Какое свойство воздуха доказывает этот опыт 3 класс

Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29
Воздух и его охрана
Ответы к стр. 27 – 29
1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.
По горизонтали: 1. Вода. 2. Сахар. 3. Кислоты. 4. Глюкоза.
По вертикали: 1. Сода. 2. Алюминий. 3. Железо. 4. Крахмал. 5. Соль.
2. Практическая работа “Исследуем продукты на содержание крахмала”.
Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
2. По результатам исследований заполни таблицу.
Свойства воздуха
Что изучаем? | Вывод |
1) Воздух прозрачен или непрозрачен? | Воздух прозрачен. |
2) Имеет ли воздух цвет? | Воздух бесцветен. |
3) Имеет ли воздух запах? | Воздух не имеет запаха. |
4) Что происходит с воздухом при нагревании? | Воздух расширяется. |
5) Что происходит с воздухом при охлаждении? | Воздух сжимается. |
3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)
4. Прочитай рассказ Мудрой Черепахи и выполни её задания.
Воздух – защитник живого
Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым “одеялом”.
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.
1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека.
У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как тёплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела тёплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
Мыши-полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат “Берегите воздух!”
6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.
Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники; устанавливают очистные сооружения.
Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29
4.3 (85.34%) от 116 голосующих
Источник
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и ИЗО
Фамилия, имя, отчество: Церковная Дарья Сергеевна
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Федоровка им. И. С. Гавва»
Должность: учитель начальных классов
УМК «Перспективная начальная школа»
Класс: 3
Тема: Свойства воздуха
Продолжительность урока: 45 минут
Цель урока: создание условий для расширения представлений учащихся о свойствах воздуха.
Задачи:
обучающая: познакомить детей с новыми свойствами воздуха;
развивающие: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитывающие: воспитывать культуру общения, умение работать в парах и группах.
Оборудование:учебник«Окружающий мир» I часть авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, , Тетрадь для самостоятельной работы №1. 3 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, карточки – вопросы, лист самооценки, тушь, листы формата А4, пластиковые трубочки.
Тип урока: открытие нового знания (урок – исследование)
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.
Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие, исследовательские.
Используемые методы: иллюстративно-наглядный, методы устного и письменного контроля,словесный,деятельностный, самоорганизация, рефлексия.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 1
На экран выведена таблица с условными обозначениями учебника «Окружающий мир»
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Можно ли по таблице определить к какому уроку я приготовилась?
– А вы, к какому уроку приготовились?
– Да. Вы приготовились к уроку окружающий мир.
– Тоже к уроку окружающего мира.
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Посмотрите, пожалуйста, отрывок из мультфильма.
https://yadi.sk/i/GIR_3wUKkoSGW
-А каком невидимке шла речь?
– Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса 2 класса.
– О воздухе.
– Воздух прозрачен,
бесцветен,
не имеет запаха,
плохо проводит тепло (удерживает)
Познавательные:
логические: анализ объектов с целью выделения
в них существенных признаков.
3.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
– Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?
– Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.
– Как мы можем проверить наше предположение?
– Давайте с помощью учебника проверим, верно, ли определили тему урока.
Слайд 2
– Прочитайте в учебнике на стр.103, какие вопросы заинтересовали Мишу.
-Как вы думаете, это будут те же свойства воздуха, которые мы изучали во 2 классе?
– Определим, какой у нас будет урок?
– Объясните, почему?
– Сформулируйте цель урока.
Слайд 3
Предполагаемые ответы детей.
– Этот Человек шутник.
– Воздух взвесить нельзя.
– Воздух.
– Посмотреть в учебнике.
Смотрят в оглавлении или на стр.103(следующую тему урока)
-Свойства воздуха.
Читают в учебнике.
-Нет, это будут другие свойства воздуха.
– Урок открытия новых знаний.
– Мы не знаем этих свойств, поэтому для нас это будет новое знание.
