Какое значение имеет темперамент в структуре индивидуальных свойств

РЕФЕРАТ

ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ

      1. ВВЕДЕНИЕ

2. ТЕМПЕРАМЕНТ

2.1 Общее понятие о темпераменте.

2.2 Физиологическая основа темперамента.

2.3 Психологическая характеристика 
темпераментов.

2.4 Темперамент и личность.

3. ХАРАКТЕР

3.1 Общее понятие о характере.

3.2 Физиологические основы характера.

3.3 Типическое и индивидуальное 
в характере

3.4Черты характера

3.5 Формирование характера у 
детей и пути его воспитания

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ВВЕДЕНИЕ

      ” Темперамент “,
” характер “, ” личность ” -в 
этих понятиях исходно содержится 
сложная внутренняя диалектика.
Мы используем их для определения 
человеческой индивидуальности – того,
что отличает данного человека 
от всех остальных, что делает 
его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем
в этой уникальности черты, общие с другими
людьми, иначе всякая классификация, да
и само употребление перечисленных понятий,
потеряла бы смысл. Какие же именно черты,
стороны, качества, особенности человека
отражает каждое из этих понятий? Слова
“темперамент”, “характер”, “личность”
употребляются нами постоянно и повсеместно,
они нужны и свою роль выполняют. В повседневном
общении в каждое из них вкладывается
достаточно определенный смысл и с их
помощью достигается взаимопонимание.

2 ТЕМПЕРАМЕНТ

2.1. Общее понятие о темпераменте

Темперамент – это индивидуальные особенности
человека, определяющие динамику протекания
его психических процессов и поведения.
Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических
процессов, в частности эмоциональных
процессов, а также некоторые внешние
особенности поведения человека – подвижность,
активность, быстроту или замедленность
реакций и т. д. Темперамент характеризует
динамичность личности, но не характеризует
ее убеждений, взглядов, интересов, не
является показателем ценности или малоценности
личности, не определяет ее возможности
(не следует смешивать свойства темперамента
со свойствами характера или способностями).
Можно выделить следующие основные компоненты,
определяющие темперамент.

1.Общая активность психической 
деятельности и поведения человека 
выражается в различной степени 
стремления активно действовать,
осваивать и преобразовывать 
окружающую действительность, проявлять 
себя в разнообразной деятельности. Выражение
общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной
стороны, вялость, инертность, пассивность,
а с другой – большая энергия, активность,
страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются  
представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность 
показывает состояние активности 
двигательного и речедвигательного 
аппарата. Выражается в быстроте,
силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его
внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности
), говорливости ( или молчаливости ).

3. Эмоциональная активность выражается 
в эмоциональной впечатлительности
( восприимчивость и чуткость 
к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности
(быстрота смены эмоциональных состояний,
начала и прекращение их). Темперамент
проявляется в деятельности, поведении
и поступках человека и имеет внешнее
выражение. По внешним устойчивым признакам
можно до известной степени судить о некоторых
свойствах темперамента.

      Древнегреческий 
врач Гиппократ, живший в 5 веке 
до н.э., описал четыре темперамента,
которые получили следующие названия:
сангвинический темперамент, флегматический 
темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент.
Отсутствие необходимых знаний не позволяло
дать в то время подлинно научную основу
учению о темпераментах, и только исследования
высшей нервной деятельности животных
и человека, проведенные И. П. Павловым,
установили, что физиологической основой
темперамента являются сочетания основных
свойств нервных процессов.

2.2. Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные
особенности поведения, динамика протекания
психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности
нервной системы. Основой же индивидуальных
различий в нервной деятельности является
проявление и соотношение свойств двух
основных нервных процессов – возбуждения
и торможения

      Были установлены 
три свойства процессов возбуждения и торможения:

   1) сила процессов возбуждения 
и торможения,

   2) уравновешенность процессов 
возбуждения и торможения,

   3) подвижность (сменяемость) процессов 
возбуждения и торможения.

     Сила нервных процессов 
выражается в способности нервных клеток переносить
продолжительное либо кратковременное,
но очень концентрированное возбуждение
и торможение. Это определяет работоспособность
(выносливость) нервной  клетки.

     Слабость нервных 
процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное
и концентрированное возбуждение и торможение.
При действии весьма сильных раздражителей
нервные клетки быстро переходят в состояние
охранительного торможения. Таким образом,
в слабой нервной системе нервные клетки
отличаются низкой работоспособностью,
их энергия быстро истощается. Но зато
слабая нервная система обладает большой
чувствительностью: даже на слабые раздражители
она дает соответствующую реакцию.

 Важным свойством высшей 
нервной деятельности является 
уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное
соотношение возбуждения и торможения.
У некоторых людей эти два процесса взаимно
уравновешиваются, а у других этого равновесия
не наблюдается: преобладает или процесс
торможения или возбуждения.

     Одно из основных свойств высшей нервной деятельности
– подвижность нервных процессов. Подвижность
нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и
торможения, быстротой возникновения
и прекращения их (когда этого требуют
условия жизни), скоростью движения нервных
процессов (иррадиации и концентрации),
быстротой появления нервного процесса
в ответ на раздражение, быстротой образования
новых условных связей,   выработки
и изменения динамического стереотипа.

     Комбинации указанных 
свойств нервных процессов возбуждения
и торможения были положены в основу определения
типа высшей нервной деятельности. В зависимости
от сочетания силы, подвижности и уравновешенности
процессов возбуждения и торможения различают
четыре основных типа высшей нервной деятельности.

     Слабый тип. Представители 
слабого типа нервной системы 
не могут выдерживать сильные,
длительные и концентрированные 
раздражители. Слабыми являются 
процессы торможения и возбуждения.
При действии сильных раздражителей 
задерживается выработка условных рефлексов. Наряду
с этим отмечается высокая чувствительность
(т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

     Сильный уравновешенный 
тип. Отличаясь сильной нервной 
системой, он характеризуется неуравновешенностью 
основных нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения
над процессами торможения.

     Сильный уравновешенный 
подвижный тип. Процессы торможения 
и возбуждения сильны и уравновешенны,
но быстрота, подвижность их, быстрая 
сменяемость нервных процессов 
ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

     Сильный уравновешенный 
инертный тип. Сильные и уравновешенные 
нервные процессы отличаются 
малой подвижностью. Представители 
этого типа внешне всегда спокойны,
ровны, трудно возбудимы.

     Тип высшей нервной 
деятельности относится к природным высшим
данным, это врожденное свойство нервной
системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы
условных связей, т. е. в процессе жизни
эти условные связи будут различно формироваться
у разных людей: в этом и будет проявляться
тип высшей нервной деятельности. Темперамент
и есть проявление типа высшей нервной
деятельности в деятельности, поведении
человека.

     Особенности психической 
деятельности человека, определяющие 
его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в
процессе индивидуальной жизни человека,
в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению
человека, накладывает характерный отпечаток
на весь облик человека – определяет подвижность
его психических процессов, их устойчивость,
но не определяет ни поведения, ни поступков
человека, ни его убеждений, ни моральных
устоев.

    2.3. Психологическая характеристика 
темпераментов

По мнению И.П. Павлова, темпераменты
являются “основными чертами” индивидуальных особенностей человека.
Их принято различать следующим образом:

сангвинический, флегматичный, холерический
и меланхолический.

     Установлена зависимость 
между типом высшей нервной 
деятельности и темпераментом.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

сила нервн. процессов

уравновешенность нерв. процессов

подвижность нерв. процессов

темперамент

сильный

уравновешенный

подвижный

сангвиник

сильный

 

инертный

флегматик

сильный

неуравновешенный

 

холерик

слабый

  

меланхолик

Сангвинический темперамент.

   Сангвиник быстро сходится 
с людьми, жизнерадостен, легко переключается 
с одного вида деятельности 
на другой, но не любит однообразной 
работы. Он легко контролирует 
свои эмоции, быстро осваивается 
в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его
речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается
выразительными мимикой и жестами. Но
этот темперамент   характеризуется
некоторой двойственностью. Если раздражители
быстро меняются, все время поддерживается
новизна и интерес впечатлений, у сангвиника
создается состояние активного возбуждения
и он проявляет себя как человек деятельный,
активный, энергичный. Если же воздействия
длительны и однообразны, то они не поддерживают
состояния активности, возбуждения и сангвиник
теряет интерес к делу, у него появляется
безразличие, скука, вялость.

   У сангвиника быстро возникают 
чувства радости, горя, привязанности 
и недоброжелательности, но все 
эти проявления его чувств 
неустойчивы, не отличаются длительностью 
и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро
исчезнуть или даже замениться противоположными.
Настроение сангвиника быстро меняется,
но, как правило, преобладает хорошее настроение.

        Флегматический 
темперамент.

Человек этого темперамента медлителен,
спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое
до конца. Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства
флегматика внешне выражаются слабо, они
обычно невыразительны. Причина этого
– уравновешенность и слабая подвижность
нервных процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в отношении
его к событиям и явлениям жизни флегматика
нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества –
большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы он   проявлял безразличие
к деятельности, вялость, инертность, которые
очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.

