Какое свойство воздуха доказывает этот опыт

Какое свойство воздуха доказывает этот опыт thumbnail

Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29

Воздух и его охрана

Ответы к стр. 27 – 29

1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

По горизонтали: 1. Вода. 2. Сахар. 3. Кислоты. 4. Глюкоза.

По вертикали: 1. Сода. 2. Алюминий. 3. Железо. 4. Крахмал. 5. Соль. 

2. Практическая работа “Исследуем продукты на содержание крахмала”.

Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.

2. По результатам исследований заполни таблицу.

Свойства воздуха

Что изучаем?Вывод
1) Воздух прозрачен или непрозрачен?Воздух прозрачен.
2) Имеет ли воздух цвет?Воздух бесцветен.
3) Имеет ли воздух запах?Воздух не имеет запаха.
4) Что происходит с воздухом при нагревании?Воздух расширяется.
5) Что происходит с воздухом при охлаждении?Воздух сжимается.

3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)

4. Прочитай рассказ Мудрой Черепахи и выполни её задания.

Воздух – защитник живого

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым “одеялом”.

К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека.

У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как тёплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела тёплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

Мыши-полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат “Берегите воздух!”

6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.

Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники; устанавливают очистные сооружения.

Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.

Окружающий мир. 3 класс

Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29

4.3 (85.34%) от 116 голосующих

Источник

ольга романова
Опыты с воздухом

Опыты с воздухом.

Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой, чтобы формировались правильные и объективные знания. Умение анализировать явления, вещества, выделять прежде всего свойства по внешним, наглядным, чувственно-воспринимаемым качествам (ясно, снег, тепло, дует ветер). Развивать правильное представление об окружающей деятельности. Показать значение воздуха, способы и приемы его обнаружения. Способствовать развитию и знаниям детей. Дать правильное представление об окружающей действительности. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, любопытство, познавательный интерес. Заботится об экологической среде, любить и охранять нашу природу. Стимулировать активную умственную деятельность.

Оборудование: стакан, посуда с водой, горсть земли, лист бумаги, кусок ткани (носовой платок, два стакана горячей воды, градусник для измерения воды.

Словарь: колба, неживая природа, бактерии, газообразное тело, атмосфера, кислород, углекислый газ, азот, пустоты, прозрачный, бесцветный, расширение, сжимание, свойство, экология, водяной пар, авария, фильтры, пылеулавливатели.

Предварительная работа: кратковременные, но систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы. Практическая деятельность и игры. Обобщающие беседы –двух видов:

Первый вид: беседы, уточняющие представления, полученные на предшествующих этапах эксперимента.

Второй вид: беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений.

Воздух

Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе.

Для чего он нужен?

Попробуем задержать дыхание.

Долго ли мы смогли находится в таком состоянии?

Нет, потому что воздухом мы дышим и делаем это непрерывно. Известно, что без еды человек может прожить несколько недель. Без воды проживет несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут. Воздухом дышат не только люди, но и животные, растения, некоторые бактерии.

Воздух вокруг нас.

Воздух газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определенное место.

Давайте это проверим.

Опыт.

Опустим пустой стакан вверх дном в посуду с водой.

Заполняет ли вода стакан? (нет).

Почему он не заполняется, и где находится воздух?

Узнать об этом нам помогут опыты.

Опыты.

1. Возьмем пустую бутылку, и будем погружать ее в посуду с водой.

Что выходит из бутылки? (пузырьки, пузырьки воздуха).

Почему? (бутылка заполняется водой, и из нее выходит воздух).

2. В стакан с водой бросим комок земли.

Выделяются ли из него пузырьки воздуха? (да).

3. Нальем в стакан холодной воды. И будем наблюдать за тем, как постепенно на стенках стакана появляются пузырьки.

Что это за пузырьки? (это пузырьки воздуха).

4. Помашем тетрадью перед лицом.

Что мы чувствуем? (дуновение ветра, движение воздуха).

Посмотрим в окно, и мы видим, как качаются ветки деревьев, колышется трава.

Почему это происходит? (ветер приводит воздух в движение).

Следовательно, воздух заполняет все пустоты. Он есть в почве, воде, вокруг нас.

Воздух толстым слоем окружает Землю. Слой воздуха вокруг Земли называют атмосферой. Атмосфера состоит из несколько слоев, расположенных один над другим, как этажи дома. В слое, богатом кислородом, живут люди, животные, растения и другие живые организмы.

