьи, рассматриваемые свойства воды являются ключевыми для всей живой и неживой природы нашей планеты.
Если бы она не обладала этими характеристиками, то большинство химических процессов на Земле, в живых организмах, в органической природе бы просто остановилось. Картинка такого мира была бы очень неутешительна – темная пустыня без признаков жизни.
Роль воды настолько огромна, что именно ее определение в далеких планетах и галактиках является для астрономов основным занятием в надежде когда-то отыскать там если не разумное существование, то хотя бы зачатки жизни.
Источник