       Холерический 
темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно
подвижны, неуравновешенны, возбудимы,
все психические процессы протекают у
них быстро, интенсивно. Преобладание
возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко
проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика.
Отсюда и выразительная мимика, торопливая
речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику,
ярко связывается и в его деятельности:
он с увеличением и даже страстью берется
за дело, показывая при этом порывистость
и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Но у человека
с холерическим темпераментом запас нервной
энергии может быстро истощиться в процессе
работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает. В общении
с людьми холерик допускает резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность,
что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве
он создает конфликтные ситуации в коллективе.
Излишняя прямолинейность, вспыльчивость,
резкость, нетерпимость порой делают тяжелым
и неприятным пребывание в коллективе
таких людей.

Источник

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента. Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые: 1. Регулируют динамику психической деятельности в целом; 2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5. Однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. Традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: энергичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: Сетитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе. Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения. Экстраверсия и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Источник

Четыре основных типа темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) — это четыре типа поведения.Темперамент — категория поведенческая. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности, она связана с характером(мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы).

Темперамент — это совокупность формальных, динамических характеристик поведения, энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения.

Свойства темперамента: импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие.

Два основных свойств темперамента это:

1) общая активность – проявление энергетического уровня поведения. (есть опросник показатель «В», по Я. Стреляу). С активностью как свойством темперамента наиболее часто положительно коррелируют свойства нервной системы: сила и активированность, измеряемые с помощью ЭЭГ-методик.

2) эмоциональность – тесты-опросники, измеряющие тревожность (по Спильбергеру, Тейлор) и нейротизм (по Г. Айзенку). На физиологическом уровне эмоциональность измеряется вегетативными и ЭЭГ-показателями.

Отличительной особенностью темперамента является его устойчивость. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Мала вероятность изменения темперамента в процессе жизни, например, превращение человека из флегматика в сангвиника или меланхолика. Хотя долговременные и направленные воздействия окружающей среды в сенситивный период могут привести к радикальным изменениям формально-динамических особенностей поведения.

Темперамент является результатом взаимодействия двух факторов:

1) наследственного –по генотипу подвижность нервной системы можно разделить на «активную» и «пассивную», а также среднюю подвижность.Для изучения наследственного фактора в формировании индивидуальных различий важное значение имеет метод близнецов. Однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип (генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если они обусловлены генетически, должны быть меньше, чем у двуяйцовых и тем более у не-родственников. При условии, что пары близнецов живут в одинаковых условиях. Близнецовым методом показано, что двигательная активность, сложные движения (прохождение лабиринта, вставление иглы в отверстие), в особенности тонкие движения кистей рукнаследственно обусловлены. Индивидуальный темп выполнениясамых разных действий такжев значительной мереконтролируется генотипом. Высокая стабильность индивидуального паттерна ЭЭГ и ВП, по-видимому, также имеет в своей основе влияние генетического фактора.

Г. Айзенк и Д. Прёлл полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

2) средового (фенотип) – темперамент относительно устойчив и должен мало поддаваться воздействиям воспитания и среды. В процессе воспитания темперамент не может быть преобразован. Влияние среды, воспитание изменяют лишь привычки, навыки. А это создает видимость изменения темперамента. В связи с этим правильное воспитание означает направленное формирование у человека тех навыков, привычек, определенного стиля деятельности, которые бы сглаживали природные недостатки темперамента.

Темперамент ребенка оказывает сильное влияние на сам процесс воспитания его родителями. Проявляется его регулятивная роль. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и начинают оказывать формирующее влияние на поведение и личность ребенка. Таким образом, темперамент ребенка модифицирует, изменяет направленные на него воспитательные воздействия окружающих. Т.е. среда действуетна ребенкаопосредованно через свойстваеготемперамента.

Изменение свойств нервной системы, которые могут наблюдаться в раннем возрасте, является не результатом воспитания, а созревания, развития нервной системы у молодого организма. Ранний период развития (до 6 лет) характеризуется слабым процессом возбуждения. Отмечается неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением и низкая лабильность. Затем наступает стабилизация, процессы возбуж.и тормож. становятся сильными и уравновеш., увеличивается лабильность.

Таким образом, индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, природой его организации, так и его жизненным опытом, приобретаемым в результате обучения и воспитания. Т. е. индивидуальность, личность человека представляют единство природного и социального.

Природные предпосылки, обусловливающие темперамент, способности и другие психологические категории и личностные свойства, качества и их выражение в поведении, в деятельности и субструктуры индивидуальности: мотивация, темперамент, способности и характер объединены между собой, связаны через системообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляцию (волю), побуждения. Стоит отметить, что в структуру индивидуальности и личности включен темперамент, который иногда исключается из структуры личности.

Б.М. Теплов под способностями понимает такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природной основой способностей могут быть сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека.На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой — помочь молодому человеку в выборе профессии.

Источник