Какое толкование названия русь содержится в летописи

Какое толкование названия русь содержится в летописи thumbnail

КАК ВОЗНИКЛИ И ЧТО ИСТОРИЧЕСКИ ОЗНАЧАЛИ СЛОВА «РУСЬ», «РУССКИЙ», «РОССИЯ»?

После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена.

Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.

Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.

Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».

После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.

В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.

Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».

Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.

Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.

Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».

После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.

В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.

Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».

«Культура.РФ» благодарит за вопрос Галину из города Москвы.

«Культура.РФ» благодарит за вопрос Галину из города Москвы.

Алексей Саврасов. Осень. Деревушка у ручья. 1870

Государственная Третьяковская галерея

Борис Кустодиев. Хоровод. Новгород. 1912

Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874

Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Деревня. Зима. 1877-1878

Тульский областной художественный музей

Источник

Н.К.Рерих. «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

Одной из значимых проблем в истории Древней Руси является вопрос о происхождении слова «Русь». Выдвигались самые разные гипотезы, но до сих пор конкретного ответа найти не удалось. Посмотрим на наиболее популярные теории.

Литература:

1. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.

2. Ковалев Г. Ф. История русских этнических названий. Воронеж, 1982.

3. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995.

4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-XIII вв. Изд. 2-е, доп. М., 1993

5. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

6. Талис Д.Л. Топонимы Крыма с Корнем рос // Античная древность и Средние века. Вып.10. 1973. С. 229-234

7. Тихомиров М .Н. Происхождение названия «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 12-22

8. Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 2. М., 2005.

9. Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979.

10. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904.

Восточно-славянские племена в 8-9 веках

1. Среднеднепровская теория. Слово «Русь» выводят из гидронима Рось (Ръсь) — названия правого притока Днепра, впадающего в него южнее Киева. Известными её апологетами были М.Н. Тихомиров и Б.А. Рыбаков. Так, первый пишет, что в VIII-IX вв. выделяется племя полян, жившее по среднему течению Днепра. Первоначально их поселения находились «к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы». Весь бассейн этой реки обильно усеян городищами. «Быть может, первоначальное название Роси распространялось на все среднее течение Днепра, а корень Рось, возможно, уже заключен в геродотовском названии Днепра — Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось, находим в IX—XIII вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи»[1]. Рыбаков обращается к археологии, трактуя найденные древности V-VII вв. по р. Роси связанными со славянским племенем русов (росов). «Распространение имени росов-русов на соседнее антское племя северян произошло, очевидно, в VI в. в связи с совместной борьбой против авар и Византии». Их древнейшей формой самоназвания было «рос», а смена «о» на «у» произошла в VIII-IX вв., когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских племен, для которых более характерно «у»[2]. Несмотря на кажущуюся складность, эта гипотеза не выдерживает никакой критики. Бассейн р. Роси вошёл в состав Русской земли лишь при Ярославе Мудром (XI в.) [3]. В.В. Седов отмечает, что южной границей летописных племён полян служил водораздел между правыми притоками Днепра — Ирпенью и Росью[4]. Кроме того, как замечают лингвисты: «известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Ръсь?) лингвистически несостоятельны — для славянских диалектов рассматриваемого времени чередования о / у и даже ъ / у невероятны (учитывая, что термин русь появляется около IX столетия!); а сам этноним в славянской среде известен только с у в корне» [5].

2. Возведение этнонима Русь к топониму Руса. Данные лингвистики не подтверждают возможности использовать данную гипотезу: производной от Русы могла быть только форма рушане[6].

3. Крымская теория. Часть исследователей (например, Д.Л. Талис и О.Н. Трубачёв) пытается связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское происхождение (Rossofar в южной части Тарханкутского полуострова, местность южнее – Rossoca, Rossa, сейчас Тендровская коса, остров вблизи юго-западного побережья Черного моря, в пределах Херсонской области; Россотар; Рукуста и т.д.). Топонимы с корнем «рос» обнаруживаются на территории, где со второй половины первого тысячелетия н. э. археология удостоверяет существование населения, близкого населению Подонья и Приазовья. Тем не менее, как отмечает Н.И. Данилевский: «Здесь мы имеем просто омонимичные, совпадающие в произношении и написании имена разного происхождения, так же, как, скажем, в именах роксаланов, росомонов и многих других» [7].

Поход Святослава на хазар. Миниатюра из Радзивиловской летописи

4. Финноугорская теория. Словообразовательная структура этнонима «Русь» тождественна структуре собирательных этнонимов, заканчивающихся на смягченный конечный согласный: корсь, либь, чудь, весь и др. Однако все эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами. Шахматов писал, что Русь так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь к финскому Suomi[8]. На этом основании делается вывод о финно-угорском корне слова. Однако в собственно финно-угорской языковой среде этот термин использовался для наименования представителей различных этносов: шведов, норвежцев, русских и самих финнов, да и сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии слова ruotsi лингвисты предложить так и не смогли[9].

5. «Данническая» теория. Интересные теории выходят, если отказаться от мысли, что под «русью» скрывался термин этнический. Так, Г.Ф. Ковалёв пишет: «Если вспомнить термин «полюдье» — сбор дани, то можно предположить, что люди — те, кто вынужден был платить дань, а русь — те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов-германцев» [10].

А.М. Васнецов. Вече

6. Скандинавская теория. На данный момент является наиболее популярной. По мнению В.Я. Петрухина, народа «русь» не существовало, но были скандинавские дружины «гребцов» ( *roþs-), участников походов на гребных судах, проникавших в Восточную Европу, получившие в славянской среде название «русь» [11]. Правда, и здесь возникают определённые вопросы – если под термином «русь» не скрывался этнос, почему же в летописях он часто помещается под этносами? Ковалевский, правда, утверждает: «Первоначальное значение слова варяг — “наемник, принесший клятву верности”: это название отличало наемников от руси — княжеской дружины — и распространилось в русской традиции с XI в. на всех заморских скандинавов» [12]. Снимает ли, правда, это объяснение все проблемы – вопрос другой. В занимательной коллективной работе 1982 г. историков и археологов из разных стран был подведён определённый итог. Так, по их мнению: «Первичное значение термина, по-видимому, «войско, дружина», возможна детализация — «команда боевого корабля, гребцы» или «пешее войско, ополчение». В этом спектре значений летописному «русь» ближе всего финское ruotsi и древнеисландское roρs, руническое ruþ… Позднее, когда к началу XII в. название «русь» утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие «Русь», «Русская земля», обозначавшее государство, возглавленное этим феодальным слоем, объединявшим «великих князей», «светлых князей» и «всякое княжье», «великих бояр», «бояр» и «мужей», от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя «руси» по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении «Сказания о призвании варягов» упоминание в новгородских летописях о «руси» Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную, этническую, интерпретацию» [13].

[1] Тихомиров М .Н. Происхождение названия «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 44-45

[2] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-XIII вв. Изд. 2-е, доп. М., 1993, С. 83

[3] Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. С. 56

[4] Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 108

[5] Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979. С. 218.

[6] Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. С. 56

[7] Там же. С. 56; Талис Д.Л. Топонимы Крыма с Корнем рос // Античная древность и Средние века. Вып.10. 1973. С. 229-232; Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 2. М., 2005. С. 479

[8] Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904. С. 56-57

[9] Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. С. 53

[10] Ковалев Г. Ф. История русских этнических названий. Воронеж, 1982. С. 57

[11] Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995. С. 28

[12] Там же. С. 78

[13] Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги: Русскоскандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 203-204

(с) Zeist

Спасибо за ознакомление! Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал!

Источник

На свете есть много теорий, описывающих происхождение названия Руси и русских, как отдельного народа.

«Повесть временных лет» старейшего извода была переписана в XIII веке, и для ее авторов русский народ – это уже объективное и устоявшееся понятие. Русские, как пишет автор летописи, живут в той части света, в которой обитают все потомки Иафета, сына Ноя, к которым относят не только русь, но и «весь, и чудь, и ям, и мурома…», а народ, именующийся «русью», входит в общую семью европейских народов, включающих в себя и венецианцев, и немцев, и англов, и шведов, и норманнов.

При этом автор «Повести» называет балтийское море Варяжским, а Черное – Русским и уточняет, что в него впадает Днепр (то есть ошибиться невозможно).

Русью были русины?

«Повесть временных лет» описывает, как один славянский народ расселился по всей местности – полоняне пришли и «сели» по Днепру, другие назвались древлянами, в междуречье Двины и Припяти появились дреговичи, на Полоте встали полочане, племя на озере Ильмень «назвались своим именем» – словене, а те племена, которые стали жить в долинах рек Десна, Сейм и Сула – стали называться северянами. При этом автор летописи не раз упоминает, что все славянские племена – это одни и те же ранее единые славяне.

Тогда откуда появилась русь?

