Какое свойство воздуха подтверждает этот опыт

Опыты и эксперименты
Свойства воздуха
для детей 5-7 лет
Свойства воздуха
Мы дышим воздухом
1. Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?
Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте. Что появилось в стакане? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из трубочки.
Вывод:
Мы дышим воздухом, но он невидимый.
Свойства воздуха
Воздух есть везде
Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?
1. Опустите в емкость с водой кусочки хлеба, кусок сахара, яйцо. Что появилось на поверхности воды? Нарисуйте пузырьки воздуха.
2. Опустите в емкость с водой кусочек пемзы, поролоновую губку. Нарисуйте, что произошло с этими предметами. Почему предметы всплыли на поверхность?
3. Опустите в емкость с водой апельсин в кожуре и апельсин очищенный. Нарисуйте, что с ними произошло. Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности?
Вывод:
Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Свойства воздуха
Воздух легче воды
Как вы думаете, что легче — воздух или вода?
1. Опустите пластиковую бутылку в емкость с водой. Что произошло с бутылкой? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из бутылки.
2. Возьмите пластиковый стакан и медленно опустите его в воду. Наклонять стакан нельзя. Почему вода не попала в стакан? Наклоните стакан и опустите его в воду. Что произошло? Нарисуйте стакан, наполненный водой, и пузырьки воздуха, выходящие из него.
Вывод:
Вода вытесняет воздух из бутылки и стакана, потому что воздух легче воды.
Свойства воздуха
Есть ли запах у воздуха?
Как вы думаете, есть ли запах у воздуха?
1. Понюхайте окружающий вас воздух. Убедитесь, что он не пахнет.
2. Обрызгайте комнату освежителем воздуха с ароматом сирени или ландыша.
Какой запах вы почувствовали?
3. Внесите блюдо с разрезанными овощами и фруктами. (Блюдо должно быть на¬
крыто салфеткой.) Какой запах вы почувствовали?
Нарисуйте растения, которым принадлежат эти запахи.
Вывод:
Воздух не имеет запаха, но насыщается запахами разных пахучих предметов.
Свойства воздуха
Где воздух чище?
Как вы думаете, где воздух чище?
Возьмите два листа картона. На каждом листе с помощью веревки сделайте петельку. Намажьте листы слоем вазелина. Один лист повесьте на дерево на участке детского сада, а другой — возле автомобильной дороги, где проходит транспорт. Через сутки снимите листы и рассмотрите их через лупу. Какой лист картона оказался более грязным? Почему? Закрасьте этот лист черным карандашом.
Вывод:
Воздух, попадающий к нам в легкие, гораздо чище там, где много деревьев, а выхлопные газы машин загрязняют воздух.
Свойства воздуха
Что растает первым?
Как вы думаете, что быстрее тает — снег или лед?
Принесите с прогулки снеговой шарик (снежок), крупную и мелкую сосульки. Каждый предмет поместите в отдельную емкость. Понаблюдайте, как они будут таять. Обведите красным кружком то, что растает первым, а желтым кружком — то, что растает после него, зеленым кружком — то, что растает последним.
Вывод:
В теплом помещении первым тает снег, а затем лед. Чем толще лед, тем дольше он тает. Вот почему весной водоемы освобождаются ото льда после того, как полностью сойдет снег.
Свойства воздуха
Свеча в банке
Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу, не прикасаясь и не задувая ее? Зажгите свечу и накройте ее банкой. Наблюдайте, что произойдет со свечой. Почему свеча погасла? Отметьте на рисунке, что пламя свечи погасло. Например, зачеркните пламя.
Вывод:
Для горения необходим кислород, который содержится в воздухе.
Свойства воздуха
Имеет ли воздух вес?
Как вы думаете, весит ли воздух?
Надуйте два воздушных шара одинакового размера и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой. К каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Что произошло? Почему, после того как вышел воздух, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар? Обозначьте стрелкой, как изменилось положение вешалки.
Вывод:
Воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.
Свойства воздуха
Может ли воздух двигаться?
Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Пока обогреватель холодный, ленточка висит неподвижно. Включите обогреватель. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит?
Покажите на рисунке, как ленточка двигается от потока воздуха. Нарисуйте стрелочки с правой и левой сторон от ленточки.
