Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой

Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой thumbnail

  Цели работы:

1. Познакомить учащихся со свойствами воды.

2. Пробудить интерес и любовь к окружающей природе.

3. Усилить мотивацию к  учебной добровольческой деятельности без приказов, заинтересовать

    детей. 

4. Воспитывать чувство коллективизма, позитивное отношение к окружающему миру.

Задачи:  1.  Познакомить, как опытным путём можно установить некоторые свойства воды: 

                      бесцветность, прозрачность, плохую теплопроводность, способность воды растворять  

                      вещества.

                 2. Учить детей наблюдать, экспериментировать.

                 3. Отработать основные навыки планирования.

                 4. Изучить литературу по теме, отработать навыки анализа и выделения главного в литературе.

                 5. Творчески подходить к проблемной ситуации.

                 6.Отработать умения структурировать информацию.

Ушедший 2011 год – год великого русского человека, учёного, гражданина России Михаила Васильевича Ломоносова.

Это Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он был первым нашим университетом». Перечислить всё сделанное великим человеком представляет сегодня немалую трудность.       

Михаил Васильевич Ломоносов – это первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк, энциклопедист, химик. Он заложил основы термодинамики, науки о стекле. Ломоносов  астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Разработал проект Московского университета, который назван в его честь.

 Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете. Описал строение Земли. Возродил искусство мозаики и производство смальты (цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин, которое применяется для изготовления мозаик.)

 Ломоносов был обременён множеством дел и обуреваем множеством замыслов. Он говорил так: «Хоть голова моя и много значит да руки одни».

 Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. «Он был верным и преданным сыном России. И был он высоким гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить  покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. 

 Среди всех наук, которыми занимался Ломоносов, 1 место принадлежало химии. В 1748 году по инициативе М.В.Ломоносова была построена 1 в России химическая лаборатория, в которой он провёл более  3000 опытов.

 Мы пошли по стопам Ломоносова и создали  в этом кабинете свою химическую лабораторию. 

Изучая в 3 классе окружающий мир, мы узнали, что явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве, учёные называют физическими. Например, можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. Изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими.  Вчера я положил железный гвоздь в банку с водой. Что произошло с моим гвоздём? Он покрылся ржавчиной. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это совсем другое вещество.

 Каждое тело имеет определённую форму (кусок мела, спичечная коробка, кусочек ткани). Твёрдые тела сохраняют свою форму.  Для того,  чтобы изменить форму твёрдого тела, нужно применить силу. (Демонстрирует). А вот жидкости не сохраняют свою форму. Я наливаю жидкость в сосуды разной формы.  Жидкость принимают форму того сосуда, в котором находится.

На уроках окружающего мира мы проводили много опытов,  для проведения которых нужна химическая лаборатория. Для чего нужна химическая лаборатория? (Для проведения  опытов).  Что в ней есть? Учитель показывает колбы.

Сейчас  мы хотим вам продемонстрировать другие опыты. Опыты.

Вода – самое распространённое в природе вещество.

Вода – уникальный материал для хранения и передачи информации. Последние исследования свойств воды доказывают, что вода проявляет себя как живое вещество.

Японский учёный Эмото Масару доказал, что вода обладает мощными целительными свойствами, а её структура может воспринимать и хранить огромные объёмы информации. Вода как зеркало, сохраняет информацию, которая в неё поступает. Когда вода попадает внутрь человека, животного или растения, информация передаётся в него и потом попадает в каждую клеточку нашего организма.

 Эмото Масару сфотографировал очень много кристаллов воды, оказывая на неё различное влияние. Посмотрите фрагмент фильма. Красивые кристаллы, нежные, хрупкие, светлые, кроме последнего,  который слушал тяжёлый рок – это тяжёлая музыка. А вот так выглядит кристалл воды, который подвергся нападению мобильного телефона. Его звонок настолько не понравился воде, что на  кристаллах  образовались  агрессивные тёмные пятна. 