Толстый слой чистого воздуха хорошо пропускает солнечные лучи. Освещенный Солнцем, он кажется голубым. Поэтому и безоблачное небо – голубое.

Свойства воздуха.

Воздух окружает Землю, он есть везде, но мы его не видим, не ощущаем. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Это свойство воздуха. Кроме названных, у воздуха есть и другие свойства.

Узнать о них нам помогут опыты.

Опыты.

1. В стакан с водой опустим вверх дном колбу так, чтобы в нее не вошла вода. Будем нагревать колбу руками. Из нее выходят пузырьки воздуха

2. Не вынимая колбы из воды, положим на нее холодную влажную ткань. В колбу начнет набираться вода.

Почему это происходит?

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный опускается в низ.

Воздух имеет еще одно интересное свойство, очень важное для людей, животных, растений.

Читайте также:  Какие вещества обладают магнитными свойствами

Узнать о нем нам поможет еще один опыт.

3. Возьмем два стакана с горячей водой. Измерим температуру воды в них. Один стакан оставим открытым. Второй накроем большим стаканом. Спустя некоторое время опять измерим температуру воды в обоих стаканах. Сравним температуру воды в стаканах. Она стала разной.

А почему она стала разной?

В накрытом стакане вода осталась горячей потому, что между стаканами был воздух. А воздух плохо проводит тепло.

Это свойство воздуха можно наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми волосками шерсти и пушинками много воздуха. Он сохраняет тепло тела животных.

Зимой некоторые травянистые растения – озимая пшеница, рож, земляника не отмирают, а остаются зелеными. Но не гибнут они только тогда, когда они укрыты толстым слоем пушистого снега. Почему? Если снег пушистый, то между снежинками много воздуха, который плохо проводит тепло. Тепло сохраняется около растений и согревает их в мороз.

Из чего состоит воздух.

Мы уже знаем, что воздух – это газообразное тело.Он состоит из разных газообразных веществ: азота, кислорода, углекислого газа и других газов.

Больше всего в воздухе азота. Он непригоден для дыхания.

Кислород составляет пятую часть на Земле. Его вырабатывают и выделяют в воздух только зеленые растения. Кислород растворяется в воде. Растворенным кислородом дышат растения и животные, обитающие в водоемах. Кислород необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим живым организмам.

Углекислый газ попадает в воздух при горении, извержении вулканов, следствии перегнивания остатков растений и животных. При дыхании живые организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

В воздухе есть водяной пар. Он выделяется в воздух листьями растений, при дыхании люде и животных. А также в результате испарения воды из почвы, с поверхности озер, морей и океанов. Если в воздухе водяного пара мало, то он сухой. Если водяного пара много, воздух становится влажным. Воздух часто содержит пыль, сажу, дым, радиоактивные и другие вредные вещества. Они загрязняют воздух.

Сбережем воздух чистым.

Нас окружает воздух. Им дышат живые организмы. Но для дыхания необходим чистый воздух. Загрязненный воздух вызывает разные заболевания. Он может быть причиной гибели живых организмов. Как в воздух попадают вредные вещества? Они содержатся в дыму фабрик, заводов, шахт, доменных печей, котелен. Отравляют воздух отработанные газы автомобилей, самолетов, тракторов, мотоциклов. Много опасных для здоровья человека веществ попадают в воздух при авариях на химических заводах, атомных станциях. Бедой не только для Украины, но и для многих других стран мира стала авария на Чернобыльской атомной станции.

Наше государство заботится о чистоте воздуха. В Украине принят закон об охране воздуха. Он требует, чтобы на всех предприятиях установили специальные фильтры, пылеулавливатели. Они задерживают ядовитые и радиоактивные вещества, пыль, сажу, газы.

Чтобы сохранить воздух чистым, люди переоборудуют автомобили. Вместо бензина в них используют газовое топливо. Паровозы, работающие на угле, заменены электровозами.

Незаменимым помощником человека в очистке воздуха являются растения. Растения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают его кислородом. Своими листьями они задерживают пыль, сажу, другие вредные вещества.

Каждое дерево и куст, посаженные нами, будут очищать воздух не только нашего города, но и всей планеты.

Ознакомление с воздухом и его некоторыми свойствами проводится на нескольких занятиях.

Серия занятий состоит из нескольких этапов:

1 этап. Систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы.

2 этап. Практическая деятельность и игры.

