Какое знание содержится в посылках исходное знание
Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах | |
1. Приезжий спрашивает местного жителя: — Если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал? — Независимо от того, пойдете вы по ней или не пойдете, он там все равно будет | 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность |
2. У одного из современных отечественных политиков журналисты несколько раз спрашивали: «Будет ли денежная реформа или нет?». И каждый раз он давал такой ответ: «Денежно-товарная масса должна быть адекватна политической корзине» | 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность |
3. Пришел мужчина к адвокату и спрашивает: — А сколько стоит задать вам два вопроса? — 30 долларов. Так какой у вас второй вопрос?.. | 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность |
4. — Что было раньше — яйцо или курица? — Раньше все было! | 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность |
5. На званом обеде два недоросля в развязном тоне спросили Вольтера: — Как правильно сказать – дайте нам пить или принесите нам пить? — Для вас не годится ни то и ни другое. Вы должны говорить: «Поведите нас на водопой» | 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность |
Ответ: 2,1,2,3,1
Простой категорический силлогизм | |
1. Определите виды умозаключения по количеству посылок | 1. Дедуктивное, традуктивное и индуктивное умозаключение 2. Простое и сложное умозаключение 3. Непосредственное и опосредованное умозаключение |
2. Какое условие получения истинности вывода в умозаключении можно считать необходимым и первоочередным? | 1. Необходимо учитывать все результаты предшествующего познания 2. Необходимо в процессе рассуждения соблюдать правила вывода 3. Необходимо знать и умело применять логические законы |
3. Определите посылки категорического силлогизма | 1. Одна посылка — разделительное, а другая — категорическое суждение 2. Одна посылка — условное, а другая — категорическое суждение 3. Обе посылки — категорические суждения |
4. Какое из представленных правил является общим правилом силлогизма? | 1. Средний термин должен быть распределен хотя бы одной из посылок 2. Средний термин должен быть распределен во всех посылках 3. Средний термин должен быть распределен в одной из посылок и заключении |
5. Укажите правильное определение аксиомы категорического силлогизма | 1. Все, присущее целому классу предметов, не может быть распространено на любой предмет этого класса 2. Все, присущее целому классу предметов, распространяется на любой предмет этого класса 3. Все, присущее целому классу, частично распространяется на любой предмет этого класса |
Ответ: 3,2,3,1,2
Простой категорический силлогизм | |
1. Выберите правильное определение терминов силлогизма | 1. Это понятия, входящие в заключение силлогизма 2. Это понятия, входящие в состав силлогизма 3. Это понятия, входящие в посылки и отсутствующие в заключении |
2. Какое определение большего, меньшего и среднего терминов является правильным? | 1. Меньший термин — предикат, средний термин — субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении 2. Меньший термин — субъект, больший термин — предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении 3. Больший термин — субъект, меньший термин — предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении |
3. Укажите верное определение первого правила терминов | 1. В силлогизме должно быть только три термина 2. В силлогизме должно быть только два термина 3. В силлогизме должно быть только четыре термина |
4. Укажите верное определение второго правила терминов | 1. Меньший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок 2. Больший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок 3. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок |
5. Укажите верное определение третьего правила терминов | 1. Термин, не распределенный в посылках, может быть распределен в заключении 2. Термин, не распределенный в посылках, не может быть распределен в заключении 3. Термин, не распределенный в посылках, может быть частично распределен в заключении |
Ответ: 2,2,1,3,2
Простой категорический силлогизм | ||
1. Дайте правильное определение меньшего термина категорического силлогизма | 1. Понятие, которое в заключении является предикатом 2. Понятие, которое в заключении является субъектом 3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |
2. Дайте правильное определение большего термина категорического силлогизма | 1. Понятие, которое в заключении является предикатом 2. Понятие, которое в заключении является субъектом 3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |
3. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Все экономисты приносят пользу государству Сидоров приносит пользу государству Сидоров — экономист | 1. Первое правило 2. Второе правило 3. Третье правило |
4. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Труд – основа жизни Учеба в университете – труд Учеба в университете – основа жизни | 1. Первое правило 2. Второе правило 3. Третье правило |
5. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Все учебники – полезны Все учебники – книги Все книги полезны | 1. Первое правило 2. Второе правило 3. Третье правило |
Ответ: 2,1,2,1,3
Простой категорический силлогизм | |
1. Укажите верное определение первого правила посылок | 1. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением 2. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суждением 3. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением |
2. Укажите верное определение второго правила посылок | 1. Если одна из посылок — отрицательное суждение, то заключение сделать нельзя 2. Если одна из посылок — отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным 3. Если одна из посылок — отрицательное суждение, то заключение может быть и положительным |
3. Укажите верное определение третьего правила посылок | 1. Из двух частных посылок заключение сделать нельзя 2. Из двух частных посылок заключение с необходимостью следует 3. Из двух частных посылок заключение сделать можно |
4. Укажите верное определение четвертого правила посылок | 1. Если одна из посылок — частное суждение, то и заключение будет частным 2. Если одна из посылок — частное суждение, то заключение будет общим 3. Если одна из посылок — частное суждение, то заключение сделать невозможно |
5. Укажите, какое знание содержится в посылках | 1. Обосновывающее знание 2. Выводное знание 3. Исходное знание |
Ответ: 3,2,1,1,3
Простой категорический силлогизм | ||
1. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые действия не являются хорошо продуманными Действия экономиста Л. не являются хорошо продуманными ? ? ? (вывода нет) | 1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу |
2. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые пенсионеры — работающие Все работающие получают заработную плату Следовательно, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами | 1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу |
3. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Ни один студент учебной группы не является отличником Студент Петров не является отличником ??? (вывода нет) | 1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу |
4. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые депутаты Государственной Думы – экономисты Некоторые экономисты — брокеры ? ? ? (вывода нет) | 1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу |
5. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Всякое преступление есть правонарушение Моральный проступок не является правонарушением Следовательно, моральный проступок не есть правонарушение | 1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу |
Ответ: 1,4,1,3,2
Простой категорический силлогизм | ||
1. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Все экономисты знают логику Зайцев не знает логику Зайцев — не экономист | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
2. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление Осмотр места происшествия — следственное действие Некоторые следственные действия — обнаружение следов преступления | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
3. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение | Мышление — психический процесс Психические процессы имеются у животных Следовательно, мышление имеется и у животных | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
4. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Растрата — хозяйственное преступление Хозяйственное преступление — опасное деяние, предусмотренное УК Некоторые опасные деяния, предусмотренные УК, являются растратой | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
Ответ: 2,3,4,4
Простой категорический силлогизм | ||
1. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее Студент Петров изучал логику Следовательно, студент Петров знает логику | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
2. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Николаев торгует на вещевом рынке, а все торгующие на вещевом рынке платят налог за торговое место | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
3. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Всякое преступление наказуемо в соответствии с действующим законодательством, следовательно, умышленное уклонение от уплаты налогов наказуемо в соответствии с действующим законодательством | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
4. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Павлов оштрафован, следовательно, он нарушил правила уличной торговли | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
5. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение? | Петров обязан носить форму, потому что он работник таможенной службы | По 1-й фигуре По 2-й фигуре По 3-й фигуре По 4-й фигуре |
Ответ: 1,2,1,2,1
Простой категорический силлогизм | ||
1. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение? | Я могу пойти на военную службу или заняться коммерческой деятельностью Я решил пойти на военную Следовательно, я не могу заняться коммерческой деятельностью | 1. Условно-разделительное 2. Условно-категорическое 3. Разделительно-категорическое |
2. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение? | Если Ершов купил телевизор, то он был в магазине Ершов не был в магазине Ершов не купил телевизор | 1. Условно-разделительное 2. Условно-категорическое 3. Разделительно- |
3. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение? | Если у Петрова есть экономическое образование, то он займется коммерческой деятельностью У Петрова нет экономического образования Петров не будет заниматься экономической деятельностью | 1. Условно-разделительное 2. Условно-категорическое 3. Разделительно- |
4. К какому виду энтимемы относится следующее рассуждение? | «Оригинален, ибо мыслит» ( о тынском) | 1. С пропущенной большей посылкой 2. С пропущенной меньшей 3. С пропущенным заключением |
Ответ: 3,2,3,2
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Источник
Страница 2
a. исходное знание (посылки);
b. обосновывающее знание (логическое основание вывода);
c. выводное знание (заключение).