Вывод:
Воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, он становится легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.
Свойства воздуха
Может ли воздух сжиматься?
Как вы думаете, может ли воздух сжиматься?
Надуйте два воздушных шара так, чтобы они были одинакового размера. Первый шар повесьте в групповой комнате, а второй шар за окном. (Эксперимент проводится в холодное время года.) Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Нарисуйте шары.
(Условные обозначения: Т — тепло, X — холодно.)
Вывод:
Воздух на холоде сжимается, поэтому шарик стал меньше.
Свойства воздуха
Как воздух помогает плавать
1. Как вы думаете, может ли воздух помогать предметам плавать?
Возьмите две одинаковые пластмассовые бутылочки. Одну бутылочку плотно закройте крышкой, а вторую оставьте открытой. Какая из бутылочек будет плавать? Опустите бутылочки в воду. Что произошло? Открытая бутылка наполнится водой и тут же пойдет на дно, бутылка с плотно закрытой крышкой будет плавать.
2. Опустите в воду резиновый мяч, воздушный шар. Убедитесь, что они плавают. Почему?
Нарисуйте, что произошло с предметами после того, как их опустили в воду.
Вывод:
Воздух легче воды, он заполнил бутылку и не дал ей утонуть. Предметы, заполненные воздухом, называются полыми. Они всегда плавают.
Свойства воздуха
Что такое конденсация
Как вы думаете, можно ли сделать воду из воздуха?
В морозильной камере заранее заморозьте кубики льда. Стеклянную банку наполните кубиками льда. Потрогайте банку и убедитесь в том, что она стала холодной. Через некоторое время наружная поверхность банки покроется мелкими капельками воды. Чтобы в этом убедиться, протрите банку сухой салфеткой. Салфетка намокнет. Откуда на поверхности банки появилась вода?
Нарисуйте, что произойдет с банкой после того, как ее наполнили кубиками льда. Объясните, почему банка покрылась капельками воды.
Вывод:
В воздухе есть водяной пар, он охладился и превратился в капли воды, которые можно увидеть глазом. Это явление называется конденсацией.
Свойства воздуха
Воздух легче воды
Как вы думаете, что легче — воздух или вода?
В емкость с водой погрузите пустую алюминиевую банку так, чтобы она наполнилась водой и утонула. В банку вставьте конец пластмассовой трубочки. Подуйте в трубку. Наблюдайте, как банка поднимется на поверхность. Почему это происходит?
Нарисуйте банку, которая всплыла на поверхность.
Вывод:
Воздух, которым наполнили банку, вытеснил воду. А поскольку воздух легче воды, то и банка стала легче и поднялась на поверхность.
Свойства воздуха
Упругий ли воздух?
Как вы думаете, воздух упругий или нет?
1. Возьмите одноразовый шприц с отрезанным верхом и вставьте в него второй поршень так, чтобы поршни оказались один напротив другого. Между поршнями оставьте промежуток из воздуха 2-3 см. Надавите на поршень и наблюдайте, как воздух выдавил верхний поршень из шприца. Почему так произошло? Нарисуйте, что произошло с верхним поршнем.
2. С усилием надавите на оба поршня. Воздух сожмется и не даст поршням встретиться. Зарисуйте синим карандашом воздух внутри поршня.
Вывод:
Если воздух сжать, он становится упругим.
Источник
Комментарии преподавателя
1. Свойства воздуха
Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух проводит солнечные лучи
В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем – теплые. Так происходит потому, что стекло – прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.
Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи (Источник)
3. Воздух занимает пространство
Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.
Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде (Источник)
Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.
Рис. 3. Водолазный колокол (Источник)
Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.
4. Сжимаемость и упругость воздуха
Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.
Рис. 4. Велосипедный насос (Источник)
Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.
Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.
Рис. 5. Пружина (Источник)
Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.
5. Вес воздуха
Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.
Рис. 6. Воздух имеет вес (Источник)
Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.
Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.
6. Нагревание и охлаждение воздуха
Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.
Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении (Источник)
7. Движение теплого воздуха
Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.
Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха
Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.
Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх
8. Применение свойств воздуха
Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата – воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.
Рис. 10. Воздушный шар (Источник)
Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе – воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.
Рис. 11. Варежки (Источник)
Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).
Рис. 12. Мяч (Источник)
Рис. 13. Колесо автомобиля (Источник)
Рис. 14. Велосипедное колесо (Источник)
Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.
Рис. 15. Троллейбус (Источник)
Рис. 16. Состав метро (Источник)
Рис. 17. Труба (Источник)
Рис. 18. Гармонь (Источник)
Рис. 19. Барабан (Источник)
Рис. 20. Аппарат искусственной вентиляции легких (Источник)
Рис. 21. Книгопечатание (Источник)
Рис. 22. Покрывание стен цементным раствором при помощи сжатого воздуха (Источник)
Рис. 23. Пневматический строительный молоток (Источник)
9. Повторение
Повторим свойства воздуха:
1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух хорошо проводит солнечные лучи.
3. Воздух занимает пространство в окружающем мире.
4. Воздух можно сжать.
5. Воздух обладает упругостью.
6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
7. Теплый воздух легче холодного и стремится вверх.
ИСТОЧНИКИ
https://www.youtube.com/watch?v=P7-9aOe08Rk
https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vozduha?seconds=0&chapter_id=826
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/30/vozdukh-prezentatsiya
https://www.myshared.ru/slide/111864
https://www.myshared.ru/slide/111864
Источник
Класс: 3 «В» Учитель: Игнатова А.А.
Предмет: Окружающий мир
Тема: Свойства воздуха.
Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем;
Задачи:
определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные:приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.
Метапредметные:научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:урок-исследование.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
– оборудование для проведения опытов;
– презентация;
– видео фрагмент «Реакция воздуха на температуру»
– карты урока с таблицей по группам.
-Экологические задачи (раздаточный материал).
1. Организационный момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
– Сегодня у нас будет с вами не простой урок, а самый настоящий урок научных открытий.
– Сегодня мы выступим в роле настоящих исследователей. Недаром мы разделились на исследовательские группы.
А кто такие исследователи?
Вот сегодня и мы будем новое изучать.
Какими качествами должен обладать исследователь?
– быть внимательным, нужно много знать, практиковаться, наблюдательным, бдительным, уметь работать в команде.
Ответы детей
2. Постановка проблемы, актуализация знаний.
Сообщение темы урока.
– Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
– Сформулируйте тему урока.
Слайд 1
– На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?
– А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?
– Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.
–
А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
– Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».
– А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?
– Что же такое воздух?
– На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2
– Восстановите диаграмму.
Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.
(Мы продолжаем изучать тему воздух).
– Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)
– Что такое воздух? (смесь газов)
– Как обнаружить воздух?(клик)
– Какие свойства есть у воздуха?
– Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.
– проведем опыты или исследования
– используем свой жизненный опыт
– воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.
(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).
(Смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других газов).
Восстанавливают диаграмму.
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.
– Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
– Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
– В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
– Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
Да)
Ответы детей
НА ДОСКЕ:
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
Слайд 3
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?
Проводят опыт.
Делают вывод – (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).
Слайд 4
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?
– А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт?
Проводят опыт.
Делают вывод – (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
2) Свойства воздуха. Опыты
– Какими же свойствами обладает воздух?
Слайд 5
– Как нам это узнать?
– Результаты будем записывать в таблицу.
Заполняем ТАБЛИЦУ.
Будем проводить опыты
ОПЫТ 1. Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите каждый по полиэтиленовому пакету, расправьте его. А теперь зачерпните им воздух. Сожмите концы пакета. Что случилось с пакетом? Он надулся. А почему? (Внутри оказался воздух!)
– Давайте посмотрим. Воздух имеет какой-нибудь цвет? Он какой?
– О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы.
Проводят опыт
Он надулся.
Внутри оказался воздух!
Заполняют таблицу.
(Воздух прозрачен.- На доске)
ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?
– Какого цвета школьная парта? Школьная доска?
– А какого цвета воздух?
– О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы.
Проводят опыт. (Зеленые)
Ответы детей.
(Нет цвета)
Заполняют таблицу.
(Воздух бесцветен.- На доске)
ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А в пакете воздух пахнет? Давайте приоткроем его. Нет. А чистый воздух пахнет?
– Заполните третий столбик таблицы.
– Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.
Проводят опыт.
Заполняют таблицу.
(Воздух не имеет запаха. На доске)
Проверка таблицы.
– У воздуха есть еще одно интересное свойство, он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают. Почему? (Слайд 6)
Потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Почему они не замерзают зимой?( Слайд 7)
Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе(Слайд 8) в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
– Какое свойство воздуха объясняет эти факты?
– Заполните четвертый столбик таблицы.
– Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
Ответы детей
Заполняют таблицу.
(Воздух плохо проводит тепло. НА ДОСКЕ)
(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).
– Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?
(Еще есть свойства воздуха).
ОПЫТ 4. Давайте посмотрим, будет ли происходить что-то с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого опыта понадобится пластиковая бутылка, воздушный шарик кипящая вода, а в роли льда выступит жидкий азот. Газ, который используют для быстрой шоковой заморозки, его температура минусовая и он помогает предмету мгновенно охладиться. Внимание на Экран.
– Почему шарик начал надуваться?
Правильно ему стало тесно в бутылке, и шарик начал надуваться.
– Что произошло, когда бутылку поместили в стакан с жидким азотом и охладили?
– Почему?
Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».
– Дорогие ребята–исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.
– Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?
Читает ученик.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется НА ДОСКЕ
(Выделение пузырьков прекратится)
– Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Читает Настя М.
4. Физкультминутка
– Вы, наверное, устали?
– Воздух поможет вам отдохнуть.
1. Упражнение « Цветочная поляна». (Слайд 9)
– А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
– Какое слово выразит его душистый аромат?
– Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )
2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте. (Слайд 10)
3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».(Слайд 11)
5. Продолжение знакомства с новым материалом.
А как вы думаете, имеет ли воздух вес? Давайте это проверим.
ОПЫТ 5.
У каждой группы на парте лежат самодельные весы. К краям весов привяжите надутый шарик. Теперь положите середину линейки на указательный пальчик. Скажите, весы сохраняют ровное положение?
С чем это связано? Почему надутый шарик перевешивает?
Выполняют опыт
Устанавливают самодельные весы, привязывают шарики.
-Нет
-Ему помогает воздух, которым он наполнен.
Делаем вывод: Воздух имеет вес.
ОПЫТ 6.
А теперь пожалуйста отвяжите шарик. И положите его в свою миску с водой. Что происходит?
Почему же так происходит? Ведь предыдущий опыт говорил о том, что воздух имеет вес.
Выполняют опыт
Шар не тонет. Плавает на поверхности.
Воздух Легче воды.
ОПЫТ 7.
А теперь попробуем доказать что воздух движется. Возьмём бумажные листы, сложенные их гармошкой. На что похоже?
Правильно веер! Что нужно сделать, чтоб доказать, что воздух движется? Помашем им! Каждый попробует помахать. Что почувствовали?
Сделаем вывод.
Воздух может двигаться.
ОПЫТ 8. Теперь капитаны возьмут шприц. Я попрошу вас заткнуть пальцем отверстие шприца и надавить на поршень. Что чувствуете? Каждый проведите этот опыт.
Сделаем вывод:
Воздух упругий.
5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.
– Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 14
В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ.
600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.
– Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
– А вот в городах воздух совсем другой. А какой?
– К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»
– Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?
Загрязненный.)
(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).
2) Охрана воздуха.
Домашнее задание
– Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
– Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.
– Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?
– Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
– Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
– Какой способ охраны воздуха указан в задаче?
– Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.
– Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Сделайте вывод.
Д/З Как используется воздух в наши дни. – Подготовить сообщение.
(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)
Работа в группах.
установка очистных сооружений
озеленение окружающей среды
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
В наши дни так же используется воздух, посмотрите на эти предметы
-воздушные шары
-ветряные мельницы
-колеса велосипеда
-парусные лодки
-самолеты
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Назовите тему урока одним словом
– Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?
-Что узнали о воздухе?
Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.
– Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»? Приклейте к облачку зелёный шарик.
– Кто считает, что тему он понял, но не со всеми вопросами ему удалось справиться самостоятельно. (приклейте желтый шарик на облачко)