– С помощью опытов, т. к. в учебнике есть значок «Проведи опыт», и наблюдений познакомиться с новыми свойствами воздуха.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
– Давайте составим план работы. Что нам может в этом помочь?
Слайд4
– Учебник.
Составляют план урока:
– будем выполнять задания из учебника;
– работать с тетрадью;
– выполнять опыт;
– работать в парах;
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
5.ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Работа по учебнику стр. 104
Практическая работа. Работа в парах.
Так как у нас сегодня урок – исследование, то мы будем пользоваться оборудованием, нам нужно вспомнить « Правила поведения во время опытов».
Слайд 5
Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
Опыты проводятся поочередно каждым учеником пары или группы.
Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.
Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.
На ваших столах лежат листы оценивания. После каждой выполненной работы, вы должны себя оценить.
Выполнение опыта № 1.
Опыт1 «Воздух занимает всё свободное
пространство» (с. 104)
– Прочитайте и составьте план работы.
Слайд 6
Использование в жизни.
– воздушный колокол под водой,
– водолазный костюм…
Опыт 2 «Воздух сжимаем и упруг» (с 105)
–Мы немного изменим опыт .
– Возьмите в руки шарик и надуйте его (не сильно), перекрутите и зажмите пальцами у основания. – Почему это необходимо сделать?
– Итак, вы знаете, что внутри шарика – воздух. Давайте попробуем слегка сжать шарик, и расслабить руку, еще раз сжать – расслабить руку. Удалось сжать?
– Можно ли сказать, что мы сжимаем находящийся в шарике воздух? Какую форму принимает шарик после расслабления руки? –
-Почему?
– Это потому, что сжатый воздух обладает упругостью, так говорят про предметы, которые после прекращения сжатия принимают прежнюю форму, как пружинка
Слайд 7
в) Использование в жизни
– накачивание автомобильных шин, мячей.
– опрыскивают в саду деревья от вредителей.
– надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары
3) Опыт 3 «Воздух имеет вес» (с. 106)
Мы немного изменим опыт, который показан в учебнике. Мы будем взвешивать воздух не на самодельных весах, а на специальных, физических весах. Слайд 8
Составьте план работы.
Слайд 9
– Первым более 300 лет назад к всеобщему изумлению взял да и взвесил воздух знаменитый ученый Галилео Галилей.
– Кстати, воздух – невидимка не такой уж и легкий.
Опыт 4 «При нагревании воздух расширяется, при
охлаждении сжимается». (с.107)
Выполнение практической работы учителем
1.Стеклянную колбу закрываем пробкой с газоотводной трубкой. 2.Газоотводную трубку вставляем в колбу с водой.
3.Начинаем подогревать пустую колбу.
4.Из газоотводной трубки в колбу с водой пошли пузыри.
Опыт № 5 «Тёплый воздух легче холодного» (с. 108)
Слайд 11
Использование в жизни. Запуск воздушных шаров. Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783году.
Составляют план работы
1. Стакан опустить в воду и понаблюдать.
2. Наклонить стакан и выпустить часть воздуха.
3. Сделать вывод и записать в тетрадь для самостоятельной работы
4. Вывод: воздух занимает пространство
– Чтобы воздух не вышел из шарика
– Да, шарик сжимается.
– Шарик принимает прежнюю форму.
Делают вывод и записывают в тетрадь: воздух сжимаем и упруг.
Составляют план работы
1. Положить шарики на весы, проверить, одинаков ли у них вес.
2. Надуть 1 шар и положить на чашу весов.
3. Провести наблюдение.
Делают вывод.
– Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Значит, воздух можно взвесить.
Записывают вывод в тетрадь для самостоятельной работы
Наблюдают за проведением опыта, который проводит учитель, делают вывод, записывают вывод в тетрадь.
-При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.
Рассматривают опыт в учебнике, делают вывод, записывают вывод в тетрадь. Вывод: тёплый воздух легче холодного. Он стремится вверх.