  А я хочу рассказать о святой воде. Рассказ ученицы о свойствах святой воды.  

  Вода обладает памятью. Исследования учёных доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Вместе со словами положительного содержания мы передаём   ей благоприятное состояние, и при замерзании в ней образуются красивые кристаллы. Наши добрые слова дают воде положительную энергию. На слайдах мы сейчас увидим, как меняются кристаллы воды в   зависимости от того, что мы ей говорим. Показ слайдов. Вам нравятся кристаллы?

                                                                            Так давайте говорить друг другу только приятные, добрые, ласковые, хорошие слова!

   Звучит произведение Слонимского “Под дождём мы поём”. Исполняет на пианино ученица класса. Какие картины природы вы себе представили?  

   Вы знаете, что вода, как и всякая другая жидкость, текуча. Она принимает форму того сосуда, в который её налили. Попробуем с помощью опытов установить и другие свойства воды.

  Опыт №1. В миску с чистой водой мы бросаем монетку. Ваня подойди и брось монетку. Ты видишь её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне миски? Вода –  прозрачное     бесцветное вещество.

Опыт№2. У воды есть одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. Проделаем опыт. Нальём в пробирку воды и начнём нагревать её пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко.  Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по – прежнему будет холодной.

Что мы узнали из этого опыта? Вода плохо проводит тепло.

Опыт №3. Мы насыпали в стакан с водой немного соли. Размешали соль в воде. Что произошло? Вода в стакане осталась прозрачной и бесцветной. Попробуйте воду на вкус. Она стала какой? Солёной. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.  Мы получили раствор соли.

Насыплем  в воду немного песка, размешаем воду. Что вы видите? Песок не растворился в воде.

Положим в стакан с водой немного кристалликов марганцовки и размешаем воду. Какого цвета стала вода? Марганцовка растворилась или нет? Да! Молекулы марганцовки, которые придали розоватый цвет воде, равномерно  распределились между молекулами воды, так же как и молекулы соли. 

Теперь попробуем растворить в воде глину. Положим ложку глины в стакан с водой. Размешаем. Что замечаем? Вода поменяла цвет, на дне стакана осадок (глина). Глина плохо растворяется в воде.

С помощью опытов мы установили, что одни вещества хорошо растворяются  в воде, другие – плохо, а третьи почти не растворяются. Вода с растворёнными в ней веществами называется раствором. 

Опыт №4. Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметили место на трубке, до которого дошла вода. Будем нагревать воду. Что мы видим? Вода в трубке поднялась выше нашей метки.  Теперь поставим колбу остывать. Что произошло? Вода в трубке опустилась ниже метки.   

Читайте также:  Каким свойством обладает железная руда

Все твёрдые и жидкие вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Мы это доказали на примере воды.

Вода, как и все окружающие нас вещества, состоит из атомов. Атомы объединены в молекулы.  В твёрдых, жидких и газообразных веществах молекулы располагаются по – разному.

Мы покажем вам, как расположены молекулы в этих веществах. Ученики наглядно показывают расположение атомов в разных веществах. 

  А теперь представьте, что каждый ученик нашего класса – это молекула. Молекулы нашего класса тесно связаны друг с другом, нас не сломить. А кто попытается изменить наш класс, тому надо приложить значительные усилия. Наш класс «Апельсин. Он один и не делим». 

Источник

Презентация 7 класса по предмету “Физика и Астрономия” на тему: “Физика : «Опыт с марганцовкой» Презентацию подготовила : ученица 7 класса Друца Марина Проверил : учитель Межуева Оксана Александровна.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

Источник

Занятие для младших школьников «Свойства воды»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.

Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой

Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

Ход работы

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.

Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).

Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!

Читайте также:  Как узнать у какого оксида наиболее выражены кислотные свойства

Рекомендуем посмотреть:

Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса

Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой
Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект

Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой
Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?

Какое свойство воды доказывает этот опыт с марганцовкой
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Рассказ про плотву, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Тема: «Вода и её свойства»

Улица.