Если верить летописи, в первый раз земля, которую заняли славяне, стала называться «Русскою» в 852 году, «в царствование» императора Византии Михаила. Однако название появилось раньше – еще до 842 года на Крымское побережье обрушилась новгородская рать под руководством князя Бравлина, и её в византийских источниках тоже назвали русью. Согласно летописи, именно русь при Михаиле ходила в поход на болгар.

Итак, мы видим на территории Древней Руси два центра – Киевскую Русь и новгородских словен. Причем, русские – «русь» не просто «сидят» в Киеве – в их честь названо Русское море, а сами они ходят в походы то на Царьград (Константинополь), то на болгар, то на Крым, а мимо них «проходят «черные угры».

Большинство историков склоняются к тому, что изначально русью стали именовать себя русины – славянское племя, которое ранее занимало большую часть территорий западнее Киева. Они до сих пор живут в Закарпатье, на территория таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Сербия и Словаки. Задолго до Киевской Руси это племя объединялось то в королевство Русь, то в Карпатскую Руссию. Оно назвало себя то «руснаки», то «руски», то «карпатороссы», а также «рутены» и «русские». Именно это племя дало название Киевской Руси, а затем и всему нарождающемуся русскому государству.

А как же тогда варяги-русь?

Однако последующие события летописей ставят под сомнение такое происхождение названия «русь». Согласно им, в 862 году на новгородской земле пошли настроения, после которых племена весь, чудь, словене и кривичи пошли «за море» к варягам. Но не просто к варягам, а к племени русь и пригласили их князей княжить.

Лаврентьевская летопись уточняет, что новгородские племена выбирали между князьями из Киева, с Дуная, «от хазар» и от варягов. Канадский автор Сергей Парамонов указывает, что им нужен был человек, знающий обычаи и веру предков, не притеснитель и не угнетатель, а справедливый судья и управляющий.

Очевидно, что живущая за морем «русь» была тоже славянским племенем – чужака бы не пригласили. Об этом же косвенно говорят и западные хроники, которые не знают ни германцев, ни норманнов с таким названием. Зато известно, что на берегах Балтики жило славянское племя русь, о котором упоминается в житии епископа Отгона Бамбергского. Креститель ходил по балтийскому побережью с проповедью и указывал, что крестил славянское племя рутенов, они же – русины.

Действительно, немецкий остров Рюген ранее назывался Рутин и был населен ругами (рутами). Славянство ругов сомнению не подлежит, так как о нем пишут такие авторы как Адам Бременский, Гельмольд, Саксон Грамматик и Титмар. Это славянское племя встречается в хрониках и документах в разных вариациях – руззи, руции или рустици.

Даже княгиня Ольга упоминается в хрониках Европы не как «регина руссорум», а как «регина ругорум» – королева славян.

Родственники? Или нет?

Но были ли руги – руты родственны русинам? Было ли это одно племя, когда-то разделившееся? Скорее всего, да.

Живших в Закарпатье русов в наших летописях называли «русинами», а землю их называли «Русська»; западные же источники на латинский лад этот же народ называли «рутенами», а язык – «рутениш».

Скорее, новгородские племена послали «за море» гонцов к славянскому князю ругов (рутов), чтобы сыновья дочери новгородского князя Гостомысла Умилы, которая была замужем за князем ругов, вернулись на свою историческую родину и помогли народу своей матери преодолеть трудные времена.

Само же племя ругов исчезло с лица земли в XII веке, когда руги-руты были покорены германскими племенами и словно нарочно забыты европейскими историками. Есть версии, что все, чтобы связано со славянскими народами, было намеренно вымарано из истории Европы папистами, а позже — нацистами.

Что же касается названия «варяги», ведь послы поехали за море к варягам – к руси, то современные авторы считают, что в летописях слово варяг имеет совершенно другое значение – это не название народа, а название рода занятий.

И все же русины?

То есть получается, что славянское племя русинов стало первым назвать себя русью, русией. Это племя дало название Киевской Руси, а другая его часть, которая по каким то причинам стала жить на южном побережье Балтики, и которую на германский манер стали называть рутенами, рутам или ругами, дало то же самое название Русь новгородцам, когда те попросили их на княжение.

Вопрос, как русы-русины попали в Европу, пока остается открытым. Скорее всего, они были автохтонным населением Европы, которое многие тысячелетия жило на просторах от устья Эльбы от устья Дуная и об истории которого современные европейцы стараются забыть.

Источник