Личностные УУД:
– осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
способность к волевому усилию;
– умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Регулятивные УУД:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
– способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
– организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы, опытов)
– планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
– действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
– контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
– оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные УУД:
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– умение структурировать знания;
– смысловое чтение
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– постановка проблемы.
логические :
– анализ, синтез;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
– умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.
– умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
– умение аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
– способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
– способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
– Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать с помощью воздуха?
– Оказывается, действительно, можно. Как мы это будем делать, узнаете позже, а сейчас отгадайте, что мы будем рисовать с помощью воздуха.
Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
– Правильно, мы будем изображать деревья с помощью воздуха.
На альбомный лист наносим немного туши и начинаем на это пятно дуть, раздувая тушь с помощью трубочки в разные стороны. Оставляем работу сохнуть.
Физминутка «Просто, мы такие звёзды»
– А теперь, давайте повесим ваши работы на доску сравните их с нарисованным деревом, и полюбуемся вместе на рисунки воздухом.
Ответы: только «да» или «нет».
– Дерево
Наносят тушь на лист и начинают раздувать тушь в разные стороны с помощью трубочки. Получили кляксу, похожую на дерево.
Познавательные: использование различных
техник изображения
в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные: осознание образа дерева через кляксу.
Коммуникативные:
умение действовать по алгоритму, строго соблюдая этапы, обозначенные учителем.
8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Групповая работа
– У вас на партах лежат карточки с вопросами. Прочитайте, обсудите в группе и подготовьте ответы на вопросы.
1 группа: – Какой мяч легче, спущенный или накаченный? Почему?
– В декабре у Миши день рождения. Ему подарили воздушные шары. Он вышел с ними на улицу. Объясни, что произойдет с шарами и почему?
2 группа: В пустую пластиковую бутылку положили кусочки льда и закрутили крышку. Стенки бутылки втянулись внутрь. Почему?
Где теплее спать в поезде: на верхней полке или на нижней?
– Спущенный мяч легче – в нём меньше воздуха. А в накаченном – сжатый воздух, он тяжелее.
При охлаждении воздух сжимается. Поэтому воздушные шары спустятся.
– При охлаждении воздух сжимается. Поэтому стенки бутылки втянулись внутрь.
Коммуникативные – умение излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента)
9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Скажите, мы смогли ответить на вопросы Миши?
– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
Слайд 12
Слайд 13
Ответьте мне на вопросы.
– Я узнал(а)…
– Мне понравилось…
– Я похвалил(а) бы себя за…
Посмотрите в свои листы самооценки. Какую оценку вы заработали за урок?
-Да смогли.
-Да, мы узнали о новых свойствах воздуха.
Личностные : осознание своих возможности
в учении, способность адекватно судить
о причинах своего успеха или неуспеха в учении,
связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Рекомендации к выполнению домашнего задания
На доске висят стикеры с вашими именами. На них индивидуальные задания. Снимаем стикер со своим именем и клеим в дневник.
1.Найти материал по теме «Что такое ветер?»
2. «Можно ли нарисовать невидимку?», хрестоматия стр.65 – 66;
3. «А воздух совсем ничего не весит?», хрестоматия стр. 67 – 68;
4.Нарисовать, где человек использует воздух;
5.Найти загадки , поговорки о воздухе;
6. «Колокол, который никогда не звонил», хрестоматия стр. 63-64;
7.Найти стихотворение о ветре;
8.Рассказать о музыкальных инструментах, на которых играют с помощью воздуха
Записывают домашнее задание
Используемая литература:
О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, учебник«Окружающий мир» 3 класс I часть: Москва, Академкнига/учебник, 2013г.
О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, тетрадь для самостоятельной работы №1, 3 класс, Москва, Академкнига/учебник, 2013г.
О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, методическое пособие, Москва, Академкнига/учебник, 2012г.
Источник
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс
«Свойства воздуха.
УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Программа курса «Окружающий мир» авторы: И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Урок в 3-м классе по теме «Свойства воздуха. Охрана воздуха» изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».
определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.
Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
– видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).
1. Организационный момент. 1 мин
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин
2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин
4. Физкультминутка. 2 мин
5. Продолжение знакомства с новым материалом.
1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин
2) Охрана воздуха. 7 мин
6. Закрепление изученного. 3 мин
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин
8. Домашнее задание. 1 мин
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
– Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
Учащиеся сидят в группах.
2. Постановка проблемы, актуализация знаний.
Сообщение темы урока.
– Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1
– Сформулируйте тему урока.
– На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?
– А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?
– Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.
– А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
– Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».
– А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?
– Что же такое воздух?
– На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2
– Восстановите диаграмму.
Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.
(Мы продолжаем изучать тему воздух).
– Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)
– Что такое воздух? (смесь газов)
– Как обнаружить воздух?
– Какие свойства есть у воздуха?
– Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.
– проведем опыты или исследования
– используем свой жизненный опыт
– воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.
(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).
(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).
Восстанавливают диаграмму.
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.
– Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
– Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
– В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
– Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
(Да)
Ответы детей
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?
Проводят опыт.
Делают вывод – (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?
– А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).
Проводят опыт.
Делают вывод – (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
2) Свойства воздуха. Опыты.
– Какими же свойствами обладает воздух?
Слайд 3
– Как нам это узнать?
– Результаты будем записывать в таблицу.
Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Будем проводить опыты
ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?
– А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?
– О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4
Проводят опыт
Нет, нет
Да
Заполняют таблицу.
(Воздух прозрачен.)
ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?
– Какого цвета школьная парта? Школьная доска?
– А какого цвета воздух?
– О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5
Проводят опыт. (Зеленые)
Ответы детей.
(Нет цвета)
Заполняют таблицу.
(Воздух безцветен.)
ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.
– Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6
– Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.
Проводят опыт.
Заполняют таблицу.
(Воздух не имеет запаха.)
Проверка таблицы.
– У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
– Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8
– Заполните четвертый столбик таблицы.
– Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
Заполняют таблицу.
(Воздух плохо проводит тепло.)
(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).
– Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?
Обратимся к учебнику стр. 52
(Еще есть свойства воздуха).
ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?
– Почему это стало возможным?
– Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?
– Почему?
Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».
– Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.
– Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?
(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.
(Выделение пузырьков прекратится)
– Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Читает ученик.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
4. Физкультминутка
– Вы, наверное, устали?
– Воздух поможет вам отдохнуть.
1. Упражнение « Цветочная поляна».
– А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
– Какое слово выразит его душистый аромат?
– Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )
2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.
3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».
5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.
– Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9
В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.
– Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
– А вот в городах воздух совсем другой. А какой?
– К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»
– Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?
– Ребята, от чего воздух может загрязняться?
– Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
– Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
– Какая играла музыка во время просмотра фильма?
– Источниками загрязнения воздуха могут быть:
– Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10
(Загрязненный.)
(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).
ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.
___________________
___________________
___________________
(Очень тревожная).
– В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
– Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
– Пожары.
– извержения вулканов,
– загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).
2) Охрана воздуха.
– Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
– Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.
– Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?
– Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
– Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
– Какой способ охраны воздуха указан в задаче?
– Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.
– Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Сделайте вывод.
(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)
Работа в группах.
установка очистных сооружений
озеленение окружающей среды
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
6. Закрепление изученного.
Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.
1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.
Кислород (Д) Азот (М)
2. Какими свойствами обладает воздух?
Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)
3. Что может навредить воздуху?
Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)
4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?
Да (П) Нет (Г)
Проверка. (Воздух – ДРУГ)
– Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось ли у вас слово?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Назовите тему урока одним словом
– Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?
Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.
– Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?
– Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?
– Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?
Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?
(Воздух)
(Жизнь!)
8. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания.
Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»
Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Г.Г. Ивченкова , И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин
Интернет-ресурсы.
Источник