Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок thumbnail

1. На фотографии представлен гепард. Какое свойство живых систем иллюстрирует данное изображение? 

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок

Ответ: Движение

2. Митохондрии отсутствуют в клетках организмов

1) белой планарии
2) туберкулёзной палочки
3) эвглены зелёной 
4) дизентерийной амёбы

Ответ: 2

3. Растения выделяют кислород в атмосферу в процессе

1) минерального питания
2) испарения
3) фотосинтеза 
4) дыхания

Ответ: 3

4. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения? 

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок

Ответ: 1

5. К колониальным организмам учёные относят

1) вольвокс
2) инфузорию туфельку
3) белую планарию 
4) пресноводную гидру

Ответ: 1

6. К какой системе органов относят печень?

1) эндокринной
2) кровеносной
3) пищеварительной 
4) выделительной

Ответ: 3

7. Нервная регуляция у человека осуществляется

1) гормонами
2) ферментами
3) нуклеиновыми кислотами 
4) электрическими импульсами

Ответ: 4

8. Как называется кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А?
Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок
1) бедренная
2) лучевая
3) большая берцовая 
4) малая берцовая

Ответ: 4

9. Артериальная кровь, это −

1) кровь, текущая по артериям
2) кровь, содержащая много кислорода
3) кровь, текущая по венам
4) кровь, содержащая мало кислорода

Ответ: 2

10. Какой кровеносный сосуд имеет стенку, состоящую из одного слоя клеток?

1) артерия кишечника
2) верхняя полая вена
3) воротная вена печени 
4) капилляр клубочка нефрона

Ответ: 4

11. Желчь, вырабатываемая печенью, поступает в

1) пищевод
2) желудок
3) тонкую кишку 
4) поджелудочную железу

Ответ: 3

12. В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?

1) В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.
2) Чаша с мышью стала тяжелее.
3) Чаша с мышью стала легче.
4) В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.

Ответ: 3

13. Усиливает(-ют) звуковые колебания

1) ушная раковина
2) жидкость улитки
3) слуховой нерв 
4) слуховые косточки

Ответ: 4

14. Как называют потребности человека, направленные на удовлетворение чувства голода и жажды?

1) в самореализации
2) родительские
3) физиологические 
4) в безопасности

Ответ: 3

15. Заболевание желудка, вызванное нерегулярным питанием или питанием сухой или острой пищей, – это

1) пульпит
2) цирроз
3) гастрит 
4) плеврит

Ответ: 3

16. Какой характер носят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в водоёме?

1) хищник – жертва
2) паразит – хозяин
3) симбиоз 
4) конкуренция

Ответ: 1

17. Парниковый эффект, вызванный увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, приводит к

1) понижению температуры нижних слоёв атмосферы
2) отравлению организмов
3) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков суши
4) увеличению ультрафиолетового излучения

Ответ: 3

18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Ткань Функция … проведение продуктов фотосинтеза механические обеспечивают прочность Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) сосуды 
4) основная

Ответ: 1

19. Верны ли следующие суждения о птицах?

А. Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).
Б. У птиц плохо развиты органы чувств.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения 
4) оба суждения неверны

Ответ: 1

20. Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у – масса головного мозга (в г)).

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?

1) Масса мозга человека достигает определённых размеров и больше не изменяется.
2) До 20 лет мозг растёт равномерно, затем скорость роста снижается.
3) После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.
4) От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.
5) Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

Ответ: 3, 4

21. Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан жёлтый

Ответ: 1, 4, 6

22. Известно, что Клюква болотная – вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30 см.
2) Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом.
3) Растёт на торфяных и моховых болотах на равнинах и в горах.
4) Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием.
5) Цветёт в мае-июне, продолжительность цветения составляет 18–20 дней.
6) Клюкву собирают руками, совками гребешкового типа или скребками.

Ответ: 1, 2, 4

23. Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА ВИД ГОРМОНА

А) превращает избыток глюкозы в гликоген
Б) усиливает и учащает сокращение сердца
В) сужает кровеносные сосуды
Г) повышает кровяное давление
Д) превращает гликоген в глюкозу

1) адреналин
2) инсулин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: а-2, б-1, в-1, г-1, д-2

24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 

1) Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба.
2) Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет.
3) Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик.
4) Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения.
5) Зажмите препарат лапками-держателями.
6) Максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте.

Ответ: 6, 2, 3, 5, 1, 4

25. Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. 

Митохондрия 

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________(А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________(Б), на которых расположены __________(В), осуществляющие синтез молекул __________(Г). 

Читайте также:  Какие свойства ацетилена имеют отношение к строительным профессиям

Перечень слов 

1) фермент 

2) АТФ 

3) полисахарид 

4) энергетический 

5) цистерна 

6) ДНК 

7) пластический 

8) криста 

Ответ: 4, 8, 1, 2

26. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку. 

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок

А. Окрас 

1) однотонный 

2) пятнистый (два и более пятен) 

3) чепрачный (одно пятно) 

4) подпалый 

Б. Форма головы 

1) клинообразная 

2) скуластая 

3) грубая с выпуклым лбом, резким переходом ото лба к морде, вздёрнутой и короткой мордой 

4) легкая, сухая с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде 

В. Форма ушей 

1) стоячие 

2) полустоячие 

3) развешенные 

4) висящие 

5) сближенные 

6) сильно укороченные 

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз) 

1) низкое 

2) среднее 

3) высокое 

Д. Форма хвоста 

1) саблевидная 

2) кольцом 

3) поленом 

4) прутом 

5) крючком 

6) серпом 

7) купированный 

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами. 

Ответ: 4, 1, 2, 3, 4

27. Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом? 

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок

Прочитайте текст и выполните задание 28. 

Паразитические черви Плоские черви – древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим – сосальщики и цепни. У свободноживущих червей есть органы чувств – светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни: крючки, присоски, развитие со сменой хозяев. 

Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яиц, попавших в воду, развиваются личинки с ресничками. Они попадают в организм улитки – малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит их превращение в хвостатых личинок. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви. 

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова – промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению 

28. Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы. 

1) К какому классу животных относится бычий цепень? 

2) Кто является промежуточным хозяином печёночного сосальщика? 

3) Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил. 

29. Пользуясь таблицей «Особенности состава крови млекопитающих», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 

Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок

1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 3,6 км? 

2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и содержанием гемоглобина (в %)? 

3) Какую функцию выполняют эритроциты в организме млекопитающих? 

30. В понедельник шестиклассник Иван посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясной биточек с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность школьного обеда? 2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Ивана в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 11 лет? 3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций. 

Источник

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

БИОЛОГИЯ

11 КЛАСС

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что

задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания,

которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный

перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе,

приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки

выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.

Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о

структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их

сложности.

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

БИОЛОГИЯ

11 КЛАСС

ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа состоит из одной части и включает в себя 14 заданий.

На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответом к заданиям является последовательность цифр, число, слово

(словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведённом для

этого месте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом

новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в

черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том

порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не

удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей

работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Читайте также:  Какие бывают свойства истины

Желаем успеха!

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.

1.1. Какое свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Ответ:

1.2. Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное свойство у животных.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

2.1. Выберите из приведённого ниже списка три понятия или термина, которые можно

использовать для экологического описания дуба черешчатого в дубраве.

1) продуцент

2) тенелюбивое растение

3) консумент

4) доминирующий вид

5) редуцент

Ответ:

2.2. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая

листовёртка. В ответе запишите последовательность букв.

2.3. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего

трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая

переходит на уровень пеночки при чистой годовой первичной продукции экосистемы

300000 кДж. Объясните свои расчёты.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе.

Название какого вещества должно быть написано на месте вопросительного знака?

Ответ:

ИЛИ

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного дыхания. Название

какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Пётр смешал в 25-ти пробирках равные количества фермента и его субстрата. Пробирки

оставляли на одинаковое время при различных температурах, измерялась скорость

реакции. По результатам эксперимента Пётр построил график (по оси х отложена

температура (в °С), а на оси у – скорость реакции в условных единицах).

Опишите зависимость скорости ферментативной реакции от температуры.

Ответ:

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная

с наибольшего.

Пропущенные элементы:

1) человек

2) бицепс

3) мышечная клетка

4) рука

5) аминокислота

6) белок актин

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Белки выполняют множество важных функций в организме человека и животных. Они

обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими

катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют

кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо

100–120 г белков.

Содержание белков,

г/100 г продукта

Содержание белков,

г/100 г продукта

6.1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество белков, которое человек получил

во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 50 г сметаны, 15 г сыра и 75 г трески.

Ответ округлите до целых.

Ответ:

ИЛИ

6.1. Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который

полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям

организма. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л.

Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на

этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а

концентрация его снижется на 0,23 мг в час. Ответ округлите до десятых.

Ответ:

6.2. Назовите один из ферментов, вырабатываемый железами пищеварительной системы.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из

болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть

записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) гемофилия

2) ветряная оспа

3) цинга

4) инфаркт миокарда

5) холера

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на

составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.

В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент

родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите доминантный или рецессивный данный

признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Владимир всегда хотел иметь жёсткие волосы, как у его папы (доминантный признак (А)).

Но волосы у него были мягкие, как у мамы. Определите генотипы членов семьи по

признаку качества волос.

Ответы занесите в таблицу.

Екатерина решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови ей определили группу,

и выяснилось, что у Екатерины третья группа. Екатерина знает, что у её матери первая

группа крови.

10.1. Какой группы может быть кровь у отца Екатерины?

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

10.2. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Екатерина

быть донором крови для своего отца.

Ответ:

Рис. Правила переливания крови

Функцией органоида, обозначенного на рисунке

вопросительным знаком, является окисление

органических веществ и запасание энергии при

синтезе АТФ. В этих процессах важную роль

играет внутренняя мембрана этого органоида.

11.1. Как называется этот органоид?

Ответ:

11.2. Объясните, как упаковка внутренней мембраны в органоиде связана с выполняемой

им функцией.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

УГЦГААУГУУУГЦУГ

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой

молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК.

При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей

генетического кода.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего

горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии,

идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Ответ:

12.1 ДНК:

12.2 Белок:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

12.3. При расшифровке генома томата было установлено, что во фрагменте молекулы

ДНК доля тимина составляет 20%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим

количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК

(Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с цитозином.

Читайте также:  Какими свойствами обладает воздух ответ

Ответ:

Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование длинной шеи у предков

современного жирафа.

Ответ:

ИЛИ

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Согласно современной эволюционной теории, существует два способа видообразования.

Данные способы представлены на схеме.

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование нескрещивающихся видов вьюрков,

питающихся различными типами пищи, на Галапагосских островах.

Ответ:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

На рисунке изображён кордаит – вымершее древесное голосеменное растение, обитавшее

370–250 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которых

обитал данный организм. Какие растения возможно были их предковой группой?

Геохронологическая таблица

Период

и продолжи-

тельность (в

млн лет)

Животный и растительный мир

Название

и продолжи-

тельность

(в млн лет)

Появление и развитие человека.

Формирование существующих растительных

сообществ. Животный мир принял

современный облик

Господство млекопитающих и птиц

Появление хвостатых лемуров, позднее –

парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет

насекомых. Продолжается вымирание

крупных пресмыкающихся. Исчезают многие

группы головоногих моллюсков. Господство

покрытосеменных растений

Появление высших млекопитающих и

настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё

распространены. Преобладают костистые

рыбы. Сокращение многообразия

папоротников и голосеменных растений.

Появление и распространение

покрытосеменных растений

Появление первых птиц, примитивных

млекопитающих, расцвет динозавров.

