Какое свойство воды проявляется если воду разлить
Учитель: Клюянова Инна Владимировна
Системно – деятельностный подход
Дата: 24.04.13
Урок 59
Тема: Свойства воды.
Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.
Задачи:
1)закрепить знания у учащихся о состояниях воды, уточнить представления детей о воде, ее значении на Земле;
2) развивать наблюдательность, мышление, речь.
3)прививать бережное отношение к воде.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится определять свойства воды, проводить несложные исследования.
Универсальные учебные действия:
Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности воды, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы: получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный, практический.
Оборудование: презентация, вода, стаканы, банки, полоски цветной бумаги, карандаш, ложки, сахар, соль, таблица «Свойства воды», конверты «Ключ» с вложенными заданиями для проведения опытов.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
– Прозвенел звонок – он позвал нас на урок.
– Посмотрите на свою парту. Все ли в порядке?
– Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.
Мотивация учебной деятельности.
– Чем вам нравится урок окружающего мира?
Актуализация знаний и постановка проблемы.
И сегодня на уроке нас тоже ждут новые открытия.
Послушайте:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.
В бирюзовой дали, исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
А, в сущности, только вода.
Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт – всё растает –
И будет простая вода.
– О чём это стихотворение?
– Вода есть всюду, только в разных количествах и состояниях.
– В каких состояниях встречается вода в природе?
Вспомнить это нам помогут загадки.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, –
Скользко, весело, светло.
– В каком состоянии вода?
Посмотрите в окошко:
Идет Антошка.
– В каком состоянии вода?
Найдите лишнее слово:лед, пар, град, снег.
– В каком состоянии вода?
Какой вывод мы можем сделать?
– А может ли вода находиться сразу в трех состояниях? В какое время года?
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери
– Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь»?
Если вода – это жизнь, самое большое богатство то, как люди должны относиться к воде?
А зачем человеку вода?
– Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.
III Выявление места и причины затруднения.
– А вы можете назвать свойства воды?
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
– Назовите тему нашего урока.
– Что будет сегодня объектом исследования?
– А изучать мы будем?
– Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут шесть исследовательских групп. В каждой группе 4 человека: руководитель, секретарь, докладчик и лаборант.
(Дети в каждой группе распределяют роли)
– Предлагаю вспомнить правила работы в группе.
– Правила работы в группах
Каждый выполняет свою роль
Говорим по очереди
Выслушиваем каждое мнение
И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!
– Поднимите руки, кому понятны правила.
– Давно известно, что у воды есть свойства. Вашей задачей будет доказать на опыте, что вода обладает данными свойствами.
– Если у вас возникнут трудности, вы может обратиться к конверту с надписью «Ключ» и найти подсказку на вопрос (дифференцированный подход).
Свойства воды
Прозрачность
Цвет
Запах
Вкус
Растворитель
Текучесть
Форма
– Перед вами план действий.
План действий.
1.Руководители зачитывают задание.
2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.
3.Все вместе наблюдают, делают вывод.
4.Секретари записывают результат в карточку.
5.Докладчики громко и чётко зачитывают вывод.
V.Реализация построенного проекта
– Прошу руководителей подойти за заданиями для групп.
(Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1).
– Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами.
(Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.)
Опыт 1. Как можно проверить прозрачность воды?
(задание для команды № 1)
Ученики на основе наблюдения, размышления, обсуждения в группе должны прийти к доказательству: в стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, например, ложку. Ложка видна. Вывод: вода прозрачна. Опыт демонстрируют перед другими командами.
В таблицу заносят данные – ПРОЗРАЧНА.
Опыт 2. Какого цвета вода?
(задание для команды № 2)
На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью дети определяют цвет воды. Прикладывают и сравнивают цвет воды и цвет каждой полоски.
Ключ.– Можно ли сказать, что вода синяя, зеленая, красная, желтая, белая?
– (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок)
Вода не окрашена ни в один из этих цветов.
– Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт демонстрируют перед другими командами.
В таблицу заносят данные – БЕСЦВЕТНА.
Физкультминутка
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём
Крепко щеткой зубы трём
Моем шею, моем уши
Вытираемся посуше.
Опыт 3. Каков запах воды? Какой вкус воды?
(задание для команды № 3)
-Чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
(Ключ. Понюхай мандарин, духи, воду. Сделай вывод.)
Команда делится наблюдениями с другими командами.
В таблицу заносят данные – НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.
Дети пробуют воду. Делают вывод.
Занесение в таблицу – ВКУСА НЕ ИМЕЕТ.
Опыт 4.Вода – растворитель.