Истинность выводного знания зависит от истинности посылок и логической правильности их связи.
По степени общности посылок и вывода умозаключения делятся на три группы:
a. дедуктивные, когда мысль идет от большей к меньшей общности знания;
b. индуктивные, когда мысль развивается от знания одной степени общности к новому знанию большей степени общности;
c. по аналогии, когда посылки и вывод выражают знание одинаковой степени общности.
Посылками дедуктивного умозаключения могут быть суждения всех типов логических союзов – категорические, разделительные, условные или различное их сочетание, определяющее характер вывода. В соответствии с этим дедуктивные умозаключения бывают категорические, разделительно-категорические, условно-категорические и условно-разделительные.
Рассмотрение дедуктивных умозаключений принято начинать с категорических, с особой, наиболее типичной для дедукции формы этих умозаключений, называемой силлогизмом.
Как и другие формы абстрактного, научно-теоретического мыш-з ления, умозаключение имеет диалектический характер. Это выража-; ется прежде всего в том, что в состав умозаключений входят как понятия, так и суждения, а эти формы мысли диалектичны. Кроме того, взаимоотношения понятий в суждении и суждений в умозаключении также представляют собой отношения единства противоположностей. В умозаключении отображено единство таких противоположностей, как единичное и особенное, особенное и всеобщее, тождество и различие, конкретное и абстрактное и др.
Рассмотрим, например, категории единичного, особенного и всеобщего. Являясь противоположностями, они по существу в каждом умозаключении находятся в органическом единстве.
Чтобы показать это, рассмотрим такое умозаключение:
Береза – дерево Дерево — растение
Береза – растение
В состав этого умозаключения входят три понятия: “береза”, “дерево” и “растение”. В этом умозаключении они теснейшим образом взаимосвязаны законами формальной логики. Но ведь эти понятия в то же время являются противоположностями, ибо соотносятся как единичное, особенное и всеобщее: термин “береза” здесь выражает единичное понятие, термин “дерево” – особенное, а термин “растение” — всеобщее.
Приведенное умозаключение раскрывает отмеченную ранее диалектику процесса познания, протекающего от единичного к особенному и от особенного – ко всеобщему.
Первая посылка
“береза есть дерево” повествует о том, что единичное есть особенное. Здесь мысль протекает от единичного к особенному.
Вторая посылка
“дерево есть растение” сообщает о том, что особенное есть всеобщее. Здесь движение мысли идет от особенного ко всеобщему. В выводе “береза есть растение”, ради которого строилось все умозаключение, мысль движется от единичного ко всеобщему. Следовательно, в данном умозаключении единичное связывается и диалектически отождествляется со всеобщим, но не непосредственно, а опосредованно через особенное. Единичное с особенным и особенное со всеобщим связаны непосредственно, а единичное со всеобщим – опосредованно.
Отсюда видно, что особенное понятие, которое в логике называется средним термином, играет особую роль в умозаключении. Его важнейшее значение состоит в том, что оно логически и диалектически связывает единичное с общим и дает возможность построить правильное умозаключение. Поэтому второе понятие берется не произвольно, а только такое, которое способно играть указанную роль.
Дедукция играет большую роль в мышлении и практической жизни. В дедукции особенно ярко обнаруживается активность мышления. Исходя из обобщенного опыта, из практически проверенных научных положений выводится новое знание, в истинности которого мы уверены помимо непосредственной проверки каждого отдельного случая.
Без такой уверенности невозможно было бы использовать прошлые знания людей, не было бы преемственности в обобщении человеческого опыта.
В дедуктивном умозаключении подведение частного случая под общий закон характеризует предмет с новой стороны, раскрывает его свойства, закономерно вытекающие из более широкой, родовой связи явлений, и этим обогащает наши знания об этом предмете. Перенесение общих закономерностей на отдельные предметы углубляет познание конкретного, раскрывает его новые свойства и отношения, обогащает наше представление о всеобщей связи явлений объективного мира.
Страницы: 1 2 3 4
Еще по теме:
Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста
в отечественной и зарубежной психологии
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связаны с поступлением в шко …
Проблема возникновения
новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос “откуда берутся экспериментальные гипотезы?”. Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного …
Проблема интенсификации чувственной деятельности и
её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит …
Источник
ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ (правила терминов)
Таблица № 2
1. Выберите правильное определение терминов силлогизма | 1. Это понятия, входящие в заключение силлогизма |
2. Это понятия, входящие в состав силлогизма | |
3. Это понятия, входящие в посылки и отсутствующие в заключении | |
2. Какое определение большего, меньшего и среднего терминов является правильным? | 1. Меньший термин – предикат, средний термин – субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении |
2. Меньший термин – субъект, больший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |
3. Больший термин – субъект, меньший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |
3. Укажите верное определение первого правила терминов | 1. В силлогизме должно быть только три термина |
2. В силлогизме должно быть только два термина | |
3. В силлогизме должно быть только четыре термина | |
4. Укажите верное определение второго правила терминов | 1. Меньший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок |
2. Больший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок | |
3. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок | |
5. Укажите верное определение третьего правила терминов | 1. Термин, не распределенный в посылке, может быть распределен в заключении |
2. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении | |
3. Термин, нераспределенный в посылке, может быть частично распределен в заключении | |
Таблица №3
1. Дайте правильное определение меньшего термина категорического силлогизма | |||
1. Понятие, которое в заключении является предикатом | |||
2. Понятие, которое в заключении является субъектом | |||
3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |||
2. Дайте правильное определение большего термина категорического силлогизма | 1. Понятие, которое в заключении является предикатом | ||
2. Понятие, которое в заключении является субъектом | |||
3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |||
3. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Все юристы приносят пользу государству Сидоров приносит пользу государству | 1. Первое правило | Сидоров – юрист |
2. Второе правило | |||
3. Третье правило | |||
4. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Труд – основа жизни Учеба в университете -труд | 1. Первое правило | Учеба в университете – основа жизни |
2. Второе правило | |||
3. Третье правило | |||
5. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Все учебники – полезны Все учебники – книги | 1. Первое правило | Все книги полезны |
2. Второе правило | |||
3. Третье правило | |||
ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ (правила посылок)
Таблица № 4
1. Укажите верное определение первого правила посылок | 1. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением |
2. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суждением | |
3. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением | |
2. Укажите верное определение второго правила посылок | 1. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение сделать нельзя |
2. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным | |
3. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение может быть и положительным | |
3. Укажите верное определение третьего правила посылок | 1. Из двух частных посылок заключение сделать нельзя |
2. Из двух частных посылок заключение с необходимостью следует | |
3. Из двух частных посылок заключение сделать можно | |
4. Укажите верное определение четвертого правила посылок | 1. Если одна из посылок — частное суждение, то и заключение должно быть частным |
2. Если одна из посылок – частное суждение, то заключение должно быть общим | |
3. Если одна из посылок – частное суждение, то заключение сделать невозможно | |
5. Укажите, какое знание содержится в посылках | 1. Обосновывающее знание |
2. Выводное знание | |
3. Исходное знание | |
Таблица № 5
1. Что может служить посылкой? | 1.Факт | ||
2. Суждение | |||
3. Понятие | |||
2. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые пенсионеры -работающие | 1-му правилу | Следовательно, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами |
Все работающие получают заработную плату | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
3. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование | 1-му правилу | Следовательно, Михайлов имеет право на образование |
Михайлов – гражданин Российской Федерации | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
4. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые депутаты Государственной Думы -юристы | 1-му правилу | ? ? ? (вывода нет) |
Некоторые юристы – москвичи | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
5. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Всякое преступление есть правонарушение . | 1-му правилу | Следовательно, моральный проступок не есть правонарушение |
Моральный проступок не является правонарушением | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
Источник