Какое значение содержится в окончании

Какое значение содержится в окончании thumbnail

Окончание – это изменяемая часть слова.

131

Автор: Морозов Алексей

Дата: 05.01.2021

Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.

Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.

Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.

Как найти окончание слова

Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).

Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».

Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».

Помните про [j]

Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».

Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».

Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.

Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.

Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива

«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».

Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.

«Ся» – это не окончание!

Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.

Что такое нулевое окончание

Вот здесь ученики всегда тупят.

Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».

Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.

У каких слов нет окончания

В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.

В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.

Другие слова, у которых нет окончаний:

  1. Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
  2. Междометия (ах, ой, блин, ура).
  3. Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык).
  4. Наречия (вверх, громко, сразу, утром, весной).
  5. Деепричастия (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая).
  6. Категория состояния (холодно, тепло, одиноко, страшно).
  7. Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).

Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.

Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Источник

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга – книги – книгу.

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Читайте также:  Какие минералы содержаться в рыбе

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

  • рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание –а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга – окончание –ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга – окончание –ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга – окончание –я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга – окончание –а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

  • падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание –ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание –и указывает на родительный падеж);

  • лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание –ю указывает на 1 лицо, единственное число);

  • рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание –а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа, резать ножом.

  • Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож□ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

  • Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

  • у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

    Стол□, дочь□.

  • у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

    Нет сил, нет дел, нет солдат.

  • у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

    Весел, счастлив.

  • у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

    Читал, пел.

  • у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.

    Лисий□, волчий□.

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий□, предгорий□, блюдец□. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иjь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’jь] – предгорий [пр’иэдго́р’иj]; блюдце [бл’у́тцъ] – блюдец [бл’у́дьц].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий – синего). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.

Ср.: волчий – волчь[ j ]его, лисий – лись[ j ]его.

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

  • окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

    Учится, учащийся, идёмте, кого-то, кого-либо, кого-нибудь.

  • окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

    В трёхстах, нет пятидесяти.

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Читайте также:  Какие витамины содержаться в мойве

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

  • Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

    Землёй – земл-ёй, основа земл-; несу – нес-у, основа нес-.

  • Значок основы – квадратная скобка снизу:

  • Основа слова может быть равна корню.

    Жёлтый.

  • Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

    Желт-изн-а, по-желт-е-ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист□ и листь[ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а-ть и жд-у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс –а); чит-а-ть – чит-аj-ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия, сандалия, революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие, напряжение, возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми-я, арми-и, арми-ей; быти-е, быти-я, быти-ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий, санаторий, край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол□, конь□ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край□, пролетарий□, санаторий□.

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Какого-то – окончание –ого, основа как.. то; учится – окончание –ит, основа уч..ся.

  • Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

  • Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

    Записа-ть, записал-а, запиш-у.

  • Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

    Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал-а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы –ть: записа-.

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын□/сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Читайте также:  Какие витамины и минералы содержатся во фруктах

 Упражнения к теме «2.9. Основа и окончание»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфемика. Словообразование. Орфография»:

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Источник

Îêîí÷àíèå èëè ôëåêñèÿ (ëàò. flixio – ñãèáàíèå) – ýòî çíà÷èìàÿ ÷àñòü ñëîâà, êîòîðàÿ èçìåíÿåòñÿ è ÿâëÿåòñÿ ôîðìîîáðàçóþùåé. Îêîí÷àíèå ñëóæèò äëÿ ñâÿçè ñëîâ â ïðåäëîæåíèè èëè ñëîâîñî÷åòàíèè è óêàçûâàåò íà îòíîøåíèÿ ìåæäó ñëîâàìè, âûðàæàÿ ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå.

Ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå îêîí÷àíèé ðàçíûõ ÷àñòåé ðå÷è.

  1. Èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ïàäåæ è ÷èñëî:

    ðåêà – ðåêè – ðåêàì
     

  2. Èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ èì¸í ïðèëàãàòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ÷èñëî è ïàäåæ è ðîä:

    êðàñèâûé – êðàñèâàÿ – êðàñèâûõ
     

  3. Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ èì¸í ÷èñëèòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ïàäåæ è ÷èñëî:

    âòîðîé – âòîðîãî – âòîðûõ
     

  4. Ãëàãîë. Îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ íàñòîÿùåãî è áóäóùåãî âðåìåíè óêàçûâàþò íà ëèöî è ÷èñëî:

    ÷èòàþò – ÷èòàåò

    Îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ ïðîøåäøåãî âðåìåíè óêàçûâàþò íà èõ ÷èñëî, ëèöî è ðîä:

    Ñìîòðåë – ñìîòðåëè – ñìîòðåëî – ñìîòðåëà
     

  5. Ìåñòîèìåíèå. Îêîí÷àíèÿ ìåñòîèìåíèé óêàçûâàþò ïðåæäå âñåãî íà ïàäåæ, çàòåì íà ÷èñëî è ðîä, åñëè îíè åñòü:

    îí – åãî
    ñâîé – ñâîåãî – ñâîåé – ñâîèõ

     

  6. Ïðè÷àñòèå. Îêîí÷àíèÿ ïðè÷àñòèé óêàçûâàþò íà ÷èñëî, ðîä è ïàäåæ:

    ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàííàÿ – ïðî÷èòàííûõ

Îêîí÷àíèå – ýòî èñêëþ÷èòåëüíî ôîðìîîáðàçóþùàÿ ìîðôåìà, êîòîðàÿ íå ïðèäàåò ñëîâó íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çíà÷åíèé.
 

Îêîí÷àíèÿ áûâàþò ìàòåðèàëüíî âûðàæåííûìè è íóëåâûìè.
 

Íóëåâîå îêîí÷àíèå – ýòî îêîí÷àíèå èçìåíÿåìûõ ñëîâ, êîòîðîå íå âûðàæàåòñÿ çâóêàìè ïðè ïðîèçíîøåíèè è áóêâàìè íà ïèñüìå, íî ïðè ýòîì ïåðåäàåò îïðåäåëåííîå ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå. Íóëåâîå îêîí÷àíèå ìîæåò áûòü ïîêàçàòåëåì îïðåäåëåííîãî ðîäà èëè ïàäåæà, íàïðèìåð:

  • Èìåíèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ æ.ð. 3 ñêëîíåíèÿ â åäèíñòâåííîì ÷èñëå: äî÷ü, ïå÷ü, ìàòü, ðîæü;
  • Èìåíèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ ì.ð. 2 ñêëîíåíèÿ åä.÷. (äëÿ íåîäóøåâëåííûõ – èìåíèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæ): äðóã, ñòóë, êàìûø;
  • Ðîäèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ ðàçíûõ ðîäîâ ìí.÷.: ñòðàí, ñîëäàò, îêîí;
  • Êðàòêèå ôîðìû åä.÷. ì.ð. ïðèëàãàòåëüíûõ è ïðè÷àñòèé: âåñåë, ïðî÷èòàí, äîáð.
  • Èìåíèòåëüíûé ïàäåæ ïðèòÿæàòåëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ ì.ð. åä.÷.: áðàòîâ, ìàìèí, ëèñèé;
  • Ïîâåëèòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ â åä.÷.: ñìîòðè, ó÷è, áäè;
  • Èçúÿâèòåëüíîå è ñîñëàãàòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ åä.÷. ì.ð.: ïèñàë – ïèñàë áû; ñìîòðåë – ñìîòðåë áû; õîäèë – õîäèë áû.

Ñóùåñòâóþò íåèçìåíÿåìûå ñëîâà è ôîðìû ñëîâ, êîòîðûå íå èìåþò îêîí÷àíèé è ñèñòåìû ãðàììàòè÷åñêèõ ñâîéñòâ. Ê òàêèì ñëîâàì è ôîðìàì îòíîñÿòñÿ:
 

– íåñêëîíÿåìûå ñóùåñòâèòåëüíûå, ÷àùå èíîñòðàííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ: òàêñè, ïàëüòî

– ïðèòÿæàòåëüíûå ìåñòîèìåíèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèíàäëåæíîñòü òðåòüåìó ëèöó: å¸, åãî, èõ

– äååïðè÷àñòèÿ

– íåñêëîíÿåìûå ïðèëàãàòåëüíûå: áîðäî, õàêè

– íàðå÷èÿ

– ôîðìû ïðîñòîé ñðàâíèòåëüíîé ñòåïåíè: äîáðåå, âûøå, êðàñèâåå

– ñëóæåáíûå ÷àñòè ðå÷è

– ñëîâà çâóêîïîäðàæàíèÿ

– ìåæäîìåòèÿ

Òàêèå ñëîâà èìåþò ñâÿçè ñ äðóãèìè ñëîâàìè ñ ïîìîùüþ ñìûñëîâûõ îòíîøåíèé, à íóëåâîå îêîí÷àíèå íèêàê íå îáîçíà÷àåòñÿ íà ïèñüìå. 

  

Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî ðóññêîìó ÿçûêó äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ
  

Ðóññêèé ÿçûê. ×àñòè ðå÷è.

×àñòü ðå÷è – êàòåãîðèÿ åäèíèöû ÿçûêà, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñèíòàêñè÷åñêèìè è ìîðôîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè.
Ðóññêèé ÿçûê. ×àñòè ðå÷è.
  

Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå.

Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå – ýòî ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è, êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà êîëè÷åñòâî ïðåäìåòîâ
Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå.

Источник