(задание для команды № 4)
Ключ. Насыпь в один стакан с водой сахара, в другой – насыпь соль. – Попробуй воду.
– Что можно заметить?
– О чем говорит этот опыт? (Вода стала соленой и сладкой. Она растворила сахар и соль. Вывод: вода – растворитель.
Опыт демонстрируют перед другими командами.
В таблицу заносят данные – РАСТВОРЯЕТ МНОГИЕ ВЕЩЕСТВА.
Учитель: Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, даже серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно – кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
Опыт 5. Одно из свойств воды – текучесть.
(задание для команды № 5)
Ключ.
Что произойдет с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны)
Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон. )
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Во всех этих случаях появляется одно и тоже свойство воды.
Какое?
Вывод: вода течёт (свойство – текучесть. )
Команда делится своими наблюдениями с другими командами.
Вывод: ВОДА ТЕКУЧА.
Опыт 6. Имеет ли вода форму?
(задание для команд № 6)
Ключ. Имеет ли какую-нибудь форму вода?
-Можно ли ее положить на стол?
– Налейте воду в разные сосуды (стакан, графин, банку)
– Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
-Итак, подведем итог опытов. Какими же свойствами обладает вода?
(Дети перечисляют свойства)
После самостоятельной работы учащихся, учитель организует обсуждение ее результатов.
Свойства воды: (запись на доске):
прозрачна
бесцветна
без запаха
без вкуса
вода – растворитель
текучесть
не имеет форму
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Детям предлагаются задания на узнавание свойств воды (презентация):
-О каких свойствах воды можно сказать, когда…
1) …пьем чай или умываемся?
(текучесть)
2) … видим аквариум с рыбками?
(прозрачность)
3) … в воду положили пакетик с чаем, вода приобрела желтый цвет?
(вода-растворитель)
4) …воду налили в кувшин, а потом перелили в бокал?
(не имеет формы, принимает форму сосуда, текучесть)
Самостоятельная работа:
– Отметь все изученные свойства воды за 1 минуту.
Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:
не имеет формы
имеет форму
бесцветна
белая
прозрачная
текучая
упругая
без запаха
без вкуса
растворитель
горюча
VII.Рефлексия учебной деятельности
-Что понравилось выполнять на уроке?
– Что вызвало затруднения?
VIII.Итог урока, оценивание
– Вы проделали огромную работу – ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат – открыли новое для себя – свойства воды.
– Оцените работу вашей группы:
Быстро, правильно, самостоятельно
Правильно, но медленно
Правильно, но с помощью других
Быстро, но неправильно
IX. Домашнее задание – определить свойства льда с.91
СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!
IIX.Межпредметные связи ( с уроками русского языка):
– На уроках русского языка мы знакомились с фразеологизмами. Что это такое? Как бы вы объяснили следующие выражения:
Много воды утекло
Как воды в рот набрал
Водой не разольёшь
Как в воду глядел
Толочь воду в ступе
Воду решетом носить
Выйти сухим из воды
(нравиться узнавать новое, разгадывать кроссворды, загадки, готовить доклады, смотреть презентации, ставить опыты, работать в тетради)
– О воде.
– Лед.
– В твердом.
– Дождь.
– В жидком.
– Пар.
– Газообразное.
-Вода может находиться в трёх состояниях.
– Зимой, весной (приводят примеры). Снег, лед, лужи.
Жизнь зародилась в воде.
Бережно, экономно, не загрязнять воду.
Вода необходима для организма человека, для растений и животных.
Без воды невозможна жизнь на Земле.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги.
А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Дети затрудняются в ответе.
– Тема: Свойства воды.
– Объект – вода.
– Свойства воды.
Вода – прозрачна.
Вода – бесцветна.
Не имеет запаха.
Не имеет вкуса
Вода – растворитель.
Вода текуча.
Вода не имеет форму.
Много воды утекло – прошло много времени
Как воды в рот набрал – упорно молчит
Водой не разольёшь – очень дружны
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предупреждал
Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом
Воду решетом носить – занимать пустым, бесполезным делом
Выйти сухим из воды – не пострадать
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Личностные УУД
Личностные УУД
(умение любоваться красотой окружающего мира)
Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации)
Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД (постановка проблемы)
Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)
Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)
Коммуникативные УУД
(планирование учебного сотрудничества)
Познавательные УУД
(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)
Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)
Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)
Коммуникативные
УУД(построение речевых высказываний)
Регулятивные УУД (самооценка)
Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации)
Коммуникативные
УУД(построение речевых высказываний)
Источник
Занятие для младших школьников «Свойства воды»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.
Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.
Ход работы
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).
Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.
Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса
Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект
Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект
Похожие статьи:
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Рассказ про плотву, 3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник