Какое свойство воздуха используют в футбольном мяче

Футбол, как вид спорта, своей изящностью и филигранностью издавна приковывает внимание многих людей. Им с азартом увлекаются спортсмены от мала до велика. Как для взрослых, так и детей, при игре в мяч, для достижения результата значимым является его траектория, высота и динамика полёта. От правильно выбранного футбольного мяча зависит вращение мяча по оси после нанесения удара, качество, техника и скорость самой игры. Особенно важен грамотный подход к приобретению данного игрового снаряда для заинтересованных в профессиональном плане спортсменов.
Основные мировые производители футбольных мячей
Независимые друг от друга компании ведут серьёзную борьбу для укрепления собственных конкурентных позиций на всей международной арене. Среди них есть как отечественные марки, так и их зарубежные аналоги. Эксперты выделяют следующие наиболее популярные у потребителей бренды футбольных мячей:
- Select
- Nike
- Joma
- Puma
- Adidas
У представленных фирм широкий спектр разновидностей выпускаемых футбольных мячей. Каждый вид из линейки отвечает требованиям и нормам для игр в футбольном формате, подвергается лицензированию и сертификации. Какой из футбольных мячей подойдёт лучше, будет зависеть от уровня, типа игры и самой категории футболиста, его возраста, социального, финансового положения, конфигурации тела (антропометрических данных).
Устройство футбольного мяча
Для теоретического понимания темы необходимо провести условный срез вглубь полости игрового мяча. Структура мяча для футбола интегрирует в себя три неотъемлемых элемента:
- Покрышки (наружный слой);
- Камера (хранилище воздуха);
- Подкладка (перегородка-сателлит между покрышками и камерой).
Материалы при изготовлении футбольного мяча
Износостойкости футбольного мяча способствует материал и составляющих компонентов и технология производства. Наружные покрышки состоят из тридцати двух вышитых в виде шестиугольника вкладок-панелей, скрепленные между собой швами, либо прочным клеем. Однако, сшивке эксперты футбольного мира отдают наибольшие предпочтения, чем склейке.
Полиэстеровая нить, которую занесла ручная сшивка оказывает лучший эффект, чем при машинном крепеже. Причиной этому являются сокрытые швы, дополнительно завязанные между уголками узелки, не позволяющие расхождению покрышек. С другой стороны, при планировании бюджета, учитываете, что факт сшивки (ручной или машинной) влияет на цену товара. Мяч, пошитый вручную, в следствие приведённых аргументов, стоит гораздо дороже, но, при правильной эксплуатации, служит дольше.
Показатель надёжности мяча – его форма. На его геометрию влияет количество панелей. Обращайте внимание на ячеистую структуру изделия. Чем её покрытие ближе к значению 32 панелей, тем его форма является наиболее круглой, а, следовательно, технические характеристики будут лучшими. Глянцевое покрытие панелей обеспечивает противодействие проникновению влаги внутрь мяча.
В настоящий момент покрышки (наружный слой), как и камеры хорошего мяча изготовляются из синтетических материалов, в то время как раньше превалировала при производстве натуральная кожа. Последний материал ушёл в прошлое из-за его быстрого намокания, вследствие, затруднения выполнения с помощью него технических приёмов, непредсказуемости отскоков и других неприятных моментов. Полиуретан и поливинилхлорид делают покрышки наиболее влагостойкими.
Камера – это резиновая, латексная или бутиловая составляющая мяча, которая позволяет ему принимать форму шара. Камера надувается посредством воздуха, закачиваемого насосом. От качества синтетической кожи камеры зависят долговечность и эксплуатационные свойства мяча. Бутил лучший материал для удержания воздуха внутри сердца мяча. Таким мячом можно играть дольше без пропуска воздуха и дальнейшей потери формы.
Мяч, в котором установлена камера из латекса, более приятен в управлении, т.к. материал сам по себе эластичный, но уступает своему предшествующему конкуренту по удержанию воздуха. В таком случае необходимо чаще накачивать мяч. Обратите внимание, что здесь очень важно не перекачивать мяч, лучше использовать манометр.
Ещё одним ключевым элементом внутренности футбольного мяча является подкладка, обеспечивающая защиту камеры от удара по панелям. Она выступает перегородкой между верхним слоем и ядром – камерой, оказывает смягчающий, амортизационный эффект. Подкладочным слоям уделяется особое внимание со стороны производителей. Они создаются толщиной в 3 мм для классического футбола и 5-6 мм для пляжного, из ткани, пены, иного не тканного материала.
У каждого типа подкладки есть свои положительные и отрицательные качества. Так, пена является мягкой и гуттаперчевой, что является плюсом, но относительно быстро просаживается и перестаёт выполнять свою роль по защите камеры. Ткань – это хороший, недорогостоящий, проверенный материал, но обильно впитывает воду. Выходом из этой ситуации служит комбинирование ХБ ткани и тонкого слоя полимерной смолы. Во избежание недостатков, решено изготовлять лучшие, дорогие мячи, выдерживающие мощные, хлёсткие удары из полиуретановых или полипропиленовых волокон.
Как делают футбольные мячи
Размер и вес футбольного мяча
Если мы хотим купить мяч, которым будут играть дети, тогда его размер будет меньше. То же касается и инвентаря для женского футбола.
В целом, размеры мячей дифференцируются на три уровня:
- Третий. Рассчитан на среднестатистического юниора до восьми лет. Длина окружности в таком случае составляет 61 см, а его вес – 340 г;
- Четвёртый. Среднего размера. Периметр окружности в диапазоне 62-64 см. и весом в 400-440 г;
- Пятый, являющийся максимальным по размеру из официальных игровых мячей. Его длина находится в интервале 68-70 см. Масса не превышает 450 г.
Стоит сказать, что разработаны детские/сувенирные вариации футбольных мячей. Например, первый с параметрами длины окружности до 43 см, весом в 200-220 г и второй – 56 см, 283,5 г, соответственно.
Как правильно выбрать футбольный мяч
- Необходимо учитывать индивидуальные характеристики покупателя. В первую очередь, влияющим фактором оказывается возраст. Для взрослого человека и ребёнка выбор товара будет разным, в силу веса, диаметра, размера мяча в целом;
- Далее важно установить цель, с которой будет использоваться мяч. Это могут быть игры на травяных профессиональных газонах, тренировочных аренах, в закрытых помещениях, игра в мини футбол, а также разновидность для пляжного футбола;
- Обратить внимание на материал и технологию изготовления футбольного мяча. Если хотите получить удовольствие от футбола, не стоит чрезмерно экономить, приобретая самые дешёвые недолговечные модели. Если желаете погрузиться в историю, либо подарить мяч в качестве сувенира, тогда ваш выбор – мяч из натуральной кожи. Если выбираете хорошие, но недорогие мячи для тренировочных занятий, уличных игр, дворового футбола, тогда предпочтение стоит отдать мячам из Поливинилхлорида. Благодаря его дешевизне, есть возможность оснастить мячами всю футбольную команду при ограниченном бюджете. Однако не подойдёт для игры зимой, т.к. покрытие будет трескаться и рваться, вследствие натяжения от холодов. Материал особо твёрдый, а значит не эластичный и негибкий. Будучи обеспеченным покупателем, рекомендуем присмотреться к наилучшему по качеству варианту – футбольному мячу, который должен быть изготовлен из полиуретана. Камера мяча желательно должна быть смешанной, т.е. содержать в себе латекс с бутиловым клапаном.
- Ценовой сегмент. В случае при игре на любительском уровне, в закрытых павильонах, на песке, улице, можно приобрести хороший недорогой мяч за 800 и до 1500 руб. Мячи из полиуретана можно приобрести по розничной цене в диапазоне от 2000 до 4000 руб. Уникальные точечные рисунки, нетривиальный дизайн, скрупулёзная разработка мяча присущи для более капиталоёмких моделей. Матчевые стоят порядка от 4000 до 7000 руб., а профессиональные ориентировочно от 5000 до 10000. Следовательно, важно разобраться с преимуществами друг от друга этих видов футбольных мячей.
Виды футбольных мячей
Профессиональные
Относятся к классу элитных мячей. Их конструкция апробируется с привлечением известных футболистов мирового уровня. Цель – создание оптимального для соревновательных выступлений игрового снаряда. Для обеспечения наиболее приемлемых в игровых условиях амплитуды удара, мощности и скорости полёта лучших футбольных мячей проводятся длительные диагностические тестовые процедуры. Применяются новейшие технологии при конструировании дизайна, формы и синтезирования материалов, которые должны отвечать мировым стандартам. В довесок, все вышеперечисленные преференции для покупателя обуславливают и высокую стоимость выпускаемых футбольных мячей данного вида.
Матчевые
Обладают высокой ценой, привередливое отношение к себе в плане площадки для игр, но являются синонимом высокой надёжности, длительным сроком службы, разнообразием палитры цветов и оттенков, подвергаются стандартизации.
Тренировочные
Имеют массовый характер применения. Создание таких футбольных мячей сопряжено с использованием бюджетных материалов, что сказывается на механической прочности и общей потере качества по сравнению с ведущими аналогами. Однако низкая стоимость и хорошие характеристики применения практически в любых игровых условиях компенсируют их недостатки.
Мячи для игр на паркете и в зале
Ёмкие, небольшие, компактные футбольные мячи, которые подходят исключительно для воздействия на них в рамках футзала. Это является следствием слабого отскока от покрытия площадки, что важно для мини-футбола. Обладают достойным качеством.
Мячи для пляжного футбола
Мягкие, лёгкие мячи для игр босой ногой на песке. Цена таких мячей не кусается. Однако, настоятельно не рекомендуем подвергать инвентарь такого типа дополнительным механическим испытаниям во избежание повреждений, склонность к которым имеется у представителей этого класса мячей.
Лучшими на 2020 год для игр на открытом поле признаны следующие модели:
- Аdidas Tango Sala.
Универсальный мяч. Сделан из искусственной кожи, полиуретана методом ручной сшивки, с вставленной бутиловой камерой, долго сохраняет свои кондиции по уровню давления внутри камеры, но немного жёсткое покрытие;
- Adidas Finale 19 Competition.
Отличается термосшивкой элементов, исключающая проникновение воды, но повышающая риск расслоения стыков. Подойдёт для эстетов, т.к. выполнен в фирменном стиле мяча ЛЧ 2019 г. Также, как и его предыдущий брат по разработчику, изготовлен из полиуретана;
- Select Brillant Super TB FIFA.
В его основе содержится микрофибровая кожа. Обеспечивает прогнозируемый для футболиста отскок и ювелирную траекторию при правильном ударе. Является дорогим вариантом, чек которого не обрадует рядового покупателя. Сам мяч придётся по вкусу ценителям профессиональной игры, где важно любое касание по мячу;
- NIKE Team Magia II FIFA
Необычный наружный слой, который не состоит из привычных 32 панелей, в совокупности с термосшивкой, многослойной подложкой – изюминка и отличительная черта этого мяча. Стоит сказать про камеру, которая выполнена из латексного материала. Можно использовать на любых соревнованиях, предварительно совершив подкачку.
- NIKE Magia III FIFA
Является, пожалуй, самым экстраординарным и удивительным мячом из всех продемонстрированных ранее. Выделяется тем, что обладает сертификатом FIFA Quality Pro, а система Aerowtrac позволяет распределять воздушные потоки по каналам, установленным на всей поверхности. Благодаря этому удаётся добиться великолепной аэродинамики, а, соответственно, точности попадания и скорости полёта. Внутрь вставлена четырёхслойная подкладка. Панели скреплены термосшивкой. Камера долго держит воздух. Безусловно, за такое удовольствие необходимо будет выложить круглую, как сам мяч, сумму финансовых средств.
Какие мячи выбрать для себя – выбор остаётся исключительно за вами. В данной статье были приведены ключевые достоинства и недостатки футбольных мячей, основные советы по поиску и подбору оптимального варианта. Надеемся, что статья поможет вам полноценно насладиться замечательной игрой – футболом.
Источник
Цели и задачи.
Образовательные
- Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
- Расшиpить представление учащихся об
использовании свойств воздуха человеком. - Познакомить с экологической проблемой воздуха
и мерами ее предотвращения.
Развивающие
- Развить речь и логическое мышление.
- Развить умение анализировать и делать выводы.
- Развивать воображение и творческие
способности.
Воспитательные
- Воспитывать умение слушать друг друга,
сотрудничать друг с другом. - Воспитывать бережное отношение к окружающей
среде.
Оборудование
1. Учебники.
2. Тетради.
3. Доклады и рисунки.
4. Приборы для проведения опытов.
5. Таблицы и схемы.
6. Видеофильм.
7. Выставка книг.
8. Журнал, оформленный детьми.
Постановка учебной задачи урока.
Учитель: Наша планета называется Земля.
Учеными доказано, что только на нашей планете
есть жизнь. Докажите почему?
Дети: 1. Атмосфера – воздушная оболочка
нашей планеты с помощью озонового слоя защищает
поверхность Земли от губительного
ультрафиолетового облучения, от падения
метеоритов, от давления космоса.
2. Атмосфера обеспечивает постоянные условия
для жизни от перегрева и переохлаждения.
3. Благодаря циркуляции ветров формируются
условия жизни на Земле, в которых может
существовать биосфера.
4. Все живые организмы дышат и поглощают в
процессе дыхания кислород из атмосферы.
5. Растения используют углекислый газ воздуха
в процессе фотосинтеза и выделяют кислород.
Учитель: Воздух окружает нас со всех сторон и
занимает все свободное пространство. Воздух есть
в воде, в разных предметах, растениях. Есть он в
теле человека и в теле животных. Однако есть
способы увидеть и почувствовать воздух. Давайте
проверим это вмести с вами. Докажите, что вокруг
нас есть воздух.
Самый простой способ состоит в том, чтобы
продемонстрировать его наличие. Для этого надо
помахать веером перед лицом (наглядно). Мы
почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не
прикасался. Значит между веером и лицом есть
какое-то тело. Это воздух.
– Давайте проведем еще один опыт и узнаем, где
находится воздух. Нам понадобится:
• прозрачная банка с водой;
• мячик для пинг-понга;
• стакан.
Ход опыта
1. Положим шарик на поверхность воды.
2. Опрокинем стакан накрыв шарик, и опустим его
на дно емкости.
Результат.
Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне
емкости почти на сухом месте.
– Почему?
Это потому чтовоздух, находившийся в стакане не
позволяет воде проникнуть внутрь. На самом деле
стакан только кажется пустым.
З. Сейчас наклоним стакан, из стакана выходят
пузыри, поднимаются на поверхность и лопаются.
Вода проникает в стакан, шарик поднимается вверх.
– Почему, объясните?
– Это потому что воздух, наполняющий стакан
выходит из него, поднимается вверх, а вода
занимает его место.
Учитель: Благодаря ветру тепло и влага
разносятся по всей поверхности Земли. Больше
того без ветра вся суша превратилась бы в
пустыню. В чем причина образования ветра?
Причина образования ветра – различное давление
воздушного столба над участками Земли. Ветер
дует из области высокого давления в область
низкого давления. Обычно высокое давление
наблюдается в области с холодными воздушными
массами, а более низкое – с теплыми. То есть ветер
дует от менее нагретого, к более нагретому. Ветры
приводит к более равномерному перераспределению
тепла и осадков на поверхности Земли. Если бы на
планете не существовала циркуляция ветров,
климат на различных участках был бы гораздо
контрастнее.
Тема урока: “Свойства воздуха”
I. Сила ветра
II. Расширение при нагревании
III. Плотность воздуха.
IV. Плохая проводимость тепла.
V. Упругость воздуха.
Учитель: 1. Тема нашего урока “Свойства
воздуха и как человек эти свойства использует. На
прошлом уроке вы получили задание (сесть по
группам). Распределиться по группам и по
интересам и подготовиться выступать о том,
какими свойствами обладает воздух и, как человек
использует свойства воздуха. Я жду от вас
интересных выступлений, активности, научных
обоснований, гипотез, сядьте по группам.
2. Актуализация и систематизация знаний
учащихся.
I. Мы подбирали материал о силе ветра (на доске 1
свойство). Человек издавна научился использовать
ветер как источник энергии. Он изобрел парашют,
который позволил ему отправиться
путешествовать. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне
плавали по Средиземному морю на вполне
совершенных парусных судах. В средние века
строились ветряные колеса, которые осуществляли
различные функции в хозяйстве человека (ветряная
мельница), однако в современности ветряной
двигатель начинает играть большую роль. Ветряные
электростанции – самый чистый способ получения
электричества: окружающая природа при этом не
загрязняется.
II. Второе свойство – расширение при нагревании
(на доске название свойства).
– Сейчас мы на опыте узнаем, что происходит с
воздухом, при нагревании. Нам потребуется:
• воздушный шарик.
• пустая бутылка
• тазик и горячая вода.
Ход опыта
1. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко
бутылки.
2. Подержим бутылку в тазике с горячей водой.
Результат: шарик надулся
– Почему?
– Это потому что воздух, как и все вещества
состоит из мельчащих движущих частиц – молекул.
Молекулы при нагревании ударяются друг о друга.
Воздух в бутылке расширяется, ему требуется
дополнительное пространство. Поэтому он
приникает в шарик и надувает его.
– Я покажу вам опыт который тоже доказывает это
свойство воздуха и называется “он” волшебный
стакан.
Нам потребуется:
• стакан,
• книга,
• дощечка,
• горячая и холодная вода.
Ход опыта
1. Положим книгу на стол, на нее с небольшим
наклоном положим дощечку, намочим стакан
холодной водой и поставим его. Посмотри, что
происходит (стакан стоит на месте).
2. Тeперь намочим стакан горячей водой и
поставим его так же как в первый раз.
Результат: Когда стакан смочен холодной
водой, он практически стоит на месте. Когда
стакан смочен горячей водой, он быстро скользит.
– Почему?
Это потому ЧТО воздух в горячем стакане
расширяется и чуть – чуть приподнимает стакан.
Когда стакан смочен горячей водой, он быстро
скользит по доске.
Другой способ передвижения по воздуху –
воздушные шары, заполненные более легким, чем
воздух, газом или просто нагретым воздухом.
Началом эры воздухоплавания следует считать 1783
год, когда братья Монгольдье поднялись в воздух
на воздушном шаре, заполненным горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных
аппаратов связана с тем, что воздух также
обладает выталкивающей силой. Если тело
оказывается легче воздуха, то оно может лететь. А
использование нагретого воздуха для заполнения
воздушного шара связано с таким свойством, как расширение
при нагревании. При нагревании теплый воздух
становиться легче и поднимается вверх.
Однако главный недостаток воздушного шара – его
слабая управляемость. Изобретатели стремились
создать такой летательный аппарат,который мог бы
передвигаться с помощью воздушного винта. В
конце XIX века были построены дирижабли, –
движущиеся с помощью двигатель летательные
аппараты, заполненные водородом.
III. Плотность воздуха. (На доске повесить
табличку с эти свойством) Наводу нельзя надежно
опереться – она жидкая. Однако водному лыжнику
это удается, если развить достаточную скорость.
Воздух еще менее плотный, чем вода. Но если
развить большую скорость, – оказывается, и на него
можно опереться. Это открытие позволило создать
более совершенные летательные аппараты, чем
воздушные шары – самолеты и вертолеты. Именно
благодаря малой плотности воздуха по нему можно
перемещаться во много раз быстрее.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность
передвигаться на значительные расстояния с
большой скоростью. Правда произошло это не сразу.
Появление авиации стало возможным тогда, когда
мощность и легкость двигателей и материалов для
конструирования достигла определенного уровня.
Первый самолет с двигателем братьев Райт
поднялся в воздух в 1903 году. Самолет поднимается
также за счет подъемной силы, создаваемой при
движении с большой скоростью на крыле, имеющем
особую форму в профиль.
IV. Благодаря низкой плотность воздух обладает
замечательным свойством: он плохо проводит
тепло (на доске это свойство). Звери поднимают
шерсть, птицы хохлятся, когда им холодно, а
человек надевает теплый свитер все это только
для того, чтобы окружить себя воздушной
оболочкой, которая плохо проводит тепло. Свитер
не дает телу потерять свое тепло. С той же целью в
окна вставляют вторые рамы. Стекла сами по себе
не защищают от холода, они лишь удерживают
прослойку воздуха, который не пропускает теплый
воздух из квартиры на улицу.
V. Последнее свойство воздуха (на доске это
свойство) – упругость воздуха, то есть
способность воздуха восстанавливать прежний
объем после прекращения давления на него.
Проведем опыт. Возьмем пластмассовый шприц (без
иглы) и поставим его поршень в среднее положение.
Крепко зажать пальцем отверстие для иглы,
попробуем задвинуть, а затем вытянуть поршень.