Эксперимент и опыты «Замораживание воды. Изготовление цветных льдинок. Рассматривание льдинок. Исследование таяния льда и снега: что тает быстрее в тепле»

Цель: познакомить детей с ещё одним свойством воды – прозрачностью; сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).

Материалы и оборудование: снег и лёд в ёмкостях, гуашь, пластиковые стаканы, маркеры, формочки для песка, ёмкости с водой.

Опыт

«Вода и лёд»

Описание. 1. Положите в сухой тазик кубики льда и оставьте. Через некоторое время поищите лёд в тазике.

2. Объясните, что лёд растаял и превратился в воду.

3. Налейте воду в пластиковый стакан, отметьте фломастером уровень воды в стакане и уберите на сутки в морозилку. Спустя сутки продемонстрируйте, что получилось: вода замерзла, а уровень льда заметно выше изначального уровня воды.

Вывод: с понижением температуры вода превращается в снег или лёд.

Опыт

«Изготовление цветных льдинок»

Описание. 1. Подкрасьте воду.

2. Можно замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

3. Заморозьте.

Вывод: снег и лёд – это твердая вода.

ОПЫТ

«ЗАМОРАЖИВАЕМ ВОДУ»

Цель: показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд.

Ход:

Воспитатель вместе с детьми разливает воду по стаканчикам, кладут в сосуды концы верёвочек, относят стаканы на холод. Затем рассматривают полученные льдинки. Украшают елки льдинками.

Опыт.

«Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?»

Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает.

Описание. 1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место. 2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода. 3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку.

Опыт

Свойства воды.

Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется.

Описание. На вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула.

Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.

Опыты в помещении.

Опыт

В почве содержится вода.

Описание. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды.

Вывод: вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

ОПЫТ

«ДРУЗЬЯ»

Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

Описание. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт

Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.

Описание. Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

ОПЫТ

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт

Вода. Форма капли.

Описание. Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Опыт

Как передвигается вода в почве.

Описание. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха.

Вывод. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт

Вода способна испаряться.

Описание. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.

Вывод. В холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется

Опыт

Пар – это тоже вода.

Описание. Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт

Лед легче воды.

Описание. Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт

Чем пахнет вода.

Описание. Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы.

Вывод. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее.

Опыт

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Описание. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Описание. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт.

Опыт «Таяние льда».

Описание. Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резинкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется.

Вывод: вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

Опыт

«Испарение воды».

Описание. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода?

Вывод: Она превращается в водяной пар – испаряется.

Опыт «Превращение пара в воду».

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Опыт

«Куда исчезла вода?»

Читайте также:  При каком виде власти характеристики и свойства влияющего настолько

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Описание. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую – оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений.

Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт

«Разная вода»

Воспитатель: Ребята, возьмем стакан насыплем в нее песок. Что произошло? Можно ли пить такую воду?

Дети: Нет. Она грязная и неприятная на вид.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от грязи.

Воспитатель: А вы знаете как?

Дети: это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Воспитатель. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делась грязь?

Дети: Вся грязь осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.

Опыт.

Круговорот воды в природе.

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Оборудование:

1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

2. Электроплитка.

3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

Опыт 1:

Описание. Принесем с улицы домой (группу)твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2:

Описание. Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3:

Описание. Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4:

Описание. Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру или вынести на улицу. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

ОПЫТ

«ИГРА В ПРЯТКИ»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Описание. Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод: при попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

ОПЫТ

«ПРЯТКИ»

Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой, камешки, салфетка из ткани.

Ход:

Что вы видите в баночках?

Какого цвета вода?

Хотите поиграть с камешками в прятки?

В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).

Почему камешек видно? (вода прозрачная)

Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).

Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.

ОПЫТ

«ТЁПЛАЯ И ХОЛОДНАЯ ВОДА».

Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Описание. Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Делают вывод: вода – добрый помощник человека.

ОПЫТ

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Описание. Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.

Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).

Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета?