Какое свойство воздуха в воздушном

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник
Воздух представляет собой смесь множества газов, в разном количестве входящих в его состав. Так большую часть составляет азот, содержание которого равно 78% от всего объема. В свою очередь содержание кислорода равно 21%, а на долю всех других газов приходится всего 1 процент.
Но этот состав не постоянен и может зависеть от местности и климата, а также других факторов. Деятельность человека очень сильно влияет на состав и качество воздуха. Поэтому в больших городах это процентное содержание может отличаться от нормы.
Между тем свойства воздуха во многом влияют на состояние человека и всего живого. Человек очень сильно зависит от температуры, влажности или же давления. На некоторые показатели можно повлиять, а некоторые зависят только от природы. Микроклимат в помещениях можно регулировать и устанавливать необходимую влажности и температуру, давление же не зависит от человека. Также важен и состав того, чем мы дышим. При дыхании выделяется углекислый газ, который может стать для человека опасным. Скопление углекислого газа происходит в плохо проветриваемых помещениях.
И именно поэтому лучше всего знать какие свойства воздуха существуют и как от них зависит жизнь человека. Также и химический состав воздуха может многое сказать о том, насколько он пригоден для дыхания.
Как же образуется диоксид углерода?
Диоксид углерода может быть результатом таких естественных реакций, как горение, гниение и разложение. Но больше всего углерода в атмосферу выделяется в результате жизнедеятельности человека. При этом все равно его количество в атмосфере не превышает 0,03 процента.
Диоксид углерода может быть как в газообразном состоянии, так и в жидком и твердом. В газообразном состоянии он представляет собой углекислый газ, а в твердом известен как сухой лед. Для получения сухого льда диоксид необходимо охладить до -78,5 градусов по Цельсию.
Чаще всего человек сталкивается именно с углекислым газом, который выделяется не только в процессе горения, но и при дыхании живых существ. Сам по себе он не имеет ни цвета, ни запаха, но в больших концентрациях он способен растворяться в организме и образовывать раствор угольной кислоты.
В воздухе содержится около 0,9 процентов углекислого газа и если этот показатель будет превышен, то это будет очень негативно влиять на состояние человека. Такое может случиться, к примеру, если плохо проветривать помещения. Именно поэтому рекомендуется использовать или вентиляцию, или же тщательно проветривать помещения, где находится большое количество людей.
Химические свойства воздуха
Для того, чтобы понять какие есть химические свойства воздуха, нужно сказать о химических свойствах его компонентов. Он состоит из примерно 27 различных газов, но больше всего в нем содержится азота и кислорода. Только 1 процент от общего состава приходится на все остальные газы, такие как углекислый газ, водород, метан, озон и другие. В зависимости от различных факторов состав может различаться и в большинстве это связано с деятельностью человека. Различные производства или автомобильные выхлопы очень сильно влияют на состав и процентное соотношение всех газов.
Кислород составляет 21 процент от объема всего воздуха. Он обладает окислительными свойствами, благодаря которым горят и окисляются другие материалы. Так как это главный окислитель, находящийся в воздухе, то все реакции сгорания приписываются именно этому химическому элементу.
Человек не все может увидеть, но это не значит, что этого не существует. Мы не может увидеть то, чем дышим, но это еще не все. В последнее время часто говорят о радиации, которая негативно влияет на здоровье. Как же ее обнаружить? Для этого лучше всего провести исследование радиации. Наши специалисты для такого исследования используют новейшие точные приборы, которые точно ничего не упустят и точно скажут вам о том, насколько безопасно в вашей квартире или офисе.
Физические свойства воздуха
К физическим свойствам можно отнести:
- температуру;
- вдавление;
- влажность;
- теплоемкость.
И это еще не все свойства какими свойствами обладает воздух.
На самом деле в основном нам необходимы именно температурные значения для описания воздуха. Температура воздуха является основной характеристикой, которая необходима нам и в повседневной жизни.
Научно доказано, что изменение температуры приводит и к изменению физических свойств воздуха. И поэтому были созданы специальные таблицы, где физические свойства воздуха зависят от температурных значений.
Также важной характеристикой будет и относительная влажность воздуха. Под ней понимают содержание отношение между содержащимися в воздухе водяными парами и максимальным количеством пара, которое может содержаться в воздухе при данной температуре. Температура, влажность и давление взаимосвязаны. Чем выше давление и ниже температура, тем выше будет влажность.
Если говорить о давлении, то существует общепринятое значение в 760 мм рт ст, которое считается нормальным значением. Если показатель будет ниже или выше, то это может значительно сказаться на самочувствии человека. Именно с этим связано ухудшение самочувствия при подъеме на гору. Чем больше высота, тем выше будет давление и без тренировок человеческий организм в нему зачастую не готов.
История открытия таких понятий как воздух и его свойства
Людей всегда интересовал окружающий мир и воздух не является исключением. Можно проследить историю открытий с самых древних времен и до наших дней. И все еще ученые занимаются вопросами, связанными с этой темой, проводя большое количество исследований и экспериментов.
В древнем Риме и Греции он считался личным веществом, которое есть у каждого человека. Анаксимен говорил о том, что это вещество является основой всего существующего. Дальше его идеи развивались в том же русле и было предположено, что воздух является одним из главных элементов природы. Но эти знания были довольно поверхностны и уже с приходом Аристотеля было открыто, что также у него есть и масса.
Все последующие попытки описать его свойства были не такими успешными и масштабными. Герон высказал мнение, что воздух материален. Так в пример он привел сосуды, которые кажутся пустыми, но на самом деле наполнены воздухом. Он же состоит из микроскопических частиц. Также он сказал, что когда эти частицы приведены в движение, то получается ветер. Это было в 140-х годах до нашей эры.
Многие ученые также пытались выяснить состав и свойства воздуха. Больших успехов добились в этом ученые древнего Китая. Так химики упоминали в сочинениях многие свойства и факты, которые не имели основательности и оставались лишь теоретическими.
Один из величайших умов планеты также внес свой вклад в это дело. Леонардо да Винчи известен своими исследованиями в этой области. Работая над конструкциями летательных аппаратов, он тщательно изучал свойства воздуха, которые помогли бы понять, как заставить эти механизмы работать.
Но настоящие открытия начались в 18 веке. Именно тогда начали появляться те знания, которые мы имеем сейчас. Такие ученые как Шееле и Лавуазье занимались исследованиями и проводили различные опыты. Они пришли к выводам, что в составе воздуха можно выделить кислород и азот. Изучением азота занимались Резерфорд и Кавендиш. Именно знания об этих двух газах стали самыми важными. Сейчас мы знаем о том, что кислород в неразбавленном виде опасен для дыхания и именно азот его разбавляет.
На протяжении многих столетий человек изучал состав и свойства каждого газа в отдельности. Благодаря этому теперь мы обладаем большими знаниями о свойствах и составе газов, которыми мы дышим.
Закажите бесплатно консультацию эколога
Вес воздуха
Иногда трудно поверить в существование воздуха, ведь в большинстве случаев он абсолютно не видим и не ощущаем. Но на самом деле он не только существует, но и имеет вес. Так вес воздуха в бутылке будет равен примерно одному грамму и это еще не все. Ученые говорят о том, что он также давит на нас и окружающие нас предметы даже если мы не чувствуем.
Опыты дают понять важность существования этой смеси газов в природе. Воздух необходим не только человеку или жизни на земле. Он влияет даже на предметы, окружающие нас. Так был проведен эксперимент, где из консервной банки выкачали воздух. Без него банка просто сплющится.
И хотя в повседневной жизни нам не приходится задумываться о таких вещах как вес воздуха, но его качество по-прежнему очень важно для комфортной жизни. Микробиологический анализ воздуха на предприятиях, которой проводят специалисты нашей лаборатории «ЭкоТестЭкспресс» поможет определить насколько безопасно на предприятии. Ведь то, чем мы дышим определяет и наше самочувствие, а также трудоспособность.
Подвижность воздуха
Но есть и еще одно важное свойство – подвижность воздуха. Это свойство определяется скоростью движения, и означает какое расстояние пройдет воздух за одну секунду.
Так человек может заметить это на примере ветра. Мороз не так страшен в безветренную погоду, но при наличии ветра он может стать причиной обморожения или переохлаждения. Это все результат высокой подвижности воздуха и низкой температуры.
Знание подвижности воздуха необходимо для человека в повседневной жизни. Именно это свойство позволяет предотвращать застой воздуха в помещениях, а также скопление различных загрязнений.
И конечно же важно, чтобы все показатели были в норме. Эти свойства могут как в положительную, так и в отрицательную сторону влиять на наше самочувствие. Для того, чтобы быть в курсе того, насколько воздух, которым вы дышите пригоден можно обратиться в лабораторию «ЭкоТестЭкспресс». Мы уже на протяжении 14 лет проводим качественные исследования с использованием новейшего оборудования. Так вы можете заказать и исследование освещенности, которое поможет выявить проблемы в освещении. Правильное освещение является залогом хорошего самочувствия и работоспособности. Но если им пренебрегать, то можно получить даже необратимые проблемы со здоровьем.
Источник
Воздух окружает нас каждый день, но мы его не замечаем, хотя не можем без него жить. Много ли вы знаете о воздухе? Проверьте себя и прочитайте подборку интересных фактов о воздухе, созданную НАСА.
1. Воздух — большей частью газ
Воздух вокруг нас, но мы его не видим. Итак, что такое воздух? Это смесь разных газов. Воздух в атмосфере Земли состоит примерно из 78 % азота и 21 % кислорода. В воздухе также есть небольшое количество других газов, например, углекислый газ, неон и водород.
2. Воздух — не только газ
Хотя воздух — в основном газ, он также содержит множество крошечных частиц. Эти воздушные частицы называются аэрозолями. Некоторые аэрозоли — например, пыль и пыльца — попадают в воздух естественным образом, когда дует ветер. Но воздух также переносит частицы, которые становятся причиной его загрязнения — сажу, дым и загрязнители из выхлопных газов автомобилей и энергостанций. Когда в воздухе слишком много таких частиц, растениям и животным трудно дышать.
3. Воздух важен для всего живого
Людям, животным и растениям нужно дышать. Во время дыхания живые создания берут кислород из воздуха и выдыхают углекислый газ. Этот процесс дает животным и растениям энергию, чтобы есть, расти и жить.
4. Углекислый газ в воздухе может быть и хорошим, и плохим
Когда люди и животные дышат, в воздух попадает лишенный запаха газ — углекислый (CO2). Растения используют этот газ вместе с солнечным светом, чтобы производить пищу. Этот процесс называется фотосинтез. В ходе этого процесса растения также и отдают кислород. Однако большие объемы CO2 производятся, когда автомобили и энергостанции сжигают уголь, нефть и бензин. CO2 — самый главный виновник антропогенного глобального потепления.
5. Воздух содержит воду
Влажность обычно измеряется в процентном соотношении, потому самый высокий уровень относительной влажности прямо перед дождем — 100 %. Влажность измеряется психрометром.
6. Воздух меняется, когда вы поднимаетесь выше
Воздух кажется легким, но он сильно давит на поверхность Земли. Это называется атмосферным давлением. На уровне моря атмосферное давление высокое, так как атмосфера давит всем своим весом. На вершине горы воздух давит меньше и давление низкое. Из-за изменения давления ваши уши закладывает, когда взлетаете на самолете или заезжаете на холм.
7. Воздух — защитная подушка
Воздух нашей атмосферы выступает как теплоизоляция, спасая Землю от переохлаждения и перегрева. Озон защищает нас от солнечного света. Воздух в атмосфере — защита от метеороидов. Когда метеороиды контактируют с атмосферой, они трутся о воздух и сгорают, распадаясь на маленькие кусочки.
8. В воздухе есть жизнь
Множество живых существ живут в почве и воде. Но живые организмы могут обитать и в воздухе. Эти крошечные микробные организмы называются биоаэрозолями. Хотя эти микробы не могут летать, они преодолевают длинные расстояния в воздухе — с помощью ветра, дождя или просто чиха!
9. Воздух может двигаться быстро и далеко
Даже в очень спокойный день воздух вокруг нас движется. Но когда начинает дуть сильный ветер, мы сами видим, что воздух приходит в движение. Самый сильный порыв ветра достигал скорости 400 км/ч. Когда ветер подбирает семена, пыль и другие частицы, он может переносить их на километры от их дома.
10. Загрязнение воздуха может отменить пикник
Загрязнение воздуха измеряется индексом качества воздуха. Чем ниже показатель, тем чище воздух. Однако, если вы находитесь на улице, когда индекс выше 100, вы получаете такой же уровень загрязнения, как если бы дышали выхлопными газами автомобиля целый день. Причины такого бедственного качества воздуха — лесные пожары и автомобили. Если индекс выше 100, не стоит проводить слишком много времени вне дома.
Источник
Цели и задачи.
Образовательные
- Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
- Расшиpить представление учащихся об
использовании свойств воздуха человеком. - Познакомить с экологической проблемой воздуха
и мерами ее предотвращения.
Развивающие
- Развить речь и логическое мышление.
- Развить умение анализировать и делать выводы.
- Развивать воображение и творческие
способности.
Воспитательные
- Воспитывать умение слушать друг друга,
сотрудничать друг с другом. - Воспитывать бережное отношение к окружающей
среде.
Оборудование
1. Учебники.
2. Тетради.
3. Доклады и рисунки.
4. Приборы для проведения опытов.
5. Таблицы и схемы.
6. Видеофильм.
7. Выставка книг.
8. Журнал, оформленный детьми.
Постановка учебной задачи урока.
Учитель: Наша планета называется Земля.
Учеными доказано, что только на нашей планете
есть жизнь. Докажите почему?
Дети: 1. Атмосфера – воздушная оболочка
нашей планеты с помощью озонового слоя защищает
поверхность Земли от губительного
ультрафиолетового облучения, от падения
метеоритов, от давления космоса.
2. Атмосфера обеспечивает постоянные условия
для жизни от перегрева и переохлаждения.
3. Благодаря циркуляции ветров формируются
условия жизни на Земле, в которых может
существовать биосфера.
4. Все живые организмы дышат и поглощают в
процессе дыхания кислород из атмосферы.
5. Растения используют углекислый газ воздуха
в процессе фотосинтеза и выделяют кислород.
Учитель: Воздух окружает нас со всех сторон и
занимает все свободное пространство. Воздух есть
в воде, в разных предметах, растениях. Есть он в
теле человека и в теле животных. Однако есть
способы увидеть и почувствовать воздух. Давайте
проверим это вмести с вами. Докажите, что вокруг
нас есть воздух.
Самый простой способ состоит в том, чтобы
продемонстрировать его наличие. Для этого надо
помахать веером перед лицом (наглядно). Мы
почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не
прикасался. Значит между веером и лицом есть
какое-то тело. Это воздух.
– Давайте проведем еще один опыт и узнаем, где
находится воздух. Нам понадобится:
• прозрачная банка с водой;
• мячик для пинг-понга;
• стакан.
Ход опыта
1. Положим шарик на поверхность воды.
2. Опрокинем стакан накрыв шарик, и опустим его
на дно емкости.
Результат.
Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне
емкости почти на сухом месте.
– Почему?
Это потому чтовоздух, находившийся в стакане не
позволяет воде проникнуть внутрь. На самом деле
стакан только кажется пустым.
З. Сейчас наклоним стакан, из стакана выходят
пузыри, поднимаются на поверхность и лопаются.
Вода проникает в стакан, шарик поднимается вверх.
– Почему, объясните?
– Это потому что воздух, наполняющий стакан
выходит из него, поднимается вверх, а вода
занимает его место.
Учитель: Благодаря ветру тепло и влага
разносятся по всей поверхности Земли. Больше
того без ветра вся суша превратилась бы в
пустыню. В чем причина образования ветра?
Причина образования ветра – различное давление
воздушного столба над участками Земли. Ветер
дует из области высокого давления в область
низкого давления. Обычно высокое давление
наблюдается в области с холодными воздушными
массами, а более низкое – с теплыми. То есть ветер
дует от менее нагретого, к более нагретому. Ветры
приводит к более равномерному перераспределению
тепла и осадков на поверхности Земли. Если бы на
планете не существовала циркуляция ветров,
климат на различных участках был бы гораздо
контрастнее.
Тема урока: “Свойства воздуха”
I. Сила ветра
II. Расширение при нагревании
III. Плотность воздуха.
IV. Плохая проводимость тепла.
V. Упругость воздуха.
Учитель: 1. Тема нашего урока “Свойства
воздуха и как человек эти свойства использует. На
прошлом уроке вы получили задание (сесть по
группам). Распределиться по группам и по
интересам и подготовиться выступать о том,
какими свойствами обладает воздух и, как человек
использует свойства воздуха. Я жду от вас
интересных выступлений, активности, научных
обоснований, гипотез, сядьте по группам.
2. Актуализация и систематизация знаний
учащихся.
I. Мы подбирали материал о силе ветра (на доске 1
свойство). Человек издавна научился использовать
ветер как источник энергии. Он изобрел парашют,
который позволил ему отправиться
путешествовать. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне
плавали по Средиземному морю на вполне
совершенных парусных судах. В средние века
строились ветряные колеса, которые осуществляли
различные функции в хозяйстве человека (ветряная
мельница), однако в современности ветряной
двигатель начинает играть большую роль. Ветряные
электростанции – самый чистый способ получения
электричества: окружающая природа при этом не
загрязняется.
II. Второе свойство – расширение при нагревании
(на доске название свойства).
– Сейчас мы на опыте узнаем, что происходит с
воздухом, при нагревании. Нам потребуется:
• воздушный шарик.
• пустая бутылка
• тазик и горячая вода.
Ход опыта
1. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко
бутылки.
2. Подержим бутылку в тазике с горячей водой.
Результат: шарик надулся
– Почему?
– Это потому что воздух, как и все вещества
состоит из мельчащих движущих частиц – молекул.
Молекулы при нагревании ударяются друг о друга.
Воздух в бутылке расширяется, ему требуется
дополнительное пространство. Поэтому он
приникает в шарик и надувает его.
– Я покажу вам опыт который тоже доказывает это
свойство воздуха и называется “он” волшебный
стакан.
Нам потребуется:
• стакан,
• книга,
• дощечка,
• горячая и холодная вода.
Ход опыта
1. Положим книгу на стол, на нее с небольшим
наклоном положим дощечку, намочим стакан
холодной водой и поставим его. Посмотри, что
происходит (стакан стоит на месте).
2. Тeперь намочим стакан горячей водой и
поставим его так же как в первый раз.
Результат: Когда стакан смочен холодной
водой, он практически стоит на месте. Когда
стакан смочен горячей водой, он быстро скользит.
– Почему?
Это потому ЧТО воздух в горячем стакане
расширяется и чуть – чуть приподнимает стакан.
Когда стакан смочен горячей водой, он быстро
скользит по доске.
Другой способ передвижения по воздуху –
воздушные шары, заполненные более легким, чем
воздух, газом или просто нагретым воздухом.
Началом эры воздухоплавания следует считать 1783
год, когда братья Монгольдье поднялись в воздух
на воздушном шаре, заполненным горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных
аппаратов связана с тем, что воздух также
обладает выталкивающей силой. Если тело
оказывается легче воздуха, то оно может лететь. А
использование нагретого воздуха для заполнения
воздушного шара связано с таким свойством, как расширение
при нагревании. При нагревании теплый воздух
становиться легче и поднимается вверх.
Однако главный недостаток воздушного шара – его
слабая управляемость. Изобретатели стремились
создать такой летательный аппарат,который мог бы
передвигаться с помощью воздушного винта. В
конце XIX века были построены дирижабли, –
движущиеся с помощью двигатель летательные
аппараты, заполненные водородом.
III. Плотность воздуха. (На доске повесить
табличку с эти свойством) Наводу нельзя надежно
опереться – она жидкая. Однако водному лыжнику
это удается, если развить достаточную скорость.
Воздух еще менее плотный, чем вода. Но если
развить большую скорость, – оказывается, и на него
можно опереться. Это открытие позволило создать
более совершенные летательные аппараты, чем
воздушные шары – самолеты и вертолеты. Именно
благодаря малой плотности воздуха по нему можно
перемещаться во много раз быстрее.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность
передвигаться на значительные расстояния с
большой скоростью. Правда произошло это не сразу.
Появление авиации стало возможным тогда, когда
мощность и легкость двигателей и материалов для
конструирования достигла определенного уровня.
Первый самолет с двигателем братьев Райт
поднялся в воздух в 1903 году. Самолет поднимается
также за счет подъемной силы, создаваемой при
движении с большой скоростью на крыле, имеющем
особую форму в профиль.
IV. Благодаря низкой плотность воздух обладает
замечательным свойством: он плохо проводит
тепло (на доске это свойство). Звери поднимают
шерсть, птицы хохлятся, когда им холодно, а
человек надевает теплый свитер все это только
для того, чтобы окружить себя воздушной
оболочкой, которая плохо проводит тепло. Свитер
не дает телу потерять свое тепло. С той же целью в
окна вставляют вторые рамы. Стекла сами по себе
не защищают от холода, они лишь удерживают
прослойку воздуха, который не пропускает теплый
воздух из квартиры на улицу.
V. Последнее свойство воздуха (на доске это
свойство) – упругость воздуха, то есть
способность воздуха восстанавливать прежний
объем после прекращения давления на него.
Проведем опыт. Возьмем пластмассовый шприц (без
иглы) и поставим его поршень в среднее положение.
Крепко зажать пальцем отверстие для иглы,
попробуем задвинуть, а затем вытянуть поршень.
Что же происходить?
Приложив усилие воздух можно сжать и растянуть,
но он стремиться сохранить первоначальный объем.
Это свойство называется упругостью.
Автомобильные шины, надувной матрац, футбольный
мяч, воздушный шар – сохраняют упругость
накаченного воздуха. (наглядно
продемонстрировать упругость накаченного
воздухом воздушного шара).
VI. Физкультурная пауза.
VII. Нашей редакционной группой был подобран
материал и выпущен журнал о воздухе. Попросим
ребят кратко рассказать о составе воздуха.
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода и
углекислого газа. В воздухе содержится около 21 %
кислорода, чуть больше 78 % азота, 0,9 % благородных
газов и 0,03 % углекислого газа, кроме этого в
небольших количествах содержится водород.
Любой газ можно превратить в твердое вещество,
если охладить. Но обычно для этого требуется
очень низкая температура. Углекислый газ,
охлажденный до твердого состояния, используют
для замораживания продуктов и называют
искусственным или сухим льдом: он тает при – 78 С.
Жидкий азот образуется при температуре – 196 С,
его используют, например, в медицине. На
химических заводах из азота воздуха делают
удобрения ДЛЯ растений.
Чистый кислород используют для дыхания
больных. Им же наполняют акваланги – для
подводного дыхания. А жидкий кислород применяют
для окисления топлива космических кораблей. Ведь
без кислорода невозможно не только дыхание, но и
горение.
Проведем опыт “Сжигаем воздух”
Нам потребуется:
• глубокая тарелка,
• свеча,
• стеклянная банка,
• вода,
• марганцовка,
• спички,
• пластилин.
Ход опыта
1. Закрепим свечу на дне тарелки с помощью
пластилина.
2. Налъем в тарелку воды и добавим несколько
гранул марганцовки, чтобы было наглядней.
3. Зажжем свечу и накроем ее банкой.
Результат:
Несколько мгновений спустя пламя свечи
погаснет, а вода из тарелки войдет в банку, заняв
примерно 1/5 часть ее высоты.
– Почему?
Это потому что свеча при горении расходовала
часть воздуха – кислород. Вода под давлением
извне вошла в банку и заняла место сгоревшего
кислорода. Но заполнить всю банку вода не может,
так как оставшаяся часть воздуха состоящая в
основном из азота, по-прежнему занимает свое
место.
3. Обобщение (вопросы на повторение.)
Учитель: Молодцы! Ребята хорошо
подготовились, научно доказали и очень подробно
рассказали нам о свойствах воздуха. Мы с вами
знаем как человек научился передвигаться по
воздуху.
Учитель: 1. Зачем птицам перья, зверям шерсть,
а человеку свитера.
– Птицам перья, зверям шерсть, а человеку свитер
– нужны для того, чтобы окружить себя воздушной
оболочкой, которая плохо проводит тепло. 2. Почему
рамы двойные? Что между стеклами?
– Стекла сами по себе не защищают от холода, они
лишь удерживают прослойку воздуха, которая
находится между стеклами. Так как воздух плохо
проводит тепло, теплый воздух сохраняется в
помещениях и не выходитнаружу.
3. Как человек использует упругость воздуха?
– Человек накачивает дополнительным воздухом
шины, надувной матрац, футбольный мяч и воздушный
шар. Все эти предметы сохраняют упругость
накаченного воздуха.
4. Воздух – это одно вещество или смесь газов?
– Воздух – это смесь газов: азота, кислорода,
углекислого газа и других.
5. Игра “Что было бы на Земле, если бы воздух не
имел:
– свойство упругости?
– свойство расширения при нагревании?
– свойство плохо проводить тепло?
– свойство плотности?
6. Что нового узнали на уроке?
Тест в тетрадях для самостоятельных работ.
4. Итог урока.
Молодцы! Вы очень хорошо поработали на уроке,
научно обосновали свойства воздуха и грамотно
рассказали об использовании этих свойств
человеком.
Наиболее активными были …
Тема “Воздух” – очень обширная. Ее изучение вы
продолжите в старших классах. Я подготовила вам
книги, где вы найдете много дополнительного
материала о воздухе. Кого заинтересовала эта
тема, можете взять и познакомиться. Урок окончен.
Спасибо.
Источник