Что же происходить?
Приложив усилие воздух можно сжать и растянуть,
но он стремиться сохранить первоначальный объем.
Это свойство называется упругостью.
Автомобильные шины, надувной матрац, футбольный
мяч, воздушный шар – сохраняют упругость
накаченного воздуха. (наглядно
продемонстрировать упругость накаченного
воздухом воздушного шара).
VI. Физкультурная пауза.
VII. Нашей редакционной группой был подобран
материал и выпущен журнал о воздухе. Попросим
ребят кратко рассказать о составе воздуха.
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода и
углекислого газа. В воздухе содержится около 21 %
кислорода, чуть больше 78 % азота, 0,9 % благородных
газов и 0,03 % углекислого газа, кроме этого в
небольших количествах содержится водород.
Любой газ можно превратить в твердое вещество,
если охладить. Но обычно для этого требуется
очень низкая температура. Углекислый газ,
охлажденный до твердого состояния, используют
для замораживания продуктов и называют
искусственным или сухим льдом: он тает при – 78 С.
Жидкий азот образуется при температуре – 196 С,
его используют, например, в медицине. На
химических заводах из азота воздуха делают
удобрения ДЛЯ растений.
Чистый кислород используют для дыхания
больных. Им же наполняют акваланги – для
подводного дыхания. А жидкий кислород применяют
для окисления топлива космических кораблей. Ведь
без кислорода невозможно не только дыхание, но и
горение.
Проведем опыт “Сжигаем воздух”
Нам потребуется:
• глубокая тарелка,
• свеча,
• стеклянная банка,
• вода,
• марганцовка,
• спички,
• пластилин.
Ход опыта
1. Закрепим свечу на дне тарелки с помощью
пластилина.
2. Налъем в тарелку воды и добавим несколько
гранул марганцовки, чтобы было наглядней.
3. Зажжем свечу и накроем ее банкой.
Результат:
Несколько мгновений спустя пламя свечи
погаснет, а вода из тарелки войдет в банку, заняв
примерно 1/5 часть ее высоты.
– Почему?
Это потому что свеча при горении расходовала
часть воздуха – кислород. Вода под давлением
извне вошла в банку и заняла место сгоревшего
кислорода. Но заполнить всю банку вода не может,
так как оставшаяся часть воздуха состоящая в
основном из азота, по-прежнему занимает свое
место.
3. Обобщение (вопросы на повторение.)
Учитель: Молодцы! Ребята хорошо
подготовились, научно доказали и очень подробно
рассказали нам о свойствах воздуха. Мы с вами
знаем как человек научился передвигаться по
воздуху.
Учитель: 1. Зачем птицам перья, зверям шерсть,
а человеку свитера.
– Птицам перья, зверям шерсть, а человеку свитер
– нужны для того, чтобы окружить себя воздушной
оболочкой, которая плохо проводит тепло. 2. Почему
рамы двойные? Что между стеклами?
– Стекла сами по себе не защищают от холода, они
лишь удерживают прослойку воздуха, которая
находится между стеклами. Так как воздух плохо
проводит тепло, теплый воздух сохраняется в
помещениях и не выходитнаружу.
3. Как человек использует упругость воздуха?
– Человек накачивает дополнительным воздухом
шины, надувной матрац, футбольный мяч и воздушный
шар. Все эти предметы сохраняют упругость
накаченного воздуха.
4. Воздух – это одно вещество или смесь газов?
– Воздух – это смесь газов: азота, кислорода,
углекислого газа и других.
5. Игра “Что было бы на Земле, если бы воздух не
имел:
– свойство упругости?
– свойство расширения при нагревании?
– свойство плохо проводить тепло?
– свойство плотности?
6. Что нового узнали на уроке?
Тест в тетрадях для самостоятельных работ.
4. Итог урока.
Молодцы! Вы очень хорошо поработали на уроке,
научно обосновали свойства воздуха и грамотно
рассказали об использовании этих свойств
человеком.
Наиболее активными были …
Тема “Воздух” – очень обширная. Ее изучение вы
продолжите в старших классах. Я подготовила вам
книги, где вы найдете много дополнительного
материала о воздухе. Кого заинтересовала эта
тема, можете взять и познакомиться. Урок окончен.
Спасибо.
Источник