3 этап. Обобщающие беседы – двух видов.

№ 1 – беседы, уточняющие представления, полученные на предыдущих этапах.

№ 2 – беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений (путешествие капельки, почему воздух и солнце необходимы растениям, и др.).

Подумай и понаблюдай.

1. Почему птицы нахохливаются в сильный мороз?

2.Когда лучше сохраняется тепло в комнате: если окно застеклено толстым слоем или оно с двойными рамами?

3. Почему в морозную погоду люди предпочитают носить одежду из искусственного или натурального меха?

4. Почему нужно ежедневно проветривать группу?

5. Почему растения являются незаменимыми помощниками человека в очистке воздуха? Обоснуй свое мнение.

6. Как заботятся о чистом воздухе у нас в городе?

Вопросы по теме.

1. К каким телам относится воздух?

2. Почему без воздуха не возможна жизнь на Земле?

3. Как доказать, что воздух занимает определенное место?

4. Где находится воздух?

5. Что такое атмосфера?

6. Какие свойства имеет воздух?

7. При помощи каких опытов можно доказать, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается?

8. Какое значение имеет свойство воздуха плохо проводить тепло? Приведи примеры.

9. Назови газообразные вещества, из которых состоит воздух.

10. Какое значение в природе имеет кислород?

11. Откуда в воздух попадает кислород?

12. Как в воздух попадает углекислый газ?

13. Как в воздух попадает водяной пар?

14. Назови вещества загрязняющие воздух?

15. Какие вещества загрязняют воздух?

16. Как наше государство заботится о чистоте воздуха?

17. Какой воздух полезен для здоровья? Почему?

Источник

Светлана Чебышева
Опыты с воздухом

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

Опыты с воздухомКакое свойство воздуха доказывает этот опыт

Опыт №2. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Какое свойство воздуха доказывает этот опытКакое свойство воздуха доказывает этот опыт

Опыт №3. «Воздух – невидимка»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Читайте также:  Какие углы называются вертикальными свойство

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Какое свойство воздуха доказывает этот опытКакое свойство воздуха доказывает этот опыт

Опыт №4. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Какое свойство воздуха доказывает этот опыт

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).

Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Проткните зубочисткой второй шарик.

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

Какое свойство воздуха доказывает этот опытКакое свойство воздуха доказывает этот опыт

Источник

Конспект НОД в подготовительной группе

«Свойства воздуха»

Цель и задачи педагогической деятельности: Формировать систему знаний о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, а так же формировать основы знаний английского языка.

Задачи воспитателя:

Образовательные: уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес, легче воды).

Развивающие: развивать способность делать выводы, умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать, запоминать и правильно произносить  английские слова.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес и желание расширять свой кругозор, воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, исследование.

Оборудование для педагога: стакан, бумага, воздушный шар, миска, трубочка.

Оборудование для детей: стаканы, бумаги, воздушные шары, кусочки апельсина, чеснока, яблоки, миски, трубочки, мыльные пузыри.                                        

Образовательная деятельность.                                                            

Воспитатель:  Здравствуйте ребята, Подходите ко мне и становитесь в круг (дети вместе с воспитателем поют песню

Загадка:
Гостьи к нам пришли: седая,                                                                                                                                                        А за нею – молодая,                                                                                                                                                             Третья ярко расцветает,                                                                                                                                                                        А четвертая рыдает.

Дети: Времена года: лето, осень, зима и весна.

Воспитатель: Да, правильно ребята,

 Молодцы ребята. А скажите, какое время года вы больше любите зиму или лето? А чем отличаются зима от лета?   Лето –  какое?

Дети: Яркое, теплое, солнечное, жаркое. Повсюду зеленая трава, цветы, бабочки летают, можно купаться и т.д.

Воспитатель: Да верно, а какой воздух  летом?

Дети:  Летом воздух теплый, бывает иногда душно, трудно дышать. Летом дует теплый ветерок.

Воспитатель: Да, правильно. А зима, какая ребята?

Дети: Холодная, везде снег, можно кататься на санках, лыжах и.т.д.

Воспитатель: Да, молодцы. Ребята, а каким воздух бывает зимой?

Дети: Зимой воздух свежий, холодный, морозный.  Зимой – дует холодный, ледяной ветер.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух бывает теплым и холодным. А что такое воздух?

Холодный ледяной ветер, животные.