Господство голосеменных. Процветание

головоногих моллюсков

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Начало расцвета пресмыкающихся.

Появление костистых рыб

Вымирание трилобитов. Возникновение

зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение

каменноугольных лесов

Расцвет земноводных. Появление первых

пресмыкающихся. Характерно разнообразие

насекомых. Расцвет гигантских хвощей,

плаунов, древовидных папоротников

Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне

многие группы древних рыб вымерли. Суша

подверглась нашествию множества

членистоногих. Появились первые

земноводные. Появились споровые хвощи и

плауны

Происходит активное рифостроительство.

Распространены ракоскорпионы. Растения

заселяют берега водоёмов

Множество бесчелюстных рыб. Появляются

различные виды водорослей. В конце

появляются первые наземные растения

В ходе грандиозного эволюционного взрыва

возникло большинство современных типов

животных. В океанах и морях многообразие

водорослей

Эра:

Периоды:

Возможный предок:

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Правильный ответ на каждое из заданий 1.1-1.2, 3, 4, 6.1-6.2, 8, 10.1-10.2, 11.1, 12.1-

12.3 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1-2.2, 5, 7, 9 оценивается 2

баллами.

Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не

написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более

ошибки – 0 баллов.

Задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оцениваются в соответствии с критериями оценивания.

Максимальный балл за работу – 32.

обмен веществ и энергии

Или

обмен веществ

ИЛИ

метаболизм

потребление животным кислорода и выделение углекислого газа

ИЛИ

потребление животным пищи и увеличение размеров животного

Может быть приведён любой корректный пример

углекислый газ ИЛИ СО

2

ИЛИ

Цикл Кребса ИЛИ цикл трикарбоновых кислот

При повышении температуры скорость реакции растёт до

определённого предела (до 30 усл. ед.), а затем снижается.

липаза, ИЛИ амилаза, ИЛИ пепсин, ИЛИ трипсин

признак рецессивный, не сцеплен с полом

Мать – аа; отец – Аа; сын – аа

Белок: цис-глу-цис-лей-лей

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задание 2.3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: 3000 кДж;

2) объяснение, например: в любой из пищевых цепей пеночка находится на

уровне консумента II порядка, значит к ней приходит 0,01 (1%) от первичной

годовой продукции.

Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

Правильно дан ответ на вопрос, дано объяснение

Правильно дан только ответ на вопрос

Ответ на вопрос дан неправильно независимо от наличия / отсутствия

объяснения

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) складки внутренней мембраны увеличивают площадь её поверхности в

небольшом объеме органоида;

2) большая поверхность позволяет одновременно окислять большее количество

органических веществ

Ответ включает в себя все названные выше элементы

Ответ включает в себя один из названных выше элементов

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) так как в популяции особи обладают изменчивостью, то изначально у

предков жирафов были особи с разной длиной шеи; при этом выживали те из

них, кто успешнее доставал до верхних зеленых веток;

2) более приспособленные организмы чаще давали потомство, что приводило к

изменению генетического состава популяции;

3) в результате естественного отбора в каждом следующем поколении средняя

длина шеи увеличивается

ИЛИ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) вьюрки обитали в пределах одной популяции, но питались разными типами

пищи;

2) под воздействием естественного отбора у них формировались различные

формы клюва;

3) в итоге вьюрки с различными клювами перестали свободно скрещиваться

(возникла репродуктивная изоляция) и стали отдельными видами

Ответ включает в себя все названные выше элементы

Ответ включает в себя два из названных выше элементов

ИЛИ

Ответ включает в себя три названные выше элемента, но содержит

биологические ошибки

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных

выше элементов, но содержит биологические ошибки

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) эра: палеозойская;

2) периоды: девон, карбон и пермь;

3) возможный предок: древовидные папоротники, ИЛИ древовидные семенные

папоротники.

Ответ включает в себя все названные выше элементы

Ответ включает в себя два из названных выше элементов

Ответ включает в себя один из названных выше элементов,

ИЛИ

ответ неправильный

Источник