Воспитатель: Правильно, а вы хотите узнать,  что такое воздух, и какие у него свойства?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как это доказать? Ребята, хотите узнать ответы на эти вопросы?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы отправимся в нашу лабораторию и проведём несколько исследований.

Опытно-исследовательская деятельность

Опыт №1
Воспитатель: (берет в руки стакан)  Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их.)

Дети: Нет, ничего в нем нет.
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим.

На столе у каждого ребенка миска с водой и стаканчик. Воспитатель предлагает повторить его действия. Он переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. А вы видите воздух? Я воздуха не вижу.

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали? 
Дети: Подул ветерок. 
Воспитатель: Да, это и есть воздух.
Воспитатель: А как получается ветерок?
Дети: Это двигается воздух.
Воспитатель: Ребята, что находится вокруг нас?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.  Вывод: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха: он невидимый..

Читайте также:  Психические свойства которые являются условиями успешного выполнения какой либо одной

Опыт №3.      Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух          наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). А теперь сделайте еще раз глубокий вдох и не дышите. Как долго вы можете задержать дыхание? Делаем вывод: не долго, воздух необходим для дыхания. Воздух это то, чем мы дышим. 
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

       Дети называют объекты живой природы.

       Воспитатель: А как вы думаете машинам, столам, книгам, камням нужен      

       воздух?

      Дети: Нет.

Воспитатель: Потому что они не живые. А давайте откроем еще один секрет воздуха. Мы с вами докажем что воздух легче воды.                                        

Опыт №4. Наблюдение 
Воспитатель: А сейчас бросьте камешек в воду. Что произошло?
Дети: Камушек утонул.
Воспитатель: Почему камушек утонул?
Дети: Потому что он тяжелый.
Воспитатель: А что тяжелее – вода или камень?
Дети: Камень. 
Воспитатель: Когда камень тонет, маленькие пузыри поднимаются на поверхности воды? Пузыри это что?
Дети: Пузыри – это тоже воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому- что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Вывод: воздух легче воды. 
Опыт №4
Воспитатель: Мы теперь знаем, что воздух везде.
Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Дети: Да (нет).
Воспитатель:  Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит? 
Дети: В стакане сильная буря, пузырьки выходят. 
Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?
Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух?
Дети: Да.

 Опыт №5 Наблюдение «Чем пахнет воздух».
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Скажите, а воздух имеет запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет запаха. (Воспитатель  подготавливает пахнущие вещества). Ребята, возьмите кожуру апельсина, помните ее. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это воздух так пахнет, или кожура апельсина дает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от кожуры.                                                          

 Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).                      

Воспитатель подготавливает яблоко, апельсин, чеснок, лимон и раскладывает их в разные тарелки.                          

 Воспитатель: А сейчас закройте глаза, скажите, вы чувствуете запах? Чем пахнет?                                                                            

 Дети: чеснок, апельсин, яблоко…                                                                        Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет чесноком, апельсином, яблоками?   Дети: Чувствовали запах.
Воспитатель: Запах  передается по воздуху.                                                Опыт №6
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель раздает детям воздушные шарики.
Воспитатель: Что находится внутри шарика?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму имеет шарик? 
Дети: Круглую.
Воспитатель: А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? 
Дети: Овальную.
Воспитатель: Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

Опыт №7
 Воспитатель: А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Когда его можно услышать? 
Дети: Когда дует ветер.
Воспитатель:  Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Воздух способен двигать предметы. Давайте возьмем пальцами салфетку  и подуем на него. Что происходит с ним? Почему салфетка движется, наклоняется?            
Дети: Салфетка изгибается под струей воздуха.
Воспитатель: Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.  
Физкультминутка Подвижная игра: «Воздушный шар»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)   Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш)

Воспитатель: Ребята вы любите рисовать.  Чем вы обычно рисуете? (Ответы детей).

 Вы знаете, что используя пену тоже можно рисовать. Вы хотите попробовать рисовать с помощью пены?

Пена – это тоже мыльные пузыри.

(Воспитатель объясняет  и показывает способы и приёмы рисования пеной).

Воспитатель:  Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри                                              

 Дети: Я                                                                                                              Воспитатель: А что находиться внутри мыльных пузырей?                              Дети: воздух, мыло и.т.д.

Опыт №8.

Воспитатель: А вот сейчас мы это и проверим (воспитатель раздает всем детям мыльные пузыри).

Дети: Внутри мыльных пузырей тоже воздух.

Воспитатель: Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
Всем спасибо, молодцы ребята!!!

Источник